Главные вкладки

    Конспект урока литературного чтения
    план-конспект урока по чтению (4 класс)

    СЕРГЕЕНКОВА ЕЛЕНА ГРИГОРЬЕВНА

    Конспект урока литературного чтения

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл p.p._bazhov._serebryanoe_kopyttse.docx25.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока литературного чтения

    4 класс

    Тема: «П.П. Бажов.  Серебряное копытце»

    Цели урока:  познакомить с  произведением  П.П.  Бажова «Серебряное копытце»; учить составлению портретной характеристики героев, развивать умения работать с текстом, продолжить формировать навыки анализа художественного произведения,  выразительного чтения, развивать грамотную устную речь; воспитывать нравственные качества, умение доказывать свою точку зрения, внимание к природе, животным.

    1. Организационный момент

    Приветствие, пожелание учениками успехов друг другу.

    2. Мотивация учебной деятельности. Актуализация  знаний

    Для чего нужны сказки?

    Для чего нужны нам сказки? Что в них ищет человек?

    Может быть добро и ласку? Может быть вчерашний снег?

    В сказке радость побеждает.  Сказка учит нас любить.

    В сказке звери оживают, начинают говорить.

    В сказке все бывает честно: и начало и конец.

    Смелый принц ведет принцессу непременно под венец.

    Белоснежка и русалка, старый карлик , добрый гном –

    Покидать нам сказку жалко, как уютный милый дом.

    Почитайте сказки, дети! Они научат вас любить.

    И тогда на этом свете станет людям лучше жить!

    - О чем это стихотворение?

    - Какие сказки вы читаете на уроках литературного чтения? (литературные).

    - В чем особенность литературной сказки? Чем она отличается от народной? (автор, неизменный текст, замысловатый сюжет, развернутые описания, литературная   сказка основывается как на народном сюжете, так и на фантастическом вымысле  автора).

    3. Проверка домашнего задания

    - Какую литературную сказку вы изучили ? (Сказка о жабе и розе.                 В.М. Гаршин)  

    - Какова главная мысль этой сказки?

    Ученики представляют рисунки к наиболее понравившемуся отрывку. Выставка рисунков на доске.

    4. Постановка цели урока

    Мы продолжаем знакомство с литературными сказками. Рассмотрите портреты  писателей. На доске портреты: А.С. Пушкина, П.П. Бажова,                    В.Ф. Одоевского, В.М. Гаршина.

    Дети называют известных им писателей. Новый писатель – Павел Петрович Бажов.

    На уроках литературного чтения мы встречаемся с Бажовым впервые, а на уроках  технологии уже знакомились с творчеством этого писателя.

    - Вспомните, с  каким произведением  вы знакомы? («Малахитовая шкатулка»).

    Обращается внимание учеников на выставку работ «Малахитовая шкатулка»

    - Определите тему урока сегодня. Обратитесь к учебнику. (Произведение П.П. Бажова  « Серебряное  копытце»)

    5. Работа над новым материалом

    Выступление заранее подготовленных учеников о жизни и творчестве  П.П. Бажова.

    Далее учителем используется презентация.

    - Рассмотрите портрет П.П. Бажова: добрые глаза, насупленные брови, большая седая борода – настоящий сказочник.

    - Подумайте, почему Бажова называют русским Шарлем Перро?

    Шарль Перро – французский сказочник.

    -Вспомните сказки («Красная шапочка», «Кот в сапогах», «Золушка», «Мальчик с пальчик»)

    Учитель: Сам Бажов называл свои произведения СКАЗАМИ. В его сказах  встречаются люди, которые могли бы жить рядом с нами: старик Кокованя, Данила-мастер, искусница Катюша, а рядом с ними сказочные герои (презентация) Хозяйка  медной горы, ящерки, Огневушка-поскакушка, серебряное копытце.

    Бажов придумал малахитовую шкатулку и сегодня на уроке мы приоткроем знаменитую шкатулку и прочитаем один из сказов « Серебряное копытце»

    - Предположите, о чем это произведение?

    - Кто это серебряное копытце?

    Ученики высказывают свои предположения.

    Учитель: после знакомства с этим сказом мы узнаем, правильны ли ваши предположения.

    СЛОВАРНАЯ РАБОТА

    В тексте вам встретятся слова, значение которых необходимо выяснить.

    (Презентация)

    Слова: приказчик, барская  рукодельня, голбчик, пожитки, балаган, покосные ложки, статочное дело, горюн, солонина, ныне.

    Проводится анализ лексического значения слов.

    ФИЗМИНУТКА

    Вновь у нас физкультминутка.

    Наклонились ну-ка, ну-ка!

    Распрямились, потянулись,

    А теперь назад прогнулись.

    Разминаем руки, плечи,

    Чтоб сидеть нам было легче,

    Чтобы слушать и читать

    И совсем не уставать.

    Голова устала тоже

    Так давайте ей поможем -

    Вправо, влево, раз и два,

    Думай, думай, голова.

    Хоть зарядка коротка ,

    Отдохнули мы слегка.

    Учитель предлагает прослушать сказку Бажова « Серебряное копытце»

    Звучит аудиозапись.

    БЕСЕДА ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ.

    - Что понравилось, запомнилось?

    - Назовите главных героев сказа.

    - О чем говорится в произведении? Какова главная мысль? (Только добрым, скромным  людям открываются чудеса природы)

    - Зачем Кокованя искал Серебряное копытце?(увидеть чудо)

    - Почему Серебряное копытце показался Коковане и Даренке, да еще и наградил их?

    - Что в сказе Бажова вымысел, а что могло произойти на самом деле?

    Учитель: Заметьте, что животные - кошка, козел – сказочные герои  исчезают в конце сказа вместе с тайной. В подтверждении того, что эти события происходили вспомните, чем закончилось повествование о Серебряном копытце? (люди находят камни – хризолиты).

    Хризолит – зеленый минерал с золотистым оттенком. В старину его называли вечерним изумрудом, т. к. при свечах зеленый цвет этих камней был необычайно красив.

    (Презентация)

    6. Итог урока

    - С каким писателем познакомились?

    - Какое произведение изучали?

    - Какую сказку напоминает сказ Бажова « Серебряное копытце»? («Золотая

    Антилопа» - по мотивам индийских сказок)

    - Что общего у этих произведений?

    - Какой момент на уроке был самым интересным?

    7. Домашнее задание

    Прочитать сказ « Серебряное копытце», задание №4 в тетради.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Литературные тайны. Обобщение изученного" (с использованием игровой технологии, ИКТ)

    Урок построен на основе телевизионной игры «Своя игра». Класс делится на 2 или 3 команды(на усмотрение учителя). Название и капитана команды дети выбирают сами. На столах у ребят не должно быть ни уче...

    "Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

    Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

    План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

    Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

    Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Подвиги русских богатырей. Литературные жанры: былина "Как Илья из Мурома богатырём стал"

    Представлен конспект урока литературного чтения в 4 классе по УМК "Система Л.В.Занкова" по теме  "Подвиги русских богатырей. Литературные жанры: былина  " Как Илья из Мурома богатырём с...

    Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".

    Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные":  В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".Ход урокаI....

    Конспект урока литературного чтения по теме : "П.П. Бажов «Серебряное копытце» Сравнение содержания народной и литературной сказок.»

    Продолжить работу над изучением сказа П. Бажова «Серебряное Копытце»; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; способствовать формированию навыка выра...