Рабочая программа по литературному чтению 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс)

Кротенко Ирина Леонидовна

Рабочая программа по литературному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit._chtenie.doc301.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         

         Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса Литературное чтение для 4 классов общеобразовательных учреждений Климанова Л. Ф., Бойкина М. В., - М.: Просвещение.

        Целью прохождения настоящего курса является рациональное распределение часов учебного материала, ориентированного на формирование у младших школьников потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы, духовной нравственно-эстетической личности юного читателя.

        Реализация цели рабочей программы осуществляется в процессе выполнения следующих задач:

а) образовательная:

  • учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
  • обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.

б) развивающая:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное  произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус.

в) воспитывающая:

  • формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы.

г) практическая:

  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
  • обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  • работать с различными типами текстов;
  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка. 

       

        Данная программа построена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.

        В рабочей программе по литературному чтению 4 класс представлено 5 основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе: П. П. Ершов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Е. А. Баратынский, А. Н. Плещеев, И. С. Никитин, Н. А. Некрасов, И. А. Бунин, В. Ф. Одоевский, В. М. Гаршин, П. П. Бажов, С. Т. Аксаков, Е. Л. Шварц, В. Ю. Драгунский, В. В. Голявкин, В. Я Брюсов, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Д. Б. Кедрин, Б. А.Слуцкий, К. Булычев, Д. Свифт, Г. Х. Андерсен, М.Твен, С. Лагерлеф и др.

        Вторая содержательная линия – техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность, выразительность).

        Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения: метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, ритмичность и музыкальность стихотворной речи, жанры.

        Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.

        Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает аудирование, говорение, чтение и письмо в их единстве и взаимодействии.

         

  Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом русский язык, музыка, изо.

Методические особенности изучения предмета:

Содержание курса литературного чтения открывает возможность сформировать у учащихся общепредметные/специальные предметные умения:

  1. Работать с таблицами, схемами, графиками, диаграммами, цепочками. Представлять, анализировать и интерпритировать данные;
  2. Выполнять простые учебно-познавательные и учебно-практические задачи, используя литературоведческие  знания;
  3. Учит школьников использовать приобретённые знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.

Программа направлена на формирование учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков, развитие логического мышления на основе формирования умений сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, анализировать, сопоставлять.

        Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией Климанова Л.Ф., Бойкина М.В., - М.: Просвещение.

УМК состоит из:

  1. учебник: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение: Учебник:  4 класс: В 2ч. – М.: Просвещение.
  2. рабочая тетрадь: Бойкина М. В., Виноаградская Л. А.Литературное чтение: Рабочая тетрадь: 4 класс – М.: Просвещение.
  3. программа:  Климанова Л.Ф., Бойкина М.В.Литературное чтение: Рабочие программы: 1-4 классы – М.: Просвещение.
  4. Аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой: 4 класс.

Учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2017/2018 учебный год и рекомендован (утвержден) МО РФ.

       

        Выбор программы обуславливается тем, что в основе построения лежат принципы единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра, деятельностного подхода, системности, что направлено на достижение целей начального образования.

        Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России.

       

        В соответствии с  федеральным  базисным  учебным  планом  для начального общего  образования  и в соответствии с учебным планом МОУ школы № 6 г. о. Жуковский Московской обл.  на изучение литературного чтения в 4 классе отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год. Часы на обучение выделены из федерального компонента учебного плана.

   

       

Используемые типы уроков, технологии, методы и средства обучения

В системе уроков планируются использование следующих типы уроков:

Урок изучения нового материала.

Урок закрепления знаний.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида. 

Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности обучающихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном, так и в электронном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.

Урок - самостоятельная работа.  Предлагаются разные виды самостоятельных работ.

Урок - контрольная работа. Проводится на двух уровнях: уровень базовый (обязательной подготовки) - «3», уровень продвинутый - «4» и «5».

        Применяются технологии индивидуального, индивидуально – группового, группового и коллективного способа обучения,  технологии уровневой дифференциации, развивающего обучения и воспитания.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  • методами организации и осуществления учебно – познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстративных), практических, проблемно – поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;
  • методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр;
  • методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ;
  • степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно – иллюстративного, частично – поискового                       (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения

Используются следующие средства обучения: учебно – наглядные пособия (таблицы, модели и др.), ЦОРы, ЭОРы, организационно – педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

Оценка знаний и умений обучающихся проводится в форме итоговой контрольной.

