Рабочая программа по литературному чтению (1 класс, УМК "Школа России")
календарно-тематическое планирование по чтению (1 класс)

Фокеева Ольга Николаевна

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением самостоятельно их выбирать, сформированность духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kim_1_klass_literaturnoe_chtenie.docx48.18 КБ
Файл ktp.docx658.26 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольно – измерительные материалы по предмету «Литературное чтение» 
1 класс  
УМК «Школа России»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


             
Данная работа содержит тестовые работы, тексты для проведения диагностики чтения, а также проверки уровня начитанности учащихся для учащихся 1 класса. Данные задания составлены в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми программой по литературному чтению для начальной школы.

Итоговые контрольно – измерительные материалы составлены по разделам программы по литературному чтению, что позволит учителю выявить уровень понимания учащимися изученного материала. Учитель сможет скорректировать дальнейшую работу по ликвидации пробелов в знаниях учащихся. Предусмотрена тестовая система контроля знаний. Учитель использует итоговый контроль по разделам.

Данные работы позволяют:

  1. быстро проверить усвоение материала у большинства количества учащихся;
  2. объективно оценить результаты работы;
  3. повторить пройденный материал;
  4. углубить и систематизировать знания учащихся.

На выполнение работы отводится 20-25 минут (в зависимости от уровня подготовленности класса). На проверку техники чтения отводится весь урок.


        При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу:

«Базовый уровень» - если сделано не менее 50% объёма работы;

«Высокий уровень» - если сделано не менее 75% объёма работы;

«Повышенный уровень» - если работа не содержит ошибок.

Цель контроля:
определение уровня освоения планируемых результатов основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению в 1 классе (мониторинг обеспечения эффективной реализации ФГОС начального общего образования)

Задачи:
выявление уровня владения обучающимися базовыми предметными умениями по литературному чтению;
выявление уровня владения обучающимися универсальными учебными действиями:
- регулятивными (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы),
- познавательными (осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений; осуществлять сравнение, классификацию; преобразовывать информацию).

Тексты для проверки техники чтения
1 класс УМК «Школа России»

                                                     Введение
        Умение читать — один из самых важных навыков, способствующих успешному усвоению знаний. На первой ступени обучения технике чтения уделяется довольно много внимания. Это не удивительно, ведь именно в этот период и формируется темп чтения. Особенно тщательно техника чтения отслеживается в 1 классе. В этот период чтение выступает объектом усвоения.

       По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов. Но оказалось, что фактором номер один является скорость чтения. Действительно, ребенок, который не умеет хорошо читать, испытывает огромные трудности при выполнении любого вида работ, ему зачастую не интересно на уроках, он не усидчив, он не хочет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука. Это прописная истина для каждого учителя            

Как проверить технику чтения?

          Техника чтения включает в себя несколько элементов, а именно:

  • осознанность чтения (понимание ребенком того, о чем прочитал);
  • скорость чтения (характеризуется количеством слов, прочитанных за определенный промежуток времени);
  • способ чтения (читает ребенок по слогам или целыми словами);
  • выразительность чтения (проявляется в использовании пауз, нахождении нужной интонации, верной постановке ударения);
  • правильность чтения (выражается в том, что ученик избегает, или наоборот, допускает ошибки).

            Так, скорость чтения представляет собой лишь отдельную составляющую техники чтения.
           Одним из вопросов, интересующих родителей является: зачем проверять технику чтения у детей? Технику чтения в начальных классах нужно проверять более двух раз в год. Делать это следует для того, чтобы следить за динамикой формирования навыка чтения — такова цель проверки техники чтения.

Как выбрать текст для проверки техники чтения?

           Для проверки техники чтения, подбираются специальные тексты, согласно рекомендациям методистов. Текст должен быть незнаком ребенку, но понятен. Предложения должны быть короткими, без каких-либо усложняющих конструкций или знаков.

            Лучше, если текст для проверки чтения будет без иллюстраций и диалогов, чтобы дети во время чтения не отвлекались. Текст должен быть размещен на одной странице.

