АДАПТИРОВАННАЯ (ИНДИВИДУАЛЬНАЯ) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО чтению для 4 класса
рабочая программа по чтению (4 класс)

Попова Екатерина Александровна

Рабочая программа  по чтению и развитию речи составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0 – 4 классы», под редакцией  В.В.Воронковой – М.: Просвещение, 2010.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_8_vid_chtenie_i_razvitie_rechi_4_klass_gotovoe.docx29.69 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗДЕЛ I

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  по чтению и развитию речи составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0 – 4 классы», под редакцией  В.В.Воронковой – М.: Просвещение, 2010.

          Основная цель – научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.

         Задачи:

1.      Развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.

2.      Формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу.

3.      Учить самостоятельно работать с книгой.

        Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.  

      Основные направления коррекционной работы:

•         развитие артикуляционной моторики;

•         формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;

•         развитие высших психических функций;

•         коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;

•         развитие речи, владение техникой речи;

•         расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;

•         коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

      Коррекционные методы и принципы обучения:

Методы:

- словесные (беседы, рассказы, объяснения, работа с книгой),

- наглядные (наблюдения, демонстрация),

- практические (самостоятельные работы, дидактические игры).

Принципы:

1. Принцип развивающего обучения.

2. Принцип воспитывающего обучения.

3. Принцип систематичности и системности в обучении.

4. Принцип научности в обучении.

5. Принцип доступности.

6. Принцип наглядности обучения.

7. Принцип активности и сознательности.

8. Принцип прочности усвоения знаний

9. Принцип индивидуализации обучения.

10. Принцип дифференцированного подхода в обучении.

  Учебно-методический комплекс:

     С.Ю. Ильина, Л.В. Матвеева «Чтение». Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. СПб, филиал изд-ва «Просвещение», 2014 г.

                              Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. Для чтения  подбираются и произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные понимаю статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.

                        В процессе обучения чтению уделяется особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования  познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.

                        Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного.

                      Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.

                     Программа по чтению и развитию речи состоит из следующих разделов: техника чтения, понимание читаемого, развитие устной речи, внеклассное чтение, примерная тематика. В 4 классе учащиеся должны перейти на правильное чтение вслух целыми словами, чтение про себя.

                       Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.

Беглое чтение, т.е. плавное в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.

Понимание прочитанного.

                       Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла части по данным заглавиям. Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи.

                Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.

 Внеклассное чтение.

                Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; называние заглавия прочитанной книги, её автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание  отдельных эпизодов из прочитанного.

Примерная тематика

                      Чтение произведений устного народного творчества в обработке русских писателей. Рассказы и стихотворения о героизме народа во время войны. Общественно полезные дела школьников. Чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных классиков  о природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года. Практические грамматические упражнения, правописание и развитие речи. Содержание чтения: произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, игровые песни. Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных авторов о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи, содержащие практические советы на темы, связанные с трудом, школой, семьей, природой.

Техника чтения.

                       Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения. Переход на чтение целыми словами. Послоговое чтение слов, трудных по семантике и слоговой структуре, с предварительным их прочтением с помощью учителя (речевая зарядка). Упражнения в чтении специально подобранных текстов, составленных из слов, простых по значению и слоговой структуре.

                            Переход с орфографического на орфоэпическое чтение односложных и двусложных слов типа: что  [што],  чтобы [штóбы], кого [кавó], чего [ч’евó], вода [вадá], олень [ал’éн’] и тд. Чтение про себя после анализа текста для подготовки  к более быстрому темпу чтения.

Выразительное чтение.

                             Соблюдение знаков препинания:  короткая пауза на запятой, длинная – на точке. Интонация законченности повествовательного предложения, вопросительная и восклицательная интонация. Передача тоном голоса эмоционального содержания читаемого (грустно, весело, восхищенно) и характера персонажа (ласковый, вежливый, злой, хитрый, трусливый). Выделение ремарок автора, чтение текста в соответствии с ними по образцу учителя или самостоятельно (сказал грубо, произнес медленно и др.). Выразительное чтение по ролям коротких отрывков с прямой речью после работы над текстом. Выразительное чтение наизусть коротких стихотворений с опорой на чтение учителя.

Сознательное чтение.

                             Прослушивание текста с установкой на осмысление его содержания и эмоциональную оценку. Ответы  на вопросы по содержанию.  Выборочное чтение для ответа на вопрос, для соотнесения предложения текста с иллюстрацией. Установление последовательности действий героев произведения и взаимосвязей событий. Объяснение поступков действующих лиц, оценка их поведения с помощью наводящих вопросов учителя, с опорой на собственный опыт. Создание условий для общения детей, для обмена мнениями в связи с оценкой действий персонажей. Развитие умения прогнозировать содержание произведения до его чтения по заглавию («Как вы думаете, о чем или о ком будет идти речь в рассказе?»);  оценка правильности или ошибочности прогноза. Объяснение семантики слова с опорой на наглядный материал после разбора его учителем. Выделение учащимися непонятных для них слов. Обращение за разъяснением к товарищу или учителю. Коллективная работа по выделению главной мысли произведения с помощью наводящих вопросов учителя. Деление текста на части с опорой на серию картинок.

Развитие речи.

Пересказ текста по частям словами, близкими к тексту, с опорой на картинный план или без него. Выделение в тексте слов, характеризующих персонажей; использование этих слов в пересказе. Словесное рисование картин к каждой части. Запоминание диалогов после их чтения по ролям, работа над драматизацией.

