Конспект интегрированного урока на тему "Лес в 4 классе"
методическая разработка по чтению (4 класс)

Друзякина Наталья Николаевна

Конспект интегрированного урока на тему "Лес" в 4 классе  соединяет в себе 3 урока; Литературное чтение - рассказ Юрия Коваля "Лес! Лес! Возьми мою глоть!", урок Окружающего мира - тема "Лес" (обобщение). А так же урок ИЗО. урок проводят 2 учителя. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План- конспект урока24.32 КБ
Файл les.pptx2.43 МБ

Предварительный просмотр:

I. Самоопределение к учебной деятельности.

Снова пришел долгожданный миг-

Нам пора в дорогу,

Он зовет нас в загадочный мир,

Таинственный мир природы.

- Посмотрите на доску и скажите, что объединяет эти картины?

- Верно – Лес.

- Как выдумаете. Какая у на сегодня тема урока?

-Тему вы определили Верно – Лес.

- Для определения целей урока послушайте рассказ Юрия Коваля «Лес, лес, возьми мою глоть…

- У вас на столах лежат листы с текстом рассказа.

- после прослушивания рассказа ответьте на вопрос :ЗАЧЕМ ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ ПОШЕЛ В ЛЕС?

(учитель читает текст)

- Дайте ответ на вопрос.

- Удастся ли ему вылечить горло? Почему? (ответы детей)

-  Ребята, что означает слово «глоть»?

   (так  старики в некоторых деревнях называют горло.)

-«Лес, возьми мою глоть!»- означает: «Лес, возьми моё больное горло, вылечи меня!»

- «Суеверие»- Это народная примета,-- С одной стороны, она основана на знания народной медицины: когда человек широко открывает рот и напрягает горло криком, усиливается приток крови в этот орган, что помогает бороться с болезнью. С другой стороны, то, что человек должен просить помощи именно у леса, связано с древними представлениями о мире.

Учитель : -А как вы можете это объяснить?

Дети:- В древних представлениях о мире  лес воспринимался как территория, другого волшебного мира. С лесом связано происхождение священных растений и животных: именно к силам природы люди обращались за помощью в древние времена.

«суеверие» - на слайде

    Учитель:

- «Взять глоть» - таким образом, крик помогает лечить больное горло с медицинской и обрядовой точки зрения.

Как вы думаете, сможет ли наш герой вылечить горло в лесу? Ответ на этот вопрос будет основной целью нашего урока.

-По каким признакам можно понять, что человек заболел?

Дети: -Высокая температура, озноб, головная боль, насморк тошнота.

 Учитель: -Скажите, а есть ли в лесу растения, которые бы действительно помогли бы больному горлу, лёгким, бронхам или другим органам?

-Да.

- Какие лекарственные растения зоны Лесов вы знаете? Назовите растение и его лечебное свойство.

Так какую роль играет лес в жизни человека? А еще? Вторая цель нашего урока выяснить ответ на этот вопрос.

Мы сказали, какую роль лес играет в жизни человека. А как человек должен вести себя в лесу?

Учитель:  - А кто сумеет подтвердить, обращаясь к тексту,  что писатель в городе тоскует по лесу, что ему не хватает общения с природой?

-Зачем писатель так настойчиво повторяет, что он совершенно здоров?

- Вам не кажется, что это звучит  как жалоба? На что он жалуется?

Дети: -  Ему не хватает не болезней (весело гуляет), а именно леса, общения с живой природой. Недаром про себя он всегда думает «Лес, лес! Возьми мою глоть!»

Ребята, так что же такое ЛЕС? (деревья, природное сообщество, природная зона)

- Какие природные зоны вы уже изучили? (зона арктических пустынь, зона тундры) Какими цветами они обозначены на карте природных зон, лежащих перед вами? Назовите, двигаясь с севера на юг.

Вы заметили, что зона лесов обозначена тремя оттенками зеленого? Почему? (лес бывает разный) Какой бывает лес?

 В каком тепловом поясе она расположена зона лесов? (она расположена в умеренном поясе)

Что характерно для этого пояса? (ярко выражены все 4 времени года, холодная зима и тёплое лето)

 Сравните по площади зону лесов с изученными зонами.  Что можно сказать о ее размере? (это природная зона самая большая.)

-Где можем посмотреть, почему зона лесов обозначена разным цветом? (обратимся к условным обозначениям) (В этой природной зоне три части)

 - Каким цветом закрашена самая большая часть зоны лесов?

- ( Самая большая тайга, она закрашена тёмно-зелёным цветом) Что вы можете рассказать о тайге?

- Каким цветом изображена следующая часть леса?

 (смешанные леса, эта часть закрашена тоже зелёным цветом, но светлее)

_ последняя часть леса. Что вы можете сказать о ней?

( широколиственные леса, обозначены на карте светло-зелёным цветом).

  Сейчас вы будете работать в группах. Как вы думаете, какие это будут группы?

Вот вы и определили названия   Групп в которых вы будете работать.

1 – Тайга.

2 – Широколиственные леса

3 – Смешанные леса.