            Перед началом проверки следует настроить ребенка на спокойное чтение, чтобы он не волновался и не переживал. Во время чтения текста, нельзя прерывать ребенка, исправлять ошибки. После завершения чтения, нужно вернуться к тем словам, которые вызвали затруднение или были прочитаны неправильно и попросить ребенка снова их прочитать. В процессе чтения первоклассник должен следить по тексту пальцем, чтобы не потерять строчку.

           Для проверки осознанности чтения, необходимо задать несколько вопросов по тексту. Если ребенок переволновался и во время проверки часто запинается, голос его срывается, то следует перенести проверку техники чтения на другое время и организовать проверку в форме игры.

ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ В 1 КЛАССЕ

В 1 классе техника чтения проверяется особенно тщательно.
1 полугодие
Чтение должно быть плавным слоговым, осознанным и правильным, с четким проговариванием слогов и слов.
Темп чтения—25-30 слов в минуту.
2 полугодие
Ребенок читает целыми словами правильно, осознанно. Слова со сложным слоговым строением прочитываются по слогам.
Темп чтения — 30-40 слов в минуту.

ОЦЕНИВАНИЕ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ ПО НОРМАТИВАМ ФГОС

Оценка

1 полугодие

2 полугодие

«Просто чудо!»

Более 20 слов

Более 40 слов

«Это здорово!»

16-20 слов

31-40 слов

«Замечательно»

10-15 слов

25-30 слов

«Эх, маловато»

Менее 10 слов

Менее 25 слов

КАК ТРЕНИРОВАТЬ ТЕХНИКУ ЧТЕНИЯ

Развивать технику чтения можно с помощью специальных игр. Вот некоторые из них:

Жужжащее чтение.

Ежедневное чтение на уроке, когда все ученики читают вполголоса в течение 5 минут.

Чтение перед сном.

Многократное чтение текста. Суть такого упражнения заключается в следующем: ученики читают одновременно текст, но каждый в своем темпе. По истечении минуты учитель останавливает ребят, и они примечают слово, до которого дочитали. Далее педагог просит прочитать детям текст орфографически. Затем, повторное прочтение этого же отрывка предполагает чтение орфоэпическое (как говорим). И снова ребята примечают слово, до которого они дочитали и сравнивают с предыдущим результатом.

Чтение наоборот. Такой способ предполагает чтение слов не слева направо, а справа налево. Такое чтение полезно, так как регулярно тренирует ребенка в слиянии букв и чтении слов без напряжения.

Вершки да корешки. Ребятам предлагается прочитать слова, закрывая длинной непрозрачной линейкой верхнюю или нижнюю половину букв.

На доске записано много слов. Ребята должны найти то слово, которое назовет учитель.

Самозамер чтения. В конце урока оставлять несколько минут для того, чтобы произвести самозамер чтения и записать результаты в специальный дневник.

Чтение «вверх ногами». Дети с удовольствием почитают текст в книжке, которую будут держать «вверх ногами».

       

Контроль и проверка результатов обучения №1
(техника чтения: 3 четверть – март)

У Макара кролики. Макар кормил кроликов. Кролики ели морковку и капусту. Кролики у Макара милые!

У Марины кот Мурлыка. Марина купила молоко, масло, сметану и сосиски. Мурлыка украл сосиску. Вот так плут!

У Сани санки. Он катает Марину.

У Милы санки. Она катает Иринку. Им весело.

У Лины корова. Корову зовут Симка. Корова ест траву – осоку. У коровы вкусное молоко.                                                                                        (60 слов)


Контроль и проверка результатов обучения №2
(техника чтения: 4 четверть – апрель)

Юля и Юра – юные натуралисты. Они любят природу. Юля и Юра наблюдают и ухаживают за животными в живом уголке.

У Юли мама умеет шить. Она сшила Юле юбку, а папе брюки. Мама учит Юлю шить одежду для кукол.

Летом Юра и Юля ездили на юг. Каждое утро они бежали к морю и любовались кораблями. Потом Юля собирала на берегу ракушки, а Юра нашёл морскую звезду.                                                                            (65 слов)

Контроль и проверка результатов обучения №3
(техника чтения: 4 четверть – апрель)

                                                        Орёл

Орёл свил себе гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел детей.

