Открытый урок по литературному чтению И.С.Соколов-Микитов "Листопадничек"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Решение частных задач

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt_otkrytyy_urok.docx42.11 КБ

Предварительный просмотр:

                                            МКОУ Вашутинская основная общеобразовательная школа

                                                     Открытый урок литературного чтения  в 3 классе

                                                      Тема: И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек» .

                                                                Подготовила и провела: учитель начальных классов Л.М.Горбунова

                                                                                                                                                        февраль 2018 г.


Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством И. С. Соколова-Микитова; обучения читательской самостоятельности, делению текста на логические законченные части; эмоционально-эстетического воспитания любви к природе; способствовать развитию навыка беглого, сознательного выразительного чтения; репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления; умений аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать 

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с произведением
И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек»;

научатся выделять события, составляющие основу художественного произведения; определять тему

и главную мысль произведения,

пересказывать текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план

Метапредметные:

познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения, формулируют ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;

регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи;

коммуникативные: отбирают аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; осознают цель своего высказывания

Личностные: 

называть произведения, фамилии и имена писателей, пишущих

о Родине; предлагать формы

и варианты проявления своих чувств по отношению к своей

Родине

Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет И. С. Соколова-Микитова, выставка книг писателя, аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы

деятельности

1

2

3

4

I. Организация начала урока

Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

– Я желаю вам доброго утра, удачного дня и хорошего настроения. Повернитесь друг к другу – улыбнитесь. А теперь улыбнитесь мне

Сообщают о готовности
к уроку. Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

1) Игра «Доскажи словечко».

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– О каких детских воспоминаниях рассказывает Пришвин?

Проводит игру «Доскажи словечко».

– Мать моя вставала… (рано).

– Мать угостила меня… (чаем с молоком).

– Это угощение решило мою жизнь в… (хорошую) сторону.

– Я начал вставать до… (солнца).

– Потом и в городе я вставал… (рано).

– После чаю я… (ходил на охоту).

– Моя охота была в… (находках).

– Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с … (великими сокровищами жизни).

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Участвуют в игре.

Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии

с целевой

установкой. Принимают
и сохраняют учебную цель и задачу.
Дополняют, уточняют высказанные мне-

2) Беседа.

– Почему слова «мама», «солнце», «природа», «Родина» Михаил Пришвин объединил в этом рассказе?

– Подберите однокоренные слова к слову «Родина». (Народный, родственный, родня, родные, родимый, род.)

– Какой призыв автор адресовал жителям планеты Земля? («Мои молодые друзья!

                                                                                                              Продолжение табл.

1

2

3

4

Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину»).

– Прочитайте отрывок наизусть так, чтобы всем сидящим в классе ребятам показалось, что автор обратился к каждому из них.

ния по существу полученного задания

2. Речевая разминка

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

Прочитайте скороговорку с вопросительной интонацией.

Прочитайте с утвердительной интонацией.

Прочитайте с сердитой интонацией.

Прочитайте с веселой интонацией.

Прочитайте с ускорением.

Бобры храбры идут в боры;

Бобры для бобрят добры.

Найдите однокоренные слова. Подберите другие родственные слова к ним. (Бобры, бобрят, бобриха, бобровый.)

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

– Отгадайте загадки.

Есть на речках лесорубы        Что за зверь лесной

В серебристо-бурых шубах.        Встал, как столбик, под сосной 

Из деревьев, веток, глины        И стоит среди травы –

Строят прочные плотины.         Уши больше головы.

(Бобры.)        Длинное ухо, комочек пуха,

        Прыгает ловко, любит морковку.

        (Заяц.)

Что вы знаете о бобрах?

Что вы знаете о зайцах?

Как вы думаете, почему мы начали урок с рассказа о бобрах и зайцах? (Сегодня

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения

Принимают

и сохраняют учебную

цель и задачу. Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят


Продолжение табл.

1

2

3

4

будем читать о них.)

