Урок литературного чтения на тему Н.Н. Носов «Фантазёры»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Урок литературного чтения во 2 классе на тему Н.Н.Носов "Фантазёры", 2 урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_seminar_16_marta.docx58.99 КБ

Предварительный просмотр:

                 Технологическая карта урока по литературному чтению – 2 А класс.  16.03.2017.

Тип урока

Комбинированный . Урок закрепления знаний.

Дидактическая цель

Тема урока: Н.Н. Носов «Фантазёры» (2 урок)

Цели урока: создать условия для работы с текстом произведения, развития воображения, умения помещать себя в вымышленную ситуацию; способствовать обогащению словаря, определяющего нравственную характеристику человека; содействовать актуализации читательского опыта.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов –  (формировать представление о фантазии, творческому мышлению, сравнению, анализу; совершенствовать исследовательские  навыки, умение составлять  сочинять небылицы).

Воспитательная:  воспитывать интерес к литературным произведениям.

Планируемые

результаты

Планируемые результаты учащиеся должны научиться оценивать поступки героев; определять тему и выделять главную мысль (с помощью учителя); анализировать смысл названия произведения; различать жанры произведений; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.

Личностные УУД: 

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей 

(Регулятивные УУД).

- Уметь оформлять свои  мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию

(Коммуникативные УУД).

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебники разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД).

Предметные:

- Уметь находить слова из толкового словаря

- Уметь  различать героя обманщика и героя - выдумщика

Ресурсы:

- основные

дополнительные

Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Э.Э.Кац. 2 часть с.77-80

- проектор, экран, компьютер,

- презентация,

-карточки  для самостоятельной работы,

-портрет Н. Носова,

-выставка книг

-рисунки учащихся

Организация

пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа

Ход урока

Этап урока и его цели

Деятельность

учащихся

Деятельность

учителя

            Содержание урока

Планируемые

результаты

I этап.

Мотивирование к учебной деятельности

Цель: вхождение учащегося в пространство учебной деятельности

Проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу

Организует и настраивает детей на совместную работу.

У нас урок литературного чтения, урок общения. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с игры «Привет, сосед!»

-Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь…

Хором.  Привет, сосед!

               Улыбнись мне  в ответ.

               Я хочу, чтобы ты не грустил,

               Всем улыбки сегодня дарил.

Оформлять свои мысли в устной форме

 (Коммуникативные УУД)

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

(2 минуты)

Цели:

- организовать актуализацию знаний;

- организовать выполнение учащимися  учебного действия;

Проверяют

дом.зад.

Организует

проверку дом.задания

Проверка домашнего задания.

     -С каким автором мы познакомились на прошлом уроке?

     -А что вы о нем знаете? Дети отвечают.

У  

Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в городе Киеве.  В школьные годы он увлекался музыкой, театром, шахматами, электротехникой, фотографией. После окончания института Николай Носов работал режиссёром, снимал мультфильмы. Он был отзывчивым, добрым, очень честным человеком.

Николай Носов не сразу стал писателем. Первые рассказы сочинял для своего сына. Носов писал для детей и о детях. В своих рассказах очень просто, доступно сообщает что-нибудь интересное и полезное, легко, с юмором рассказывает о человеческих достоинствах и недостатках.  

У    Учитель обобщает сказанное об авторе. (слайд 1,2,3)

Обобщение учителем. Н.Н.Носов был добрым волшебником, по-

тому что владел таинственным «золотым ключиком» к сердцам маленьких граждан. Да еще и веселым волшебником. Он был фантазер.

-Какое произведение вы читали дома?(Фантазеры)

-Назовите главных героев  этого произведения?(Мишутка, Стасик,

Игорь)

-А сейчас попробуйте рассказать, о чем фантазируют  эти  герои,

используя свои иллюстрации, нарисованные дома. (  Дети выходят со   со  своими рисунками и показывают ,что они нарисовали дома

по понравившимся отрывкам рассказа)

-Молодцы!

        

Оформлять свои мысли в устной форме

 (Коммуникативные УУД)

III. Выявления места и причины затруднения 

(2 мин)

Цели:

- организовать выявление учащимися места и причины затруднения

Ставят цель с

помощью учителя

-Ребята, а почему рассказ называется «Фантазеры», а не «Вруны?» Чем отличается врун от фантазера? Кто нам помогут в

этом разобраться? ( Герои рассказа Мишутка,Стасик и Игорь)

-  Все ли мы узнали о героях этого произведения? (Нет)

-Как вы думаете, что будем делать сегодня на уроке? (Читать,

анализировать,т.е.работать с текстом)

-Почему Н.Носов назвал своих героев фантазерами?  Кого можно назвать фантазерами? (Стасика и Мишутку) А Игоря можно назвать фантазером? Как вы думаете, почему? (Он обманщик,

фантазировать не умеет и презирает ребят за то, что они сочиняют сказки). Почему Стасик и Мишутка не захотели сидеть вместе с Игорем?(Он свою вину свалил на другого. Игорь рад, что

из-за него другому досталось.) На чьей стороне вы в этой ссоре?

