Урок литературного чтения 3 класс. И. А. Крылов «Мартышка и Очки».
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Матвеевская Елена Геннадьевна

Урок литературного чтения 3 класс.Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки».Цель. Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством И. А. Крылова, расширение читательского кругозора детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по литературному чтению учителя начальных классов

Учитель: Матвеевская Елена Геннадьевна.

Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки»

Урок литературного чтения

Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки»

Цель. Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством И. А. Крылова, расширение читательского кругозора детей.

Задачи:

Научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительство).

Учить находить скрытый смысл, заключённый в басне.

Развивать навыки беглого, выразительного чтения, мышление, речь.

Средства обучения: учебник «Литературное чтение» 3 класс (автор Л.Ф. Климанова, М., 2010);

Дидактический материал

Портрет И.А.Крылова;

Иллюстрации к басням И.А.Крылова;

Карточки с заданиями;

                                        Ход урока.

  1. Оргмомент (учащиеся хором говорят стихи).

Прозвенел для нас звонок.

Рот закрыли на замок.

Тихо сели,

Ноги вместе,

Книги, ручки – всё на месте.

Руки замерли у всех.

Будем думать, будем слушать –

И учиться лучше всех!

  1. Проверка Д/ з

Начинаем урок литературного чтенияДети, мы с вами изучили раздел «Поэтическая тетрадь».

-Соедините, пожалуйста, фамилию писателя и название его произведения.(дети выходят к доске и переставляют карточки на магнитах)

Ф. И. Тютчев «Встреча зимы»

А. А. Фет «Весенняя гроза»

А. С. Пушкин «Зреет рожь»

И. З. Суриков «Зимний вечер»

К какому литературному жанру относятся эти произведения? (стихотворения)

Дети, скажите, пожалуйста, какой большой раздел мы изучаем сейчас? (Великие русские писатели.)

- Ребята, на прошлом уроке мы закончили работу по сказке А. С. Пушкина.

- Домашние задание вы выполняли в тетради. Давайте проверим его. Откройте тетради. Прочитайте сравнения, которые использовал А.С.Пушкин для описания царевны Лебеди. – Как вы думаете, для чего А.С.Пушкин использовал для описания царевны Лебеди сравнения? Может быть, достаточно было написать, что она была необыкновенно красивой и умной? Обоснуйте своё мнение.(Дети читают по очереди) Молодцы!

3.Постановка цели. Актуализация знаний.

- Сегодня мы приступаем к работе над другим жанром, а каким именно вы определите сами, разгадав кроссворд. Разгадать его вам помогут знания сказки А. С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане…».(дети разгадывают кроссворд)

 Кроссворд на доске.

-Ребята, слушаем первый вопрос.

Вопросы: 

1. Зверек, который жил в хрустальном домике под елью. ( Белка).

2. Жанр, художественной литературы к которому, относится это произведение Пушкина. (Сказка).

3. Имя царя (Салтан).

4. Как зовут молодого князя (Гвидон).

5. Название острова, на котором находилось княжество Гвидона (Буян).

- Прочитайте хором, над каким жанром художественной литературы мы будем работать?(Басня).

- Вспомните, что такое басня?

- А вот как объясняет значение слова «басня» толковый словарь.

Басня – это короткий, чаще стихотворный нравоучительный рассказ, в скрытой форме изображающий людей и их поступки. - Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с прекрасным миром басен.

- Ребята, а с какими баснями мы познакомились в прошлом году? («Стрекоза и Муравей», «Лебедь, Щука и Рак») А кто является автором этих басен?(И. А. Крылов)

-Сможите ли вы, назвать тему сегодняшнего урока? (тема урока «Басни И. А. Крылова»)

-Правильно ребята, знакомимся с новой басней И. А. Крылова «Мартышка и Очки»

( открыть доску)

- Иван Андреевич Крылов в своих баснях изображал людей в виде различных животных, а порой и всяческих вещей.

