Конспект урока по литературному чтению во 2 классе Л. Толстой «Старый дед и внучек»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Челебова Наида Тагировна

Цели: создать  условия для совершенствования навыка чтения, умения работать с текстом; учить находить главную мысль в тексте; воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspek_po_lit._chteniyu_2kl.docx27.63 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное  общеобразовательное учреждение

средняя  общеобразовательная школа №152

Конспект урока по литературному чтению

во 2 классе  Л. Толстой «Старый дед и внучек» с использованием ИКТ

                              Подготовила    учитель начальных классов

   Челебова Наида Тагировна

Санкт -Петербург 2019

Тема: Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек»

Цели: создать  условия для совершенствования навыка чтения, умения работать с текстом; учить находить главную мысль в тексте; воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самоанализу, самонаблюдению, самооценке.

-  Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме;  

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемый результаты:  учащиеся должны уметь  воспринимать на слух художественные произведения: соотносить смысл пословицы прозаического произведения, пересказывать текст подробно, выборочно.

Ресурсы: портрет Л. Н. Толстого, его  книги, карточки мультимедийный проектор, презентация.

                                                                      Ход урока

I. Организационный момент. 

- Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть, я желаю вам отличного настроения и хорошей работы на уроке.

II. Речевая разминка.

-Научитесь читать стихотворение скороговоркой. Попробуйте выучить его

Белые   шапки 
на  белых  берёзах.
Белый   зайчишка
на  белом  снегу.
Белый   узор
на   ветвях   от   мороза.
По   белому  снегу
на  лыжах   бегу.
 (1слайд ).

-Как бы вы озаглавили его? («Зима»)

-Что это такое? (скороговорка)

-Как мы читаем скороговорку?

-Итак, читаем скороговорку 3 раза - сначала медленно, потом быстрее, а теперь очень быстро, но правильно, без ошибок, чётко проговаривая все звуки.

III.  Проверка домашнего задания 

Выразительное чтение  басен.

На доске слова: Лебедь. Стрекоза Рак Щука Муравей.

-Что объединяет всех этих животных? (герои басен)

-Герои каких басен?

-Кто автор этих басен?

-Что такое басня?  (Слайд 2)

 (Басня - это небольшой рассказ, в котором есть поучение или мораль)

- Чему учат нас басни Крылова? (добру, взаимовыручке, согласию, помощи)

-Есть басни, написанные в стихах, а есть –в прозе, в виде небольших рассказов. Это басня – притча.

IV .Постановка целей урока (слайд3)

Игра « Собери пословицы»  Работа в парах

У вас на парте карточки с пословицами. Нужно соединить начало и конец пословиц, чтобы получились верные высказывания и объяснить их смысл.

В недружной семье -и душа на месте

В семье разлад - добра не бывает

Когда семья вместе - так и дело идёт прекрасно

В семье согласно, - так и дому не рад

Не будет добра, - коли в семье вражда (слайд 4)

- Что общего у этих пословиц? Какой темой они объединены? ( Семья)

Сегодня мы  поговорим о том ,  какими должны быть  отношения в семье, как следует  относиться к старшим. А одна из этих пословиц нам ещё поможет при работе с новым произведением.

V. Работа по теме урока

 Знакомство с биографией (Слайд 5)

   Лев Николаевич Толстой (1825-1910)- великий русский писатель. Он прожил 82 года и всю жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание  сочинений насчитывает 90 томов!

   Он очень любил детей. В то время было  еще слишком мало школ, дети бедных людей не могли учиться. Лев Николаевич открыл в Ясной Поляне школу, составил учебник для детей и сам учил их. Он написал рассказы специально для школьников.

   Толстой все время трудился. Он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Он очень долго жил в своем доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира.

Работа с иллюстрациями

– Рассмотрите иллюстрации на с.109.

-Узнали вы сказку? (Три медведя)

-Расскажите ее по рисункам

VI. Физкультминутка. Белки 
Белки прыгают по веткам. 
Прыг да скок, прыг да скок! 
Забираются нередко 
Высоко, высоко! (Прыжки на месте.) 
Будем в классики играть 
Будем в классики играть, 
На одной ноге скакать. 
А теперь ещё немножко 
На другой поскачем ножке. (Прыжки на одной ножке.) 

VII .Продолжение работы по теме.

1.Подготовка к чтению рассказа

-Прочитайте название рассказа, который мы будем изучать.

– Рассмотрите иллюстрацию к нему.

-Как вы думаете ,о чем будет этот рассказ? (Предложения детей)

VIII. Словарная работа (слайд 7)

Так как басня написана давно, то при чтении встретятся слова, которое в наше время практически не употребляются.

Найдём это слово в «Толковом словаре» и объясним его значение.

