КТП по литературному чтению 2 класс УМК "Перспектива"
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс)

КТП по литературному чтению 2 класс УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_po_literaturnomu_chteniyu_2_klass_umk_perspektiva.docx51.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование.   Литературное чтение .  2 класс.

Наименование раздела и темы урока

(тип урока)

Кол-во

часов

      Планируемые результаты обучения

Творческая, исследовательская, проектная деятельность

Форма контроля

Конр./работы,

Проверочные раб.; тесты и др.

Дата проведения

Предметные умения (освоение предметных знаний)

Универсальные учебные действия.

                    У У Д

Раздел №1 «Любите книгу» (9ч)

Цели раздела

Сформировать представление о книге, о способах общения с ней.

Ввести алгоритмы работы с пословицей; работы с художественным (поэтическим) текстом.

Научить использовать приобретённые знания и умения в презентации выбранной книги.

Основное содержание раздела.

Термины и понятия.

Межпредметная связь

Определение значения книги для человека. Знакомство с историей создания книги и её первыми образцами: книга в форме свитка, складная книга Древнего Востока, книги из пергамента и берёсты. Первые рукописные книги Древней Руси. Определение значения иллюстрации в книге, детские художники иллюстраторы.

Абзац, алгоритм, берёста, заставка, значимость, концовка, летописец, макет книги, наставник, пергамент, переносное значение слова, презентация, репродукция, рукописная книга, свиток, скульптура, точка зрения, художники- иллюстраторы, ценность книги, энциклопедия.

              Русский язык :Тема «Мир общения».

              ИЗО: Тема «Обложка для книги».

              Художественный труд - Тема «В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, своё отношение к миру».

               Музыка- Тема «Расскажи сказку».

Тема «Любите книгу» 3 ч

1

Вводный урок раздела. Любите книгу.(изучение нового материала)

Предметные:

•Использовать в активном словаре новые термины и понятия.

•Выразительно читать произведение.

•Выбирать и иллюстрировать отрывок из произведения.

•Работать с художественным текстом.

• Составлять рассказ о

прочитанном произведении

Личностные умения  

• Проявлять:

— интерес и ценностное отношение к книге как к источнику знаний, мудрому наставнику и другу;

— позитивное отношение к

чтению, к книге и осознанное желание читать;

— творческое отношение к

составлению рассказа о прочитанном произведении.

                            Метапредметные:

Познавательные умения:

— определять значение и смысл новых слов и понятий;

— осмысливать прочитанный текст, определять тему, главную мысль и обосновывать своё мнение;

— определять значимость книги, её иллюстраций и обосновывать своё мнение;

— составлять пословицу о книге и объяснять её смысл;

— использовать приобретённые умения в презентации прочитанного произведения.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание, используя алгоритм;

— выполнять задание по плану;

— осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении  учебного задания;

— адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Коммуникативные умения:

— формулировать собственное мнение и позицию;

— взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— согласовывать позиции с партнёром и выражать собственное мнение;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата работы.

Проект «Моя любимая книга»

Форма контр.

Презентация

Любимой книги.

2

Ю.Энтин «Слово про слово» (изучение нового материала)

 В. Боков «Книга – учитель…»,(комбинированный)

Выразитель

ное чтение.

3

Г. Ладонщиков «Лучший друг», М. Горький о книгах (комбинированный)

Исследование «Для чего нужны книги?»

Работа в паре. Ответы на вопросы.

Тема «Книги из далёкого прошлого»

4

Книги из далёкого прошлого и современные книги . Славянская письменность. (изучение нового материала)

Исследование «Кто и как писал первые книги на Руси?»

Определение ключевых слов  в тексте учебника.

5

Н. Кончаловская «В монастырской келье»  (Комбинированный)

Ответы на вопросы. Выразительное чтение.

6

 Мы идём в библиотеку. Энциклопедия. Справочная литература для детей. (Изучение нового материала)

Исследование «Как работать с энциклопе-

дией?»

Подготовить выступление на тему «Это интересно знать».

7

Мои любимые художники – иллюстраторы. Владимир Лебедев. Александр Пахомов. Евгений Чарушин.

1 ч

Выполнить иллюстрацию к любимому произведению.

8

По следам самостоятельного чтения. Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка» (изучение нового материала)

Исследование «Что такое иллюстрация? Как создаются иллюстрации?». Творческая работа  - рисунок любимому произведению.

9

По следам семейного чтения. Сокровища духовной народной мудрости. Пословицы и поговорки о добре.

Техника чтения. (Входное тестирование)

Раздел №2 «Краски осени».(13 ч)

Цели раздела:

    Сформировать представление о красоте осенней природы посредством произведений художественной литературы.

     Сформировать личностное эмоционально-ценностное отношение к природе родного края.

       Ввести алгоритм работы с художественным (прозаическим) текстом.

       Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание:

Термины и понятия:

Изучение стихотворных и прозаических произведений о красоте родной природы осенью. Анализ произведений живописи и литературы, посвящённых осени.

Освоение средств художественной выразительности (эпитет, сравнение, олицетворение) в литературных произведениях об осени. Изучение народных примет, пословиц и поговорок, посвящённых осенней природе.