Один раз возле дерева работал народ, а орёл подлетал к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла камнями.

Орёл выронил рыбу, а люди подняли её и ушли.

Орёл сел на край гнезда, а орлята подняли свои головы и стали пищать: они просили корма.                                                                                         (66 слов)

Контроль и проверка результатов обучения №4
(техника чтения: 4 четверть – май)

Утята и стрекоза

Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила. Как только утята подбегали к тарелке, из сада вылетала большая стрекоза. Она страшно стрекотала. Утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает. А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке.

                              (65 слов)

ТЕСТ 1.    ЖИЛИ-БЫЛИ БУКВЫ.      Вариант 1.  (3 четверть – март)

А1. Укажи, что умеют делать гласные.

  1. Свистеть     2) жужжать     3) рычать     4) петь

А2. Закончи строчки из стихотворения «Живая азбука».

        Жарким летом по горам

        В шубе бегает …….

  1. Варан   2) баран   3) катамаран   4) козёл

А3. Укажи, какие звуки издают пчёлы.

  1. Ж-ж        2) з-з        3) ш-ш            4) р-р

А4. Закончи высказывание.

Рифма – это _____________________________________________

_____________________________________________________________________________

В1.  Укажи, чему учит детей стихотворение С. Михалкова «Автобус номер двадцать шесть».

  1. Не быть ужом           2) не быть удавом      3) не быть медведем 4) быть вежливым

В2. Составь рифмы.

Роса - _________________________________________

Дом - _________________________________________

     ТЕСТ 1.    ЖИЛИ-БЫЛИ БУКВЫ.      Вариант 2.  (3 четверть – март)

  А1. Укажи, что умеют делать согласные.

  1. Свистеть     2) жужжать     3) рычать     4) петь

  А2. Закончи строчки из стихотворения «Живая азбука».

        Куда ведёт подземный ход

        Об этом знает только ……

  1. крот    2) грот   3) народ   4) огород

  А3. Укажи, какие звуки издают тигры.

  1. Ж-ж        2) з-з        3) ш-ш            4) р-р

  А4. Закончи высказывание.

  Диалог – это _____________________________________________

_____________________________________________________________________________

  В1.  Укажи, чему учит детей стихотворение С. Михалкова  «Автобус номер двадцать шесть».

  1. Не быть ежом   2) не быть удавом  3) быть воспитанным   4) не быть медведем

  В2. Составь рифмы.

 Рот - _________________________________________

 Гроза - _________________________________________

Тест по теме «Сказки, загадки, небылицы». Вариант №1

  1. Прочитай загадку, укажи отгадку.

Маленький, серенький,

По дорожке прыг, прыг,

А носиком тык, тык.

• медведь

• заяц

• белка

• лиса

  1. Героев произведения «Рукавичка» испугала:

 мышка

 лягушка

 лисичка

 собачка

  1. Сказку «Теремок» написал:

• Е. Чарушин

• А. Пушкин

• С. Михалков

• народ

  1. К жанру потешки относится:

• Я длинная и тонкая

   И очень-очень колкая.

• Трава пожелтела и завяла. Птицы тронулись на юг. По небу плывут серые тучи.

• -Где ты, брат Иван?

    -В горнице.

    -А что делаешь?

    -Помогаю Петру.

    -А Пётр что делает?

    -Да на печи лежит.

• Ветер по морю гуляет

   И кораблик подгоняет,

   Он бежит себе в волнах

   На раздутых парусах

  1. Узнай героя описанию. Вспомни название произведения

Этому герою плохо жилось у хозяев. Он ушёл в лес. Сидел в дупле.

Спас своего друга.

• петух из сказки «Теремок»

• петух из сказки «Петух и собака»

• собака из сказки «Рукавичка»

• собака из сказки «Петух и собака»

  1. Укажи слово, которое пропущено в пословице.

          Сила сломит всё, а … - силу.

• дружба

• согласие

• ум

• знание

Тест по теме «Сказки, загадки, небылицы». Вариант №2

  1. Прочитай загадку, укажи отгадку.

Живёт невидимкою крошка,

Ловко мешки прогрызает,

Очень не любит кошку,

А кошка её обожает.

