Конспект урока литературного чтения. 1 класс. И. Токмакова "Мы играли в топотушки"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Матсакова Светлана Васильевна

Данный конспект урока составлен с испорльзованием технологий системно-деятельностного подхода с условием выпонения ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i._tokmakova_my_igrali_v_hohotushki.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  И. Токмакова «Мы играли в хохотушки», Я. Тайц «Волк», Г. Кружков «РРРЫ»

Цели: познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с юмористическими произведениями И. Токмаковой «Мы играли в хохотушки», Я. Тайца «Волк»,  Кружкова «РРРЫ!»; совершенствовать навыки чтения целыми словами, чтения по ролям; учить соотносить иллюстрацию с содержанием текста, отвечать на вопросы по содержанию; развивать  речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела; выразительно читать юмористические произведения, передавая их настроение; объяснять смысл названия про поведения; находить слова, которые отражают характер героя; находить конкретные черты юмористического текста; сравнивать произведения разных авторов, посвященные одной теме.

Оборудование: выставка книг с юмористическими произведениями, карточки с загадками, текст для речевой разминки.

Ход урока

I, Организационный момент

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Вы обдумайте рассказ,

Не заучивая фраз.

И задумайтесь о том:

Что рассказано? О чем?

Что зачем произошло?

И к чему все привело?

Расскажите еще раз –

И запомните рассказ.

  1. Речевая разминка  

СЛАЙД 2

– Прочтите слоги на одном выдохе: ха-ха-ха                 хо-ха-хо

хе-хе-хе                 хи-хо-хи

хи-хи-хи                 хе-ха-хе

хо-хо-хо                 ха-хе-ха

– Как вы думаете, кто и когда произносит такие сочетания звуков? СМЕХ

Работа в группах. « Собери пословицу». ДЕЛУ-ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ-ЧАС.

- У вас на партах лежат карточки со словами. По моему сигналу (Звонок-хлопок), вы начинаете собирать пословицу. Отвечает та группа, которая первая соберет пословицу. СЛАЙД 3.

– Любите ли вы смеяться?

Далее учитель читает стихотворение Б. Заходера «Час потехи», а  учащиеся – слоги «ха-ха», «хи-хи», «хе-хе».

– Ура! Как раз

Потехи час! –

Расхохотался Дикобраз –

Ха-ха!

– Хи-хи! – сейчас же подхватил

Весёлый Нильский Крокодил.

Ха-ха! Хи-хи!

–Хе-хе! – откликнулся Жираф,

Высоко голову задрав. –

Хи-хи! Хе-хе …

На небо поднялась Луна –

Заулыбалась и она.

По всей земле: у вас, у нас –

Везде настал Потехе час!

– Что означает слово «потеха»?

– Объясните пословицу «Делу – время, а потехе – час». СЛАЙД 3.

– Сегодня на уроке мы начнем знакомство с произведениями нового раздела. Прочтите его название.

III. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— У вас на столах вторая часть учебника по литературному чтению.

 Слайд 4. Рассмотрите обложку. Чем она похожа и чем отличается от обложки первой части?

— Рассмотрите и сравните условные обозначения. (Они одинаковы.}

IV. Работа по теме урока

— Прочитайте название раздела, который мы начинаем изучать. Как вы думаете, какие произведения помещены в этот раздел? (Ответы детей.)

— Прочитайте, с чем мы познакомимся при изучении данного раздела.

— Чему мы научимся?

— Чему будем учиться?

. — Проверим наши предположения. Прочитайте авторский текст на с. 4 учебника.

— Так какие рассказы и стихи будем читать в этом разделе? (Веселые и смешные.}

— Кто умеет рассказывать о самых обычных вещах весело и интересно? (Писатели и поэты,}

Для чего авторы сочиняют веселые рассказы, стихи и небылицы? Только ли для того, чтоб было весело?Как вы понимаете выражение «В каждой шутке есть доля правды»? .:-;

1. Чтение вступительной статьи к разделу. Учащиеся читают вслух по цепочке самостоятельно в группах.

– Прочтите диалог авторов учебника с читателями на с. 4 учебника.

– Какие рассказы и стихотворения мы будем читать в этом разделе?

– Как вы думаете, для чего сочиняют весёлые рассказы?

– Чем помогают такие произведения?

– Что такое юмор? Слайд 5

Юмор – добродушно-насмешливое отношение к чему-нибудь, умение представить события, недостатки, слабости в комическом виде.

– Рассмотрите книги с весёлыми рассказами и шуточными стихотворениями. Какие юмористические произведения вы читали? Как они называются? Кто их автор?

V. Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе ~ раз, это - брасс,

Одной, другой — это кроль.

Все, как один, плывем, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

VI. Продолжение работы по теме урока (Работа в группах)

  1. Сейчас мы будем читать стихотворение И. Токмаковой «Мы играли в хохотушки». ;

 СЛАЙД 6 — Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению и, не читая его,

предположите, о чем оно. (Посовещайтесь в группах)

Чтение стихотворения (Аудиозапись)

— Правы вы оказались?

– Вы любите играть в весёлые игры?

– В чем суть игры «Хохотушки»? У вас на столе листочки. Посовещайтесь в группе и запишите свое предположение.

– Прочтите это стихотворение так, чтобы все услышали весёлый смех детей.

- Ребята, скажите, наши предположения сошлись с тем, что написано в  стихотворении?