 А распределимся мы следующим образом. У вас на партах лежат тексты рассказа Ю.Коваля. На каждом листе приклеен прямоугольник цвета той части леса, с которой вы будете работать. Возьмите листы, подумайте   к какой группе вы относитесь.

Расходятся по группам

- Ребята, вы сейчас читали рассказ Ю.Коваля «Лес… Подумайте и скажите с каком лесу может происходить действие данного рассказа? Докажите.

В конверте №2 лежат названия растений  Природной зоны Лес. Вам надо выбрать только те деревья, которые растут  в вашей части леса.

- Проверяем задание.

- Давайте вспомним целебные свойства некоторых деревьев вашей группы.(слушаем ответы)

- В самом начале урока  вы на экране видели картины. Что общего объединяет все эти картины?

- Правильно на все  изображен лес.

- Кто еще объединяет все эти картины?

- Верно. Это их автор- художник Иван Иванович Шишкин.

- Давайте вспомним. Что вы знаете об этом художнике.

  Ивана Ивановича Шишкина  называют “певцом русского леса”. Большинство его полотен посвящено изображению лесных чащ, бора, полян.  Это называется пейзаж. Почти всегда на его картинах светило солнце, сияло голубое небо, зеленела трава.

И. И. Шишкин – не просто писатель природы. Он великий патриот, ибо не может быть любви к родине без любви к ее земле, к ее лесам и рекам.

_ Молодцы. А сейчас очередное задание для работы в группах. Берем конверт №2

 В каждом конверте  лежат репродукции картин Ивана Шишкина. Ваша задача – определить к какой части Зоны  леса относятся картины и выбрать те, которые относятся к вашей. Задание понятно? Приступаем.

 - Молодцы. Кто может рассказать  о картинах, которые у вас находятся. Отлично.

_ сегодня на уроке мы вспомнили много информации о Природной зоне ЛЕС.

- Напомните мне для чего нам нужен лес?

- строительный материал

- чистый воздух

- лекарственные растения

- место отдыха и т.д

- А всегда ли человек понимает насколько важен лес для его жизни?

( ответы).

Верно, человек  пользуется всеми благами леса, но не думает о его охране.

- Следующее задание для работы в группах Конверт №3

Группа 1

- Составьте Текстовые правила по охране в леса. Запишите их и оформите Памятку по Правилам охраны леса.

Группа 2

Я даю Вам экологические задачи, а ваша задача – придумать условные знаки  по охране леса. Оформить их в виде памятки.

Группа 3

У Вашей группы творческое задание. Вы получаете альбомных листа. Делитесь в группы по 2 человека. На одном листе надо нарисовать Деревья Тайги, на Другом  Деревья – Смешенных лесов, а на 3- Деревья Широколиственных лесов. Использовать нужно разные техники рисования: Вилками, печатанье листьями и штамповку.

Приступайте.

Смотрим результаты.

- Все молодцы.

VIII. Подведение итогов.

-Сегодня на уроке вы увидели содружество окружающего мира, литературы, изобразительного искусства. Учились видеть богатство и красоту русской природы, познакомились с творчеством художника – пейзажиста  – И.И. Шишкина,  прославляющего лес. Учились понимать живой язык природы, красоту леса.

-Почему Россию называют страной лесов? (В России самое большое количество лесов. Мы можем этим гордиться. Наши леса - настоящее достояние страны.)

-Давайте вспомним, какие цели вы поставили в начале урока. Ответим на эти вопросы.

1.Может ли главный герой вылечить больное горло в лесу?

2.Чем является лес в жизни человека?

3. Как должен относиться человек к лесу?

-Достигли ли вы цели на уроке?

IX. Рефлексия.

- Ответьте на следующие вопросы:

- Что я узнал нового на уроке?

- Что было трудно?

- Что я вспомнил?

- Молодцы. На этом наш урок окончен.

Отличительные признаки смешанных лесов.

К югу на смену тайге приходит смешанный лес. Многолетней мерзлоты здесь нет. Эти условия более благоприятны для лиственных растений. Поэтому в этой части леса  наряду с хвойными деревьями растут березы, осины, ольхи. (Показ гербария) Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму. Березу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева, размножающего семенами. Осина имеет округлые листья, они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые сережки. Ольха имеет небольшие темные шишечки на ветках, ствол черного или серого цвета. Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются желуди. (Показ желудей) Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы – темные орешки, сидящие по нескольку штук под одним крылышком. (Показ плодов липы)

-Спасибо вам, ботаники за проделанную работу. Прежде чем, мы заслушаем искусствоведов, проведем физкультминутку.

Тайга.

Тайга — самая большая по площади, самая древняя и самая снежная ландшафтная зона России. Её ширина в Европейской части достигает 800 километров, а в Западной и Восточной Сибири — 2150 километров. Таёжные зоны России стали формироваться ещё до наступления ледников. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья - это хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна.

-Молодцы,  ребята! У вас, дорогие научные исследователи,  есть дополнения к тому, что вы услышали? Вопросы? ( Ученики дополняют материал, задают вопросы, на которые отвечают участники группы.)