Давайте вместе поразмышляем над этим.

-Значит какую цель поставим на уроке?   Чем отличается врун от фантазера?

Оформлять свои мысли в устной  форме

 (Коммуникативные УУД)

IV.Постановка проблемы.

( 3  минуты)

Цели:  

- сформировать представления детей об отличии вруна от фантазера.  

 Составляют план действий

Предлагает обсуждение   возникновения понятий.

   

   Слайд 4 с темой и целью урока

-Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведением Н.Н.Носова «Фантазеры» и узнаем ,чем отличается врун от фантазера? А поможет в этом нам ответ на вопрос:

 Почему Стасик и Мишутка не захотели сидеть вместе с Игорем?

Как будем работать сегодня на уроке?

Давайте составим план действий. (слайд  5)

1.Сами найдем способ.

2.Сопоставим свои предположения с учебником.

3.Выполним.

4.Выскажем свое мнение.

Умение ориентироваться в окружающем мире используя жизненный опыт и  имеющуюся информацию.

(Познавательные УУД).

V. Работа по новой теме

(8 мин)

 

Цель: работать с произведением Н. Носова «Фантазёры», научить проводить грань между выдумкой и

ложью,

умение читать

по ролям

Работа с

текстом.

Чтение по ролям.

Дети отвечают на вопросы

   

2.Сопоставим свои предположения с

 учебником                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Включает учащихся в работу чтение по ролям

Задает вопросы по прочитанному    

1.Чтение по ролям текста на с.80-81.

2.Работа с содержанием текста. Формирование интереса к внутренней жизни персонажей, причинам совершаемых ими поступков, развитие умения определять свое отношение к ним. Размышление над вопросом 3: «Почему Стасик и Мишутка не захотели сидеть вместе с Игорем?»

-Как отнесся Игорь к выдумкам ребят? Найдите в тексте строки,

подтверждающие ваш ответ.(Сказки!-презрительно фыркнул Игорь.-Нашли занятие!)

-Что на это ответили Игорю ребята? (А ты думаешь, легко выдумывать?

-Что они ему предложили сделать? (Ну и выдумай что-нибудь)

-Получилось ли у Игоря выдумывать?

-Как объяснил автор, что Игорю никак не удается выдумать что-то небывалое, сказочное? Найдите строчки в тексте. Прочитайте.

(Врать-то Игорь умеет только тогда, когда ему есть от этого польза, даже если другим плохо будет.А вот выдумывать сказки, т.е.сочинять, фантазировать он  не может.)

-За что Игоря укусила собака? (Он ее дразнил)

-Как это характеризует мальчика? (Он был злым, обижал животных).Эпизод с собакой подчеркивает дурные черты Игоря.

-Какие  еще дурные черты характера вы заметили у Игоря? (Он

наврал,что варенье съела его сестра Ира,а не он. И Иру наказали.)

-Игорь не просто рад, что из-за него другому досталось, но еще и рассказывает об этом ребятам. То есть еще и …(хвастается.)

-Чем отличается вранье Игоря от вранья Мишутки и Стасика? (Игорь-обманщик, он обманул маму, из-за этого зря наказали Иру,а мальчики занимались творчеством, сочиняя небылицы)

-Есть ли польза от вранья Мишутки и Стасика? (Да. Они развивают свое воображение, фантазию, им приятно и интересно.)

-Можно ли Игоря назвать фантазером? (Нет, он обманщик, а фантазировать не умеет и презирает ребят за то,что они сочиняют сказки)

-В чем различие между словами «врун» и «брехун?» (Брехун-это грубое, обидное слово)

-Можно ли Мишутку и Стасика назвать брехунами?(Нет,нельзя, потому что таким словом «обзываются», а они никому зла не делали, ничего дурного не совершали, они просто сами себя развлекали)

-Почему Мишутка и Стасик отказались сидеть на лавочке с Игорем?(Он свою вину свалил на другого. Игорь рад, что из-за него «другому досталось»)

-А на чьей стороне вы в этой ссоре?)

