Рабочая программа по литературному чтению 3кл школа 21века
рабочая программа по чтению (3 класс)

Лазарева Елена Викторовна
Рабочая программа по литературному чтению 3кл школа 21века

Скачать:


Предварительный просмотр:

Раздел 1. Пояснительная записка

      Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса составлена на основе:  Федерального государственного образовательного стандарта; Примерной программы основного общего образования ;Образовательной программы МБОУ «Зарубинская ООШ»; Устава МБОУ «Зарубинская ООШ»; Учебного плана МБОУ «Зарубинская ООШ» на 2018-2019 учебный год; Федерального перечня учебников (Приказ Минобрнауки России от 20 июня 2017г. №585);Положения о рабочей программе МБОУ «Зарубинская ООШ».

Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно-методического комплекса)   Л.А. Ефросининой.  Литературное чтение  Класс:3  /.М: Вентана-Граф, 2015.

          Основная цель курса литературного чтения — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читательских умений предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое на уровне не только фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

Задачи курса «Литературное чтение»:

        - обеспечивать полноценное восприятие обучающимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

        - научить обучающихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);

        -систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);

        - включать обучающихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;

        - формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;

        - расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки обучающихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.

        Читательское пространство в нашей программе формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов).

        Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Общая характеристика учебного предмета

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение литературного чтения в 3  классе отводится 136 часов в год, 4 часа в неделю.

Раздел 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Данный курс позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы ООО.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1)        формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2)        формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  1. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  2. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  1. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  2. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  1. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  2. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9)        развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10)        формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

8)        использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9)        овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  1. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  2. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  3. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  4. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  1. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  2. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  3. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «филология», включающей в себя предмет «литературное чтение» должны отражать:

  1. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  2. осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
  3. понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  4. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  5. умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».

Планируемые результаты изучения учебного предмета:

К концу обучения в 3 классе ученик достигнет следующих результатов:

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

  • пользоваться чтением для решения учебных задач и удовлетворения читательского интереса, поиска нужной информации на межпредметном уровне;
  • пользоваться умением читать вслух и молча в темпе, позволяющем понимать и осознавать прочитанное (читать вслух не менее 80 слов в минуту, а молча — не менее 100 слов в соответствии с индивидуальными возможностями);
  • читать выразительно подготовленные или изученные произведения из круга чтения, определяя задачу чтения и алгоритм действий;
  • пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым (выборочным), осознавать и объяснять выбор вида и формы чтения для той или иной работы;
  • различать тексты художественной, научно-популярной, учебной и справочной литературы;
  • ориентироваться в содержании художественного произведения, прослушанного или прочитанного самостоятельно: определять тему, жанр, авторскую принадлежность и главную мысль; устанавливать причинно-следственную связь в развитии событий и их последовательность, отвечать на вопросы по содержанию произведения; задавать вопросы и дополнять ответы одноклассников по сюжету произведения;
  • работать с учебным, научно-популярным и справочным текстами: понимать смысл, определять тему и выделять микро-темы (подтемы), отвечать на вопросы и задавать вопросы по тексту, дополнять ответы и подтверждать их конкретными сведениями, заданными в явном виде;
  • понимать и объяснять поступки героев, высказывать свое мнение них соотносить поступки с нравственными нормами;
  • передавать содержание произведения подробно, кратко или выборочно, рассказывать отдельные эпизоды или о героях произведения;
  • различать тексты стихотворной и прозаической формы, учебные, научно-популярные произведения по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • составлять по образцу краткую аннотацию и отзыв на литературное произведение или книгу;
  • пользоваться разными источниками информации, печатными и электронными справочниками (словари, энциклопедии), соответствующими возрасту;
  • пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно находить нужную книгу в библиотеке.

