Занятие по внеурочной деятельности ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Тема. Тема и заголовок текста. Основная мысль текста.
Цель: закрепить умения отличать текст от набора предложений;
учить определять тему и основную мысль текста;
знакомить с заголовком, отражающим тему и основную мысль текста;
развивать умение работать в парах и группах;
совершенствовать выразительность речи учащихся
Оборудование: презентация «Речевая разминка», карточки с предложениями для работы в парах, кроссворд, учебник.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие
по внеурочной деятельности «Художественное слово»
Тема. Тема и заголовок текста. Основная мысль текста.
Цель: закрепить умения отличать текст от набора предложений;
учить определять тему и основную мысль текста;
знакомить с заголовком, отражающим тему и основную мысль текста;
развивать умение работать в парах и группах;
совершенствовать выразительность речи учащихся
Оборудование: презентация «Речевая разминка», карточки с предложениями для работы в парах, кроссворд, учебник.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Обсуждение:
«Необдуманно вырвавшееся слово так же трудно удержать, как брошенный камень.» Менандр
- Сегодня солнечный весенний день.
- И на душе у меня легко и спокойно.
- Со мной мои друзья.
- Постараюсь работать хорошо.
- Буду радовать окружающих.
- Речевая разминка.
1.Развитие органов дыхания:
а) упражнение «Согреем стеклышко.
Мороз. Утром вы захотели посмотреть в окно, а оно все в морозных узорах. Давайте разогреем своим дыханием кусочек стекла.
Глубоко вдохнули через нос и медленно через рот выдыхаем, отогреваем стеклышко. (3 раза)
б) упражнение «Бумажный кораблик».
Наступила весна. Потекли ручьи. Начались долгожданные каникулы. Вы сделали бумажный кораблик и опустили его на воду. А чтобы он поплыл, на него нужно подуть. Чем дольше вы будете дуть, тем больше времени кораблик будет плыть.
Сделаем глубокий вдох, дуем медленно, не торопясь. (3 раза)
2. Произносительно-интонационные упражнения
а) Презентация (1 кадр)
Говори, не торопись и смотри, не ошибись.
- Произнесите скороговорки.
- Под деревом тетерев тетерева встретил.
- Гусь Гога и гусь Гага друг без друга ни шага.
б) Презентация (2 кадр)
Чистоговорка
- Прочти, подумай и сам придумай. Придумайте чистоговорки.
чок-чок-чок - … | (простучал каблучок) |
як-як-як - … | (у меня брат моряк) |
жу-жу-жу - … | (я с ребятами дружу) |
ино-ино-ино - … | (вот проказник Буратино) |
в) Презентация (кадр 3)
Загадай загадку!
Произнесите загадку как бы с вопросом, с ожиданием ответа.
Чудо-ящик – в нём окошко.
В том окошечке – кино.
III. Актуализация знаний. Презентация (кадр 4)
Кроссворд
р
е
- Наука, которая учит говорит и писать искусно, умело, успешно.
- Свойство устной речи, которое характеризует скорость говорения.
- Свойство устной речи, определяющее силу голоса.
- Дополнительное средство выразительности устной речи.
- Свойство устной речи, по которому возможно определить настроение говорящего.
В выделенной строчке мы узнаем тему урока.
IV. Постановка задачи урока.
Что же такое текст? (высказывания детей)
Разберём на примерах. Презентация (кадр 5)
- Прочитайте две записи, определите, где текст. Докажите.
Оса – это насекомое. Мальчик увидел бабочку. Художник нарисовал птицу. | Текст Оса – это насекомое. У осы шесть лапок. Ещё у осы есть жало. |
V. Работа с учебником.
- Прочитайте две записи (с5, задание 1) и скажите, какая из них является текстом.
- Почему вы так решили?
Вывод: верно во второй записи все предложения об одном, иначе говоря – на одну тему. А в первой записи – первое предложение о чём?.. Второе? … Третье?... Получается так, что отдельные предложения как-то связаны друг с другом, а текста не получилось, непонятно о чём он. К какой записи можно нарисовать один рисунок, отражающий её содержание, а к какой нет?
- Текст всегда о чём-то или о ком-то рассказывает. О ком или о чём рассказывает наш текст?
- Что вы узнали о ките?
Что в тексте было непонятным, и вы хотите задать вопросы?
- И так тема текста – «кит». Мы прочитали текст и определили его тему.
А я скажу, что могу определить тему многих текстов не читая, буквально только взглянув на них. Кто догадался, как я это делаю?
- Конечно, нередко достаточно прочесть только заголовок.
Чтение сведений, выделенных на планке на с.6
- Давайте подберём заголовок к нашему тексту.
Чтение остальных сведений.
VI. Работа в группах.
Работа с карточками.
- Составьте текст из отдельных предложений.
Обсуждение составленных текстов.
- Почему текст назван птичьи домики, а не гнёзда?
VII. Беседа
Заголовок- это как бы «Вывеска» текста, по которой можно узнать о содержании текста, которая помогает «войти» в текст, так же, как вы входите, например, в магазин, взглянув на его вывеску. Сейчас я буду называть заголовки разных стихотворений, а вы по ним - определяйте, о чем или о ком сам текст. «Про один лопух»?.. «Гололедица»?.. «Трудолюбивая старушка»?.. «Драка»?.. «Лис и мышонок»?... «Песни бегемотов»?..