Уметь правильно определить ответ по описанию .

(Познавательные УУД).

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. ( 10  минут)

Цель: организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи.

Работают с

пословицами

Учитель задает вопросы

Ставит проблему перед детьми.

-Почему Стасик считал, что врать не стыдно?(Мы же никого не обманываем)

-Когда, с точки зрения Игоря, есть смысл врать? (…А я вчера соврал, мне от этого польза)

-Как вы думаете , о чем нас просит задуматься автор?

- Выберите из пословиц ту, в которой заключена главная мысль рассказа. (слайд 6)

1. Выдумку можно простить,  ложь -  никогда.

2. Кто сегодня обманет, тому завтра не поверят.

3. Маленькая ложь за собой большую ведёт.

Оформлять свои мысли в устной  форме

 (Коммуникативные УУД)

VII.

Физкультминутка

(1 мин)

А сейчас мы с вами, дети,          Гимнастика для глаз.

Улетаем на ракете.                ( Выполнить круговые движения              На носки поднимись,                 вниз, вверх, вправо, влево)

А потом руки вниз.

Раз, два, три, четыре-

Вот летит ракета ввысь!

         

VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

(8-9 мин)

Цели:

- организовать постановку цели урока; умение читать по ролям

 

Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.

Выполняют

задание на листочках

3.Выполним

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

Организует подводящий

Организует

и контролирует работу детей.

-Почему рассказ называется «Фантазёры», а не «Вруны»?

(Мальчики придумывали ради собственного удовольствия, они никому не делали плохо.)

-Чем отличается врун от фантазёра?

(Врун – это лгун, который говорит неправду с выгодой для себя.

 Фантазёр – выдумщик, который получает удовольствие от самого процесса сочинения.) (слайд7)

-А сейчас проверим ,как вы поняли эти высказывания?

  Поработаем  в группах и парах.

Ученики получают карточки с заданием:

- Какие из словосочетаний, характерны для фантазёров, а какие -  для врунов.

                      Карточка для 1 группы   1 ряд   (работаем парами)

Придумывать ради собственного удовольствия;

Хочет обмануть кого-то с выгодой для себя;

Хочет сочинить интересную историю;

Сочиняет истории для того, чтобы их читали другие;

Обманывает, чтобы получить какую-то пользу;

Придумывает для того, чтобы другие получали удовольствие.

                     Карточка для 2 группы  2 ряд (работают парами)

- Какое настроение у ребят?  

Как будете читать их слова?  

Подготовьте  чтение разговора  Мишки и Стасика по ролям.

          Карточка для  3 группы    3 ряд ( работают парами.)

-Поделите слова на две группы и объясните свое решение

Фантазировать, обманывать, выдумывать, сочинять, изобретать, лгать, врать,клеветать.

                       

Проверка по алгоритму (на слайде 8-9)                                                              

Вывод: фантазеры сочиняют ради собственного удовольствия или для того, чтобы получали удовольствие другие люди.

Уметь определять и формулировать цель   с помощью учителя;  определить способы исследования

(Регулятивные УУД)

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,

свой жизненный опыт и информацию, полученную в разных источниках

(Познавательные УУД).

Спросить 1 пару

с 3 ряда

IX. Включение в систему знаний и повторение.

( 3-4 минут)

Цель:

выявить границы применимости нового знания;

повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

Играют в фантазеров.

.

4.Выскажем свое мнение

Организует и контролирует работу детей

   

  Давайте поиграем в фантазеров. Что бы вы придумали, если бы сидели с Мишуткой и Стасиком и фантазировали?    Кто хочет попробовать? Выходят 2 мальчика, потом 2 девочки.  Сочиняют свои небылицы.

                   

 Обобщающая беседа.

-Какие герои рассказа вам понравились? Встречались ли вам в жизни ребята, похожие на этих героев?

- Как вы думаете, смогут ли Мишутка и Стасик помириться с Игорем?

- Как бы вы объяснили Игорю, чем отличается ложь от фантазии?

Учиться работать в парах, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им

(Коммуникативные УУД).

X.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

 ( 2 – 4 минуты)

Цель:

провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

оценить собственную деятельность на уроке;

С помощью подводящего диалога помогает детям сделать вывод о главной мысли прочитанного произведения.

Ребята, обманывать и выдумывать – это одно и то же?

-Почему рассказ называется «Фантазёры», а не «Вруны» или Обманщики»

( Героями рассказа являются Мишутка и Стасик, они и есть фантазёры - безобидные выдумщики. А Игорь - обманщик. Он вызывает только осуждение и гнев.)

