Игровые приемы в период обучения грамоте
статья по чтению (1 класс)

Мазалова Елена Анатольевна

Трудности роста ребенка, сопровождающие его переход в статус школьника, можно сделать менее болезненными, если не противопоставлять игру как занятие маленьких учению как делу взрослых, а ввести в организацию урока специальные учебные игры, сходные по внешним условиям с дошкольными играми, знакомыми ребенку, но существенно отличающиеся от них по содержанию и целям, направленные на формирование самоконтроля и мотивов саморазвития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Чтобы обеспечить обучающий и развивающий эффект игры, я регулярно демонстрирую детям их достижения: пусть малыши систематически убеждаются в том, что до начала игры в классе они чего-то не умели, а к концу ее чему-то научились.

Пусть школьник почувствует, что учитель хвалит его не только за хорошее участие в игре, но и за результат – за приобретенное умение, знание, способность. Тогда ученик проникается гордостью от того, что он настоящий школьник, потому что он не просто играет, а учится! А это формирует у школьника желание учиться, развивает самоконтроль и самооценку.

Итак, для меня понятно стало, когда игра в обучении бывает полезной, а еще я убедилась, что прежде чем подходить к игровым приемам, я должна выявить прежде всего, зачем нужен этот прием?

Иначе не будет результатов, на которые мы рассчитываем, а может даже принести вред.

Добукварный период работы по русскому языку, когда происходит обучение грамоте, предусматривает два главных направления в изучении языка:

  1. работа с речью, текстом, предложением;
  2. формирование первоначальных фонетических представлений и умений.

А теперь я предлагаю игры, которые использую в добукварный период и позже для того, чтобы сформулировать предварительное практическое представление о речи как процессе применения языка для обмена мыслями и чувствами, т.е. для общения, а также для планирования индивидуальной деятельности и самоконтроля.

Играем речью.

Ни в коем случае не добиваюсь от учеников заучивания определений (Что такое речь? Зачем она нужна?) Цель этих начальных уроков в том, чтобы сделать объектом наблюдения детей, уточнить и осознать случаи практического употребления слова РЕЧЬ.

Первый урок знакомства с речью начинаю игрой-беседой учителя с учениками.

- Ребята, можно я задам вам пять вопросов? Не боитесь? Молодцы! На два вопроса вы уже ответили. Поняли, на какие вопросы вы ответили?

- Это вы ответили на третий вопрос. Задаю вопрос четвертый: «какие три вопроса я вам задала, а вы их поняли и ответили на них?»

- Замечательно. Теперь самый трудный, пятый, вопрос: почему мы с вами понимаем друг друга?

Произношу фразу на другом языке.

- Что вы поняли?

- Почему вы понимали меня раньше?

Дети приходят к выводу, что мы понимаем друг друга, потому что говорим на одном языке, что мы все умеем говорить по-русски, мы владеем русской речью. А теперь еще один вопрос совсем о другом:

- Как вы думаете, на Северном полюсе очень жарко?

- Нет, там холодно.

- Откуда вы знаете?

- Нам читали. Нам рассказывали.

- Вы об этом узнали потому, что умеете слушать и понимать русскую речь.

Затем вызываю к доске 5-6 учеников, которые умеют делать зарядку.

- мы хорошо поработали. Немножко устали. Пора провести маленькую зарядку. Сейчас мы выберем из этих ребят ведущего, который будет командовать зарядкой. Кто из вас знает считалку?

С помощью считалки дети выбирают ведущего. Он проводит физкультминутку.

- Что нам помогло договориться о том, кто проведет зарядку?

- Что помогло ведущему провести с нами зарядку? Правильно. Русская речь.

Ведущий садится.

- Продолжим урок. Послушайте стихотворение Вадима Левина «Пять слонов».

Первый слон скакал на белке,

А второй летал в тарелке.

Третий шил лягушке шорты,

Пятый лаял…

А четвёртый?

Хохотал четвертый слон:

Это все придумал он.

- Что помогло рассмешить вас? Конечно, русская речь.

- Вот, значит, для чего нам нужна речь: она помогает нам понимать друг друга, узнавать о том, что мы сами не видели, договариваться о том, как будем вместе играть, делать зарядку, учиться, а еще веселить друг друга, передавать друг другу свои радости и огорчения. Наши вопросы, рассказы, стихи, сказки – все это и есть наша речь.

А теперь последний вопрос. Когда вы придете домой, вас, наверное, спросят, о чем вы узнали на уроке. Что вы ответите?

Дети отвечают примерно так:

- Мы говорили о речи. Все, что мы говорим и слышим друг от друга, называется речью.

Делим речь на предложения.

Среди умений, которыми должны овладевать первоклассники к концу добукварного периода – это умение выделять в речи границы предложения. Сформировать это умение помогут игры, в которых ребенок интуитивно чувствует интонационно-смысловую завершенность предложений и замечает паузы между ними. Чтобы помочь детям осознанно членить речь на предложения, я провожу игры, в ходе которых ученики сопоставляют живую, нормально интонированную речь с искусственной, «механической», лишенной смысловых пауз и интонаций.

Игра «Осенние новости».

Заранее готовлю магнитофонную запись с чтением одного и того же текста «новостей» в двух вариантах.

- Ребята, мы с вами получили два звуковых письма. Их записали на магнитофон Сорока-белобока и красная Шапочка. Сначала послушаем Сороку.

Звучит запись без интонационной оформленности предложений и без пауз между ними.

- Поняли вы сорочьи новости?

- А теперь давайте послушаем, как эти новости прочла Красная шапочка.