Широколиственные леса

Территория широколиственных лесов простирается от западной границы России до Уральских гор. Основными породами деревьев являются бук, дуб, вяз, липа, клен и граб. Леса многоярусные: верхний ярус сменяют полог и подлесок, которые, в свою очередь — травянистые растения и лесная подстилка. Почву покрывают мхи. Встречаются области, в которых пышные кроны полностью исключают подлесок. Листва, опадая, разлагается и формирует гумус. Земля в подлеске богата органоминеральными соединениями.

   В картине И. И. Шишкина «Лесные дали» изображена дремучая тайга. Разнообразен лес в ближних и дальних планах. Искусно изображено каждое дерево на переднем плане. Таежные дали тают в серовато-голубой дымке.

  Глядя на картину «Дубовая роща»,  «Дубы» нельзя не залюбоваться красотой патриархов леса, проживающих долгую жизнь. Какой портрет рисует художник! Необыкновенная бодрость от соприкосновения с могущественной природой.

  В картине «Утро в сосновом лесу» лес предстает пред нами совсем по-иному. Мы очутились  в самой глухой чаще соснового бора. Пробиваясь сквозь деревья, раннее солнце разгоняет лесную прохладу и застоявшийся в глубоком овраге туман. На небольшой лужайке на сломанной бурей сосне  резвятся медвежата. Мать - медведица внимательно следит за их забавами. Задушевная и трогательная сцена. Кто не знает и не любит эту русскую картину?!

2. Картина И. И. Шишкина «Лесные дали».

3. Картина И. И. Шишкина «Дубовая роща», «Дубы».

4. Картина «Утро в сосновом лесу».

5. Картина «Корабельная роща».

МОЛОДЦЫ.

Мы с вами работаем по теме лес.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК окружающего мира, литературного чтения и изобразительного искусства 4 КЛАСС «Лес»

Слайд 2

ЛЕС

Слайд 3

Глоть - так старики в некоторых деревнях называют горло. Суеверие -это народная примета

Слайд 4

Цели урока: Выяснить, может ли главный герой вылечить больное горло в лесу? Узнать, чем является лес в жизни человека? Вспомнить, как должен относится человек к лесу?

Слайд 5

Природные зоны России

Слайд 9

ДЕРЕВЬЯ ТАЙГИ КЕДР СОСНА ЕЛЬ ЛИСТВЕННИЦА КЕДР ЕЛЬ

Слайд 10

ДЕРЕВЬЯ СМЕШАННОГО ЛЕСА ДУБ СОСНА ЕЛЬ БЕРЁЗА ДУБ СОСНА ЕЛЬ

Слайд 11

ДЕРЕВЬЯ ШИРОКОЛИСТВЕННОГО ЛЕСА ДУБ КЛЁН ЯСЕНЬ ЯСЕНЬ ДУБ КЛЁН БЕРЁЗА

Слайд 12

«Ручей в лесу (на косогоре)» «Утро в сосновом бору»

Слайд 13

«Лес. Ели» «Рубка леса»

Слайд 14

«Ручей в лесу» «Дубовая роща»

Слайд 16

Задания для групп: Составить памятку по правилам охраны леса На основе экологических задач нарисовать природоохранные знаки Нарисовать деревья, используя различные техники рисования

Слайд 17

Цели урока: Выяснить, может ли главный герой вылечить больное горло в лесу? Узнать, чем является лес в жизни человека? Вспомнить, как должен относится человек к лесу?

Слайд 18

Что нового я узнал на уроке? Что было трудно? Что я вспомнил?

Слайд 19

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированного урока математики в 4 классе.

Урок интегрирован с предметом "Окружающий мир".Тема:Берегите воду!...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

План-конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "СКазка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок" (2 класс)

Интегрированный урок чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ей намёк, добрым молодцам урок" даёт возможность на конкретном материале сказки "Ли...

Конспект интегрированного урока по ИЗО и живому миру во 2 классе для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Тема урока: "Рисуем фрукты"

Цель: научить детей раскрашивать фрукты нужным цветом, закрепить понятие «фрукты», названия фруктов.Задачи:  - повторить признаки осени,       - закрепление названий...

План-конспект интегрированного урока в 4-ом классе по изобразительному искусству и окружающему миру "Образ культуры Древней Греции"

Задачи урока:  обобщение знаний о культуре Древней Греции, создание образа своеобразной, красивой и цельной внутри себя культуры, закрепление и углубление  знаний  и навыков построения ...

Конспект интегрированного урока для учащихся 4 класса коррекционной школы 8 вида «Русский фольклор в песнях и танцах» по предметам "Ритмика" и "Музыка" .

Конспект разработан для учащихся  4 класса коррекционных школ 8 вида. Цель урока: формирование устойчивого интереса к истокам русской народной культуры через музыку, пение и танцы.  пре...

Конспект интегрированного урока чтения в 1 классе « Любимые игрушки»

Конспект интегрированного урока чтения. Интеграция предметов: чтение - музыка....