Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д.
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Герасимова Ольга Анатольевна

Урок чтения в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_bukva_d.docx26.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

Согласные звуки д, д’, буквы Д, д

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления учащихся с согласными буквами Д, д, развития речи, логического мышления, памяти

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Владеют навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами, чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания

Личностные результаты

Проявляют интерес к окружающему миру

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из текста, иллюстрации; логические – характеризуют звуки д, д’ и буквы Д, д.

Коммуникативные: оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета

Основное содержание темы, понятия и термины

Согласные буквы Д, д; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы; слого-звуковой анализ слова, предложение, рассказ, пословица, загадка

Образовательные ресурсы

Предметные картинки с изображением дома и дятла, презентация

Учитель

О.А.Герасимова

Класс

Дата проведения

12.11.2019

        

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствие учащихся.

- Поздоровались с гостями, улыбнулись друг ругу и с хорошим настроением приготовились к разгадыванию новых тайн урока литературного чтения.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Фронтальный. Наблюдение учителя

II. Речевая разминка

III. Актуализация знаний.

Коллективная. Словесный.

Фонетическая зарядка

Фронтальная.

-Урок начнем со звукоподражания:

- Ребята, изобразите шум леса (Ш-Ш-Ш)

-  полет жука (Ж-Ж-Ж)

- самолеты взлетают (У-У-У)

- сдувание шара (С-С-С)

-  Что мы произносили? (ЗВУКИ)

- На какие 2 группы можно разделить все звуки?

  • гласные/согласные

- Чем отличаются гласные от согласных?

  • гласные звуки произносятся долго с голосом, воздух не встречает преград
  • согласные звуки произносятся,  встречая преграду: губы, зубы и язык

Следит за правильностью чтения

Произносят чистоговорку с логическим ударением

Читают текст с. 103

Задают по тексту вопросы

Готовят артикуляционный аппарат к чтению

Развивают навык чтения

Коллективный. Правильное произношение звуков

Фронтальный.

IV. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

– Как дудят в дудочку?

– Какой звук слышится, когда звенит колокольчик?

– Какой первый звук вы сейчас произнесли?

– Давайте сформулируем учебную задачу урока

– Ду-ду-ду…

– Динь-динь-динь…

д, д’

– Познакомимся со звуками д, д’ и буквой, обозначающей их на письме

Вместе с учителем формулируют учебную задачу

Фронтальный. Устные ответы

V. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1. Слого-звуковой анализ слов дом и дятел

Фронтальная. Словесный. Беседа, анализ слов

На доске размещены предметные картинки с изображением дома и дятла, под которыми начерчены схемы к этим словам.

– Рассмотрите картинки, выделите из слов, обозначающих предметы, звуки [д], [д’].

Выполните слого-звуковой анализ слов

Рассматривают картинки, работают со схемами слов, отвечают на вопросы учителя, выполняют слого-звуковой анализ слов.

– В слове дятел звук [д’] – согласный, звонкий, мягкий, а в слове дом – звук [д] – согласный, звонкий, твердый

Выделяют звуки д и д’ из слов, характеризуют их, сравнивают. Выполняют слого-звуковой анализ слов

Фронтальный. Устные ответы

2. Игра «Узнай звук»

Коллективная. Словесный. Игра

– Послушайте слова, если в них есть звуки [д], [д’], хлопайте в ладоши.

Тарелка, стол, дядя, кубики, дятел, Тима, дрова, Дима, топор, орден, туман, дым

Дети хлопают в ладоши, если услышат в слове звуки [д], [д’]

Распознают звуки д и д’ в словах

Коллективный. Игра

2. Знакомство с бук-вой Д

Фронтальная. Словесный, практический. Беседа,

моделирование буквы

– Какой буквой обозначаются звуки [д] и [д’] на письме?

На что похожа буква (дэ) Д?

Этот домик буква Д.

В домике – окошко.

Из трубы идет дымок,

А в окошке – кошка.

Находят букву Д на «ленте букв».

Высказывают свои предположения.

Находят букву Д
на «ленте букв», определяют ее место среди других

букв.

Фронтальный. Устные ответы

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Сначала буду маленьким

(присаживаются),

К коленочкам прижмусь.

Потом я вырасту большим

(встают, поднимают руки вверх и потягиваются),

До лампы дотянусь

Выполняют движения по тексту

Осуществляют профилактику утомления

Коллективный. Правильное выполнение упражнений

3. Чтение слогов-слияний (учебник, с. 105)

Коллективная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение

– Прочитайте слоги.

– В каких слогах звук [д’] – мягкий, а в каких слогах [д] – твердый?

Хором читают слоги.