Ученик получит возможность научиться:

  • определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к произведениям, героям и их поступкам;
  • сравнивать художественные и научно-популярные произведения, выделять две-три отличительные особенности;
  • работать с детскими периодическими изданиями (журналы и газеты): находить нужную информацию, знакомиться с современной детской литературой.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

  • различать тексты произведений: стихотворный и прозаический, художественный и научно-популярный;
  • сопоставлять структуры произведений фольклора (сказка, былина, песня, пословица, загадка);
  • использовать в речи литературоведческие понятия: произведение, тема и главная мысль произведения, диалог, монолог, герой произведения, автор произведения, жанр произведения, автор — герой произведения, автор — рассказчик, главный герой, положительные и отрицательные герои произведения;
  • практически находить в тексте произведения эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры и объяснять их роль;
  • подбирать к словам из произведений синонимы и антонимы.

Ученик получит возможность научиться:

  • сравнивать и характеризовать тексты, используя литературоведческие понятия (прозаическая и стихотворная форма, фольклорное и авторское произведение);
  • находить и читать диалоги и монологи героев произведений, описания пейзажей и портретов героев, повествования и рассуждения;
  • различать понятия: произведение, книга, периодические издания (газеты, журналы), использовать их в речи и для решения учебных задач.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

  • читать по ролям литературное произведение, инсценировать произведение, моделировать живые картинки к эпизодам произведения или этапам сюжета (вступление, кульминация, заключение);
  • создавать по аналогии произведения разных жанров (загадки, сказки, рассказы, былины), сочинять стихотворные тексты по заданным строфам и рифмам;
  • выполнять индивидуально, в парах или группах тематические проекты, собирать информацию; оформлять материал по проекту в виде рукописных книг, книг-самоделок; представлять результаты работы на конкурсах, предметных неделях, библиотечных уроках, школьных праздниках;
  • писать небольшие сочинения о произведениях; о героях произведений, по иллюстрациям к произведению или репродукциям картин, соответствующих теме изучаемых литературных произведений.

Ученик получит возможность научиться:

  • пересказывать текст произведения от имени героя, от лица автора, от своего имени;
  • пересказывать текст с зачитыванием отдельных эпизодов, читать произведение с рассказыванием и чтением наизусть отдельных эпизодов;
  • писать небольшие сочинения о произведениях, о героях, о своих впечатлениях о книге.

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

  • находить информацию в тексте произведения;
  • прогнозировать содержание книги, исходя из анализа ее структуры (фамилия автора, заглавие, оглавление (содержание), аннотация, титульный лист);
  • работать с моделями, таблицами, схемами: сравнивать, дополнять, составлять; использовать моделирование для решения учебных задач;
  • использовать информацию из текстов произведений для описания пейзажей, портретов героев.

Ученик получит возможность научиться:

  • находить явную и скрытую (контекстуальную) информацию в тексте произведения;
  • находить необходимую информацию о книгах, авторах книг и произведений в справочниках и энциклопедиях;
  • собирать информацию для выполнения проектов по темам и разделам, обобщать, развивая эрудицию и читательский кругозор.

Раздел 3. Содержание учебного предмета

Распределение учебных часов по разделам программы:

Название раздела

Количество часов

1

Устное народное творчество

16ч.

2

Басни

5ч.

3

Произведения А.С.Пушкина

10ч.

4

Стихи русских поэтов. Ф.И.Тютчев, А.Н. Майков, А.А.Фет

5ч.

5

Произведения Л.Н.Толстой

11ч.

6

Произведения Н.Некрасова

7ч.

7

Произведения А..Чехова

6ч.

8

Сказки зарубежных писателей

4ч.

9

Стихи русских поэтов

7 ч.

10

Произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка

7ч.

11

Произведения А.Куприна

6ч.

12

Стихи С.Есенина

7ч.

13

Произведения К.Г.Паустовского

8 ч.

14

Произведения С.Маршака

4ч.

15

Рассказы Л.Пантелеева

6ч.

16

Произведения А.Гайдара

5ч.

17

Произведения М.Пришвина

7ч.

18

Произведения зарубежных писателей

10ч.

Итого:

136ч.

Круг чтения

Учебный материал для чтения и обсуждения в классе:

• произведения устного творчества русского и других народов;

• стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей;

• художественные и научно-популярные рассказы и очерки; приключенческая литература; справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги-справочники.