Ребята, А.С.Пушкин очень любил басни И.А.Крылова и называл его «истинно народным поэтом».

( Слайд 1-2 - портрет писателя)

- Посмотрите на портрет И.А.Крылова.

- Каким он вам представляется по характеру? (добрым, спокойным, мудрым)

- Да, ребята, мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. Таким же мудрым и проницательным запечатлён баснописец в бронзе. На каждой стороне высокого постамента, на котором размещён памятник, барельефные изображения животных – персонажей его басен. Памятник был сооружён на деньги, которые собирали по всей России и построен в С.-П. в Летнем саду.

(Слайд 3- памятник писателю)

- Ученики нашего класса подготовили интересные сведения об этом удивительном человеке.

(Своё сообщение читают заранее подготовленные ученики)

И.А. Крылов родился в Москве в семье армейского офицера. Семья была бедной. Иван не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. А позже, семья Крыловых тогда жила в Твери, довелось ему учиться "из милости". У детей богатого помещика Львова были домашние учителя, которые их обучали разным наукам, и Ване Крылову разрешили заниматься вместе с детьми Львовых.

Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец. После смерти отца у них ничего не осталось – ни денег, ни других ценностей, только сундучок с книгамиОдиннадцатилетнему Ивану пришлось поступить на работу в Тверской суд. Он разносил пакеты с документами, переписывал бумаги, чинил гусиные перья для письма. Да еще читал книги, которые остались после отца.

Позже, в 1782 году, семья Крыловых перебралась в Петербург. Здесь Иван продолжал служить в канцелярии, но мечтал стать литератором. Он много читал, ему удалось выучить французский, итальянский, греческий языки. Вначале он писал пьесы для театра, басни же появились в печати, когда Крылову было 37 лет. Тридцать лет И.А. Крылов проработал библиотекарем в петербургской библиотеке. Он написал более 200 басен.

-Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни баснописца. Их заучивали наизусть, хохоча пересказывали друг другу и боевые генералы, и солдаты. И даже императоры Александр1 и Николай2 ими зачитывались.

4. Подготовка к восприятию нового произведения.

 Припомните действующих лиц басен И.А. Крылова. - Кто главные герои басен?(животные)

-Чем обычно начинается или заканчивается басня?(моралью, поучением)

5.Словарная работа. (Слова написаны на доске).

Много лет назад, слова, которые употреблялись в басне мы не употребляем в современной речи. Чтобы содержание и смысл басни нам был понятен, мы раскроем значение некоторых слов.

Мартышка – маленькая обезьяна;

Дюжина – 12;

Полдюжины – 6;

Темя – верхняя часть головы;

Нанижет – наденет подряд на нитку, проволоку;

Невежда - необразованный человек;

К худу клонит – к плохому клонит;

Познатней – побогаче, выше титулом;

Невежа – грубый, невоспитанный человек

- Басню, которую мы сегодня прочитаем, называется «Мартышка и Очки»

6.  Чтение нового произведения.

Откройте учебник на стр. 134

-Посмотрите на иллюстрацию и скажите, что делает мартышка?

-Чтение басни учителем.

- Так, зачем же Мартышке нужны были очки? (она стала плохо видеть)

— Понравилась ли вам басня?

— Что заставило вас улыбнуться?

- Поднимите руку, кто видел мартышку?

- Где вы ее видели?

- Расскажите о ее повадках.(любопытная, любит гримасничать, подвижная)

Физкультминутка.

Рано утром на полянке

Так резвились обезьянки:

Левой ножкой: топ, топ!

Правой ножкой: топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет выше всех?

Все присели, снова встали

 Вы резвиться не устали? 

Чтение басни детьми.

-Детки, сейчас вы сами прочитайте басню самостоятельно в полголоса и ответьте на вопрос: «Почему слова «Очки» и «Мартышка» написаны с большой буквы?» (герои басни)

-Прочитайте выразительно те строки, в которых рассказывается о примерке очков.

