Занятие по внеурочной деятельности ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Тема. Тема и  заголовок текста. Основная мысль текста.

Цель: закрепить умения  отличать текст от набора предложений;

учить определять тему и основную мысль текста;

знакомить с заголовком, отражающим тему и основную мысль текста;

развивать умение работать в парах и группах;

совершенствовать выразительность речи учащихся

Оборудование: презентация «Речевая разминка», карточки с предложениями для работы в парах, кроссворд, учебник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_vd_hudozhestvennoe_slovo.docx25.79 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие

по внеурочной деятельности «Художественное слово»

Тема. Тема и  заголовок текста. Основная мысль текста.

Цель: закрепить умения  отличать текст от набора предложений;

учить определять тему и основную мысль текста;

знакомить с заголовком, отражающим тему и основную мысль текста;

развивать умение работать в парах и группах;

совершенствовать выразительность речи учащихся

Оборудование: презентация «Речевая разминка», карточки с предложениями для работы в парах, кроссворд, учебник.

Ход занятия.

I.  Организационный момент.

Обсуждение:

«Необдуманно вырвавшееся слово так же трудно удержать, как брошенный камень.»  Менандр

- Сегодня солнечный  весенний день.
- И на душе у меня легко и спокойно.
- Со мной мои друзья.
- Постараюсь работать хорошо.
- Буду радовать окружающих.

  1. Речевая разминка.

1.Развитие органов дыхания:

 а) упражнение «Согреем стеклышко.

Мороз. Утром вы захотели посмотреть в окно, а оно все в морозных узорах. Давайте разогреем своим дыханием кусочек стекла.

Глубоко вдохнули через нос и медленно через рот выдыхаем, отогреваем стеклышко. (3 раза)

б) упражнение «Бумажный кораблик».

Наступила весна. Потекли ручьи. Начались долгожданные каникулы. Вы сделали бумажный кораблик и опустили его на воду. А чтобы он поплыл, на него нужно подуть. Чем дольше вы будете дуть, тем больше времени кораблик будет плыть.

Сделаем глубокий вдох, дуем медленно, не торопясь.  (3 раза)

2. Произносительно-интонационные упражнения

а) Презентация (1 кадр)

Говори, не торопись и смотри, не ошибись.

- Произнесите скороговорки.

  1. Под деревом тетерев тетерева встретил.
  2. Гусь Гога и гусь Гага друг без друга ни шага.

б) Презентация (2 кадр)

Чистоговорка

- Прочти, подумай и сам придумай. Придумайте чистоговорки.

чок-чок-чок - … 

(простучал каблучок)

як-як-як - …

(у меня брат моряк)

жу-жу-жу - …

(я с ребятами дружу)

ино-ино-ино - …

(вот проказник Буратино)

в) Презентация (кадр 3)

 Загадай загадку!

Произнесите загадку как бы с вопросом, с ожиданием ответа.

Чудо-ящик – в нём окошко.

В том окошечке – кино.

III. Актуализация знаний. Презентация (кадр 4)

Кроссворд

         р                                                                                                        

        е

  1. Наука, которая учит говорит и писать искусно, умело, успешно.
  2. Свойство устной речи, которое характеризует скорость говорения.
  3. Свойство устной речи, определяющее силу голоса.
  4. Дополнительное средство выразительности устной речи.
  5. Свойство устной речи, по которому возможно определить настроение говорящего.

 В выделенной строчке  мы узнаем тему урока.

IV. Постановка задачи урока.

Что же такое текст? (высказывания детей)

Разберём на примерах. Презентация (кадр 5)

- Прочитайте две записи, определите, где текст. Докажите.

Оса – это насекомое.

Мальчик увидел бабочку.

Художник нарисовал птицу.

Текст

Оса – это насекомое.

У осы шесть лапок.

Ещё у осы есть жало.

V.  Работа с учебником.

- Прочитайте две записи (с5, задание 1) и скажите, какая из них является текстом.

 - Почему вы так решили?

Вывод: верно во второй записи все предложения об одном, иначе говоря – на одну тему. А в первой записи – первое предложение о чём?.. Второе? … Третье?... Получается так, что отдельные предложения как-то связаны друг с другом, а текста не получилось, непонятно о чём он. К какой записи можно нарисовать один рисунок, отражающий её содержание, а к какой нет?

- Текст всегда о чём-то или о ком-то рассказывает. О ком или о чём рассказывает наш текст?

- Что вы узнали о ките?

Что в тексте было непонятным, и вы хотите задать вопросы?

- И так тема текста – «кит». Мы прочитали текст и определили его тему.

А я скажу, что могу определить тему многих текстов не читая, буквально только взглянув на них. Кто догадался, как я это делаю?

- Конечно, нередко достаточно прочесть только заголовок.

Чтение сведений, выделенных на планке на с.6

- Давайте подберём заголовок к нашему тексту.

 Чтение остальных сведений.

VI.  Работа в группах.

Работа с карточками.

- Составьте  текст из отдельных предложений.

Обсуждение составленных текстов.

- Почему текст назван птичьи домики, а не гнёзда?

