Приёмы обучения смысловому чтению в начальных классах
методическая разработка по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Подшивалова Лариса Юрьевна

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. Уметь учиться – это уметь, пользуясь учебниками, пользоваться дополнительной литературной и другими видами информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания. Это станет возможным, если на каждом уроке дети будут овладевать приёмами обучения смысловому чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл https://pedjournal.ru/pub.html?id=44659918.18 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы обучения смысловому чтению в начальных классах.

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.

В современном обществе умение школьников читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения.  Чтение – это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений.

Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различны стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».

Уметь учиться – это уметь, пользуясь учебниками, пользоваться дополнительной литературной и другими видами информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания. Это станет возможным, если на каждом уроке дети будут овладевать  важнейшим  метапредметным универсальным учебным действием – смысловым чтением.

Смысловое чтение – это такое качество чтение, при котором достигается пониманием информационной, смысловой и идейной сторон произведения.

Цель смыслового чтения – формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию).

Стороны смыслового чтения:

- смысловая – понимание содержания и смысла читаемого;

- техническая – способ, темп, правильность и выразительность чтения.

Существует множество приёмов по развитию смыслового чтения:

- выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятных;

- пользоваться сносками и школьным толковым словарём;

- отвечать на вопросы по содержанию словами текста;

- определять эмоциональный характер текста;

- выделять опорные слова;

- опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;

- определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;

 - прогнозировать содержание читаемого;

- осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;

- работать с заголовками;

- определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;

- находить главную мысль, сформированную в тексте;

- определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавную, рисункам;

- читать с пометками.

Остановлюсь подробно на некоторых приёмах, которые особенно нравятся моим ученикам и эффективны при развитии смыслового чтения.

Ассоциативный куст – один из основных приёмов работы с информацией до чтения. Предлагаю ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями. Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.

Составление вопросного плана – приём работы с текстом, направленный на формирование умения выделять логическую и последовательную структуру текста. В ходе работы ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, делит текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом.

Приём «Толстые и тонкие вопросы» - это способ организации взаимоопроса учащихся по теме, при котором «тонкий» вопрос предлагает однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный)требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации.

Приём направлен на реализацию сразу трёх целей, которые ставятся на любом уроке:

- обучает ребёнка на практике применять новые знания и соотносить их с уже полученными;

- отрабатывает умение формулировать вопросы;

- воспитывает уважение к различным мнениям и взглядам на оду и ту же проблему.

Чтение в парах.

Цель данного приёма: сформировать умение выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.

Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста.

Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.

Читаем и спрашиваем.

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с печатной информацией и формулировать вопросы.

Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем. Далее объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном. Какие слова встречаются в тексте наиболее части? Сколько раз? Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему? Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой- отвечает на него.

Чтение с пометкой.  

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами. Предлагаю ученикам задание написать на полях значками информацию по заданному алгоритму:

V Знакомая информация

! новая информация

-  Я думаю иначе

? Это меня заинтересовало (удивило)

Этот приём дает возможность учителю создать климат, который соответствует активной учебной деятельности, а ученику – классифицировать информацию, формулировать мысли автора другими словами, научиться вдумчиво читать.

Чтение-  сравнение.

Цель: сформировать навыки сравнения и классификации, структурирования информации. Ученики читают текст, внимательно анализируя его. Учитель ставит задачу – сравнивать два или более объекта, данные сравнения записать в таблицу (общие и различные черты).

Учитывая стратегии современных подходов к чтению, я хотела бы рекомендовать учителям следующее:

- выбирать наиболее рациональные виды чтения для усвоения учащимися нового материала;

- формировать у учащихся интерес к чтению путем внедрения нестандартных форм и методов работы с текстом;

- повышать уровень самостоятельности учащихся в чтении по мере их продвижения вперед;

- организовывать различные виды деятельности учащихся с целью развития у них творческого мышления.

Таким образом смысловое чтение – это фундамент всех обозначенных в стандарте результатов, то задача учителя начальных классов, создать условия для перехода учащихся с уровня «обучения чтению» на новый уровень- «чтение для обучения», подготовив детей к обучению в основной школе.

Использованная литература:

1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Редактор: И.А. Издательство: Просвещение, 2011г.

         2. Ковалева Г.С. Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования. Издательство: Просвещение,2009 г.

        3. Свиридова Е.А. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя / М-во общего и профессионального образования Р.Ф.М.АРКТИ 1999 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы обучения смысловому чтению

Выступление прозвучало на педагогическом совете МБОУ Прогимназия №2 в связи с проблемой, которую разрабатывает учитель на протяжении нескольких лет. Эта работа связана с возможностями, которые раскрыв...

ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. (методическое пособие)

Цель данного пособия - помочь учителям начальных классов организовать осмысленное чтение на уроках литературного чтения, русского языка,  окружающего мира, математики и др. В пособии приводятся п...

Презентация. ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с по...

ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ на уроках литературного чтения

В данной статье представлен опыт работы по формированию смыслового чтения на уроках литературного чтения....

Приёмы обучения смысловому чтению на уроках в начальной школе

В презентации раскрыт современный подход к формированию навыков смыслового чтения....

Мастер-класс «ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ математики»

Мастер-класс "Приёмы обучения смысловому чтению на уроках математики" рассказывает как приучить ребенка внимательно читать, разбирать математические тексты. Показаны виды работы над задачей....