Жанр, олицетворение, рассказ, рифма, сборник, сказка, сравнение, стихи, титульный лист, эпитет.

Межпредметные связи  

Окружающий мир - Тема «Осень».

ИЗО -  Тема «Осенний пейзаж».

Технология -Темы «Корзина с цветами», «Семейка грибов на поляне».

Тема: «Краски осени» 4ч

1

А.С. Пушкин «Унылая пора…», А. Аксаков «Осень» (изучение нового материала)

Предметные: 

Читать выразительно текст.

• Работать с художественным текстом, используя алгоритм.

•Формулировать значение слов «сравнение»,

«эпитет», «олицетворение»

• Составлять рассказ описание об осенней

природе, используя образные выражения.

Иллюстрировать произведение, отрывок из текста.

•Инсценировать произведение, составлять текст полезного совета.

                                Личностные:

Проявлять:

— интерес к самостоятельному общению с книгой;

— эмоционально-ценностное отношение к красоте

осенней природы;

— интерес и творческое отношение к созданию и

оформлению полезного совета.

•Осознавать важность образных выражений, посредством

которых передаются чувства, эмоции, представления автора.

                     Метапредметные умения:

Познавательные умения:

— определять тему, главную мысль текста и обосновывать своё мнение;

— сравнивать произведения литературы и живописи, обосновывать своё мнение;

— определять в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения и обосновывать своё мнение;

— определять смысл народных примет и пословиц и обосновывать своё мнение;

— использовать разные источники информации для выполнения учебного задания;

— анализировать ситуацию и определять порядок действий при подготовке к школьному празднику;

— использовать приобретённые знания при составлении полезных советов «Как подготовиться к школьному празднику „Осенины“».

Регулятивные умения:

выполнять учебное действие по плану;

— выполнять учебное задание в соответствии с целью; — осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

— формулировать собственное мнение и позицию; — строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.

Выразитель-

ное чтение.

2

Осень в произведениях живописи  В. Поленов «Осень в Абрамцево» А. Куинджи «Осень» (комбинированный )

Продолжить ряд слов – ассоциаций.

3

А. Майков «Кроет уж лист золотой…» Эпитет и сравнение.(комбинированный)

Творческая работа – создание стихотворения «Осенний день» создание «палитры настроений» с помощью красок.

4

С. Есенин «Закружилась листва золотая» Средства художественной выразительности(комбинированный)

Тема: «Осень наступила»

3 ч

5

А. Плещеев «Осень наступила» (изучение нового материала)

Подписать фотографии, используя фразы из «Народных примет»

6

И. Токмакова «Опустел скворечник» Темп чтения.(комбинированный)

Работа в паре: подбор слов из стихотворения, которые созвучны осеннему настроению.

7

Произведения устного народного творчества. Осенние загадки (изучение нового материала)

Проект «Осенние загадки»

Найти или сочинить осенние загадки, записать в РТ.

Тема: Мы идём в библиотеку.

2 ч

Работа в паре: определение ключевых слов  в стихотворении.

8

Мы идём в библиотеку. Сборники стихотворений и рассказов о природе.

С. Маршак «Октябрь»

9

По следам самостоятельного чтения Н. Сладков «Сентябрь», Л. Яхнин «Осень в лесу»

Исследовательская работа по стихотворению Л. Яхнина «Осень в лесу»

Подобрать слова ассоциации к слову ОСЕНЬ

10

Тема: Наш театр.

Н. Сладков «Осень» (изучение нового материала)

1

Инсценирование произведения Н. Сладкова «Осень»

Тема: Маленькие и большие секреты страны Литературии

3 ч

Передать красками настроение осени.

11

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Чем стихи отличаются от прозы.(изучение нового материала)

Проект «Газета «Прогулки по осеннему лесу».

12

Н. Никитин «Встреча зимы», И. Бунин «Листопад» Обобщение по разделу.(комбинированный)

Определение в тексте эпитетов и сравнений.

Работа в паре: какие секреты осени вы открыли, прочитав произведения этого раздела?

13

Проверочная работа по разделу: Краски осени.

Тест.№1

(ПоУУД)работа с текстом

Раздел № 3 «Мир народной сказки»  (17 ч)

Цели раздела

Сформировать представление о народной сказке, её особенностях и видах.

Ввести алгоритмы оценки рассказывания народной сказки; работы с содержанием текста

народной сказки; формулирования вопросов по содержанию текста; составления плана

текста (для пересказа); краткого пересказа текста.

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание

Изучение сказок народов России: о животных, бытовых и волшебных. Знакомство с известными собирателями народных сказок. Анализ текста народной сказки. Освоение особенностей жанра народной сказки.

Термины и понятия

Быт,  бытовая сказка, вымысел, гордость, гордыня, гримёр, композиция, обычай, персонаж, собиратель сказок, традиции.

Межпредметные связи

Окружающий мир - Тема «Как разные животные готовятся к зиме».

ИЗО - Тема «Рисуем сказку».

Технология-  Тема «Как сделать маску»

1

Мир народной сказки. Собиратели русских народных сказок.(изучение нового материала)

1 ч

                 

                 

 

                   

Сравнивать сказку«Заюшкина избушка» с другими.нар.

сказками

Тема: «Битый небитого везёт»

3 ч

Предметные:

Читать текст сказки осознанно, выразительно и без ошибок.