«Лоханка - круглая или продолговатая деревянная посуда для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости».

Невестка -жена брата или жена сына. А также  замужняя женщина по отношению к братьям и сестрам ее мужа.

 Слаживать  сладить-1. Хорошо устроить,упорядочить.2. Справиться, привести кого-нибудь  к соглашению, послушанию

3.Чтение рассказа

-Каковы ваши впечатления? Какие чувства вы испытали?

4.Выборочное чтение

-Прочитайте строчки, в которых объясняется почему дедушку  не сажали за стол.

-Почему приняли решение давать ему еду в лоханке?

-Что складывал Миша из дощечек?

-Как отреагировали на это занятие сына родители?

5.Обобщающая беседа

-Назовите героев рассказа.

(Дед, невестка, сын, внучек)

- Чему учит этот рассказ?

 (любить, уважать стариков, уважительно к ним относиться)

- Что сделала невестка, когда дед разбил чашку с едой?

- Зачем Миша делал лохань?

- Почему родители Миши заплакали?

-Найдите в тексте и прочитайте, почему деда не сажали за стол?

-Что случилось во время обеда за печкой?

-А почему дед уронил и разбил чашку?

-Зачем Л.Н.Толстой рассказал эту историю?

 (Лев Толстой написал этот рассказ для того, чтобы мы с вами не повторили ошибок, совершённых в этой семье).  (слайд 7-8)

-На доске карточки со словами. Прочитайте и распределите их в два столбика: хорошо – плохо. Слова на карточках следующие: внимание, равнодушие, доброта, уважение, безразличие, сочувствие, бессердечная, злая, уважение, честность, грубость, забота, справедливый, добрый, умный.

-Как относились близкие к дедушке, скажите, используя данные слова? Охарактеризуйте невестку, сына, внука. 

6.Анализ текста.

-Можно ли назвать этот рассказ поучительной? Чему она нас учит?

(Рассказ учит нас с уважением относиться к пожилым людям, быть внимательными и заботливыми по отношению к родителям).

-Какова мораль этого произведения?

(Как ты будешь любить и уважать своих родителей, так и твои дети будут уважать тебя)

7.Работа с пословицей

Прочитайте пословицу на с.111 и соотнесите её с рассказом.

- Что значит почитать старших? (Ответы детей)

- Есть ли в вашей семье пожилые люди?  (Ответы детей)

IX Рефлексия

-Выберите и продолжите любое предложение.

На сегодняшнем уроке я узнал ... (о том, как надо относиться к старым людям)

Я похвалил бы себя за ... (то, что понял мораль рассказа)

После урока мне захотелось ... (обнять своих дедушку и бабушку)

Сегодня я сумел …( почувствовать, как обидно было дедушке, задуматься-как надо относиться к старым людям) . (слайд 9)

X.Подведение итогов уроков

-Что нового  вы узнали на уроке?

- Какова главная мысль рассказа Л.Н.Толстого?

( Рассказ учит нас любить и заботиться о своих родителях.)

XI Домашнее задание.

Стр.110 – 111 Подготовиться к пересказу текста. Составить рассказ о своей семье.
















 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению по произведению Толстого Л.Н. "Акула".3 кл.

Конспект урока включает в себя задания на развитие критического мышления....

Конспект урока по литературному чтению "Л.Н.Толстой. Акула."

Урок интегрированный, проблемный, с элементами исследовательской работы, урок комплексного развития речи, осознанного выразительного чтения художественного текста. Способствует эмоциональному развитию...

конспект урока по литературному чтению «Л.Н.Толстой «Правда всего дороже», «Котенок»». 2 класс

конспект урока содержит два урока.Работа со скороговоркой:на уроке дети знакомятся с рассказом Л.Н.Толстого "Правда всего дороже" и "Котенок"затем анализируется рассказ,  проводится словарная раб...

Конспект урока по литературному чтению Л.Н.Толстого басня "Старый дед и внучек"

Конспект урока по литературному чтению Л.Н.Толстого басня "Старый дед и внучек"...

Урок литературного чтения Л.Н. Толстой " Старый дед и внучек"

Конспект урока литературного чтения 2 класс Л,Н,Толстой " Старый дед и внучек"...

Конспект урока по литературному чтению "Л.Н. Толстой. Старый дед и внучек" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведением Л.Н. Толстого; воспитание интереса к чтению, к творчеству Л.Н. Толстого Планируемые результаты:Предметные: уметь выразительно чита...

Рабочий лист к уроку литературного чтения Л.Н.Толстой "Старый дед и внучек"

Рабочий лист по литературному чтению во 2 классе "Старый дед и внучек". Ребята на уроке знакомятся с новыми словами, заносят данные в рабочий лист...