Называют слоги с мягким звуком [д’] и твердым звуком [д]. Читают слова

Читают слоги-слияния. Характеризуют звуки [д] и [д’], определяют, какие гласные указывают на твердость и мягкость согласного звука

Коллективный.

Чтение

4. Родственные слова (учебник, с. 105)

Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа

– Прочитайте слова. Сравните их. Что в них общего?

Читают слова.

– Одинаковая часть слова, слова родственные

Сравнивают слова, определяют наличие общей части слова, делают вывод, что слова – родственные

Фронтальный. Устные ответы, чтение

5. Работа с текстом
(учебник, с. 105)

Фронтальная Словесный, практический. Чтение, беседа

– Прочитайте текст плавно, соединяя слоги в слова.

– Кем работает папа у Димы
и Нади?

– Какую работу они выполнили?

– Где теперь идут поезда?

Читают текст. Отвечают на вопросы

Владеют навыками плавного слогового чтения с переходом
на чтение целыми словами. Читают текст с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания

Фронтальный. Устные ответы, чтение

6. Работа с иллюстрацией (учебник, с.104)

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Работа с иллюстрацией, беседа

– Рассмотрите рисунок. Назовите предметы, изображенные на рисунке.

– Придумайте рассказ на тему «Клад найден». Используйте слова: море, сокровище, корабль, водолазы, подводный мир

– Водолазы, медуза, раковина, жемчужины, сундук, осьминог, рыбы, морская звезда, клад.

Рассматривают рисунок. Составляют рассказ

Составляют связный рассказ по сюжетной картинке с опорой на предложенные слова. Соблюдают логику изложения

Фронтальный. Устные ответы, рассказ

VI. Закрепление знаний и способов действий.

1. Работа с пословицами (учебник, с.104)

Фронтальная. Словесный. Беседа, чтение

– Прочитайте пословицы.

– Объясните смысл пословиц.

– Найдите в них букву Д

Читают, объясняют смысл пословиц, находят в предложениях букву Д

Анализируют пословицы, высказывают свое мнение

Фронтальный. Устные ответы, рассказ

2. Работа со скороговорками (учебник,
с. 106)

Фронтальная. Словесный. Беседа, чтение

– Прочитайте скороговорки сначала медленно, потом быстро.

– Какие звуки повторяются?

Читают в медленном
и быстром темпе.

Называют повторяющиеся звуки

На слух различают звуки, определяют повторяющиеся звуки, произносят их

Фронтальный. Устные ответы, чтение скороговорок

3. Хоровое чтение

- Прочитайте текст на слайде.

- О чем вы узнали?

Читают хором

Анализируют прочитанный текст

Фронтальный. Устные ответы, чтение

4. Игра «Каждому слогу свое место»

Фронтальная. Словесный, чтение слогов

- Распределите пингвинов на льдинки.

- Прочитайте слоги

Распределяют слоги на группы

Объясняют свой выбор

Фронтальный. Устные ответы, чтение

VI. Рефлексивно-оценочный

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что особенно вам понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

– Спасибо за урок

Отвечают на вопросы учителя

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке

Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласные звуки [ м ] , [м\'], буквы М, м (закрепление). Чтение слов с буквой м .Письмо прописной буквы М.

Интегрированный урок обучения грамоте,  письма и окружающий мир. Целью урока закреплять полученные знания о букве м, звуках  [ м ] , [м\'], отрабатывать навыки слогового чтения с изученными б...

Согласные звуки[м],[м*].Буквы М,м.Написание строчной "м".Чтение и письмо с изученной буквой."Москва...Как много в этом звуке"Обучение грамоте, письмо и москвоведение (интегративно)

Познакомить учащихся с новыми звуками [м], [м"], буквами М,м;научить писать строчную бкву м; обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать вы...

Согласные звуки [ф], [ф’], буква ф . Строчная согласная буква «ф»

Технологическая карта интегрированного урока «Обучение грамоте» + «Письмо» по ОС «Школа – 2100»....

Согласные звуки [з], [з’], буква З. Написание строчной буквы З, слогов, слов с буквой З.

Презентация составлена по обучению грамоте по программе "Школа 2100"....

Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....

Чтение - Различение согласного звука [ч’] и букв Ч,ч. Письмо- Овладение начертанием строчных букв. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч.

Данный интегрированный урок по обучению грамоте и чтению в 1 классе содержит методическую работу по освоению буквы Ч и звука [ч\']. Ребята знакомятся с особенностью данного звука и его написанием в бук...

Конспект урока по литературному чтению "Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р, обозначающие согласные звуки"

Конспект урока по литературному чтению в период обучения грамоте Согласные звуки и буквы Р,р.  Урок объяснения нового материала....