Основные разделы

 Устное народное творчество

Пословицы, скороговорки, загадки, русские народные сказки («Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую», «Дочь-семилетка», «Царевич Нехитёр-Немудёр»); былины («Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алёша Попович и Туга-рин Змеёвич», «Вольга и Микула»).

Басни

Эзоп. «Лисица и виноград»; И.А. Крылов. «Лиса и виноград», «Ворона и лисица».

Произведения А.С. Пушкина

«У лукоморья дуб зелёный» (отрывок), «Сказка о царе Салтане...», стихи («Вот север, тучи нагоняя...», «Зимний вечер», «Няне»); К.Г. Паустовский. «Сказки Пушкина».

Стихи русских поэтов

Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою Зимою...»; А.Н. Майков. «Осень»; АЛ. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря...»; И.С. Никитин. «Русь», «Утро»; И.З. Суриков. «Детство»; С.Д. Дрожжин. «Привет», «Зимний день».

Произведения Л.Н. Толстого

«Два брата», «Белка и Волк», «Лебеди», «Прыжок», «Зайцы», «Как боролся русский богатырь».

Произведения Н.А. Некрасова

«Крестьянские дети» (отрывок), «Мороз-воевода» (отрывок), «Мужичок с ноготок» (отрывок), «Славная осень! Здоровый, ядрёный...»; К.И. Чуковский. «Мужичок с ноготок»; «О стихах Н.А. Некрасова».

Произведения А.П. Чехова

Рассказы «Степь», «Ванька»; Н.С. Шер. «О рассказах А.П. Чехова».

Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка

«Умнее всех», «Приёмыш».

Произведения А.И. Куприна

«Синяя звезда», «Барбос и Жулька».

Произведения С.А. Есенина

«Стихи о Родине» (отрывки), «Я покинул родимый дом...», .«Нивы сжаты, рощи голы...», «Стихи о берёзе» (отрывки), «Берёза», «Бабушкины сказки».

Произведения К.Г. Паустовского

«Стальное колечко», «Кот-ворюга», «Какие бывают дожди».

Произведения С.Я. Маршака

«Урок родного языка», «Ландыш»; В. Субботин. «С Маршаком».

Рассказы Л. Пантелеева

«Честное слово», «Камилл и учитель».

Произведения А.П. Гайдара

«Горячий камень» (в сокращении), «Тимур и его команда» (отрывок); С.В. Михалков. «Аркадий Гайдар»; К.Г. Паустовский. «Об Аркадии Петровиче Гайдаре».

Произведения М.М. Пришвина

«Моя Родина», «Выскочка», «Жаркий час»; В. Чалмаев. «Воспоминания о М.М. Пришвине».

Произведения зарубежных писателей

III. Перро. «Подарки феи»; Ц. Топелиус. «Солнечный Луч и ноябре»; Дж. Лондон. «Волк»; Э. Сетон-Томпсон. «Чинк» (в сокращении).

Примерная тематика:

произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины, о труде людей и их отношениях друг к другу, о жизни детей и взрослых, их чувствах, дружбе и бережном отношении к животным; о нравственно-эстетических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т. д.).

Жанровое разнообразие:

• более сложные по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды (выявление их особенностей);

• стихотворные произведения (наблюдение за ритмом, рифмой, строкой, строфой).

Народная сказка: идея победы добра над злом, правды над кривдой; реальность и нереальность событий; герои положительные и отрицательные.

Особенности народной сказки: замедленность действия за счёт повторов; включение побасенок и прибауток; наличие волшебных превращений; присказки, зачины и их варианты; особые концовки.

Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой; герои сказки, структурное сходство; особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания.

Художественные рассказы: тема, смысл, герои, их поступки, мотивы поступков, структура рассказа: вступление, развитие действия, концовка рассказа; изобразительные средства: эпитеты, сравнения, устойчивые выражения, олицетворения.

Рассказы художественные, научно-художественные, научно-познавательные, очерки.

Рассказы-описания: художественные и научно-художественные.

Повествовательные рассказы (автор, рассказчик, рассказчик-автор, рассказчик-герой). Рассказы с включением диалога.

Басни: прозаические и стихотворные; структура басни (вступление, развитие действия, мораль; развитие действия — мораль; мораль — развитие действия), художественные особенности басни: иносказание, аллегория, крылатые слова, устойчивые сочетания, меткость языка, юмор.