• Работать с содержанием

текста сказки.

•Пересказывать сказку, используя план.

•Читать сказку по ролям.

•Инсценировать сказку.

Личностные:

Проявлять:

— интерес к народной

сказке и её героям;

—позитивное отношение к чтению народных сказок;

— желание создать (написать) народную сказку.

Метапредметные умения:

Познавательные умения:

— определять тему и главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;

— определять виды народных сказок и обосновывать своё мнение;

— определять особенности сказок и проводить их сравнение по плану;

— определять структуру сказки и обосновывать своё мнение; — формулировать вопрос и адекватно на него отвечать; — использовать приобретённые знания и умения при сочинении собственной сказки.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное действие по плану;

— выполнять учебное задание, используя алгоритм;— выполнять учебное задание в соответствии с целью; — осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

— излагать понятно для партнёра основное содержание сказки,

используя иллюстрации или план;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Творческая работа  «Рисунок к сказке»

Создание иллюстраций к сказке.

2

Русская народная сказка «Лисичка сестричка и серый волк»(изучение нового материала)

3

Битый небитого везёт.

Выразительное чтение по ролям.

4

Корякская сказка «Хитрая лиса»

Сравнить главных героев русской и корякской сказки.

5

Русская народная сказка «Зимовьё»

1

Чтение по ролям.

6

РНС «У страха глаза велики»

1

Выразительное чтение по ролям.

7

Белорусская народная сказка «Пых»

Пересказ по плану.

8

Мы идём в библиотеку. Русские народные сказки. Работа с каталогом.(изучение нового материала)

1

Исследовательская работа «Тематический каталог»

Рассказ о выбранной в библиотеке книги.

9

По следам самостоятельного чтения. Хантыйская сказка. «Идэ»

1

Выделить основные эпизоды сказки, составить план своего рассказа.

10

Семейное чтение. Русская нар. сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

1

Анализ сказки по вопросам учебника.

11

Тема: Ближе матери друга нет. Нанайская сказка «Айога»

 4

Исследование «Чему учит сказка»

Выразительное чтение по ролям.

12

Ненецкая сказка «Кукушка» (комбинированный)

Творческая работа«Рисунок к сказке».

Создание иллюстраций.

13

Инсценирование ненецкой сказки «Кукушка»(применение знаний и умений)

Выразительное чтение по ролям.

14

Сравнение нанайской и ненецкой сказки.(применение знаний и умений)

Пересказ понравившейся сказки.

Пересказ понравившейся сказки.

15

Тема: «Наш театр»

Сказка «Лиса и журавль» (изучение нового материала)

1 ч

Творческая работа «Инсценирование сказки».

Инсценирование сказки.

16

Тема: «Маленькие и большие  секреты Литературии». Работа со сказками.

2 ч

Проект «Моя сказка».

Создание своей сказки.

17

Лиса – сказочный герой и животное. (комбинированный)

Творч. работа – нарисовать лису-сказочного героя и животного.

Проверочная работа(тест)№2

УУД

Раздел №4.    «Весёлый хоровод» (10 ч)

Цели  раздела:

Сформировать представление об особенностях устного народного творчества.

Ввести план сравнения фольклорного произведения с литературным авторским текстом в рамках одного жанра.

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности

Основное содержание раздела:

Изучение малых жанров фольклора и его особенностей. Изучение элементов народного творчества и прикладного искусства. Знакомство с традициями русского народа посредством освоения малых жанров фольклора.

Термины и понятия:

Заклички, исток(и), культура, литературный перевод, небылицы, перевёртыши, пестушки, приговорки, прикладное искусство, потешки, сценарий, традиция, экспозиция, экспонаты музея.

Межпредметные связи

Окружающий мир -  Тема «Народные праздники».

ИЗО - Тема «Национальные узоры».

Технология - Тема «Матрёшка».

Музыка - Тема «Русские народные песни».

1

Тема: «Весёлый хоровод» (изучение нового материала)

2 ч

Предметные:

Читать осознанно, выразительно, без ошибок.

•Ориентироваться

в разных жанрах устного народного творчества.

• Проводить наблюдения и выделять особенности

разных жанров устного народного творчества.

•Составлять тексты закличек, приговорок,

небылиц (по аналогии), используя

знание особенностей этих

произведений устного на

родного творчества.

Умеют: Работать с толковым словарём.

-подбирать тексты в соответствии с заданием; работать в группе;

Выразительно рассказывать произведения устного народного творчества;

- позитивно общаться друг с другом.

Личностные:

— интерес к изучению темы;

—позитивное отношение к чтению и желание читать произведения малых жанров устного народного творчества;

— интерес и творческое отношение к созданию собственного сценария праздника устного народного творчества.

Развивать мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения, самостоятельность и личную ответственность.

Развивать этические и эстетические  чувства.

Метапредметные:

Познавательные умения:

— определять отличительные признаки малых жанров устного народного творчества и обосновывать своё мнение;

— сравнивать произведения фольклора разных жанров;

— отвечать на поставленные вопросы;

— создавать свой текст любого малого жанра устного народного творчества, используя аналогию;

— использовать приобретённые знания для составления сценария праздника «Весёлый хоровод».