В результате прохождения программного материала обучающийся должен:

        знать:

  • наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
  • названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;
  • не менее 6 – 7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).

        уметь:

  • осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
  • понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;
  • передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение;
  • использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпоритм, логические и психологические паузы);
  • составлять план к прочитанному;
  • делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;
  • определять тему и главную мысль произведения;
  • озаглавливать иллюстрации и тексты;
  • вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
  • выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
  • полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;  
  • ставить вопросы к прочитанному;
  • самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему;
  • оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.

        Учащиеся должны:

  • освоить формы драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с использованием мимики, живые картины (индивидуальные и групповые);
  • принимать участие в конкурсах чтецов;
  • владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 80 слов в минуту;
  • понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в 4 – м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» в 4- м классе является формирование следующих умений:

– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков –своих и окружающих людей;

– этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи

– строить рассуждения

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в 4 – м классе является формирование следующих умений.

Выпускник научится:

– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

– самостоятельно находить ключевые слова;

– самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

– формулировать основную мысль текста;

– составлять простой и сложный план текста;

– писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;

– аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

– понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;

– иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;

– самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

– относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;

– относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам.

Выпускник получит возможность научиться:

- самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

- относить прочитанное произведение к определенному периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.);

- соотносить автора, его произведения со временем их создания, с тематикой детской литературы.

Литература и средства обучения

  1. Учебно-методическая литература.
  • Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1- 4 классы.
  • Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1 / (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская).
  • Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс.
  • Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. Поурочные разработки. 4 класс.
  • Полозова Т.Д. Как сформировать читательскую активность.
  • Чутко Н.Г. Формирование познавательной активности у младшего школьника.

       2. Учебные и справочные пособия.

  • Словари по русскому языку.
  • Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению.
  • Детские книги разных типов из круга детского чтения.
  • Портреты поэтов и писателей.

                  3. Перечень средств обучения (+ интернет-ресурсы)

  • Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.
  • Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).
  • Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).
  • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
  • Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
  • Мультимедийный проектор.
  • Компьютер.
  • Сканер.
  • Принтер лазерный.

Тематический план

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

Дата

По плану

Фактически

1.

Летописи, былины, сказания, жития.

9

04.09-22.09

2.

Чудесный мир класси
и.

16

25.09-03.11

3.

Поэтическая тетрадь.

9

06.11-01.12

4.

Литературные сказки.

12

04.12-29.12

5.

Делу время – потехе час.

6

09.01-19.01

6.

Страна детства.

6

22.01-02.02

7.

Поэтическая тетрадь.

4

05.02-12.02

8.

Природа и мы.

10

13.02-13.03

9.

Поэтическая тетрадь.

6

14.03-27.03

10.

Родина.

6

28.03-06.04

11.

Страна фантазия.

5

16.04-24.04

12

Зарубежная литература.

13

25.04-31.05

Всего:

102ч

Содержание

Тема 1. Летописи. Былины. Жития (9 часов)

Учащиеся должны знать:

- жанр «летопись»;

-жанр устного народного творчества «былина»;

- произведение «Житие Сергия Радонежского»;

уметь:
- проводить сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина;

- читать осознанно текст художественного произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;

- определять тему и главную мысль произведения, использовать приобретенные умения для самостоятельного чтения книг;

- анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

- читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; 

- читать выразительно художественный текст; 

- приводить примеры фольклорных произведений.

Тема 2. Чудесный мир классики (16 часов)

П. Ершов. «Конёк-Горбунок» (отрывок);

А. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;

М. Ю. Лермонтов «Дары Терека», «Ашик-Кериб» (турецкая сказка);

Л. Н. Толстого «Детство», «Как мужик убрал камень»;

А. П. Чехов «Мальчики».

Учащиеся должны знать:

- название и основное содержание изученного произведения;

- творчество П. Ершова.

уметь:

- читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка;

- составлять  небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту;

- читать стихотворные произведения наизусть  (по выбору), отвечать на вопросы по тексту;

- анализировать поведение героев;

- делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка;

различать сказки народные и литературные.

Тема 3. Поэтическая тетрадь 1 (9 часов)

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…»;

А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»;

Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..»,  «Где сладкий шепот…»;

А. Н. Плещеев «Дети и птичка»;

С. Никитин  «В синем небе плывут над полями…»;

Н. А. Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»;

И. А. Бунина  «Листопад».