• собака

• крот

• мышь

• курица

  1. Теремок разрушил:

 медведь

 кабан

 зайчик

 волчок

  1. Сказку «Рукавичка» написал:

• Е. Чарушин

• А. Пушкин

• С. Михалков

• народ

  1. К жанру небылицы относится:

• Я длинная и тонкая

   И очень-очень колкая.

• Трава пожелтела и завяла. Птицы тронулись на юг. По небу плывут серые тучи.

• Лошадь ела сало,

    А мужик – овёс.

    Лошадь села в сани,

    А мужик повёз.

• Ветер по морю гуляет

   И кораблик подгоняет,

   Он бежит себе в волнах

   На раздутых парусах

  1. Узнай героя описанию. Вспомни название произведения

Этому герою плохо жилось у хозяев. Он ушёл в лес. Сидел в дупле. Спас своего друга.

• петух из сказки «Теремок»

• петух из сказки «Петух и собака»

• собака из сказки «Рукавичка»

• собака из сказки «Петух и собака»

  1. Укажи слово, которое пропущено в пословице.

          …крепче каменных стен.  

• дружба

• согласие

• ум

• знание

Тест по теме «Апрель, апрель. Звенит капель…»

  1. Откуда прилетела ласточка в произведении А. Майкова  «Ласточка  примчалась»? а) из-за синя моря       б) из-за бела моря        в) из жарких стран

      2. Какое стихотворение написал А. Плещеев?

          а) «Сельская песенка»     б) «Апрель»     в) «Ручей»

     
     
3. Какие деревья трогала снегурочка в произведении Т. Белозёрова

         «Подснежники»?         а) осины         б) сосны     в) берёзы

     
        4. Какое произведение написал С. Маршак?  а) «Весна»     б) «Ручей»   в) «Апрель»


      5. Где утонул ручей в стихотворении И. Токмаковой «Ручей»?

            а) в озере        б) в реке         в) в море

     
       
 6. В загадке Л. Ульяницкой одуванчик похож:       
                            а) на шарик          б) на солнце           в) на фонарик

     
     
 7. В загадке Л. Яхнина у ромашек

            а) белые реснички            б) жёлтые реснички              в) голубые реснички

     
         8. Е. Трутнева  в своём произведении «Когда это бывает?» сравнивает  льдинки

               а) с узорами на окне              б) с ситцевым платком               в) с кружевами

     
       9. В произведении Е Трутневой «Когда это бывает?» « в синих лужах плещутся»

                 а) воробьи                 б) ласточки                 в) вороны

   
     
10. Каких произведений не читали в разделе «Апрель, апрель. Звенит капель…» ?

                   а) стихотворений            б) загадок                  в) сказок

   
       
11. Произведения из раздела «Апрель, апрель. Звенит капель…»

                     а) о лете                  б) о весне                  в) о зиме

   
     
 12. Стихотворение «Апрель» написал

                        а) С. Маршак            б) И. Токмакова           в) А. Плещеев

Тест по теме «Я и мои друзья».


1.Отметь жанр произведения Ю. Ермолаева «Лучший друг».

а) сказка           б) стихотворение            в) рассказ


2. Какого героя нет в произведении Ю. Ермолаева «Лучший друг»?

а) Вовки        б) Серёжки            в) Игорька


3.Какую игрушку отдала подружке героиня произведения Е. Благининой «Подарок»?      а) матрёшку          б) лягушку           в) мячик


4.Кто автор произведения «Бараны»?  а) В. Орлов       б) С. Михалков            в) Р. Сеф


5.Кого к числу своей родни относил герой произведения Я. Акима «Моя родня»?

а) друга Серёжку           б) друга Сашку            в) друга Вовку


6.Из какого произведения взяты строки?

Ни разу доброго Словца

Он не сказал. Ни про кого,-

И я прошу тебя, Дружок,

Не будь похожим на него!

а) Р. Сеф «Совет»       б)  Я. Аким «Моя родня»      в) И. Пивоварова «Вежливый ослик»


7.Ситро – это   а)  мороженое       б) напиток        в) конфеты


8. С кем пошёл в зоопарк мальчик из произведения С. Маршака «Хороший день»?