Вы все легко справились с этим заданием, сразу представили, о ком или о чем пойдет речь в стихотворении. Сейчас я назову заголовки посложнее, а в чем сложность, вы мне скажете сами. «Эх!»?.. «Золотое сердечко»?..
— Видите, не все вам было понятно в заголовке. Ведь заголовок только отражает тему, какую-то ее сторону, часть. Мы читаем заголовок и только предполагаем, о чем текст, а уточняем тему текста, когда прочитываем полностью. Когда строчка за строчкой прочитаем весь текст, тогда и узнаем, что «Золотое сердечко» — это название сказки Виталия Бианки про девочку Зою и кукушонка, а «Эх!» — стихотворение Андрея Усачева о жалобах рыбаков, судаков и червяков. Чем больше человек читает, тем быстрее и точнее он определяет по заголовку, о чем текст.
VIII. Работа в парах.
Прочитайте два стихотворения, определите тему этих стихов, посоветуйтесь друг с другом подберите заголовок и запишите их в тетрадь. Обоснуйте свой выбор.
IX Закрепление
— Сейчас я буду называть заголовки, а вы высказывайте свои предположения о теме текста. «Музыкальная канарейка»?.. (В. Бианки — о канарейке с абсолютным музыкальным слухом.) «Поганки»?.. (В. Бианки — о птицах, которые так называются.) «Мордочка, хвост и четыре ноги»?.. (Людвиг Ежи Керн в пер. Б. Заходера — о собаке.)
— Теперь вы назовите заголовки каких-либо произведений, которые вы читали. Мы выскажем свои предположения, а вы оцените их верность.
X Рефлексия.
- Что делает текст текстом?
- Почему при чтении текста так важно обращать внимание на заголовок?
XI Постановка задачи этапа.
- Итак, когда мы читаем текст, очень важно определить его тему - о чём он.
- но этого недостаточно для понимания текста. Что ещё объединяет предложения в тексте, кроме темы?
XII Работа по учебнику.
Чтение текста с.7, задание 3.
- О чём текст? Подберите заголовок, отражающий тему. («КРОТ», «О КРОТЕ»)
— Что самое главное рассказано о кроте, что мы узнали о нем?
(Что крот не такой добряк; крот — очень драчливый зверь; крот беспощаднее пантеры.)
— Вы верно определили основную мысль текста. Основная мысль объединяет все предложения текста о кроте.
Чтение сведений на с. 7 после задания З.
Основную мысль не всегда легко понять читателю, надо думать, внимательно вчитываться в текст, особенно учебный, для того чтобы понять основную мысль, а значит, и весь текст.
Закрепление
Выполнение задания на с.8, задание 4
Чтение сведений на с. 8 после задания 4. Обращаем внимание учащихся на то, что заголовок может отражать и тему, и основную мысль.
Выполнение задания 5. После чтения текста
- Определите его тему (о чем?).
- Определите основную мысль.
(Подсказка: «Найдите предложение в тексте, которое подскажет вам основную мысль». – Сформулируйте основную мысль. («Если хочешь услышать или увидеть что-то в лесу, стань невидимкой и неслышимкой»)
Самостоятельное выполнение задания 6.
После определения основной мысли текста учащиеся самостоятельно подбирают заголовок, объясняя, что отражено в заголовке — тема или основная мысль.
XII. Подведение занятия.
- Можно ли наш урок назвать текстом? Когда? Какова будет тема? Основная мысль?
- Оцените свою работу на уроке. (красный, жёлтый зелёный)
Кто может дать словесную характеристику своей работы.
Д/з с. 10, № 8, 9, найти в любой энциклопедии интересную статью, определить её тему и познакомить с ней одноклассников (назвать заголовок и тему, сказать, что в ней интересно)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/25/picture-603045-1435222977.jpg)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Художественное слово» для 2 классов
Человек всю жизнь совершенствует свою устную и письменную речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью пр...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/04/picture-467576-1407178548.jpg)
Доклад на тему: "Использование метода творческих проектов на занятиях по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления "Художественное творчество"
Выступление на школьном МО...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/30/picture-53740-1580414047.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Художественное слово» для детей младшего школьного возраста (8–10 лет)
«Художественное слово» - это программа, которая не предполагает буквального выполнения, она ориентирует взрослых (учителей, родителей) на создание условий для активизации у ребёнка эстетических устано...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/23/picture-940852-1503517485.jpg)
план-конспект занятия по внеурочной деятельности, художественно-эстетическое направление вокально-хоровой кружок «Аккорд» Тема занятия: Музыкальный инструмент – деревянная ложка
Тема занятия: Музыкальный инструмент – деревянная ложкаТип урока: Урок «открытия» нового знанияДеятельностная цель: научить простейшим элементам игры на деревянных ложках.Образовател...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/10/picture-874179-1484034223.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное слово"
В основу программы заложена идея вооружения учащихся культурной, выразительной речью. Умение говорить ещё более важно, чем умение писать. Практика показала, что наиболее целесообразно идти от устной р...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/09/picture-68014-1386553331.jpg)
Рабочая программа Внеурочной деятельности «Художественное слово»
рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное слово" для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального образования для обучающихся с ЗПР....
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/29/picture-1350150-1632923497.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное слово"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное слово"...