Общая ориентировка в литературоведческих представлениях и понятиях:

• литература, фольклор, литературное произведение, жанр, сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, быль;

• присказка, зачин, диалог, вступление, концовка, мораль;

• герой (персонаж), портрет героя, пейзаж, место действия, поступок, отношение автора;

• стихотворение, рифма, строка, строфа;

• средства выразительности: тон, логические ударения, пауза, темп, ритм.

Восприятие литературного произведения. Изучение произведений одного и того же жанра и произведений одного и того же автора, особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображение героев). Сравнение персонажей разных произведений, анализ их поступков, характеристика персонажей; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.

Работа с текстом:

« осознание последовательности и смысла событий;

• вычленение главной мысли текста;

• знание структуры текста: начало, развитие действия, концовка;

• деление текста на части и их озаглавливание;

• составление плана под руководством учителя;

• пересказ содержания текста (подробно и выборочно) по готовому плану и самостоятельно;

• самостоятельное выполнение заданий к тексту.

Работа с книгой:

• самостоятельное определение темы и жанра, умение пользоваться оглавлением, предисловием, послесловием;

• отбор и самостоятельное чтение книг по теме и жанру, авторской принадлежности;

• знание элементов книги: форзац, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие. Периодика (газеты и журналы для детей).

Навык чтения. Обучение осознанному чтению целыми слонами вслух и молча небольших произведений или глав из произведений. Умение читать текст выразительно, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующую содержанию и смыслу текста интонацию (тон, паузы, темп, логическое ударе-

ние). Темп чтения вслух не менее 60 слов в минуту и молча — не менее 80 слов в минуту.

Творческая деятельность школьников. Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии) загадок, небылиц, забавных историй с героями изученных произведений.

Творческая работа по сопоставлению литературных произведений с аналогичными произведениями изобразительного искусства, музыки.

Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продленного дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): дорогами сказок, город героев, сказочный дом и т. д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчётов.

Раздел 4. Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

1

Малые формы фольклора: загадки. Загадка-сказка «Старик-годовик»

1

2

Малые формы фольклора: пословицы.

1

3

Малые формы фольклора: русские народные сказки. «Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую»

2

4

Литературное слушание. Сказки о животных. «Лиса и Котофей Иванович», «Дрозд Еремеевич»

1

5

Сказки с загадками. Русская народная сказка «Дочь-семилетка»

1

6

Волшебная русская народная сказка «Царевич Нехитер-Немудер». О присказках

2

7

Литературное слушание. Русские народные сказки «Елена Премудрая», «Умная внучка (в пер. А. Платонова)

1

8

Малые формы фольклора: скороговорки, потешки

1

9

Устное народное творчество.

«Проверь себя»

Проверка навыка чтения вслух

1

10

Былины. «Добрыня и Змей»

1

11

Былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

1

12

Былины. «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Вольга
и Микула»

1

13

Литературное слушание. Былины. «Про Добрыню Никитича
и Змея Горыныча» «Первый бой Ильи Муромца», «Алеша Попович»

1

14

Былины. Обобщающий урок

«Проверь себя»

Проверка навыка чтения молча

1

15

Эзоп «Лисица и виноград».

И. Крылов «Лиса и виноград»

1

16

И. Крылов «Ворона и Лисица», Эзоп «Ворон и Лисица»

1

17

Литературное слушание. И. Крылов «Петух и Жемчужное Зерно», «Волк и Ягненок»

1

18

Басни. Эзоп «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лиса»,

А. Е. Измайлов «Филин и Чиж», И. А. Крылов «Крестьянин и работник»

2

19

Басни.

«Проверь себя»

1

20

А. С. Пушкин

«У лукоморья дуб зеленый…»

1

21

Дополнительное чтение. А. С. Пушкин «Бой Руслана с головой» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»)

1

22

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

2

23

Литературное слушание и работа с детской книгой «Сказки Пушкина» К. Г. Паустовский.