Звучит запись во втором варианте.

- Теперь все поняли? Почему у Красной Шапочки нам все понятно?

Поставленную в такой форме проблему учащиеся принимают с интересом, пытаются объяснить, в чем разница между чтением Сороки и Красной Шапочки. Дети подошли к выводу о том, что Красная Шапочка, где нужно, голосом отделяла один «кусочек» речи от другого.

- Каждый такой отдельный кусочек речи мы будем называть предложением.

Для закрепления умения членить речь на предложения на этом же уроке использую еще одну игру, в которой магнитофон не нужен, но обыгрываются его свойства.

Игра «Умный магнитофон».

В игре используется кукла, изображающая литературного персонажа.

- Сегодня я пришла в школу и сказала Петрушке: «Давай поиграем. Я буду рассказывать тебе историю, а ты дели мою речь на предложения. После каждого предложения хлопай» (Петруша хлопал неправильно)

- Умеет ли Петруша делить речь на предложения7

- Нет.

- А вы умеете? Давайте покажем Петрушке, как вы умеете это делать. Сейчас мы сыграем с вами в «Умный магнитофон». Вы все будете магнитофоном. Каждый ряд – кусочек магнитофонной ленты. На каждый кусочек запишем одно предложение.

Я рассказываю историю. Как только кончилось первое предложение, вы все хлопаете в ладоши, а первый ряд запоминает это предложение и т.д. Потом я включаю магнитофон и каждый ряд по очереди повторит свое предложение. И все будут хлопать в ладоши после каждого предложения. Получится мой рассказ с правильными хлопками.

Вот мы и научились делить речь на предложения.

Умение членить речь на предложения я закрепляю и на других уроках с помощью игр.

От имени игрушки выступают и дети. При этом маска или деталь одежды литературного персонажа помогают ребенку войти в роль, а значит, успешнее решать учебную задачу, поставленную в игровой форме. Принимая на себя роль куклы, ученик не боится ошибиться, ведь это будет не его ошибка, а персонажа. Очень важно, что действуя в роли, ученик свободней словесно обосновывает свои действия. Ценность таких игр в том, что в них соблюдены все три условия эффективного применения игровых приемов:

  1. эти игры воспитывают у детей интерес к речи как учебному материалу, положительное отношение к учению;
  2. обеспечивает переход от дошкольной игры к учебной деятельности в игровой форме;
  3. ставят учеников в педагогическую позицию, когда они коллективно «учат» литературного героя (куклу) и таким образом осознают собственные умения.

На примере этих игр я стремлюсь показать, как можно ставить перед детьми учебную задачу в игровой форме, привлекательной и доступной для младших школьников. Вот еще один пример игровой постановки учебной задачи.

Игра «Разговор с Гномом».

- Поиграем с Гномиком. Игра такая. Я буду задавать Гномику вопросы, а он должен отвечать так, чтобы каждый ответ состоял из одного предложения.

Гномиком я назначаю Сашу. Вот тебе, Саша, колпачок Гнома. Сейчас мы будем с тобой, Гномик, разговаривать, а все станут внимательно слушать твои ответы и после каждого твоего предложения хлопать в ладоши.

Дети все правильно хлопают.

Особенно наглядной оказывается польза от игр, в которых первоклассники выступают «в роли», когда они перейдут к членению предложений НА СЛОВА и составлению схем предложений.

Умение определять количество слов в предложении на первый взгляд представляется простым. Вначале ребенку трудно распознавать в словосочетании аленький цветочек, зимний дуб и т.п. два отдельных слова, хотя они довольно быстро научатся разграничивать знаменательные слова.

Трудности возникают тогда, когда ребенок оказывается перед необходимостью выделять служебные слова, например, предлоги, особенно если они совпадают по звучанию с приставками: побежал по дороге. Если не вооружить школьника способом выделения отдельных слов, такая задача может вызвать у него трудности не только в младших классах.

Эффективным способом определения количества слов в предложении является прием подстановки еще одного слова между двумя отдельными словами: по дороге – по узкой дороге.

Чтобы сформировать у первоклассников умение членить предложения на слова провожу игры в такой последовательности:

  1. игры-упражнения на соотнесение предложения с его схемой;
  2. игры-упражнения на перестановку слов в предложении;
  3. игры на включение в предложение между двумя отдельными словами третьего слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий в период обучения грамоте

Упражнения, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся и ведущие к более осмысленному усвоению знаний о слове, способе слогоделения...

Коррекционные приемы работы по формированию развития навыка слогослияния у детей с ЗПР в период обучения грамоте

В данной работе представлен педагогический опыт работы учителя начальных классов коррекционной школы 7 вида по формированию у детей первичного навыка чтения, а именно коррекционные приемы работы по фо...

Коррекционные приемы работы в период обучения грамоте

Каждый учитель знаком с  работой по  разрезной азбуке, но далеко не каждый использует её в достаточной степени. Обычно в начале обучения грамоте все учащиеся имеют разрезную азбуку, и работа...

Методическая разработка "Развитие фонематических процессов через систему игровых упражнений у младших школьников в период обучения грамоте"

Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средства...

«Применение игровых технологий в период обучения грамоте. Упражнения, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся и ведущие к более осмысленному усвоению знаний»

Данную презентацию я представляла на Фестивале педагогического мастерства "Современные образовательные технологии как средство повышения качества образования" Пятой городской Выставки-ярмарки инноваци...

Игровые упражнения в период обучения грамоте

Игровые упражнения в период обучения грамоте...