  1. - Название следующего произведения, которое мы будем читать, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Внешность собаки,

В сереньком фраке,

В лесу под кустами

Щёлкает клыками... (ВОЛК)

- Посовещайтесь в группах и подчеркните слова, которые вам помогли разгадать загадку. СЛАЙД 7

— Прочитайте, кто написал рассказ «Волк». (Я. Тайц.} (Краткое знакомство с жизнью и творчеством Я. Тайца.) СЛАЙД 8

— Рассмотрите иллюстрацию к рассказу. Как вы думаете, о чем он?

— Где будут происходить события?

  • Чтение рассказа хорошо читающими учащимися.

– О ком этот рассказ?

– Как звали девочку?

– Где встретились Маша и волк?

– Зачитайте, какие вопросы задавала Маша волку.

– Понял ли волк, что говорит ему девочка?

– Почему Маша сделала вывод, что волку стало стыдно?

– Зачитайте, как волк «отвечал» на вопросы Маши.

– Что вы можете сказать о девочке? Какая она?

– Что происходило на самом деле, а что – в воображении девочки?

– Подготовьте выразительное чтение по ролям.

Учащиеся читают по ролям.

IV. Продолжение изучения нового материала.

 Знакомство со стихотворениями Г. Кружкова и Т. Собакина. Сравнительный анализ. СЛАЙД 9

Эвристическая беседа.

– Как называется это произведение?

– Кто его автор?

– Рассмотрите иллюстрацию к этому стихотворению.

– Как вы думаете, о ком это произведение?

– Прочтите слова, записанные на доске, по слогам, а потом целыми словами: СЛАЙД 10

мол-вил – молвил

ра-зор-ву – разорву

рас-тер-за-ю – растерзаю

рас-пу-га-ю – распугаю

– Объясните значение слов:

Молвил – говорил.

Какаду – название птицы, которая живет в жарких странах.

Учитель читает стихотворение.

– О ком это стихотворение?

– Почему поэт так необычно назвал своё произведение?

– Прочтите слова, в которых повторяется это буквосочетание.

– Что помогло услышать эти слова?

– Почему лев был «просто ррррад»?

– Прочтите стихотворение, соблюдая знаки препинания и правильно подбирая интонацию, тембр голоса.

– Какой звук передаёт рычание льва? (Звук р.)

– А какой звук передаёт голос жука? (Звук ж.)

– Проверьте свой ответ, прочитав стихотворение Т. Собакина из «Разноцветных страниц» на с. 26–27 учебника (часть 2).

Учащиеся читают самостоятельно.

– Что объединяет произведения «РРРЫ!» Я. Тайца и «Немножко Необычное Нестихотворение» Т. Собакина?

– Что общего между звуками р и ж?

– Как вы думаете, почему автор в названии дает пояснение: «Немножко Необычное Нестихотворение»?

– Можно ли, читая, представить картину происходящего?

– Как этому помогают звуки?

– Прочтите стихотворение Т. Собакина выразительно, соблюдая знаки препинания.

Откройте учебник на с. 8. Прочитайте фамилию автора.

— Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о чем это стихотворение?

— Прочитайте стихотворение самостоятельно.

- Беседа по вопросам учебника.

- Выразительное чтение стихотворения.

VII. Рефлексия

— Нарисуйте в тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

— Покажите учителю и друг другу.

— Что вас огорчило?

— Что вас особенно порадовало сегодня на уроке?

VIII. Итог урока. Рефлексия.

– Как вы думаете, зачем писатели и поэты пишут весёлые произведения?

– Какое произведение понравилось больше всего? Почему?

– Что обозначает слово «юмор»?

– Как называется новый раздел?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение произведений.

ДЕЛУ -

ВРЕМЯ,

ПОТЕХЕ -

 ЧАС.

Внешность собаки,

В сереньком фраке,

В лесу под кустами

Щёлкает клыками...

Внешность собаки,

В сереньком фраке,

В лесу под кустами

Щёлкает клыками...

Внешность собаки,

В сереньком фраке,

В лесу под кустами

Щёлкает клыками...

Внешность собаки,

В сереньком фраке,

В лесу под кустами

Щёлкает клыками...

Внешность собаки,

В сереньком фраке,

В лесу под кустами

Щёлкает клыками...

Внешность собаки,

В сереньком фраке,

В лесу под кустами

Щёлкает клыками...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе "Во что нельзя играть? И. Дик "Красные яблоки""

Урок чтения из раздела "Мы с мамой и папой" учит различать хорошие и плохие игры детей....

Конспект урока литературного чтения во 2 классе с компьютерной поддержкой. Тема: Игра-путешествие «Устное народное творчество» (обобщающий урок)

Пояснительная записка Предмет: «Литературное чтение»Тема урока с компьютерной поддержкой: Игра-путешествие «Устное народное творчество»Продолжительность: 45 минутАвторский медиапродукт: презентац...

Презентация и конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему "Обобщение по разделу "Зима": игра "Поле чудес"

Данный материал содержит презентацию и конспект к уроку. В Игре "Поле чудес" учащиеся вновь повторят и вспомнят авторов и героев произведений по разделу "Зима". Игра позволит провести урок интересно и...

Конспект урока литературного чтения по теме: Д. Хармс . Игра

Конспект урока составлен в соотвествии с требованиями  ФГОС НОО...

Д.Хармс "Игра" (план-конспект урока литературного чтения, 2 класс.)

Тема: Д.Хармс «Игра».Цели: продолжить формирование у  учащихся навыков чтения и совершенствование дикции; развивать у них творческие  спocобности;  прививать интерес к литер...