Дополнительное чтение. А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и о работнике его Балде»; Э. Бабаев «Там лес и дол видений полны»

2

24

А. С. Пушкин. Стихи «Вот север тучи нагоняя…», «Зимний вечер», «Няне».

К.Г. Паустовский «Сказки А.С. Пушкина»

2

25

 «Произведения
А. С. Пушкина»

«Проверь себя»

Текущая проверка. Начитанность и читательские умения.

1

26

Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою Зимою…»

1

27

А. Майков «Осень»

1

28

А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поет, глаза прищуря…»

1

29

Литературное слушание. И. Бунин «Листопад»

1

30

Обобщение по разделу «Стихи русских поэтов»

Итоговая проверка. Навык чтения вслух.

1

31

Л. Толстой. Сказка «Два брата». Басня «Белка и Волк»

2

32

Литературное слушание. Л. Н. Толстой «Работник Емельян и пустой барабан»

2

33

Л. Толстой. Рассказы «Зайцы», «Лебеди».

Дополнительное чтение. «Лев и собачка»

2

34

Л. Толстой «Прыжок»

1

35

Былина «Как боролся русский богатырь»

1

36

Разножанровые произведения. Рассказ «Прыжок», былина «Как боролся русский богатырь»

1

37

Литературное слушание. Книги
Л. Н. Толстого.

Дополнительное чтение рассказов
Л. Толстого «Ореховая ветка», А. Сергеенко «Как
Л. Н. Толстой рассказывал сказку об огурцах»

1

38

Произведения
Л. Толстого. Обобщающий урок

Итоговая проверка. Навык чтения молча.

1

39

Н. Некрасов «Крестьянские дети».

К. И. Чуковский «Мужичок с ноготок»

1

40

Литературное слушание. Н. Некрасов «Крестьянские дети» (полный текст)

1

41

Н. Некрасов «Славная осень»

1

42

«Зеленый шум».

К. И. Чуковский «Зеленый шум»

1

43

Стихи о природе.
Н. Некрасов «Мороз-воевода»

1

44

Произведения
Н. Некрасова.
К. И. Чуковский

«О стихах Н. А. Некрасова».

Дополнительное чтение. Н. А. Некрасов «Саша», «Перед дождем»

2

45

Обобщение по разделу «Стихи русских поэтов»

1

46

А. П. Чехов «Степь»

1

47

А. П. Чехов «Белолобый», И. С. Тургенев «Лес и степь»

1

48

А. Чехов «Ванька».

Дополнительное чтение Н. Шер «О рассказах А. П. Чехова»

2

49

Литературное слушание. Книги о животных. Рассказ Л. Андреева «Кусака»

1

50

Обобщение по разделу «Проверьте себя»

Итоговая проверка. Тест.

1

51

Ш. Перро «Подарки феи»

1

52

И. Топелиус «Солнечный луч в ноябре».

Дополнительное чтение Ц. Топелиус «Зимняя сказка»

1

53

Литературное слушание. «В мире сказок». Сказки
Г.-Х. Андерсена «Снеговик» и бр. Гримм «Умная дочь крестьянская»

1

54

Обобщение по разделу «В мире сказок»

Итоговая проверка. Сформированность учебной и читательской деятельности - диагностические тесты и задания

1

55

И. Никитин «Русь»

1

56

И. Никитин «Утро»

1

57

И. Суриков «Детство»

Текущая проверка. Навык чтения вслух.

1

58

Литературное слушание. Стихи русских поэтов.

Дополнительное чтение. И. С. Никитин «Помню я: бывало няня…»

1

59

С. Дрожжин «Привет», «Зимний день»

1

60

Литературное слушание. Стихи о Родине. Дополнительное чтение. Ф. Н. Глинка «Москва»

1

61

Обобщение по разделу «Стихи русских поэтов»

Текущая проверка. Навык чтения молча.

1

62

Д. Мамин-Сибиряк «Приемыш»

3

63

Д. Мамин-Сибиряк «Умнее всех»

1

64

Литературное слушание. Рассказы о животных.