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

—выполнять учебное задание по плану;

— осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

- Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.

Коммуникативные умения:

— формулировать собственное мнение и позицию;

— адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении

учебного задания;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству

в рамках учебного диалога;

— использовать речевые средства для представления результата деятель

Подготовить рассказ о традициях своей семьи.

2

Музей народного творчества. Устное сочинение по картине Б. Кустодиев «Масленица»(применение знаний и умений)

Викторина.

3

Тема: «Народные заклички, потешки, поговорки, перевёртыши, весёлые стихи, которые создали авторы» (изучение нового материала)

3 ч

Проект «Фольклор»

Сочинение приговорок и потешек.

4

Э. Успенский «Память»,. Ю. Мориц «Хохотальная путаница»

Сравнение авторских произведений с произведениями фольклора.

5

Мы идём в библиотеку. Знакомство со справочной литературой.(Устное народное творчество)

(комбинированный)

Дать название выставке книг.

6

Тема: «Небывальщина». (Семейное чтение) Стихи Д. Хармса..

1 ч

Выразительное чтение стихотворения.

7

Маленькие и большие секреты Литературии. К. Чуковский «Храбрецы», С. Маршак «Храбрецы»

(комбинированный)

2 ч

Конкурс «Кто больше придумает загадок о животных»

8

Обобщение по разделу: «Весёлый хоровод».

9

Тема: «Праздник, праздник у ворот»

Подготовка проекта праздника «Весёлый хоровод» (применение знаний и умений)

2 ч

Выразитель-

ное чтение по ролям.

10

Проект – праздник «Весёлый хоровод»

Праздник.

Раздел №5. «Мы – друзья»  (10 ч)

Цели раздела:

Сформировать представление об особенностях устного народного творчества. Ввести план сравнения фольклорного произведения с литературным авторским текстом в рамках одного жанра. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание раздела:

Изучение малых жанров фольклора и его особенностей. Изучение элементов народного творчества и прикладного искусства. Знакомство с традициями русского народа посредством освоения малых жанров фольклора.

Термины и понятия:

Заклички, исток(и), культура, литературный перевод, небылицы, перевёртыши, пестушки, приговорки, прикладное искусство, потешки, сценарий, традиция, экспозиция, экспонаты музея.

Межпредметные связи:

Окружающий мир - Тема «Народные праздники». ИЗО Тема«Национальные узоры». Технология - Тема «Матрёшка».

Музыка - Тема «Русские народные песни».

1

Мы друзья. Пословицы о дружбе.

(изучение нового материала)

1 ч

Предметные:

Читать осознанно, выразительно, без ошибок.

•Ориентироваться

в разных жанрах устного

народного творчества.

• Проводить наблюдения

и выделять особенности

разных жанров устного

народного творчества.

•Составлять тексты закличек, приговорок, небылиц

(по аналогии), используя знание особенностей этих

Произведений устного народного творчества.

•Работать с толковым словарём.

Личностные умения:

Проявлять:

— интерес к изучению темы;

—позитивное отношение

к чтению и желание читать произведения малых

жанров устного народного творчества;

— интерес и творческое отношение к созданию собственного сценария праздника устного народного творчества.

Игра «Доскажи пословицу»

2

Стихотворения о дружбе. М. Пляцковский «Настоящий друг»(комбинированный)

Написать записку для заболевшего друга. Р.Т.с.45-46

3

В. Орлов «Я и мы» (комбинированный)

1

Составление анкеты «мой настоящий друг» (РТ, с.47)

Работа в паре: Р.Т. с48. Определить пословицы о дружбе.

4

Н. Носов «На горке» План – пересказ. (Изучение нового материала)

1

Метапредметные умения:

Познавательные умения:

— определять отличительные признаки малых жанров устного народного творчества и обосновывать своё мнение;

— сравнивать произведения фольклора разных жанров;

— отвечать на поставленные вопросы;

— создавать свой текст любого малого жанра устного народного творчества, используя аналогию;

— использовать приобретённые знания для составления сценария

праздника «Весёлый хоровод».

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

—выполнять учебное задание по плану;

— осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

— формулировать собственное мнение и позицию;

— адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— использовать речевые средства для представленного результата деятельности.

Рассказать о самом смешном или грустном эпизоде рассказа.

5

Мы идём в библиотеку: Рассказы о детях. Т. Коти «Замок на песке» (комбинированный)

1

Сделать картинный план к рассказу Т. Коти «Замок на песке»

6

Сам.чтение. «Друзья познаются в беде».

С. Михалков «Как друзья познаются» /главная мысль/.

1

Назвать специф особенности басни в произведении

7

Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»

1

Создание каталожной карточки на книгу.

8

Наш театр И. А. Крылов «Стрекоза и муравей»

1

Инсценировка басни.

Объяснить почему басня включена враздел.

9

«Маленькие и большие секреты Литературии» басня. Мораль  басни.

2 ч

10

Обобщ. по разделу: «Мы – друзья». Как пересказать произведение?

Раздел №6 «Здравствуй, матушка Зима!» (11 ч)

Цели раздела:

Сформировать представление о красоте зимней природы посредством произведений художественной литературы. Сформировать эмоциональноценностное отношение к природе родного края. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание раздела;

Изучение лирических произведений русских поэтов, посвящённых зимней природе. Знакомство с особенностями лирических произведений.

