Программа кружка "Читалочка" 2 класс
учебно-методический материал по чтению (2 класс)
Материал содержит рабочую программу кружка "Читалочка" для учащихся 2 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_chitalochka_2_klass.doc | 115 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ангоянская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено: протокол № от «__» __________ 2016 г. __________________ | Согласовано: зам. директора по УВР от «__» _________ 2016 г. _________________ | УТВЕРЖДАЮ: приказ № от «__» _______ 2016 г. _______________
|
Рабочая программа
кружка
«Читалочка»
Направление: общеинтеллектуальное
Предмет: литературное чтение
Класс: 2
:
Составила:
Коновалова Е.Б.,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
2016-17 учебный год
Пояснительная записка
Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы учащихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Наблюдается
- изменение характера чтения;
- преобладание «делового» чтения над «свободным»;
- возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе.
Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.
Что происходит с современным детским чтением в плане перспективы рождения нового поколения детей информационного общества? Этот вопрос глубоко волнует взрослых. Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!
Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания.
Для решения данной проблемы создана программа литературного кружка для учащихся 2 класса «Читалочка» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС НОО.
Задачи программы:
• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
• обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
• работать с различными типами текстов;
• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
Цель программы: углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской книге.
На занятиях дети так же знакомятся с литературой родного края, произведениями устного народного творчества, отражающими быт и традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в данной местности, что не только окажет влияние на формирование личностного самосознания подрастающего человека, но и поможет освоить образную специфику литературы как вида искусства.
Принципы программы
Программа предполагает такое содержание книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов:
- художественно-эстетического;
- литературоведческого;
- коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.
Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа
охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни,
драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.
Ведущим методом является чтение - рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание, инсценирование, беседа. Наиболее предпочтительные формы работы - фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые выступления, проектная деятельность.
Данная программа рассчитана на 25 ч, 1 занятие в неделю.
Ожидаемые результаты
Личностными результатами кружка «Читалочка» являются следующие умения:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
- оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами кружка «Читалочка» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятиях кружка с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на занятиях;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами кружка «Читалочка» является сформированность следующих умений:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
- понимать смысл заглавия произведения;
- выбирать наиболее подходящее заглавие из данных;
- самостоятельно озаглавливать текст;
- делить текст на части, озаглавливать части;
- выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
- подробно и выборочно пересказывать текст;
- составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
- размышлять о характере и поступках героя;
- относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
- находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
- относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Учебно-тематический план
№ Д а т а | Тема занятия | Ко-ли чество ча-сов | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Планируемые результаты освоения материала | Форма и виды деятельности |
1 | Какими были первые книги | 1 | Участие в диалоге | Знать историю создания первых книг | Беседа |
2 | Элементы книги | 1 | Умение работать с книгой: различать тип книги, уметь пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавление | Знать приемы ориентирования в учебнике. Уметь различать элементы книги (учебника): обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация | Беседа |
3-4 | Жанры произведений | 2 | Умение определять жанр художественного произведения | Знать жанры. Уметь определять жанр художественного произведения | Беседа Практическая работа |
5 | Сказки датского сказочника Ганса Христиана Андерсена | 1 | Чтение и анализ сказок | Уметь читать и комментировать прочитанное, уметь отвечать на вопросы по прочитанному | Беседа Конкурс рисунков |
6 | Весёлые стихи Б. Заходера | 1 | Выбор и чтение стихов автора | Знать творчество Б.Заходера. Уметь читать выразительно, определять тему и главную мысль, высказывать своё мнение | Конкурс на лучшего чтеца |
7 | Проект «Новогодняя сказка» | 1 | Проба пера. Сочинение сказок | Уметь формулировать и высказывать своё мнение; уметь фантазировать и творчески мыслить | Презентация проекта |
8 | Короткие рассказы и сказки Е.Пермяка | 1 | Чтение и анализ рассказов и сказок Е. Пермяка по выбору | Уметь читать и комментировать прочитанное, уметь отвечать на вопросы по прочитанному | Беседа |
9 | Книги Е.Чарушина | 1 | Правильное чтение. Чтение рассказов. Составление выставки | Уметь читать и анализировать прочитанное | Беседа |
10 | Рассказы Б.Житкова о животных | 1 | Чтение нескольких рассказов о животных, изготовление поделок в технике «Оригами» | Уметь работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы, высказывать собственное мнение | Изготовление поделок |
11 | Рассказы Н.Носова | 1 | Упражнение в технике чтения. Рассказ от лица героя | Уметь читать по ролям | Чтение по ролям |
12 | Справочники, энциклопедии, словари | 1 | Отбор и чтение научно-популярных статей. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на вопросы | Уметь пользоваться справочниками, энциклопедиями, словарями, читать и комментировать прочитанное, пересказывать | Практическая работа |
13 | Сказки – несказки В. Бианки | 1 | Выбор и чтение произведений автора, инсценирование и пересказ прочитанного | Уметь анализировать героя, отвечать на вопросы по тексту, презентовать любимую сказку | Беседа |
14 | Проект «Сказки дружной семьи» | 1 | Проба пера. Совместная работа с родителями | Уметь сочинять сказки, фантазировать | Презентация проекта |
15-17 | Сказки А.Толстого для детей. | 3 | Чтение сказки «Золотой ключик». Понимание содержания литературного произведения. Герои произведения | Уметь находить нужную книгу, читать текст, отвечать на вопросы. | Малая конферен-ция |
18 | Творческая работа «Продолжи рассказ по началу» | 1 | Составление рассказов | Уметь составлять устный рассказ по предложенному началу | Творчес-кая работа |
19 | Рассказы о природе. «Лес не школа, а всему учит» | 1 | Выбор и чтение книг по заданной теме | Уметь прогнозировать содержание по иллюстрациям, уметь слушать и отвечать на вопросы | Беседа |
20-21 | Проект «Книги – самоделки» | 2 | Издание своей книги | Уметь анализировать, фантазировать | Проекти-рование книги-самодел-ки |
22 | Мамы и мы | 1 | Выступление перед родителями | Уметь выразительно читать, выступать перед зрителями | Занятие-отчёт |
23 | Вести со всей планеты. Интернет и мы | 1 | Поиск интересных историй о детях, семье, школе | Уметь работать с разнообразными источниками информации в сети интернет | творчес-кое задание |
24 | Викторина «Любимые произведения» | 1 | Ответы на вопросы. | Знать изученные произведения | Тестирова-ние |
25 | Что читать летом? | 1 | Работа со списком литературы, обсуждение тематики | Уметь выбрать книгу из предложенного списка | Обобще-ние |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"
Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....
рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива
Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...
Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"
Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....
Рабочая программа 2 класс по программе "Школа России" ФГОС
При составлении программы, я руководствовалась рекомендациями ФГОС. Здесь представлено календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык, литер...
Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"
Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"...
Рабочая программа 3 класс программа "Начальная школа 21 век"
Рабочая программа 3 класс программа "Начальная школа 21 век" с учетом ФГОС....
рабочие программы 3 класс по программе "Начальная школа 21 века"
данные рабочие программы соответствуют ФГОС...