а) с папой      б) с мамой         в) с бабушкой


9.Отметь жанр произведения Я. Акима «Моя родня».

а) стихотворение        б) рассказ           в) сказка


10.Из какого произведения взяты строки?

Друзей не покупают,   Друзей не продают,

Друзей находят люди,  А также создают.

а) В. Орлов «Кто первый?»        б) Е. Благинина «Подарок»     в) В. Берестов «В магазине»


11.Кто был вежливым?         а) ослик      б) кролик        в) зайчик


12.Отметь пословицу о дружбе.

а) Сто раз отмерь, один раз отрежь.      б) Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.

в) Согласье крепче каменных стен.


13. Укажи вежливое слово, которое поможет помириться с товарищем

    1) до свидания            2) привет           3) прости            4) доброе утро


14. Укажи, кого не видели в зоопарке папа с сыном в стихотворении С Маршака «Хороший день»

 1) моржа 2) медведя 3) слона   4) цесарку


15. Укажи высказывание, которое не подходит к теме «Я и мои друзья»

 1) заклятые враги     2) не разлить водой  3) протянуть руку помощи

 4) победила дружба


16. Отметь концовку пословицы о дружбе. Крепкую дружбу …

 1) и волк не страшен    2) не обидит никого 3)товарища выручай                                                  4)  и топором не разрубишь


17. Укажи произведение, к которому подходит пословица «О себе заботься, а о товарище не забывай»

 1) «Подарок»   2) «В магазине игрушек»    3)  «Вежливый ослик»    4)  «Про дружбу»

                     



Предварительный просмотр:

C:\Users\оля\Desktop\РП ШКОЛА РОССИИ\1 З класс\литературное чтение.jpg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение» разработана на основе следующих документов:

Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.); 

• Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

• Федеральный закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской    Федерации» с изменениями 2017, 2018 годов;

  •  Учебный план МОУ «ЦО «Тавла» - «СОШ №17»;
  •  Примерная программа начального общего образования по литературному чтению с учетом авторской программы по литературному чтению  Л.Ф. Климановой – Москва, «Просвещение».

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

        Изучение курса литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей: 

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретение умения работать с разными видами информации;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами; - воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников; формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств; уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.

        Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением самостоятельно их выбирать, сформированность духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

        Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

  1. освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;
  2. овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;
  3. воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе;
  4. формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебный план  МОУ «Центр образования «Тавла» - Средняя общеобразовательная школа № 17» отводит  132 ч  для обязательного изучения учебного предмета «Литературное чтение» в 1 классе, из расчета 4 учебных часа в неделю.   «Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте (92 ч  курс «Обучение грамоте» + 40 ч «Литературное чтение» ).

РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

 - оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

- ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья»

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

- учиться работать по предложенному учителем плану

- организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Познавательные  УУД

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

Отвечать на простые вопросы учителя, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

- сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

-группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

-  подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

Коммуникативные УУД

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

-слушать и понимать речь других;

-выразительно читать и пересказывать текст;

-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

-отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу

-участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях

Предметные результаты:

-воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

- осмысленно, правильно читать целыми словами;

- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

- подробно пересказывать текст;

- составлять устный рассказ по картинке;

- заучивать наизусть небольшие стихотворения;

- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

- различать рассказ и стихотворение.

К концу изучения блока «Литературное чтение» учащиеся первого класса научатся:

 под руководством учителя создавать короткие устные высказывания на основе различных

источников;

 ориентироваться в нравственном содержании прочитанного. Оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;

 делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;

 передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа (полного,

выборочного, краткого);

 высказывать собственные мнение и обосновывать его фактами из текста.

К концу изучения блока «Литературное чтение» учащиеся получат возможность научиться:

 понимать прочитанное по ходу чтения;

 определять авторскую позицию и выражать своѐ отношение к герою и его поступкам;

 эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

1 класс (40 ч)

Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Литературное чтение». (1 ч)

Раздел 1.   «Жили-были буквы».   (7 ч)

             В. Данько «Загадочные буквы»,  И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква “А”»,  Cаша Чёрный «Живая азбука»,  Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет»,  Г. Сапгир «Про медведя»,  М. Бородицкая «Разговор с пчелой»,  И. Гамазкова «Кто как кричит?», И. Гамазкова, Е.Григорьева «Живая азбука»,  С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть».