Анализ художественных произведений о зиме.

Освоение средств художественной выразительности: эпитет, сравнение, олицетворение.

Термины, понятия:

Виртуоз, волхвы, знаки препинания, лирическое произведение, олицетворение, пастухи, пауза, ритм, рифма, Рождество Христово, Святки, синквейн, сравнение, сюрприз, эпитет.

Межпредметные связи:

Окружающий мир - Тема «Как разные животные готовятся к зиме».

ИЗО - Темы «Рисуем сказку», «Зимнее дерево». Технология - Тема «Готовимся к празднику». Музыка - Тема «Наши праздники».

1

Готовимся к празднику.(Применение знаний и умений)

1

Предметные:

•Читать лирические

произведения осознанно,

выразительно, без ошибок.

• Проводить наблюдения и выделять особенности лирических произведений.

•Выделять в тексте произведения эпитет, сравнение, олицетворение.

•Составлять текст загадки,используя разные способы их создания.

•Рассказывать о зиме и зимних праздниках

Личностные:

Проявлять:

— интерес к изучению темы;

— эмоционально ценностное отношение к красоте зимней природы;

— желание читать произведения о зиме и зимних праздниках;

— интерес к созданию творческого новогоднего сюрприза

Метапредметные:

Познавательные умения:

— определять тему и главную мысль поэтического текста и обосновывать своё суждение;

— определять отличительные признаки лирических произведений и обосновывать своё мнение;

— сравнивать содержание лирических произведений разных авторов и обосновывать своё мнение;

— определять способы создания загадок и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания и умения для подготовки творческого сюрприза.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

—выполнять учебное задание по плану;

— осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

— формулировать высказывания, используя новые термины;

— представлять собственное мнение и позицию;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству

в рамках учебного диалога;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата  деятельности.

Выполнение заданий по группам.

2

Здравствуй, матушка Зима! (применение знаний и умений)

1

Организация и проведение праздника.

Проект «Новый год!»

3

Тема: Лирические стихотворения о зиме.

 А. С. Пушкин «Вот ветер, тучи нагоняя…»

3

Выразительное чтение стихотворения.

4

Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…»

Сделать разметку стихотворения

5

С. Есенин «Поёт зима, аукает…», «Берёза» (комбинированный)

Проект «Стихотворение о зиме» иллюстриров-е.

Работа в паре: создание своего стихотворения о зиме.

6

Тема: «Зимние праздники»

С. Чёрный «Рождественское», К. Фофанов «Ещё те звёзды не погасли»

3

Выразительное чтение.

7

К. Бальмонт  «К зиме», С. Маршак «Декабрь» (комбинированный)

Найти в стихотворении олицетворение.

8

А. Барто  «»Дело было в январе…»,С. Дрожжин «Улицей гуляет»

Творческая работа – нарисовать своё настроение.

9

Загадки зимы. Соотнесение отгадки и загадки.

Работа в паре: составление загадки о зиме.

Сочинить зимние загадки и записать в тетрадь.

10

Праздник начинается. Подготовка к коллективному инсценированию.

Выучить свою роль.

11

Праздник начинается – конкурс предлагается.

Раздел №7 «Чудеса случаются»  (17 ч ) Литературные   сказки (17 час )

Цели раздела:

Сформировать представление об особенностях литературной (авторской) сказки. Ввести алгоритм составления словесного портрета литературного героя. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание раздела:

Изучение литературных сказок разных авторов.

Знакомство со сказками А. С. Пушкина, Д. Н. Мамина-Сибиряка, К. И. Чуковского,  Дж. Харриса, Э. Распе, с особенностями героев  разных сказок.

Сравнение фольклорных и авторских (литературных) сказок.

Термины и понятия:

Композиция сказки, литературная сказка, присказка, сказочный герой, сюжет.

Метапредметные связи:

ИЗО - Тема «Рисуем сказку». Технология - Тема «Маски».

1

Тема:  «Чудеса случаются»

Литературная сказка.

(изучение нового материала)

5 ч

Предметные

Читать осознанно,

выразительно и без ошибок.

• Работать с текстом:

— описывать героя, его характер, поступки;

— составлять словесный портрет литературного героя;

— читать сказку по ролям;

Подробно пересказывать сказку по плану;

— инсценировать литературную

 сказку.

Личностные:

Проявлять:

— интерес к изучению темы;

— интерес к чтению литературных сказок авторов;

— творческое отношение к сочинению своей сказочной истории;

— желание составлять словесный портрет литературного героя для викторины

Метапредметные:

Познавательные умения:

— определять тему, главную мысль сказки и обосновывать своё мнение; — описывать героя, его характер и обосновывать своё мнение;

— сравнивать героев сказок и обосновывать своё мнение; — определять особенности литературной сказки и обосновывать своё мнение;

— анализировать содержание иллюстраций к сказке; — использовать приобретённые знания и умения для создания словесного портрета литературного героя для викторины.

Регулятивные умения:

— осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках диалога; адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания; использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Исследование «Что я знаю о Пушкине»

В чём отличие литературной сказки от народной?

