Конспект урока литературного чтения
план-конспект урока по чтению (4 класс)

СЕРГЕЕНКОВА ЕЛЕНА ГРИГОРЬЕВНА

Конспект урока литературного чтения

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл p.p._bazhov._serebryanoe_kopyttse.docx25.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения

4 класс

Тема: «П.П. Бажов.  Серебряное копытце»

Цели урока:  познакомить с  произведением  П.П.  Бажова «Серебряное копытце»; учить составлению портретной характеристики героев, развивать умения работать с текстом, продолжить формировать навыки анализа художественного произведения,  выразительного чтения, развивать грамотную устную речь; воспитывать нравственные качества, умение доказывать свою точку зрения, внимание к природе, животным.

  1. Организационный момент

Приветствие, пожелание учениками успехов друг другу.

2. Мотивация учебной деятельности. Актуализация  знаний

Для чего нужны сказки?

Для чего нужны нам сказки? Что в них ищет человек?

Может быть добро и ласку? Может быть вчерашний снег?

В сказке радость побеждает.  Сказка учит нас любить.

В сказке звери оживают, начинают говорить.

В сказке все бывает честно: и начало и конец.

Смелый принц ведет принцессу непременно под венец.

Белоснежка и русалка, старый карлик , добрый гном –

Покидать нам сказку жалко, как уютный милый дом.

Почитайте сказки, дети! Они научат вас любить.

И тогда на этом свете станет людям лучше жить!

- О чем это стихотворение?

- Какие сказки вы читаете на уроках литературного чтения? (литературные).

- В чем особенность литературной сказки? Чем она отличается от народной? (автор, неизменный текст, замысловатый сюжет, развернутые описания, литературная   сказка основывается как на народном сюжете, так и на фантастическом вымысле  автора).

3. Проверка домашнего задания

- Какую литературную сказку вы изучили ? (Сказка о жабе и розе.                 В.М. Гаршин)  

- Какова главная мысль этой сказки?

Ученики представляют рисунки к наиболее понравившемуся отрывку. Выставка рисунков на доске.

4. Постановка цели урока

Мы продолжаем знакомство с литературными сказками. Рассмотрите портреты  писателей. На доске портреты: А.С. Пушкина, П.П. Бажова,                    В.Ф. Одоевского, В.М. Гаршина.

Дети называют известных им писателей. Новый писатель – Павел Петрович Бажов.

На уроках литературного чтения мы встречаемся с Бажовым впервые, а на уроках  технологии уже знакомились с творчеством этого писателя.

- Вспомните, с  каким произведением  вы знакомы? («Малахитовая шкатулка»).

Обращается внимание учеников на выставку работ «Малахитовая шкатулка»

- Определите тему урока сегодня. Обратитесь к учебнику. (Произведение П.П. Бажова  « Серебряное  копытце»)

5. Работа над новым материалом

Выступление заранее подготовленных учеников о жизни и творчестве  П.П. Бажова.

Далее учителем используется презентация.

- Рассмотрите портрет П.П. Бажова: добрые глаза, насупленные брови, большая седая борода – настоящий сказочник.

- Подумайте, почему Бажова называют русским Шарлем Перро?

Шарль Перро – французский сказочник.

-Вспомните сказки («Красная шапочка», «Кот в сапогах», «Золушка», «Мальчик с пальчик»)

Учитель: Сам Бажов называл свои произведения СКАЗАМИ. В его сказах  встречаются люди, которые могли бы жить рядом с нами: старик Кокованя, Данила-мастер, искусница Катюша, а рядом с ними сказочные герои (презентация) Хозяйка  медной горы, ящерки, Огневушка-поскакушка, серебряное копытце.

Бажов придумал малахитовую шкатулку и сегодня на уроке мы приоткроем знаменитую шкатулку и прочитаем один из сказов « Серебряное копытце»

- Предположите, о чем это произведение?

- Кто это серебряное копытце?

Ученики высказывают свои предположения.

Учитель: после знакомства с этим сказом мы узнаем, правильны ли ваши предположения.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

В тексте вам встретятся слова, значение которых необходимо выяснить.

(Презентация)

Слова: приказчик, барская  рукодельня, голбчик, пожитки, балаган, покосные ложки, статочное дело, горюн, солонина, ныне.

Проводится анализ лексического значения слов.

ФИЗМИНУТКА

Вновь у нас физкультминутка.

Наклонились ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтобы слушать и читать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже

Так давайте ей поможем -

Вправо, влево, раз и два,

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка ,

Отдохнули мы слегка.

Учитель предлагает прослушать сказку Бажова « Серебряное копытце»

Звучит аудиозапись.

БЕСЕДА ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ.

- Что понравилось, запомнилось?

- Назовите главных героев сказа.

- О чем говорится в произведении? Какова главная мысль? (Только добрым, скромным  людям открываются чудеса природы)

- Зачем Кокованя искал Серебряное копытце?(увидеть чудо)

- Почему Серебряное копытце показался Коковане и Даренке, да еще и наградил их?

- Что в сказе Бажова вымысел, а что могло произойти на самом деле?

Учитель: Заметьте, что животные - кошка, козел – сказочные герои  исчезают в конце сказа вместе с тайной. В подтверждении того, что эти события происходили вспомните, чем закончилось повествование о Серебряном копытце? (люди находят камни – хризолиты).

Хризолит – зеленый минерал с золотистым оттенком. В старину его называли вечерним изумрудом, т. к. при свечах зеленый цвет этих камней был необычайно красив.

(Презентация)

6. Итог урока

- С каким писателем познакомились?

- Какое произведение изучали?

- Какую сказку напоминает сказ Бажова « Серебряное копытце»? («Золотая

Антилопа» - по мотивам индийских сказок)

- Что общего у этих произведений?

- Какой момент на уроке был самым интересным?

7. Домашнее задание

Прочитать сказ « Серебряное копытце», задание №4 в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...