Модульное занятие по чтению в 1 классе "Почти всё про букву Ё"
план-конспект занятия по чтению (1 класс)

Крестовникова Наталья Васильевна

Модульное занятие по чтению в 1 классе "Почти всё про букву Ё"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_gramote_tema_pochti_vsyo_pro_bukvu_yo.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект модульного занятия по обучению грамоте в 1 классе

Тема: Почти всё про букву ё.

Педагогические технологии.

  • Технология объяснительно-иллюстративного обучения.
  • Технология игрового обучения.
  • Технология проблемного обучения.
  • Развитие критического мышления через чтение и письмо.
  • Информационно-коммуникативные средства обучения.

Оборудование. Презентация к занятию, макбуки, листы с заданиями, костюмы для инсценировки, детская периодическая печать. 

 Цель занятия: формировать понимание важности правильного употребления слов с буквой «ё», учить   составлять схемы таких слов. 

Задачи урока:

Усвоить графическую форму букв, обеспечивающую развитие знаково-символических действий - замещение (звуков - буквой), моделирование (состав слова путём составления схемы).

Создать условия для формирования у учащихся коммуникативных учебных действий, создание условий для развития интеллекта, мышления, памяти и внимания.

Осуществлять развитие коммуникативных универсальных действий: умения работать в парах, прививать уважение к мнению своего собеседника, уметь чётко и грамотно выражать свои мысли, аргументировать свое мнение и отступать от неверных доводов и принимать позицию собеседования.

 Развивать и формировать у учащихся этические нормы поведения.

Формируемые УУД

           ЛИЧНОСТНЫЕ:  формирование  внутренней позиции обучающегося  на уровне   положительного отношения к школе и принятия образа «хорошего   ученика» как активного участника процесса обучения; формирование понимания нравственных норм.

           МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

          Регулятивные

  • умение  организовывать своё рабочее место;
  • осуществление контроля, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
  • внесение необходимых дополнений, исправлений в свою работу;
  • использование речи для регуляции своего действия.

          Познавательные

  • использование на доступном уровне логические приёмы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение);
  • расширение кругозор .

           Коммуникативные

  • умение отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
  • умение выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре, группе;
  • выражение своих мыслей  с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
  • проявление  терпимости к мнениям других участников занятия, учитывание  их в совместной работе, приведение к общему решению.

Ход занятия

  1. Орг. момент.

Учитель:

Прозвенел и смолк звонок,
Всех позвал он на урок.

Дети, посмотрите у нас сегодня на уроке очень много гостей. Издавна русские люди говорили: «Гости в дом – радость в нём».

Ученик:

Гулять сегодня некогда.
Мы заняты другим.
Пришли сегодня гости к нам,
И мы их удивим.

Ученица:

Наш весёлый 1 класс
Вам покажет всё сейчас.
То, чего достигли мы,
Находясь ещё в пути.

  1. Определение темы

- Наше занятие посвящено одной из самых загадочных и очень интересных букв русского алфавита. Я буду называть вам известные факты об этой букве, а вы постарайтесь угадать, о какой букве идёт речь?

Факт 1- это единственная буква русского алфавита, остальные пришли к нам из греческого алфавита.

Факт 2 - в русском алфавите она занимает 7 «счастливое» место.

Факт 3 -  на клавиатуре ноутбука она расположена отдельно от остальных букв.

Факт 4 -  если в слове есть эта буква, то можно не сомневаться, что ударение падает именно на неё.

  1. Целеполагание:

- узнать больше интересных фактов об этой букве;

- узнать больше слов с буквой ё;

- учиться правильно употреблять слова с этой буквой,  составлять схемы таких слов;

- дружно работать.

Я желаю вам, чтобы занятие было для вас познавательным и интересным.

  1. Теоретическая часть занятия. Сообщение учителя. Презентация.

29  ноября 1783 года в доме директора Петербургской академии наук княгини Екатерины Романовны Дашковой обсуждался проект полного толкового российского словаря и на этом  заседании  Екатерина Романовна предложила использовать в словах вместо двух букв букву Ё.  Академики согласились.

Первым эту букву употребил  в своём произведении знаменитый русский писатель Николай  Михайлович Карамзин. Написал он  эту букву в грустном слове слёзы.

В русском языке около 12,5 тыс. слов с «ё». Из них около 150 на «ё» начинаются и около 300 на «ё» заканчиваются.