-Чему хотел научить вас Н. Носов своим рассказом? В чём главная мысль?

(С человеком, который умеет фантазировать, всегда интересно. Фантазии безобидны, они приносят радость и удовольствие, дарят хорошее настроение. Но когда человек, сочиняя и придумывая, обманывает и пользуется слабостью других – это нечестно и вызывает осуждение.)

-В чем же секрет творчества писателя?

( У него развиты фантазия и воображение)

К какому жанру можно отнести это произведение? Выбирайте нужный ответ.

стихотворение

сказка

рассказ  Почему,докажите!(Нет сказочных героев.Герои- обычные дети. Волшебства не происходит.)

- Какую цель мы ставили на уроке?(Чем отличается врун от фантазера?)

- Достигли мы этой цели?

-Каким способом? -Что полезного усвоили для себя на уроке?

-Где можно применить новые знания? -С кем из героев рассказа вы бы хотели подружиться и почему?  –Кому было все понятно, интересно на уроке? -Кому не совсем понятно? –А кому было трудно работать на уроке?

-  Мне очень понравилась ваша работа на уроке. Молодцы!

-Понравился вам этот рассказ? Напомните, кто его написал? Ребята все произведения Н.Носова увлекательные, интересные.

Героями Носова являются дети.Они попадают в различные ситуации, совершают хорошие и плохие поступки.О них вы можете  узнать, прочитав книги, которые есть у нас в библиотеке. Посмотрите на выставку книг,сами прочитайте и посоветуйте своим друзьям.Хочется закончить урок словами С.В.Михалкова (

слайд 10)

Оформлять свои мысли в устной форме

 (Коммуникативные УУД)

 

XI.Домашнее задание

(1 мин)

Обсуждают и записывают домашнее задание.

 1.Подготовить краткий пересказ текста Н Носова «Фантазёры»

2.Составить характеристику героев, используя в плане:

1.Имя героя.2.Какие поступки совершает герой? 3.Как автор относится к герою?4.Как ты относишься к герою?

-1 ряд-характеристика Стасика,2 ряд- Мишутки.3 ряд-Игоря.

Приложение

Карточка №1

               Наш план действий:

1. Сами найдём способ .

2. Сопоставим свои предположения с учебником.

3. Выполним.

4.Выскажем свое мнение.

Группа №1 – 1 ряд

Какие из словосочетаний, характерны для фантазёров, а какие -  для врунов- соедини линией

 Придумывать ради собственного удовольствия;

Хочет обмануть кого-то с выгодой для себя;                                                             фантазёры

Хочет сочинить интересную историю;    

                                                                                                                             

Сочиняет истории для того, чтобы их читали другие;

Обманывает, чтобы получить какую-то пользу;

Придумывает для того, чтобы другие получали удовольствие.                        Вруны

                           

           

Группа №2 -2 ряд

 

Поделите слова на две группы и объясните свое решение

Фантазировать, обманывать, выдумывать, сочинять, изобретать, лгать, врать ,клеветать.

               

Группа №3.-3 ряд

- Какое настроение у ребят?  

Как будете читать их слова?  

Подготовьте  чтение разговора  Мишки и Стасика по ролям.

Миша 

Стасик 

Мне 140 лет.

Был большой, а стал маленький.

Мог реку переплыть, океан.

Напала акула, откусила голову,

другая выросла.

Раздавил автобус. 

Мне 95 лет.

Был маленький, вырос, снова стал маленький, а потом опять вырасту.

Мог море переплыть.

Крокодил съел, а потом выплюнул.

На луну летал. 

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме Н.Н. Носов "Затейники"

презентация к уроку Носова "Затейники"...

Конспект урока литературного чтения по теме "Н.Н.Носов "Федина задача"

Конспект урока составлен с учётом применения технологии продуктивного чтения...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: Н.Н. Носов " Федина задача" 3 класс.

Разработка урока литературного чтения в 3 классе УМК " Школа России". Урок открытия новых знаний....

конспект урока литературного чтения по теме : Н. Н. Носов "Затейники"

Конспект урока литературного чтения по теме : Н. Н. Носов "Затейники", 2класс. Школа России....

Технологическая карта урока литературного чтения на тему "Н.Н Носов "Телефон"" (УМК "Школа России" Климанова Л.Ф, 3 класс)

Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с жизнью и творчеством Н. Н. Носова.Задачи урокаДидактические:знать о жизни и творчестве Н. Н. Носова, знать содержание произведения «Телефон...