– Правильно, главными героями рассказа будут бобры и заяц. Прочитайте тему

урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова:

•  Мы познакомимся с…

•  Мы узнаем…

•  Мы вспомним…

•  Мы будем уметь…

•  Мы сможем поразмышлять…

– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

– Как вы думаете, о чем это произведение? Как вы думаете, о ком или о чем будет произведение с таким названием? (Предположения учащихся о том, кого могут звать Листопадничком.)

– Как вы думаете, когда, в какое время года будут происходить события в этом произведении? Почему?

– Как называют зайцев, родившихся осенью?

У нас в семье большая радость,

Пусть листья падают, летят,

В канавке теплой, под осинкой,

Три листопадничка лежат.

– Как вы думаете, что могло бы произойти осенью с этим героем?

– Предположите, каков жанр этого произведения: рассказ или сказка?

– Вы попытались предположить, о ком пойдет речь и что будет происходить в произведении, опираясь только на его название.

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией
И. С. Соколова-Микитова

и составляют план чтения

речевое высказывание в устной форме

IV. Подготовка к восприятию произведе-

Рассказывает о творчестве писателя, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения (см. ресурсный материал).

– Что вы узнали об авторе?

Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора.

Осуществляют анализ объектов


Продолжение табл.

1

2

3

4

ния. Знакомство с биографией автора

– Когда и где он родился?

– Где он учился?

– Кем работал?

– Как он жил последние годы?

Задают вопросы о творчестве автора

с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета

V. Работа над содержанием текста.

1. Работа с толковым словарем.

Проводит словарную работу.

– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

Хатка – жилище бобра и некоторых других водяных животных, сделанное из сучьев или стеблей тростника, осоки и т. п., скрепленных илом.

Штукатур – тот, кто занимается штукатурением стен, потолков и т. п.

Ходко (разг.) – легко и быстро.

Кладовая – помещение для хранения продуктов питания, товаров, оборудования, сырья и т. п. Место хранения корма, запасов на зиму (в дупле, норе и т. п.) у животных.

Охапка – количество чего-либо, которое можно взять, унести, обхватив руками, рукой.

Мигом – очень быстро.

Выдра – крупный зверь с вытянутым, гибким телом обтекаемой формы. Длина тела – 55–95 см, хвоста – 26–55 см, масса – 6–10 кг. Лапы короткие, с плавательными перепонками. Хвост мускулистый, непушистый. Окраска меха: сверху темно-бурая, снизу светлая, серебристая. Остевые волосы грубые, но подпушь очень густая и нежная. Строение ее тела приспособлено для плавания под водой: плоская голова, короткие лапы, длинный хвост и ненамокающий мех.

Волей-неволей – несмотря на нежелание, вынужденно.

Долговязый (разг.) – очень высокий, худой и нескладный (о человеке).

Плотина – гидротехническое сооружение, перегораживающее водоток или водоем для подъема уровня воды.

– Что означают выражения: «золотой лист», «долговязые журавлята», «хороших тумаков надавал», «как пуля вылетел из воды»?

Работают с толковым словарем.

Осуществляют анализ произведения.
Осознанно
и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Договариваются и приходят к общему мнению.

Учитывают мнение соседа по парте. Осуществляют контроль по результату


Продолжение табл.

1

2

3

4

2. Первичное чтение произведения.

3. Беседа по содержанию прослушанного

Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

– Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.

Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

– Понравилось ли вам произведение?

– Выразите свое мнение о произведении одним словом.

– Что вам особенно понравилось в этой истории?

– Как вы думаете, это рассказ или сказка? Докажите. (Это сказка, так как животные разговаривают, путешествуют.).

– Какая эта сказка? (Авторская.)

– Изобразите схему сказки. Вы должны выбрать нужные элементы (см. ресурсный материал).

– Чему учит это произведение?

– От чьего лица ведется рассказ?

– О ком это произведение?

– В какое время года появились зайчата?

– Почему зайчат, родившихся в эту пору, называют листопадничками? Кто их так называет?

– Где живут зайцы?

– Какие правила нужно соблюдать, гуляя в лесу?