Очень часто люди забывают указать две точки над этой буквой, из-за этого возникают недоразумения. Особенно неприятны последствия этой невнимательности при составлении важных документов.

В настоящее время нередко проводятся акции в поддержку этой буквы и правильном её употреблении.

В нашей стране даже создали легковую машину с особым устройством двигателя, которую назвали «Ё-мобиль».

В 2005 году в Ульяновске,  на родине Н. Карамзина букве «ё» установлен памятник — треугольная пирамида высотой больше двух метров и весом около трёх тонн  из гранита, на которой выбита строчная «ё».

Вот такая интересная история буквы ё.

- Выслушав мой рассказ, ответьте на вопрос: так ли это важно ли правильно употреблять слова с буквой ё?

- Я с вами полностью согласна. Это умение – один из признаков образованного и культурного человека.

И формированием этого умения мы займёмся во 2 части нашего занятия.

  1. Игровая часть занятия.
  1.  Физминутка

Вставайте в том случае, если в слове есть буква «ё»:  ёлка, ежевика, песенка, телёнок, юла, ружьё, яблоко, ёрш, яблоко, ёж. (Одновременно определяется место буквы «ё» в словах)

  1. - Что общего у всех слов с буквой «ё»? (ударение на эту букву)

Инсценировка сказки «Почему Ё всегда ударная?»

Смотрим- слушаем-улыбаемся.

Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы ё вверху две шишки – ой, нет! – две точки.

Однажды буква Е гуляла по лесу. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упали 2 шишки. От этого она превратилась в другую букву-Ё. Вот, оказывается, почему Ё всегда ударная.

  1. Практическая часть занятия. Работа в группах. 

Правила работы в группе:

Говорим вежливо. 
Говорим по очереди.
Говорим спокойно.

Говорим только по делу.

Слушаем внимательно.

1 группа – рисуют по воску, составляют рассказ по рисунку, используя слова с буквой «ё».

2 группа – будут учиться различать букву «ё»  среди других букв, работают на индивидуальных листах.

3 группа – работают с ноутбуками, составляют схемы слов с «ё».

4 группа – составляют мини-словарь слов с буквой ё, используя периодическую детскую литературу.

5 группа – работают над созданием герба буквы ё.

Гости – «ищут» букву «ё».

Внимание! Внимание!

Из алфавита пропала буква!

Особые приметы: наверху две точки.

Может находиться

у человека_________________________________________________________

в поле_____________________________________________________________

в лесу_____________________________________________________________

на ферме___________________________________________________________

в зоопарке_________________________________________________________

в ювелирном магазине_______________________________________________

в транспорте_______________________________________________________

у насекомых_______________________________________________________

в цветах___________________________________________________________

Благодарим за участие в розыске!

  1. Защита работы в группах. 
  2. Рефлексия: участники занятия вешают шарики- смайлики на ёлку, соответствующие по цвету их впечатлению от занятия.

Загадка: Чем заканчивается ВСЁ? Догадались? Буквой Ё! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по литературному чтению "Знакомство со звуком и буквой Ф"

В данной работе представлен конспект урока по литератуному чтению (обучению грамоте) "Знакомство со звуком и буквой Ф". Также в конце текстового файла можно найти необходимые для урока графические при...

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С." Урок ОНЗ

Урок "Обучение грамоте", 1 класс, тип урока ОНЗ. Тема урока: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой . Написание букв, слогов и слов с буквой С(По учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В...

Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....

Обучение грамоте (чтение) 1 класс Согласные звуки (ф`), (Ф). Буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой Ф.

Создаётся мотивация к УД (чтение  стихов учителем). Чтение загадки и отгадывание её. Составление предложений из слов. Знакомство с новыми звуками и буквой. Звуко - буквенный анализ. Наблюдение на...

Методическая разработка первого модульного занятия в 1 классе "Правила работы в группе"

Материал занятия представлен на презентации: знакомство с понятием "модуль", далее через просмотр мультфильма формулируются   правила работы в группах....

Конспекты занятий по обучению чтению и письму "Звук и буква "Р"

В данный материал входят 5 занятий, которые дополняют друг друга. Несмотря на общую тему, у каждого из занятий своя цель. Занятия предназначены для обучения детей с умственной отсталостью....

Конспект модульного занятия "Введение в отметку"

Конспект содержит практические задания для второклассников, которые помогут дать представление ребенку о балльной системе оценивания и понять, что такое отметка....