Программа кружка "Читалочка" 2 класс
учебно-методический материал по чтению (2 класс)

Материал содержит рабочую программу кружка "Читалочка" для учащихся 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_chitalochka_2_klass.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

     МБОУ «Ангоянская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено:
на заседании МО

протокол №  

от «__»  __________ 2016 г.

__________________

Согласовано:

зам. директора по УВР


от «__»  _________  2016 г.

_________________

УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы

приказ № 

от «__»  _______  2016 г.

          _______________                          

        

     Рабочая программа

   кружка

     

    «Читалочка»

 Направление: общеинтеллектуальное

 Предмет: литературное чтение

 Класс: 2

:

Составила:

Коновалова Е.Б.,

учитель начальных классов,

высшая  квалификационная категория

2016-17 учебный год

 Пояснительная записка

         Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы учащихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Наблюдается

  • изменение характера чтения;
  • преобладание «делового» чтения над «свободным»;
  • возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе.

          Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.

         Что происходит с современным детским чтением в плане перспективы  рождения нового поколения детей информационного общества? Этот вопрос глубоко волнует взрослых. Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!

         Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания.

        Для  решения данной проблемы создана программа литературного кружка  для учащихся 2 класса «Читалочка»  в рамках внеурочной деятельности по ФГОС НОО.      

         Задачи программы:

• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;

• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

• обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

• работать с различными типами текстов;

• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

        Цель программы: углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.

    Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой  отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской книге.

          На занятиях дети так же знакомятся с  литературой родного края, произведениями устного народного творчества, отражающими быт и традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в данной местности, что не только окажет влияние на формирование личностного самосознания подрастающего человека, но и поможет освоить образную специфику литературы как вида искусства.

Принципы программы


       
Программа предполагает такое содержание книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов:

  • художественно-эстетического;
  • литературоведческого;
  • коммуникативно-речевого.

        Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.

       Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

       В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.

      Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа

охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни,

драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.

      Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.

      Ведущим методом является чтение - рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание,   инсценирование, беседа. Наиболее предпочтительные формы работы - фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые выступления, проектная деятельность.

      Данная программа рассчитана на 25 ч, 1 занятие в неделю.

                                           Ожидаемые результаты

        Личностными результатами кружка «Читалочка» являются следующие умения:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
  • оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

         Метапредметными результатами кружка  «Читалочка»  является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на занятиях кружка с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на занятиях;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  •  подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
     
Предметными результатами кружка  «Читалочка»  является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
  • понимать смысл заглавия произведения;
  • выбирать наиболее подходящее заглавие из данных;
  • самостоятельно озаглавливать текст;
  • делить текст на части, озаглавливать части;
  • выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
  • подробно и выборочно пересказывать текст;
  • составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
  • размышлять о характере и поступках героя;
  • относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
  • находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
  • относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

 

 Учебно-тематический план


п/п

Д

а

т

а

Тема занятия

Ко-ли

чество ча-сов

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Планируемые результаты освоения материала

Форма и виды деятельности

1

Какими были первые книги

1

Участие в диалоге

Знать историю создания первых книг

Беседа

2

Элементы книги

1

Умение работать с книгой: различать тип книги, уметь пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавление

Знать приемы ориентирования в учебнике.

Уметь различать элементы книги (учебника): обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация

Беседа

3-4

Жанры произведений

2

Умение определять жанр художественного произведения

Знать жанры.

Уметь определять жанр художественного произведения

Беседа

Практическая работа

5

Сказки датского сказочника Ганса Христиана Андерсена

1

Чтение и анализ сказок

Уметь читать и комментировать прочитанное, уметь отвечать на вопросы по прочитанному

Беседа Конкурс рисунков

6

Весёлые стихи

Б. Заходера

1

Выбор и чтение стихов автора

Знать творчество Б.Заходера.

Уметь читать выразительно, определять тему и главную мысль, высказывать своё мнение

Конкурс на лучшего чтеца

7

Проект «Новогодняя сказка»

1

Проба пера. Сочинение  сказок

Уметь формулировать и высказывать своё мнение; уметь фантазировать и творчески мыслить

Презентация проекта

8

Короткие рассказы и сказки Е.Пермяка

1

Чтение и анализ рассказов и сказок Е.  Пермяка по выбору

Уметь читать и комментировать прочитанное, уметь отвечать на вопросы по прочитанному

Беседа

9

Книги Е.Чарушина

1

Правильное чтение. Чтение рассказов. Составление выставки

Уметь читать и анализировать прочитанное

Беседа

10

Рассказы

Б.Житкова о животных

1

Чтение нескольких рассказов о животных, изготовление поделок в технике «Оригами»

Уметь работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы, высказывать собственное мнение

Изготовление поделок

11

Рассказы Н.Носова

1

Упражнение в технике чтения. Рассказ от лица героя

Уметь читать по ролям

Чтение по ролям

12

Справочники, энциклопедии, словари

1

Отбор и чтение научно-популярных статей. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на вопросы

Уметь пользоваться справочниками, энциклопедиями, словарями, читать и комментировать прочитанное, пересказывать

Практическая работа

13

Сказки – несказки В. Бианки

1

Выбор и чтение произведений автора, инсценирование и пересказ прочитанного

Уметь  анализировать героя, отвечать на вопросы по тексту, презентовать любимую сказку

Беседа

14

Проект «Сказки дружной семьи»

1

Проба пера. Совместная работа с родителями

Уметь сочинять сказки, фантазировать

Презентация проекта

15-17

Сказки

А.Толстого для детей.

3

Чтение сказки «Золотой ключик». Понимание содержания литературного произведения. Герои произведения

Уметь находить нужную книгу, читать текст, отвечать на вопросы.

Малая конферен-ция

18

Творческая работа «Продолжи рассказ по началу»

1

Составление рассказов

Уметь  составлять устный рассказ по предложенному началу

Творчес-кая работа

19

Рассказы о природе.

«Лес не школа, а всему учит»

1

Выбор и чтение книг по заданной теме

Уметь прогнозировать содержание по иллюстрациям, уметь слушать и отвечать на вопросы

Беседа

20-21

Проект «Книги – самоделки»

2

Издание своей книги

Уметь анализировать, фантазировать

Проекти-рование книги-самодел-ки

22

Мамы и мы

1

Выступление перед родителями

Уметь выразительно читать, выступать перед зрителями

Занятие-отчёт

23

Вести со всей планеты. Интернет и мы

1

Поиск  интересных историй о детях, семье, школе

Уметь работать с разнообразными источниками информации в сети интернет

творчес-кое задание

24

Викторина «Любимые произведения»

1

Ответы на вопросы.

Знать изученные произведения

Тестирова-ние

25

Что читать летом?

1

Работа со списком литературы, обсуждение тематики

Уметь выбрать книгу из предложенного списка

Обобще-ние

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"

Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....

рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива

Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...

Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"

Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....

Рабочая программа 2 класс по программе "Школа России" ФГОС

При составлении программы, я руководствовалась рекомендациями ФГОС. Здесь представлено календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык, литер...

Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"

Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"...

Рабочая программа 3 класс программа "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа 3 класс программа "Начальная школа 21 век" с учетом ФГОС....

рабочие программы 3 класс по программе "Начальная школа 21 века"

данные рабочие программы соответствуют ФГОС...