Буква ь- показатель мягкости согласных.
план-конспект занятия по чтению (1 класс)

Тема урока: Буква ь- показатель мягкости согласных.

Цель урока: познакомить с буквой Ь (мягкий знак). Раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме.

Задачи урока:

Актуализировать знания детей об изученных звуках и буквах; способе обозначения мягкости согласных;

Содействовать развитию умений анализировать текст, развитию навыков чтения, устной связной речи;

Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

Ход урока

I.        Орг. Момент

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок!!!

II.        Мотивация учебной деятельности. Игра «Горка» - соберите слова.

Ту, сы, жик, ча, ры, чи.

III.        Включение в учебную деятельность

- Сколько букв мы уже изучили? Посчитайте на ленте букв.

- Все ли изученные буквы обозначали какой-то звук? (да)

- Какие буквы могут обозначать два звука?

- Чем буквы отличаются от звуков? (буквы мы пишем и видим, а звуки мы слышим и произносим)

- Ребята, а для чего мы изучаем буквы и звуки? (чтобы научиться читать и писать)

IV. Актуализация знаний

- Давайте вспомним, какие гласные буквы обозначают мягкость согласного звука?

V. Постановка целей и определение темы урока

- Ребята, посмотрите на доску. Мальчик из 1-го класса написать слово ГУСЬ, правильно ли ученик справился с заданием? (нет, он написал «гус» - написано на доске)

- Верно, а нам нужно ГУСЬ. Какой звук мы слышим на конце слова? (сь)

- Может нам в конце слова надо написать букву И, ведь она указывает на мягкость согласного звука? Что получится? (гуси)

- Подходит? (нет)

- Может букву е? (нет)

- Может букву Я? (нет)

- Так какую же букву нам нужно поставить в конце слова, чтобы было слово ГУСЬ? Ведь какая-то буква указывает на мягкость согласного звука!

- А я вам открою секрет – это буква называется Мягкий знак (вставить ь в слово КОНЬ на доске). Она никакого звука не обозначает, но эта буква настоящий командир, где бы она не встала, согласные звуки сразу становятся мягкими.

- Давайте в Азбуке найдём правило для чего же нужен мягкий знак с. 11.

- Давайте с вами поиграем: превратите слова на доске в новые слова с помощью мягкого знака (на доске слова: мел-мель, угол –уголь, шест – шесть; был – быль, ел- ель, пыл – пыль). Звука никакого нет, а новые слова образовались.

Физминутка

VI. Работа по теме урока

- Найдите в учебнике красную рамочку, кто изображён на картинках? (гусь, гуси)

- Сравните схемы: сколько слогов в 1-ой схеме, во второй? Сколько звуков в 1-ой схеме, во второй? Сколько букв в первой схеме, во второй? (ггггг-уууу-сссь)

- А почему у нас в первой схеме 4 буквы, но 3 звука? (т.к. ь звука не обозначает). А для чего он нужен? (указывает на мягкость согласных звуков)

- Посмотрите на печатный образец буквы мягкий знак.

 На что эта буква похожа? ( ответы детей)

 

- Найдите текст на странице. Чиатем. И запомните чем питается лось.

- Чем питается лось?

- Что насыпали мальчики для лося на пень?

- Возьмите в руки простой карандаш. Каждый прочитайте текст про себя и подчеркните в нём ь.

 

VII. Закрепление изученного

- Приготовьте ладоши. Если услышите слово с ь, хлопайте, если нет, то не хлопайте:

пень, олень, лимон, лось, пальто, дом, конь, сок, гусь, мел, семь

- Найдите ь на ленте букв. На каком фоне он располагается? Почему?

VIII. Подведение итогов:

 - Что вы можете сказать об этой букве? Для чего нужен Ь?

- А на следующем уроке, на уроке письма, мы научимся писать эту букву письменно.

Рефлексия

- Кому было всё понятно на уроке поднимите жёлтую карточку,

- Кому было что-то не понятно – поднимите красную карточку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_bukva_.docx15.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Буква ь- показатель мягкости согласных.

Цель урока: познакомить с буквой Ь (мягкий знак). Раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме.

Задачи урока:

Актуализировать знания детей об изученных звуках и буквах; способе обозначения мягкости согласных;

Содействовать развитию умений анализировать текст, развитию навыков чтения, устной связной речи;

Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

Ход урока

  1. Орг. Момент

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок!!!

  1. Мотивация учебной деятельности. Игра «Горка» - соберите слова.

Ту, сы, жик, ча, ры, чи.

