Виды работы над текстом на уроках чтения
учебно-методическое пособие по чтению

Ересько Тамара Николаевна

Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное  обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда – то ребенок открывает в нем что-то новое, чего не заметил при первом чтении.

Цель учителя : создать благоприятные условия для работы  над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов  работы, стараться подчинять уроки чтения урокам русского языка, природоведения, развития речи, больше внимания уделять словарной работе, чаще использовать различные творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке, учить работать с текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vidy_raboty_nad_tekstom_na_urokah_chteniya.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Виды работы над текстом на уроках чтения

Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное  обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда – то ребенок открывает в нем что-то новое, чего не заметил при первом чтении. Цель учителя : создать благоприятные условия для работы  над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов  работы, стараться подчинять уроки чтения урокам русского языка, природоведения, развития речи, больше внимания уделять словарной работе, чаще использовать различные творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке, учить работать с текстом.

Из своей практики хочу поделится тем, как я систематизировала виды работы над текстом:

1.Чтение всего текста.

2.Чтение, деление на части. Составление плана.

3.Чтение по готовому плану.

4.Чтение, после чтения  пересказывание.

5.Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.

6.Чтение с сокращением текста  (Дети убирают слова или предложения, которые можно опустить.) Подготовка к сжатому пересказу.

7.Чтение цепочкой по предложению.

8.Чтение цепочкой по абзацу.

9.Чтение вполголоса.

10.Чтение, ответы на вопросы.

11.Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

12.Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.

13.Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.

14.Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения.

15.Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

16.Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить ошибку.

17.Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.

18.Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).

19.Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).

20.Чтение, составление сценария к диафильму (кратко, подробно).

21.Чтение, подборка звукового оформления «фильма».

22.Беседа с сопровождением выборочного текста.

23.Нахождение в тексте 3 (5, 7…) выводов.

24.Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.

25.Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.

26.Установление путем чтения причинно-следственных связей.

27.Чтение названия рассказа. (Как еще можно назвать?)

28.Чтение по ролям.        

29.Чтение по ролям диалога, исключая  слова автора.

30.Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, жестов.

31.»Живая  картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).

32.Нахождение предложения (отрывка), которое мог бы прочитать вот этот человечек:

33.Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т. д.

34.Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, запятой, многоточием и т.д.

35.Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирает победителей).

36.Нахождение и чтение образных слов и описаний.

37.Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

38.Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.

39.Чтение стихотворения, расстановка пауз.

40.Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.

41.Вычленение слова из рассказа к предложенной схеме

42.Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем правило.

43.Нахождение в рассказе самого длинного слова.

44.Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.

45.Нахождение в рассказе и чтение сочетаний: а) существительное + прилагательное; б)существительное + глагол; в)местоимение + глагол.

46.Чтение, пометка непонятных слов.

47.Чтение слов с предварительной разбивкой их на слоги.

48.Нахождение  и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.

49.Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным.

50.Чтение слов, к которым даны сноски.

51.Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.

52.Чтение  с выписыванием слов для практического словаря, например к теме «Осень», «Зима» и т.д.

53.Комбинированное чтение (учитель – ученик).

54.Птичий базар (жужжащее чтение).

55.Чтение «разведка» (учитель читает абзац, дети кто быстрее найдет предложение).

К тексту на уроке дети возвращаются до 18 раз, получая все новые задания.

.