2

 Мои любимые писатели. А.С. Пушкин. Сказки.(комбинированный)

Выразительное чтение.

3

А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» (комбинированный)

Почему рыбка не выполнила последнюю просьбу старухи?

4

Пушкин А. С. «сказка о рыбаке и рыбке».

Основная мысль сказки.

5

Обобщение по теме «Чудеса случаются»

Творч.работа: составить

кроссворд по сказке Пушкина.

6

Тема: «Герои литературных сказок»

Д. Мамин – Сибиряк «Алёнушкины сказки».

4 ч

Творческая работа – создание образа зайца по русским народным сказкам.

Описать сказительницу.

7

Сказка про храброго зайца.

Творч.Раб.нарисовать иллюстр к сказке.

8

Дж. Харрис «Сказки дядюшки Римуса».

Выразительное чтение.

9

Дж. Харрис «Братец Лис и Братец Кролик»

Игра «Собери сказки о зайцах»

10

Мы идём в библиотеку. Э. Распе. Из книги «Приключения барона Мюнхгаузена».

2 ч

Составление каталожной карточки.

11

Сказки Г. Х. Андерсена.

12

«Мои любимые писатели» Самостоятельное чтение. К.И. Чуковский «Краденое солнце»

3 ч

Выразительное чтение.

13

К.И. Чуковский «Бибигон и пчела»

Рассказ о приключениях Бибигона.

14

Бибигон и барон Мюнхгаузен.

Сравнить приключения героев.

15

Наш театр.

Этапы подготовки к  спектаклю.

2 ч

16

Инсценирование сказки Чуковского «Краденое солнце»

Рефлексия на сыгранную роль.

17

Семейное чтение Л. Н. Толстой  « Два брата». Обобщение по разделу: Литературные сказки.

Тест №3 (УУД)Батырева С.Г «Типовые задачи по формированию УУД»- стр.20-22

Раздел № 8 «Весна, весна! И всё ей радо!» (11 ч)

                   Цель

 Сформировать представление об особенностях литературной (авторской) сказки.

Ввести алгоритм составления словесного портрета литературного героя.

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

         Основное содержание

 Изучение литературных сказок разных авторов. Знакомство со сказками А. С. Пушкина,  Д. Н. Мамина-Сибиряка, К. И. Чуковского, Дж. Харриса, Э. Распе, с особенностями героев разных сказок. Сравнение фольклорных и авторских (литературных) сказок.

Термины и понятия

Композиция сказки, литературная сказка, присказка, сказочный герой, сюжет.

Межпредметные связи

ИЗО  - Тема «Рисуем сказку».

Технология - Тема «Маски».

1

Ф. Тютчев  «Зима недаром злится»

1

Предметные.

•Работать с художественным

текстом.

•Определять в тексте эпитет, сравнение,

олицетворение.

•Составлять рассказ о весне.

• Выразительно

читать текст

лирического

произведения о весне.

•Иллюстрировать

лирическое

произведение о весне.

•Инсценировать

отрывок пьесы сказки С. Я. Маршака

«Двенадцать месяцев»

Личностные:

Проявлять:

— интерес к чтению лирических произведений о весне;

— желание участвовать в конкурсе чтецов, посвящённом весне; —творческое отношение к созданию текста

о весенней природе;

— желание самостоятельно общаться с книгой;

— понимание собственных достижений при освоении учебной темы.

  Метапредметные

Познавательные умения:

— определять тему и главную мысль лирического произведения и обосновывать своё суждение;

— определять особенности лирического произведения и обосновывать своё мнение;

— определять средства выразительности текста и обосновывать своё мнение;

— определять отношение автора к герою и обосновывать своё мнение;

— анализировать содержание репродукции, иллюстрации;

— сравнивать произведения разных авторов и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания при составлении лирического текста о весне.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью; — выполнять учебное задание, используя алгоритм;— осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

— формулировать высказывания, используя новые термины; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; — адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.

•Работать с художественным текстом.

•Определять в тексте эпитет, сравнение, олицетворение. •Составлять рассказ о весне.

• Выразительно читать текст лирического произведения о весне. •Иллюстрировать лирическое произведение о весне.

•Инсценировать отрывок пьесы сказки С. Я. Маршака

Сделать цветопись слов - ассоциаций

2

Весна в лирических стихотворениях.

И. Никитин «Весна», А. Плещеев «Весна», Т. Белозёров «Подснежники»

1

Выразительное чтение.

3

В душу уж просится весна.

А. Чехов  «Весной», А. Фет «Уж верба вся пушистая», А. Барто «Апрель»

1

4

Мы идём в библиотеку.

Стихи русских поэтов о весне. С. Маршак «Март».

3 ч

5

И Токмакова «Весна». Саша Чёрный «Зелёные стихи»

6

Устное сочинение по картине И. Левитана «Ранняя весна».

Творческая работа создание небольшого текста по картине

Самостоятельная работа по картине.

7

Семейное чтение.

А. Майков «Христос воскрес!,  Е.Крижицкий  «Ранняя весна»

8

Наш театр.

С. Маршак «Двенадцать месяцев»

Исследование: как автор относится к своим героям.

9

С. Маршак «Двенадцать месяцев»

10

Маленькие и большие  секреты страны Литературии.Создание текста о весне.