– Как вы думаете, можно ли брать домой маленьких зайчат? Почему?

– Почему зайчонок побежал за журавлями в теплые страны?

– О жизни каких еще животных осенью мы узнаем из этого рассказа?

– Какие еще птицы улетают на юг? Почему?

– Как помочь птицам, которые остаются на зиму у нас?

– Как животные готовятся к зиме?

– Как бобры строили свою плотину?

– Как бобры спасали Листопадничка?

– Как вы считаете, «Листопадничек» – это сказка или рассказ?

– Найдите животных, которые спрятались в слове «Листопадничек». (Лиса, слон, осел, антилопа.)

Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения. Отвечают на вопросы учителя.

Аргументируют свою точку зрения


Продолжение табл.

1

2

3

4

VI. Повторное чтение и анализ произведения.

1. Повторное чтение произведения.

2. Беседа по содержанию прочитанного.

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

– Прочитаем рассказ еще раз и подумаем: могло так быть на самом деле? Почему?

– Это рассказ или сказка? Докажите. (Это сказка, потому что герои-животные разговаривают, путешествуют.)

– Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?

– Как улетали журавли?

– Как вели себя другие звери?

– Кого встретил зайчонок во время путешествия?

– Как провел зайчонок зиму?

– Почему зайчонок остался в хатке бобров?

– Чем похожи бобр и зайчик? Чем отличаются?

Какие качества вы бы хотели взять у главных героев произведения?

– Каким вы увидели зайчонка? Какими качествами мы можем наделить маленького зайчика?

– Опишите Листопадничка, каким он был, обосновывая свой выбор:

•  мечтатель, фантазер (мечтает улететь в теплые края);

•  непослушный (убежал из дома, ослушался маму);

•  любознательный (задает вопросы бобрам);

•  терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров);

•  добрый (помогал нянчить бобрят);

•  заботливый (кормит бобрят);

•  смелый (научился плавать);

•  любящий (скучает и вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев,
живя в хатке у бобров).

– Дайте характеристику бобрам, обосновывая свой выбор:

•  трудолюбивые (строят плотину, хатку в два этажа; таскают палки; хвостом

Читают произведение

по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном

режиме.

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.

Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.

Дают характеристику Листопадничка, сверяя

с образцом.

Дают характеристику

Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся.

Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулируют свое мнение
и позицию.

Строят монологические высказывания. Адекватно
используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Продолжение табл.

1

2

3

4

пришлепывают, как штукатур лопаткой; ходят на работу);

•   запасливые (готовят корм на зиму);

•  гостеприимные (приютили зайца);

•  заботливые (волнуются за бобрят);

•  смелые (выгнал выдру из хатки; помогает зайчику при наводнении);        

•  чистоплотные (прибирают свою хатку, любят чистоту и порядок).

Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.

– Выберите самую точную пословицу, которая больше всего подходит к теме нашего урока. Объясните свой выбор.

•  Много спать – дела не знать.

•  Дома и стены помогают.

•  Всякий кулик свое болото хвалит.

•  Чужая сторона – дремучий бор.

•  В гостях хорошо, а дома лучше!

•  Друзья познаются в беде.

бобров, сверяя с образцом.

Делают выводы, извлекают информацию из различных сточников. Аргументируют свою позицию. Планируют свое действие в соответ-ствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

3. Выборочное чтение.

– Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя? О чем вас заставила задуматься сказка?

– Какие слова в этом отрывке помогают понять чувства зайчонка?

– Согласны ли вы с автором, что заяц был храбрым и почему? Подберите синонимы к слову «храбрый».

– А как вы понимаете слово «отчаянный»?

– Найдите и зачитайте, как Листопадничек ушел из дома.

Найдите и зачитайте, как жилось зайчику у бобров.

Найдите и зачитайте, как произошла встреча Листопадничка с матерью?

– Что наблюдали маленькие зайчата вокруг себя?

– Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они главная опора в жизни. 

– «Крепко-крепко», «возле матери», «в родном гнезде».