          Наши проекты.  Создаем музей «Город букв». Проверим себя и оценим свои достижения.

Раздел 2.   «Сказки, загадки, небылицы».   (7 ч)

         Е. Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка». Загадки, песенки, потешки, небылицы. Стишки и потешки из книги «Рифмы Матушки Гусыни».Сказки А.С.Пушкина. Русская народная сказка «Петух и собака».  Проверим себя и оценим свои достижения.

Раздел 3.  «Апрель, апрель. Звенит капель»   (5 ч)

Стихи А.Плещеева, А.Майкова, Т.Белозерова, С.Маршака, И.Токмаковой, Е. Трутневой, В.Берестова, Р.Сеф.

Наши проекты. «Составляем азбуку загадок». Проверим себя и оценим свои достижения.

        Раздел 4.   «И в шутку и в серьёз».   (7 ч)

И.Токмакова «Мы играли в хохотушки», «Разговор Лютика и Жучка». Я.Тайц «Волк». Г.Кружков «Ррры!». Н.Артюхова «Саша - дразнилка». К.Чуковский «Федотка», «Телефон». О. Дриз «Привет». О.Григорьев «Стук».И.Пивоварова «Кулинаки-пулинаки».  М.Пляцковский «Помощник». Рассказы К.Ушинского.

Проверим себя и оценим свои достижения.

Раздел 5.   «Я и мои друзья».   (7 ч)

Ю.Ермолаева «Лучший друг». Е.Благинина «Подарок». В. Орлов «Кто первый?», «Если дружбой…» С.Михалков «Бараны». Р.Сеф «Совет».И.Пивоварова «Вежливый ослик». В.Берестов «В магазине игрушек». Я.Аким «Моя родня».С.Маршак «Хороший день». М.Пляцковский «Сердитый дог Буль». Ю.Энтин  «Про дружбу».Рассказы Д.Тихомирова.

Наши проекты. Альбом «Наш класс – дружная семья». Проверим себя и оценим свои достижения.

Раздел 6.    «О братьях наших меньших»   (6 ч)

С.Михалков «Трезор», «Важный совет». Р.Сеф «Кто любит собак». В.Осеева «Собака яростно лаяла». И.Токмакова «Купите собаку». М.Пляцковский «Цап Царапыч». Г.Сапгир «Кошка». В.Берестов «Лягушата». В.Лунин «Никого не обижай». Д.Хармс «Храбрый ёж». Н.Сладков «Лисица и ёж». С.Аксаков «Гнездо».

Проверим себя и оценим свои достижения.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата проведения

План

Факт

1

Вводный урок. Знакомство
с новым учебником «Литературное чтение». Восприятие на слух звучащей речи.

1 ч

Ориентироваться в учебнике.  Находить нужную главу в содержании учебника. Понимать условные обозначения, использовать их при выполнении заданий. Предполагать на основе названия содержание главы. Находить в словаре непонятные слова.

13.03

Раздел 1.   «Жили-были буквы».   (7 ч)

2

В. Данько «Загадочные буквы».

1 ч

Прогнозировать содержание раздела. Расставлять книги на выставке в соответствии с темой раздела, сравнивать их, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Выбирать книгу по заданному параметру. Воспринимать на слух произведение. Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения. Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Объяснять название произведения. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения. Описывать внешний вид героя, его характер, привлекая текст произведения и свой читательский и жизненный опыт. Передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев. Определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Составлять план пересказа прочитанного: что произошло в начале, потом, чем закончился рассказ. Находить в стихах слова с созвучным окончанием. Находить слова, которые помогают представить самого героя или его речь. Использовать приём звукописи при изображении различных героев. Читать стихи наизусть. Участвовать в конкурсе чтецов; декламировать стихи на публику; оценивать себя в роли чтеца. Проверять себя и оценивать свои достижения (с помощью учителя).

16.03-20.03

3

И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква “А”».

1 ч

4

Cаша Чёрный «Живая азбука». Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет».