VII. Беседа

Заголовок- это как бы «Вывеска» текста, по которой можно узнать о содержании текста, которая помогает «войти» в текст, так же,  как вы входите, например, в магазин, взглянув на его вывеску. Сейчас я буду называть заголовки разных стихотворений, а вы по ним - определяйте, о чем или о ком сам текст. «Про один лопух»?.. «Гололедица»?.. «Трудолюбивая старушка»?.. «Драка»?.. «Лис и мышонок»?... «Песни бегемотов»?..

Вы все легко справились с этим заданием, сразу представили, о ком или о чем пойдет речь в стихотворении. Сейчас я назову заголовки посложнее, а в чем сложность, вы мне скажете сами. «Эх!»?.. «Золотое сердечко»?..

— Видите, не все вам было понятно в заголовке. Ведь заголовок только отражает тему, какую-то ее сторону, часть. Мы читаем заголовок и только предполагаем, о чем текст, а уточняем тему текста, когда прочитываем полностью. Когда строчка за строчкой прочитаем весь текст, тогда и узнаем, что «Золотое сердечко» — это название сказки Виталия Бианки про девочку Зою и кукушонка, а «Эх!» — стихотворение Андрея Усачева о жалобах рыбаков, судаков и червяков. Чем больше человек читает, тем быстрее и точнее он определяет по заголовку, о чем текст.

VIII.  Работа в парах.

Прочитайте два стихотворения, определите тему этих стихов, посоветуйтесь друг с другом подберите заголовок и запишите их в тетрадь. Обоснуйте свой выбор.

IX Закрепление

— Сейчас я буду называть заголовки, а вы высказывайте свои предположения о теме текста. «Музыкальная канарейка»?.. (В. Бианки — о канарейке с абсолютным музыкальным слухом.) «Поганки»?.. (В. Бианки — о птицах, которые так называются.) «Мордочка, хвост и четыре ноги»?.. (Людвиг Ежи Керн в пер. Б. Заходера — о собаке.)

— Теперь вы назовите заголовки каких-либо произведений, которые вы читали. Мы выскажем свои предположения, а вы оцените их верность.

X Рефлексия.

- Что делает текст текстом?

- Почему при чтении текста так важно обращать внимание на заголовок?

XI Постановка задачи этапа.

- Итак, когда мы читаем текст, очень важно определить его тему -  о чём он.

- но этого недостаточно для понимания текста. Что ещё объединяет предложения в тексте, кроме темы?


XII Работа по учебнику.

Чтение текста с.7, задание 3.

- О чём текст? Подберите заголовок, отражающий тему. («КРОТ», «О КРОТЕ»)

            — Что самое главное рассказано о кроте, что мы узнали о нем?

        (Что крот не такой добряк; крот — очень драчливый зверь; крот беспощаднее пантеры.)

— Вы верно определили основную мысль текста. Основная мысль объединяет все предложения текста о кроте.

Чтение сведений на с. 7 после задания З.

Основную мысль не всегда легко понять читателю, надо думать, внимательно вчитываться в текст, особенно учебный, для того чтобы понять основную мысль, а значит, и весь текст.

Закрепление

Выполнение задания на с.8, задание 4

Чтение сведений на с. 8 после задания 4. Обращаем внимание учащихся на то, что заголовок может отражать и тему, и основную мысль.

Выполнение задания 5. После чтения текста

- Определите его тему (о чем?).

- Определите основную мысль.  

(Подсказка: «Найдите предложение в тексте, которое подскажет вам основную мысль». – Сформулируйте  основную мысль. («Если хочешь услышать или увидеть что-то в лесу, стань невидимкой и неслышимкой»)

Самостоятельное выполнение задания 6.

После определения основной мысли текста учащиеся самостоятельно подбирают заголовок, объясняя, что отражено в заголовке — тема или основная мысль.

XII. Подведение занятия. 

- Можно ли наш урок назвать текстом?  Когда? Какова будет тема? Основная мысль?

- Оцените свою работу на уроке. (красный, жёлтый зелёный)

Кто может дать словесную характеристику своей работы.

Д/з с. 10, № 8, 9, найти в любой энциклопедии интересную статью, определить её тему и познакомить с ней одноклассников (назвать заголовок и тему, сказать, что в ней интересно)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Художественное слово» для 2 классов

Человек всю жизнь совершенствует свою устную и письменную речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью пр...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Художественное слово» для детей младшего школьного возраста (8–10 лет)

«Художественное слово» - это программа, которая не предполагает буквального выполнения, она ориентирует взрослых (учителей, родителей) на создание условий для активизации у ребёнка эстетических устано...

план-конспект занятия по внеурочной деятельности, художественно-эстетическое направление вокально-хоровой кружок «Аккорд» Тема занятия: Музыкальный инструмент – деревянная ложка

Тема занятия: Музыкальный инструмент – деревянная ложкаТип урока: Урок «открытия» нового знанияДеятельностная цель: научить простейшим элементам игры на деревянных ложках.Образовател...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное слово"

В основу программы заложена идея вооружения учащихся культурной, выразительной речью. Умение говорить ещё более важно, чем умение писать. Практика показала, что наиболее целесообразно идти от устной р...

Рабочая программа Внеурочной деятельности «Художественное слово»

рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное слово" для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального образования для обучающихся с ЗПР....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное слово"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное слово"...