Учащиеся должны знать:

- изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений;

- понятие «рифма»;

уметь:

- выразительно читать стихотворения;

- использовать интонацию;

- читать стихотворные произведения наизусть;

- анализировать средства художественной выразительности;

- описывать поэтический образ осени в стихах;

- находить рифму в произведении;

- читать осознанно текст художественного произведения;

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

- оценивать события, героев произведения;

- участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

Тема 4. Литературные сказки ( 12 часов)

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»;

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и  розе»;

П. П. Бажов «Серебряное копытце»;

С. Т. Аксаков.  «Аленький цветочек».

Учащиеся должны знать:

- изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений;

- выделять особенности сюжета произведения;

уметь:

- читать выразительно и осознанно текст художественного произведения;

- определять тему и главную мысль произведения;

- осуществлять выборочное чтение отрывков, соответствующих описаниям каких-либо явлений природы;

- читать по ролям;

- сравнивать авторские сказки и народные;

- создавать небольшой устный текст на заданную тему;

- различать жанры;

- отвечать на обобщающие вопросы по теме.

Тема 5. Делу время – потехе час (6 часов)

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»;

В. Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»;

В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»;

Учащиеся должны знать:

- изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений;

уметь:

- читать осознанно текст художественного произведения;

- прогнозировать жанр произведения;

- определять мотив поведения героев путем выбора правильного ответа из текста;

- участвовать в анализе содержания;

- оценивать события, поступки героев;

- создавать небольшой устный текст на заданную тему;

- выполнять творческую работу;

- пересказывать текст;

- различать жанры художественной литературы;

- определять тему и главную мысль произведения;

- формулировать и высказывать свое мнение о прочитанном по плану.

Тема 6. Страна детства (6 часов)

Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»;

К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»;

М. М. Зощенко. «Елка».

Учащиеся должны знать: 

- изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений

уметь:

- читать осознанно текст художественного произведения;

- устанавливать темп чтения от смысла читаемого;

- работать с иллюстрациями;

- оценивать события, героев произведения;

- анализировать произведения;

- определять средства художественной выразительности;

- определять тему и главную мысль произведения;

- характеризовать поступки героев, их моральные черты;

- пересказывать понравившиеся произведения.

Тема 7. Поэтическая тетрадь 2 (4 часа)

В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»;

С. А. Есенин. «Бабушкины сказки»;

М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»;

Учащиеся должны знать:

- основные сведения по творчеству писателя и содержание произведений

уметь:

- определять средства художественной выразительности;

- определять в тексте средства выразительности – звукопись;

- читать выразительно стихотворения наизусть;

- рифмовать слова, текст.

Тема 8. Природа и мы (10 часов)

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»;

А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»;

М. М. Пришвин в рассказе «Выскочка»;

Е. И. Чарушин «Кабан»;

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

Учащиеся должны знать:

- творчество Д. Н. Мамина-Сибиряка, содержание произведений;

- творчество А. И. Куприна;

- творчество М. М. Пришвина;

- творчество Е. И. Чарушина;

- творчество В. П. Астафьева;

- произведения для детей;

уметь:

- определять тему и главную мысль произведения;

- давать характеристику героям;

- различать народные и литературные сказки;

- выразительно читать произведения;

- отвечать на вопросы по прочитанному тексту;

- прогнозировать содержание произведения по названию;

- читать осознанно текст произведения;

- создавать небольшой устный текст на заданную тему;

- оценивать события, героев произведения.

Тема 9. Поэтическая тетрадь 3 (6 часов)

Б. Л. Пастернак «Золотая осень»; 

С. А. Клычков «Весна в лесу»;

Д. Б. Кедрин «Бабье лето»;

Н. М. Рубцов «Сентябрь»;

С. А. Есенин «Лебедушка».

Учащиеся должны знать:

- изученные литературные произведения и их авторов;

- основное содержание изученных литературных произведений 

уметь:

- читать стихотворные произведения наизусть;

- анализировать средства художественной выразительности;

- описывать поэтический образ осени в стихах;

- находить рифму в произведении;

- отвечать на вопросы по прочитанному тексту;

- определять тему и главную мысль произведения;

- подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям.