2 ч

Проект «стихотворение о весне»

11

Обобщение по разделу: «Весна, весна! И всё ей радо!»

Тест№4

проверочная работа по сформированности УУД

Раздел №9 «Самые близкие и дорогие».  (8 ч )

 Цели:

Тема:  В кругу семьи, среди друзей (8 часов)

Сформировать эмоционально ценностное отношение к семье и своим близким. Сформировать представление о правилах дружной семьи.

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание:

Изучение произведений разных писателей о близких и родных людях. Сравнение литературных произведений разных авторов, посвящённых одной теме. Использование  библиотечного каталога для выбора необходимой книги. Презентация выбранной книги.

Термины и понятия:

Лад, народ, ответственность, родители, Родина, семья, согласие.

Межпредметные связи:

Русский язык -Тема «Развитие речи». Окружающий мир -Тема «Моя семья». ИЗО - Тема «Портрет мамы».

Технология -  Тема «Поздравительная открытка». Музыка - Тема «Песни о маме».

1

Рождественский «На земле хороших людей немало».

1

Предметные:

Выразительно читать текст лирического произведения.

•Читать по ролям осознанно, выразительно и без ошибок.

•Работать с художественным текстом.

•Оформлять обложку для прочитанных произведений.

•Составлять текст о семье.

• Составлять лирический текст о маме, выражая свои чувства.

•Иллюстрировать собственное сочинение.

Личностные:

•Проявлять:

— интерес к чтению произведений о близких и родных

людях;

— свои чувства при выразительном чтении лирических произведений о маме;

— интерес и творческое отношение к составлению правил дружной семьи или текста о семье;— интерес к самостоятельному общению с книгой.

Метапредметные:

Познавательные:

Познавательные умения:

— определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё мнение;

— определять отличительные признаки лирического произведения и обосновывать своё мнение; — описывать героя, его характер и обосновывать своё мнение; — сравнивать произведения разных авторов и обосновывать своё мнение; — соотносить смысл произведения и пословицы и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания для составления правил дружной семьи и рассказа о семье.

Регулятивные умения:

— осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

— формулировать высказывание, используя термины; — договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе.

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Проект «Моя мама»

Выразительное чтение.

2

Ю. Энтин «Песня о маме», Б.Заходер «С папой мы давно решили»

1

Иллюстрирование.

Выразительное чтение.

3.

Нет лучше дружка, чем родная матушка.

1

4

Лад и согласие – первое счастье. А.Л.Барто «Перед сном., Р.Сеф «Если ты ужасно гордый»

1

Нарисовать иллюстрацию к произведению.

Составление каталога  на тему «Книги о маме».

5

Сам.чтение. Если был бы я девчонкой…

Успенский «Разгром»

1

Выразительное чтение.

6

Б. Заходер «Никто»

1

7

Наш театр. Е. Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить»

1

Рефлексия на сыгранную роль.

8

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1

Представление своих работ.

Поздравительная открытка.

Раздел №10  «Люблю всё живое»  (16 ч) Родная природа (16 часов)

Цели:

  Сформировать представление о взаимоотношениях человека с природой, с животным миром.

Сформировать эмоционально-ценностное отношение ко всему живому и «братьям нашим меньшим».

Ввести :

Алгоритм оформления отзыва о прочитанном произведении;

Алгоритм сравнения научно-познавательного и художественного текста;Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание

Изучение произведений поэтов и писателей о взаимоотношениях человека с природой и животным миром. Изучение  особенностей научно-познавательного и художественного текстов. Освоение алгоритма сравнения научно-познавательного и художественного текстов. Анализ произведений литературы и живописи о представителях животного мира.

Термины и понятия

Заголовок, микротема, настроение, опорные слова, отзыв, питомец, рассказ, сопереживание, сочувствие, сострадание, стихотворение, чувства

Межпредметные связи

Окружающий мир -Темы «В мире птиц и зверей», «Весенние изменения в живой и неживой природе». ИЗО -Тема «Мой любимец»

1

Саша Чёрный «Жеребёнок»

1

Предметные:

Выразительно читать текст художественного произведения.

• Работать с художественным

и научно-познавательным

текстами.

•Составлять план

рассказа.

•Подробно пересказывать рассказ по плану.

•Составлять рассказ о любимом животном.

•Составлять отзыв

о прочитанном произведении.

•Инсценировать

сказку В. Бианки

«Лесной Колобок Колючий Бок»

Личностные:

•Проявлять:

— интерес к чтению

художественных произведений о взаимоотношениях

человека с природой, животным миром;

— толерантность к чувствам одноклассников;

— желание принимать участие в конкурсе творческих работ на тему «Братья наши меньшие»;

— творческое отношение к созданию текста о любимом животном или питомце;

— понимание собственных достижений при освоении учеб

ной темы.

Метапредметные:

Познавательные

- определять тему, главную мысль художественного произведения и обосновывать своё мнение;

— определять характер героя, его настроение и чувства, отношение автора и обосновывать своё мнение;

— определять особенности научно познавательного и художественного текстов и обосновывать своё мнение;

— сравнивать содержание научно познавательного и художественного текстов и обосновывать своё мнение;

— анализировать содержание репродукции картины, иллюстрации;

— определять порядок действий при составлении отзыва  о прочитанном произведении и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания при составлении текста (на познавательного, художественного) о любимом животном или

питомце и для участия в конкурсе творческих работ на тему «Братья наши меньшие».