- Какие слова помогают понять, то, что Мартышка не знает, как использовать очки?

- Почему мартышка решила, что ее обманули?

-Кто виноват в том, что очки не действовали?

- Что обычно делают с очками?

7. Работа над языком басни.

- Ребята,найдите слова из басни, которые являются синонимами к словам: купить, обманули, бросила.

На доске:

купить -

обманули -

бросила –

- В баснях Крылова очень много крылатых выражений и сравнений. Слайд №4.

- Как бы вы могли проще объяснить некоторые выражения, которые встречаются в нашей басне?

- Эти выражения у вас на карточках. Прочитайте их, пожалуйста.

К старости слаба глазами стала. (стала плохо видеть)

Зло не так большой руки. (небольшое зло)

Очков с полдюжины она себе достала. (купила 6 штук)

Очки не действуют никак . ( не помогают)

Слушает людских всех врак. ( слушает обман людей)

И проку на волос нет в них. (нет пользы)

8..Разбор морали.

- Ребята, прочитайте заключительную часть басни.

-Как она называется? (мораль)

- С каким человеческим пороком боролся Крылов, создавая эту басню? (с необразованностью)

- Чему учит нас эта басня? (надо учиться, чтобы быть образованным, плохо быть невеждами)

- Чтение басен обогащает нас знанием жизни, родного языка .И. А. Крылов помогал обнаружить недостатки, и часто показывал, как от них можно избавиться.

9.Выразительное чтение басни по ролям.

- У басен Крылова интересный сюжет, в нем много действия и диалогов. Басни Крылова можно читать в лицах. Их можно представлять со сцены в театре. И сейчас мы будем читать басню по ролям. Посмотрите, где слова автора, а где Мартышки. (чтение по ролям)

- Басни похожи на сказки. Характеры героев яркие, понятные. Басни интересно иллюстрировать и поэтому, я предлагаю вам творческое задание. Вы видите иллюстрации к басням Крылова, выполненные художником. А мы сегодня с вами создадим свою выставку.

10. Итог урока.

— Кто такой И.А.Крылов?

— С какой басней познакомились?

— Кто главный герой басни?

— Каких ещё животных наделил И.А.Крылов человеческими качествами в своих баснях?

11. Домашнее задание.

— Выучить басню наизусть и дорисовать рисунки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки»

Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки»Цель. Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством И. А. Крылова, расширение читательского кругозора детей.Задачи: Научить определять басню как жанр литератур...

Поурочная разработка по литературному чтению по теме: Басни Крылова "Мартышка и очки"

Тема: Басни И.А. Крылова. Басня «Мартышка и очки». Цели:Познакомить детей с творчеством И.А. Крылова на примере басни «Мартышка и очки»;Совершенствовать навыки правильного, осознанного, выр...

Урок литературного чтения Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки» 3 класс

                              Урок литературного чтения Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки» 3 класс...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе "И.А.Крылов «Мартышка и Очки»"

Конспект урока литературного чтения в 3 классе "И.А.Крылов «Мартышка и Очки»"...

Урок литературного чтения Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки»

Цели: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством И. А. Крылова ; расширение читательского кругозора детей ; воспитание культуры поведения.Планируемые результаты: Дети  научатся определять ...

Конспект урока на тему "Выразительное чтение басни. И. А. Крылов «Мартышка и очки»

ТЕМА: «Выразительное чтение басни. И. А. Крылов «Мартышка и очки»ЦЕЛЬ: формирование образовательных компетенций через работу над басней; выявить приём И.А. Крылова для высмеивания лю...

Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс И.А.Крылов "Мартышка и очки". Анализ басни

Разработка урока по литературному чтению в 3 классе И.А.Крылов "Мартышка и очки". Урок представлен с помощью технологической карты по ФГОС...