Тема 10. Родина (6 часов)

И. С. Никитин «Русь»;

С. Д. Дрожжин «Родине»;

А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»;

Б. А. Слуцкий «Лошади в океане».

Учащиеся должны знать:

- произведения о Родине.

Уметь:

- выразительно читать произведения;

- отвечать на вопросы по прочитанному тексту;

- определять тему и главную мысль произведения;

- оценивать события, героев произведения, читать стихотворные произведения наизусть.

Тема 11. Страна Фантазия (5 часов)

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника»;

Кир Булычев. «Путешествие Алисы».

 

Учащиеся должны знать:

- творчество Е. С. Велтистова;

- творчество Кира Булычева;

уметь:

- читать осознанно текст художественного произведения;

- определять тему и главную мысль произведения;

- пересказывать;

- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

- оценивать события, героев произведения;

- создавать небольшой устный текст на заданную тему;

- различать жанры художественной литературы;

- различать сказки народные и литературные.

Тема 12. Зарубежная литература (13 часов)

Д. Свифт «Путешествие Гулливера»;

Г.-Х. Андерсен «Русалочка».

Учащиеся должны знать:

- произведения зарубежных писателей в переводе на русский язык;

- творчество Д. Свифта;

- творчество Г.-Х. Андерсена;

- образы сказочных героев;

- понятие «фантастика»;

уметь:

- читать осознанно текст художественного произведения;

- определять тему и главную мысль произведения;

- пересказывать;

- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

- оценивать события, героев произведения;

- читать стихотворные произведения наизусть;

- создавать небольшой устный текст на заданную тему;

- различать жанры художественной литературы;

- различать сказки народные и литературные;

- приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу.

Поурочное планирование

п/п

Дата

Дата

факт.

Тема урока

Летописи, былины, жития 9 часов

1.

(1)

1 нед

День Знаний.

Знакомство с учебником по литературному чтению

2

(2)

Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

Стартовая диагностическая работа

3

(3)

«И вспомнил Олег коня своего»

4

(4)

2 нед.

Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки»

5

(5)

«Ильины три поездочки»

6

(6)

«Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы

7

(7)

3 нед.

«Житие Се
гия Радонежского»

8

(8)

Проект: «Создание календаря исторических событий»

9

(9)

Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития».

Проверка навыка чтения

Чудесный мир классики 16часов

10

(1)

4 нед.

П.П. Ершов.

Подготовка сообщения о П.П. Ершове

11

(2)

П.П.Ершов «Конёк-Горбунок». Сравнение  литературной и народной сказок.  

12

(3)

П.П. Ершов «Конёк-Горбунок»  Характеристика героев.

13

(4)

5 нед.

Подготовка сообщения о А.С. Пушкине. А.С Пушкин «Няне»

14

(5)

А.С. Пушкин  «Туча», «Унылая пора!»

15

(6)

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

16

(7)

6 нед.

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

17

(8)

М.Ю. Лермонтов.

Подготовка сообщения о М.Ю. Лермонтове М.Ю. Лермонтов «Дары Терека»

18

(9)

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»

19

(10)

7 нед.

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок.

20

(11)

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»

21

(12)

Подготовка сообщения о Л.Н. Толстом.

Жизнь и творчество Л.Н.Толстого..Н. Толстой «Детство»

22

(13)

8 нед.

Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал»

23

(14)

А.П. Чехов «Мальчики».

Тест №2

24

(15)

А.П. Чехов «Мальчики».

Проверка навыка чтения

25

(16)

9 нед.

Обобщающий урок -КВН «Чудесный мир классики».

Контрольная работа № 1  

Поэтическая тетрадь 9 часов

26

(1)

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…»

27

(2)

А.А. Фет. «Весенний дождь» , «Бабочка»

28

(3)

10 нед.

Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..»  

29

(4)

Е.А. Баратынский «Где сладкий шёпот»

30

(5)

А.Н. Плещеев
«Дети и птичка»

31

(6)

11 нед.

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...»

32

(7)

Н.А. Некрасов «Школьник» , «В зимние сумерки нянины сказки..»

каникулы

33

(8)

И.А. Бунин «Листопад»

34

(9)

12 нед.

Картины природы. Обобщение по разделу.

Литературные сказки 12часов

35

(1)

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

36

(2)

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

37

(3)

13 нед.

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

38

(4)

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

39

(5)

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

40

(6)

14 нед.

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

41

(7)

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

42

(8)

С.Т. Аксаков

«Аленький цветочек»

43

(9)

15 нед.