– Да, не побоялся трудностей. Смелый, отважный, мужественный.

– Совершил необдуманный поступок.

Продолжение табл.

1

2

3

4

– Что вызывало тревогу и слезы зайчат?

– Как их успокаивала мама?

– Какое желание не давало покоя одному из зайчат и на какой поступок оно его толкнуло?

– Какой можно сделать вывод?

– Какую пословицу вы можете подобрать к этой сказке?

•  На чужой стороне и весна не красна.

•  На чужой сторонушке рад своей воронушке.

– Какой же вывод мы можем сделать из прочитанного рассказа?

Лучше родного дома

и родной мамы нет

никого на свете.

4. Чтение по ролям.

– Найдите отрывок, в котором говорится о разговоре зайчика с бобрами. Прочитайте его. Во время чтения отметьте карандашом всех действующих лиц.

Назовите действующих лиц этого отрывка. Давайте прочитаем его по ролям.

– Разгадайте кроссворд (см. ресурсный материал).

Ключевое слово: листопадничек.

5. Работа в рабочей тетради

Организует работу с рабочими тетрадями. Задает вопрос.

– Опишите Листопадничка. Каким он был? Выберите слова, дополните своими

Работают в рабочих тетрадях. Отвечают на вопросы.

Записывают: «решительным», «легкомысленным», «беспокойным»

и т. д.

VII. Самостоятельная работа

Проводит тестирование.

– Выберите правильный ответ (см. ресурсный материал)

Записывают верные ответы на тестовые задания

Владеют навыками самостоятельной работы

VIII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

•  Написать свои пожелания зайчику на осенних листочках и положить их в корзину.

•  Подготовить пересказ от лица Листопадничка.

•  Придумать свою версию того, как зайчик провел зиму.

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи

Окончание табл.

1

2

3

4

•  Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту.

•  Представьте, что путешествие Листопадничка продолжилось. Какие еще приключения могли бы с ним произойти? Придумать свой рассказ

IX. Итог урока. Рефлексия

Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результаты чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Что означает слово «листопадничек»?

– Почему автор дал такое название рассказу? Можно ли его озаглавить иначе?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? Продолжите предложения:

Мне понравилось…

Мне показалось интересным…

Я восхищаюсь…

Если бы я был художником, то…

Если бы я был автором, то…

– Понравилась ли вам работа на уроке?

– А теперь оцените свою работу, настроение. У вас на столах лежат изображения зайчиков, на доске три полянки, которые могут соответствовать вашему настроению. Выберите нужную и прикрепите туда зайчика. 

– Мне понравилось с вами общаться, и думаю, наш урок пойдет вам на пользу. В заключение мне бы хотелось прочесть слова Н. Рыленкова: «Читайте, дорогие ребята

и уважаемые взрослые, глубоко патриотичные книги Ивана Сергеевича Соколова-Микитова. Произведения писателя позволят вам полнее и ярче ощутить многообразие жизни, увидеть немало прекрасного, на что мы порой не обращаем внимания

в повседневных заботах. И пусть чтение книг И. С. Соколова-Микитова доставит вам огромную радость»!

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности

   

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению (с элементами технологии развития критического мышления через чтение) Л. Кассиль «У классной доски» 4 класс УМК «Гармония»

Тема моего открытого урока в 4 классе: Лев Кассиль «У классной доски» . 1) На стадии вызов важно было решить следующие задачи:- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.

Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....

Открытый урок по литературному чтению "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны".

Открытый урок по литературному чтению для обучающихся 1 класса УМК "Гармония" в рамках Недели начальных классов по теме : "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны"....

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе.Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»Цели урока:- продолжить знакомство с произведениями С. Козлова;- показать, на примере произвед...

открытый урок по литературному чтению на региональном уровне на тему "Урок-обобщение по разделу "В семейном кругу мы с вами растём"

Здесь дан конспект урока по проведению урока-обобщения по литературному чтению во 2 классе. Авторы учебника С.Д.Корген-оол, О.О.Иргит.Разработка урока в соответствии по фгос....