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— выполнять учебное задание по алгоритму;

— осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

— формулировать высказывания, используя новые термины;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.

определить слова, которые

помогают представить жеребёнка.

2

С. Михалков «Мой щенок»

1

Выразительное чтение.

3

«Храбрый не тот , кто страх не знает, а тот кто узнал и навстречу идёт»

С. Снегирёв «Отважный пингвинёнок»

3 ч

4

М. Пришвин «Ребята и утята»

5

Е. Чарушин «Страшный рассказ»

Пересказ по плану.

6

Сравнение художественного и научно-познавательного текста. Н. Рубцов «Про зайца», статья о зайце из энциклопедии.

Описать встречу писателя с зайцем.

7

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

Выразительное чтение.

8

Мы идём в библиотеку. Сказки и рассказы о животных.

3 ч

Проект .создание фотоальбома о природе.

9

Мои любимые писатели. Рассказы и сказки о природе В. Бианки.

Рассказ о любимой книге В. Бианки

Техника чтения

10

В. Бианки «Хитрый лис и умная уточка»

11

Самостоятельное чтение.

Н. Сладков «Маленькие рассказы»

В паре – составление рассказа по рисункам.

12

Семейное чтение.

В. Сухомлинский, Почему плачет синичка?»

Творческая работа -нарисовать иллюстрацию.

13-

14

Наш театр.

В. Бианки «лесной Колобок – Колючий бок»

2 ч

Рефлексия на сыгранную роль.

15

Маленькие и большие секреты страны Литературии. «Как написать отзыв о прочитанном произведении»

создание отзыва на книгу.

Создание иллюстрации к отзыву.

16

А. Барто «Думают ли звери?»

Поверочная работа №5

Раздел№11«Жизнь дана на добрые дела»  (15 ч)

Цели:

Сформировать эмоционально ценностное отношение к  таким человеческим качествам, как честность, взаимопомощь, трудолюбие, сочувствие и доброта.

Ввести одно из правил мудрости.

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности

Основное содержание:

Изучение произведений писателей и поэтов о взаимоотношениях в семье, со сверстниками   и взрослыми. Сравнение литературных произведений разных авторов, посвящённых одной теме.

Сопоставление характеров и поступков героев разных произведений.

Термины и понятия:

Взаимопомощь, главная мысль, деление текста на части, заголовок, мудрость, рассказ,

трудолюбие, сочувствие, честность.

Межпредметные связи

Русский язык - «Развитие речи». Окр. мир - Темы «Моя семья», «Народные игры». ИЗО -Тема «Портрет». Технология - Тема «Поздравительная открытка».

1

С. Баруздин «Стихи о человеке и его добрых делах»

Предметные:

Выразительно читать текст

художественного произведения.

• Читать текст по ролям осознанно, выразительно

и без ошибок.

•Работать с содержанием

художественного текста.

•Составлять план текста.

•Подробно пересказывать

содержание рассказа.

•Инсценировать басню.

•Составлять совет для

Вани и Домовёнка и рассказ о добрых делах.

  Личностные:

•Проявлять:

— интерес к чтению произведений о делах и поступках

сверстников;

— свои чувства и отношение к герою

при выразительном чтении художественных произведений;

— интерес и творческое отношение к составлению совета

для Вани и Домовёнка и рассказа о добром

поступке.

Метапредметные:

Познавательные:

— определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё суждение; — определять жанр произведения и обосновывать своё мнение; — сравнивать произведения разных авторов и обосновывать своё мнение; — сопоставлять характеры и поступки героев разных произведений и обосновывать своё мнение; — определять отношение автора к герою и обосновывать своё мнение; соотносить смысл произведения и пословицы и обосновывать своё мнение;  использовать приобретённые знания для  оформления совета Ване и Домовёнку и составления рассказа о добром поступке.

Регулятивные умения:

 выполнять учебное задание, используя алгоритм;  выполнять учебное задание, используя правило мудрости;  осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:  формулировать высказывание, используя термины; договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе;  адекватно сотрудничать в рамках учебного диалога.

Выразительное чтение

2

Л. Яхнин «Пятое время года»

3

Кто добро творит, того  жизнь благословит

В. Осеева «Просто старушка».

4 ч

4

Э. Шим «Не смей!»

5

А. Гайдар «Совесть»

6

Что значит поступать по совести? Работа со словом. Е.Григорьева « Во мне сидят два голоса»

Итоговая комплексная работа.

7

Кто скоро помог, тот дважды помог.

В. Осеева « Три товарища».

3 ч

Проект «Что такое совесть»

8

И. Пивоваров «Сочинение»

9

Сочинение «Как я помогал маме»

Представление своих работ.

10

Мы идём в библиотеку.

Н. Носов «Затейники»

11

Н. Носов «Фантазёры»

12

Семейное чтение. И. Крылов «Лебедь, рак и щука»

Техника чтения

13

14

Наш театр.

С. Михалков «Не стоит благодарности.

15

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Обобщение по разделу: «Жизнь дана на добрые дела».

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.

Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...