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».

Диагностическая работа

44

(10)

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».

Проверка навыка чтения

45

(11)

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

Контрольная работа №3

46

(12)

16 нед.

КВН «Литературные сказки»

Контрольная работа №3 «Литературные сказки

Делу время - потехе час 6 часов

47

(1)

Е.Л. Шварц

«Сказка о потерянном времени»                                                     каникулы

48

(2)

Е.Л. Шварц

«Сказка о потерянном времени»

49

(3)

17 нед.

В.Ю. Драгунский

«Главные реки»

50

(4)

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

51

(5)

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

52

(6)

18 нед.

Обобщающий урок  «Делу время – потехе час».

Контрольная работа № 4

Страна детства 6 часов

53

(1)

Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

54

(2)

Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

55

(3)

19 нед.

К.Г. Паустовский

«Корзина с еловыми шишками»

56

(4)

К.Г. Паустовский

«Корзина с еловыми шишками»

57

(5)

М.М. Зощенко «Елка».

Тест № 4

58

(6)

20 нед.

Обобщающий урок  «Страна детства».

Контрольная работа № 5

Поэтическая тетрадь 4 часа

59

(1)

В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»

60

(2)

С.А. Есенин «Бабушкины сказки»

61

(3)

21 нед.

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»

62

(4)

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

Контрольная работа № 6

Природа и мы 10 часов

63

(1)

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

64

(2)

22 нед.

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

каникулы

65

(3)

А.И. Куприн «Барбос и Жулька»

66

(4)

М.М. Пришвин «Выскочка»

67

(5)

23 нед

М.М. Пришвин «Выскочка»

68

(6)

Е.И. Чарушин «Кабан»

69

(7)

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

70

(8)

24 нед.

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

Тест № 5

71

(9)

Проект «Природа и мы». Оценка достижений.

72

(10)

Обобщение по разделу «Природа и мы»

Контрольная работа № 7

Поэтическая тетрадь 6 часов

73

(1)

25 нед.

Б.Л. Пастернак «Золотая осень»

74

(2)

С.А. Клычков «Весна в лесу»

75

(3)

Д.Б. Кедрин «Бабье лето»

   76

  (4)

26 нед.

Н.М. Рубцов «Сентябрь»

77

(5)

С.А. Есенин «Лебедушка»

78

(6)

Путешествие в мир поэзии Обобщение по разделу

«Поэтическая тетрадь».

Контрольная работа № 8

Родина 6 часов

79

(1)

27 нед.

И.С. Никитин

«Русь».  Образ Родины в поэтическом тексте.

80

(2)

С.Д. Дрожжин

«Родине» .

81

(3)

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске»

82

(4)

28 нед.

Б.А. Слуцкий «Лошади в океане»

83

(5)

 О родине. Проект: «Они защищали Родину»

84

(6)

Обобщение по разделу «Родина» Контрольная работа № 9

Страна Фантазия 5 часов

85

(1)

29 нед.

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»

86

(2)

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»

87

(3)

Кир Булычёв «Путешествие Алисы»

88

(4)

30 нед.

Кир Булычёв «Путешествие Алисы»

89

(5)

Обобщение по разделу

«Страна Фантазия».

Контрольная работа № 10

Зарубежная литература 13 часов

90

(
)

Д. Свифт

«Путешествие Гулливера»

91

(2)

31 нед.

Д. Свифт

«Путешествие Гулливера»

92

(3)

Г.Х. Андерсен «Русалочка»

93

(4)

Г. Х. Андерсен «Русалочка»

94

(5)

32 нед.

Г.Х. Андерсен «Русалочка»

95

(6)

Г.Х. Андерсен «Русалочка»

96

(7)

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

97

(8)

33 нед.

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

98

(9)

С. Лагерлеф «Святая ночь»

99

(10)

С. Лагерлеф «В Назарете» Святое семейство.

100

(11)

34 нед.

С. Лагерлеф «В Назарете»

101

(12)

С. Лагерлеф

«В Назарете»

102

(13)

Обобщение по разделу

«Зарубежная литература»

«СОГЛАСОВАНО»                                                                  «СОГЛАСОВАНО»

Протокол заседания №1                                                         Зам.директора по УМР

ШМО учителей начальных классов

От ________________.                                                            ______________(Фокина Е.В.)

_____________(Рамина Е.Е.)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...