1 ч

5

Г. Сапгир «Про медведя»,

М. Бородицкая «Разговор с пчелой».

1 ч

6

И. Гамазкова «Кто как кричит?», И. Гамазкова, Е.Григорьева «Живая азбука».

1 ч

30.03-3.04

7

С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть».

Наши проекты.

 Создаем музей «Город букв».

1 ч

8

Из старинных книг. Повторение и обобщение по разделу «Жили-были буквы».

Проверим себя и оценим свои достижения.

 

1 ч

Раздел 2.   «Сказки, загадки, небылицы».   (7 ч)

9

Е. Чарушин «Теремок».

1 ч

Прогнозировать содержание раздела.

Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев.

Подбирать книги на выставку в соответствии с темой раздела; рассказывать о ней в соответствии с коллективно составленным планом, обсуждать прочитанное. Выбирать нужную книгу по заданным параметрам. Читать известную сказку плавно, целыми словами, при повторении — читать выразительно, воспринимать на слух художественное произведение.

Анализировать представленный в учебнике картинный план.  Соотносить иллюстрацию с содержанием текста. Формулировать вопросы к собеседнику.

Рассказывать сказку на основе картинного плана.  Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать их нравственную

Пересказывать сказку подробно на основе картинного плана и по памяти.

Сравнивать народную и литературную сказку.  Сравнивать различные произведения малых и больших жанров: находить общее и отличия.  Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки, сочинять загадки, небылицы; объединять их по темам.

Работать в паре, договариваться друг с другом, проявлять внимание.

Проверять чтение друг друга, работая в парах и самостоятельно оценивать свои достижения.

10

Русская народная сказка «Рукавичка».

1 ч

6.04-10.04

11

Загадки, песенки, потешки, небылицы.

1 ч

12

Рифмы Матушки Гусыни. «Король Пипин», «Дом, который построил Джек».

1 ч

13

Сказки Александра Сергеевича Пушкина.

1 ч

14

 Русская народная сказка «Петух и собака».

1 ч

13.04-17.04

15

Из старинных книг. Повторение и обобщение по разделу   «Сказки,   загадки, небылицы». 

Проверим себя и оценим свои достижения.

1 ч

Раздел 3.  «Апрель, апрель. Звенит капель».   (5 ч)

16

А. Майков «Весна», «Ласточка промчалась…»

А. Плещеев «Сельская песенка». Т. Белозеров «Подснежники».

1 ч

Прогнозировать содержание раздела. Отбирать книги на выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения.Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные. Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений. Сравнивать стихотворения разных поэтов на одну и ту же тему; на разные темы. Находить в загадках слова, с помощью которых сравнивается один предмет с другим; придумывать свои сравнения. Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки. Сочинять загадки на основе подсказки, данной в учебнике. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Проверять чтение друг друга, оценивать свои достижения. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом.

17

С. Маршак «Апрель».

И. Токмакова «Ручей».

1 ч

18

Е.Трутнева «Когда это бывает?». И. Токмакова «К нам весна шагает…». 

Наши проекты. «Составляем азбуку загадок».

1 ч

20.04-24.04

19

В. Берестов «Воробушки», Р. Сеф «Чудо».

1 ч

20

Из старинных книг. Повторение и обобщение по разделу «Апрель, апрель. Звенит капель». Проверим себя и оценим свои достижения.

1 ч

Раздел 4.   «И в шутку и в серьёз».   (7 ч)

21

И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры!»

1 ч

Прогнозировать содержание раздела. Подбирать книги к выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книгах с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Воспринимать на слух художественное произведение. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом. Читать стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг. Отличать юмористическое произведение; находить характерные черты юмористического текста. Определять настроение автора. Объяснять смысл названия произведения. Придумывать свои заголовки. Находить слова, которые отражают характер героя. Передавать при чтении настроение стихотворения. Читать по ролям, отражая характер героя произведения. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.Сравнивать произведения на одну и ту же тему; находить сходства и различия. Оценивать свои достижения.

27.04-30.04

22

Н. Артюхова «Саша-дразнилка».

1 ч

23

К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет», О.Григорьев «Стук».