Дополнительное чтение. Д. Мамин-Сибиряк «Постойко»

2

65

Обобщение по разделу. Рассказы Д. Мамина-Сибиряка

1

66

А. И. Куприн «Синяя звезда»

2

67

А. Куприн «Барбос и Жулька»

1

68

Дополнительное чтение. А. Куприн «Собачье счастье»

1

69

Литературное чтение. А. Куприн «Ю-ю»

1

70

Обобщение по разделу «Рассказы
А. Куприна»

1

71

Есенин. Стихи о Родине

1

72

С. Есенин. «Нивы сжаты, рощи голы…». Стихи

о природе

1

73

С. Есенин «Береза». Дополнительное чтение. Стихи о березе

1

74

С. Есенин «Бабушкины сказки»

1

75

Литературное слушание. Стихи русских поэтов. Дополнительное чтение. «Топи да болота…», «Сыплет черемуха снегом», И. С. Тургенев «Деревня»

1

76

Обобщение по разделу «Стихи С. Есенина»

Текущая проверка. Начитанность и читательские умения.

1

77

Библиотечный урок. Стихи русских поэтов

1

78

К. Паустовский «Стальное колечко»

2

79

К. Паустовский «Заячьи лапы»

1

80

К. Паустовский «Кот-ворюга»

1

81

К. Паустовский «Какие бывают дожди»

2

82

Литературное слушание. К. Г. Паустовский «Теплый хлеб»

2

83

Обобщение по разделу «Рассказы К. Паустовского»

Итоговая проверка. Сформированность учебной и читательской деятельности - диагностические тесты и задания

1

84

Литературное слушание. Детские книги о природе (Н. Сладков, Г. Скребицкий, Э. Шим, В. Бианки и др.).

Дополнительное чтение. В. Астафьев «Стрижонок Скрип»

2

85

И. С. Тургенев «Перепелка», «Воробей»

1

86

Урок-концерт «Моя любимая книжка»

1

87

С. Маршак «Урок родного языка»

1

88

С. Маршак «Ландыш».

В. Субботин

«С Маршаком»

1

89

Литературное слушание. С. Маршак «Кошкин дом»

1

90

Обобщение по разделу «Произведения и книги С. Я. Маршака»

Текущая проверка .Литературная эрудиция – литературные диктанты.

1

91

Л. Пантелеев «Честное слово»

2

92

Л. Пантелеев «Камилл и учитель»

2

93

Литературное слушание. Книги Л. Пантелеева.

Дополнительное чтение. Л. Пантелеев «Фенька», «Новенькая»

1

94

Обобщение по разделу «Рассказы Л. Пантелеева»

1

95

А. Гайдар «Горячий камень»

1

96

А. Гайдар «Тимур и его команда» (отдельные главы)

2

97

С. Михалков «Аркадий Гайдар». К. Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре».

Дополнительное чтение «С. В. Михалков «Ошибка»

1

98

Литературное слушание. Детские книги о детях.

Ю. Драгунский «Девочка на шаре»

1

99

М. Пришвин «Моя Родина»

1

100

М. Пришвин «Двойной след»

1

101

М. Пришвин «Выскочка»

2

102

М. Пришвин «Жаркий час».

В. Чалмаев «Воспоминания о
М. М. Пришвине»

1

103

Литературное слушание. Детские книги о природе.

Дополнительное чтение. В. Бианки «По следам»

1

104

Обобщение по разделу «Книги писателей-натуралистов».

Текущая проверка .Литературная эрудиция – литературные диктанты.

1

105

Дж. Лондон «Волк»

3

106

Э. Сетон-Томпсон «Чинк»

3

107

Проверка навыка чтения

1

108

Литературное слушание. Книги для детей зарубежных писателей.

Дополнительное чтение. Дж. Чиарди «Джон Джей Пленти и кузнечик», «Об удивительных птицах», Р. Сеф «О стихах Джона Чиарди»

1

109

Обобщение по разделу «Произведения зарубежных писателей»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой,  В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...

рабочая программа по литературному чтению (УМК "Школа 2100")

 Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» разработана на основе примерной  программы начального общего образования по литературному чтению, учебно-методического комплекса  (УМК) «Школ...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс

Литературное чтение — один из основных предметов в сис­теме подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способ­ствует общему развитию и восп...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России"  2 класс автор учебника Л.Ф.Климанова....

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...