  1. Включение в учебную деятельность

- Сколько букв мы уже изучили? Посчитайте на ленте букв.

- Все ли изученные буквы обозначали какой-то звук? (да)

- Какие буквы могут обозначать два звука?

- Чем буквы отличаются от звуков? (буквы мы пишем и видим, а звуки мы слышим и произносим)

- Ребята, а для чего мы изучаем буквы и звуки? (чтобы научиться читать и писать)

IV. Актуализация знаний

- Давайте вспомним, какие гласные буквы обозначают мягкость согласного звука?

V. Постановка целей и определение темы урока

- Ребята, посмотрите на доску. Мальчик из 1-го класса написать слово ГУСЬ, правильно ли ученик справился с заданием? (нет, он написал «гус» - написано на доске)

- Верно, а нам нужно ГУСЬ. Какой звук мы слышим на конце слова? (сь)

- Может нам в конце слова надо написать букву И, ведь она указывает на мягкость согласного звука? Что получится? (гуси)

- Подходит? (нет)

- Может букву е? (нет)

- Может букву Я? (нет)

- Так какую же букву нам нужно поставить в конце слова, чтобы было слово ГУСЬ? Ведь какая-то буква указывает на мягкость согласного звука!

- А я вам открою секрет – это буква называется Мягкий знак (вставить ь в слово КОНЬ на доске). Она никакого звука не обозначает, но эта буква настоящий командир, где бы она не встала, согласные звуки сразу становятся мягкими.

- Давайте в Азбуке найдём правило для чего же нужен мягкий знак с. 11.

- Давайте с вами поиграем: превратите слова на доске в новые слова с помощью мягкого знака (на доске слова: мел-мель, угол –уголь, шест – шесть; был – быль, ел- ель, пыл – пыль). Звука никакого нет, а новые слова образовались.

Физминутка

VI. Работа по теме урока

- Найдите в учебнике красную рамочку, кто изображён на картинках? (гусь, гуси)

- Сравните схемы: сколько слогов в 1-ой схеме, во второй? Сколько звуков в 1-ой схеме, во второй? Сколько букв в первой схеме, во второй? (ггггг-уууу-сссь)

- А почему у нас в первой схеме 4 буквы, но 3 звука? (т.к. ь звука не обозначает). А для чего он нужен? (указывает на мягкость согласных звуков)

- Посмотрите на печатный образец буквы мягкий знак.

 На что эта буква похожа? ( ответы детей)

- Найдите текст на странице. Чиатем. И запомните чем питается лось.

- Чем питается лось?

- Что насыпали мальчики для лося на пень?

- Возьмите в руки простой карандаш. Каждый прочитайте текст про себя и подчеркните в нём ь.

VII. Закрепление изученного

- Приготовьте ладоши. Если услышите слово с ь, хлопайте, если нет, то не хлопайте:

пень, олень, лимон, лось, пальто, дом, конь, сок, гусь, мел, семь

- Найдите ь на ленте букв. На каком фоне он располагается? Почему?

VIII. Подведение итогов:

 - Что вы можете сказать об этой букве? Для чего нужен Ь?

- А на следующем уроке, на уроке письма, мы научимся писать эту букву письменно.

Рефлексия

- Кому было всё понятно на уроке поднимите жёлтую карточку,

- Кому было что-то не понятно – поднимите красную карточку.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте "Буква е -показатель мягкости согласного звука"

Презентация составлена к уроку обучения грамоте в 1 классе по теме "Буква е - показатель мягкости согласного звука". Данный урок входит в серию уроков по УМК "Школа России" - букварный период. Урок за...

урок литературного чтения 1 класс по теме: "Буква ь -показатель мягкости согласного"

Урок литературного чтения с использованием ИКТ. Урок составлен по современным требованиям ФГОС, с применением деятельностного метода обучения....

Урок обучения грамоте по теме "Буква ё – показатель мягкости согласного звука"

Конспект составлен к уроку обучения грамоте в 1 классе по теме "Буква Ё - показатель мягкости согласного звука". Данный урок входит в серию уроков по УМК Школа России. Урок закрепления....

Конспект урока "Буква Е - показатель мягкости согласных."

Конспект по русскому языку  к УМК В.Г. Горецкого "Школа России"1 класс (технологическая карта).  Урок 40 (с. 74 - 75)...

Урок литературного чтения в 1-м классе."Буква Е – показатель мягкости согласного звука"

Традиционная программа. Познакомить детей с тем, что после согласных буква е обозначает звук / э / и указывает на мягкость согласного....