1 ч

24

И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки», И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка».

1 ч

25

К. Чуковский «Телефон». М.Пляцковский «Помощник».

1 ч

4.05-8.05

26

Из старинных книг. К.Ушинский «Что хорошо и что дурно?», «Ворон и сорока», «Худо тому, кто добра не делает никому».

1 ч

27

Повторение и обобщение по разделу «И в шутку и в серьёз». Проверим себя и оценим свои достижения.

1 ч

Раздел 5.   «Я и мои друзья».   (7 ч)

28

Ю. Ермолаева «Лучший друг»,  Е. Благинина «Подарок».

1 ч

Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием результатов шмуцтитула. Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела. Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух художественное произведение. Обсуждать с друзьями, что такое «настоящая дружба», кого можно назвать другом, приятелем. Читать произведение, отражая настроение, высказывать своё мнение о прочитанном. Обсуждать варианты доброжелательного и необидного способа общения. Определять тему произведения и главную мысль. Соотносить содержание произведения с пословицами. Составлять план рассказа. Сравнивать рассказы и стихотворения. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом. Участвовать в работе группы; распределять работу в группе; находить нужную информацию в соответствии с заданием; представлять найденную информацию группе.

29

В. Орлов «Кто первый?»,    С. Михалков «Бараны», Р.Сеф «Совет».

1 ч

11.05-15.05

30

В.Берестов «В магазине игрушек», И. Пивоварова «Вежливый ослик», В.Орлов «Если дружбой…».

1 ч

31

Я. Аким «Моя родня».

Наши проекты. Альбом «Наш класс – дружная семья».

1 ч

32

М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». Ю.Энтин «Про дружбу»,  С.Маршак «Хороший день».

1 ч

33

Из старинных книг. Д.Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка».

1 ч

18.05-22.05

34

Повторение и обобщение по разделу «Я и мои друзья». Проверим себя и оценим свои достижения.

1 ч

        Раздел 6.    «О братьях наших меньших»   (6 ч)

35

С. Михалков «Трезор».

Р. Сеф «Кто любит собак».

1 ч

Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием результатов шмуцтитула. Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела. Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух художественное произведение. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом; использовать речевой этикет, проявлять внимание друг к другу. Читать произведение с выражением. Сравнивать художественный и научно-популярный текст. Определять основные особенности художественного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя). Называть особенности сказок — не сказок; придумывать свои собственные сказки — не сказки; находить сказки — не сказки, в книгах. Характеризовать героя художественного текста на основе поступков. Рассказывать содержание текста с опорой на иллюстрации. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Рассказывать истории из жизни братьев наших меньших, выражать своё мнение при обсуждении проблемных ситуаций. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

36

В. Осеева «Собака яростно лаяла», И. Токмакова «Купите собаку».

1 ч

37

М. Пляцковский «Цап Царапыч», Г. Сапгир «Кошка».

1 ч

25.05-19.05

38

В. Берестов «Лягушата», В. Лунин «Никого не обижай», С.Михалков «Важный совет».

1 ч

39

 Д. Хармс «Храбрый ёж», Н.Сладков «Лисица и Ёж», С.Аксаков «Гнездо».

1 ч

40

Повторение и обобщение по разделу «О братьях наших меньших». Проверим себя и оценим свои достижения.

1 ч

Итого:

40 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Школа России...

Рабочая программа по литературному чтению - 1 класс ("Школа России")-

В этом учебном году мы приступили к обучению первоклассников в условиях реализации ФГОС. Одной из проблем, которую нам предстояло решить на первом этапе, являдась разработка рабочих программ по предме...

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для 3  «А» класса ГС(К)ОУ 3-4 вида г.Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе федерального  стандарта  начального...

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "Школа России"

Рабочая программа содержит: пояснительную записку,цели обучения,список литературы,ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ К КОНЦУ 3-ГО КЛАССА,каждый раздел содержит ЗУН....

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа России

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа России (ФГОС)...

рабочая программа по литературному чтению 1 класс школа России

Рабочая программа содержит пояснительную записку,   программу по литературному чтению,  развернутое тематическое планирование с ууд, содержанием урока, оборудованием, деятельностью учащ...