На изучение предмета отводится:

Количество часов в неделю по учебному плану – 5

Количество часов в год – 170

РАЗДЕЛ II

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Базовый

Минимальный

1.Слушать чтение произведения учителем, отвечать на вопросы по содержанию;

2.Читать текст вслух целыми словами (по слогам трудные по семантике и структуре слова);

3. Активно участвовать в анализе произведения;

4.Пересказывать содержание рассказа по частям близко к тексту с опорой на картинный план;

5.Высказывать свое отношение к поступку героя, к событию после проведенного анализа произведения;

6.Выразительно читать наизусть 5-7 стихотворений.

1.Слушать чтение произведения учителем, отвечать на вопросы информационного плана («Как зовут героя рассказа?», «Куда он пошел?», «Что делал?»);

2.Правильно читать текст вслух по слогам с постепенным переходом на чтение  целым словом часто встречающихся двусложных слов;

3.Соотносить иллюстрацию с определенным отрывком текста;

4.Пересказывать содержание части текста по вопросам учителя или по картинно-символическому плану к каждому предложению;

5.Выразительно читать наизусть 3-4 небольших стихотворения.

Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по чтению и развитию речи.

                             Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.

С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению может проводиться текущая проверка и оценка знаний.

                            Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов на уроке. Такая форма опроса может быть использована, в основном, на обобщающих уроках. Намеченных педагогом учеников (3—4 человека) в процессе фронтальной работы вызывают чаще других, их ответы должны быть более или менее полными, а оценка — мотивированной.

                                В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.

                            При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 35-40 слов.

При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

Оценка «5» ставится ученику, если он:

1) читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения;

2) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя;

3) делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя;

4) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки;

5) отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно;

6) твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

Оценка «4»  ставится ученику, если он:

1) читает, в основном, правильно, бегло;

2) допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений;

3) допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя;

4) допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя;

5) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя;

6) допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно  исправляемые ошибки;

7) читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

1) читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам;

2) допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений;

3) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя;

4) делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя;

5) затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки;

6) отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения;

7) обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.

РАЗДЕЛ III

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Общая характеристика учебного предмета.

В 4 классе у учащихся формируется и закрепляется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.

На уроках чтения проводится работа по развитию техники чтения:

- Правильное чтение вслух целыми словами.

- Чтение про себя.

- Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации.

        Особое внимание уделяется пониманию читаемого текста:

- Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого.

- Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям.

- Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана.

- Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи.

- Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным.

- Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.

            Большое значение в решении поставленных учителем задач играет развитие устной речи:

- Самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным.

- Заучивание наизусть стихотворений, басен.

            Внеклассное чтение ставит задачу развития читательской самостоятельности у учащихся:

- Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов;

- называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию;

- рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.

РАЗДЕЛ IV

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 «В» класс

Количество  часов  по  разделам.

№ п/п

Название  раздела.

Количество  часов.

1.

Листья пожелтелые по ветру летят.

16 часов

2.

«Раз, два – начинается игра».

13 часов

3.

«Будем делать хорошо и не будем – плохо».

26 часов

4.

Зимние узоры.

25 часов

5.

«Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно!»

33 часа

6.

«В окно повеяло весною».

19 часов

7.

«На пользу и славу Отечества».

17 часов

8.

«Видно, люди не напрасно называют лето красным».

21 часов

Итого:

170 часов

РАЗДЕЛ V

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

          1. Учебник С.Ю. Ильиной, Л.В. Матвеевой «Чтение». Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. СПб, филиал изд-ва «Просвещение», 2014 г.

         2. Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0 – 4 классы», под редакцией  В.В.Воронковой – М.: Просвещение, 2010 г.(интернет версия).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету чтение и развитие речи индивидуального обучения с умеренной умственной отсталостью 3 класс (2 год обучения)

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 3 классов разработана на основании авторской программы по чтению для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классов под ре...

АДАПТИРОВАННАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету письмо и развитие речи индивидуального обучения с умеренной умственной отсталостью 3 класс (2 год обучения)

Рабочая программа по письму и развитию речи для 3 класса разработана на основании авторской программы по письму для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классов под ред...

АДАПТИРОВАННАЯ (ИНДИВИДУАЛЬНАЯ) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ для 4 класса

Данная программа направлена на работу с детьми обучающихся по программе 8 вида....

АДАПТИРОВАННАЯ (ИНДИВИДУАЛЬНАЯ) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО русскому языку для 4 класса

Рабочая программа уроков письма и развития речи для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой....

АДАПТИРОВАННАЯ (ИНДИВИДУАЛЬНАЯ) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ для 4 класса

Рабочая программа по  живому миру  для 4 класса составлена на основе образовательной  программы для учащихся 0 и 1 – 4 классов специального коррекционного образовательного учрежде...

АДАПТИРОВАННАЯ (ИНДИВИДУАЛЬНАЯ) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗО для 4 класса

Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса составлена на основе «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы  VIII вида» под редакцией Воро...

Адаптированная индивидуальная рабочая программа образования обучающихся с расстройством аутистического спектра (вариант 8.4.) «Развитие простых стереотипов продуктивной учебной деятельности и формирования навыка работы по алгоритму» на обучающегося 2 «Б»

Программа индивидуальных коррекционных занятий по развитию простых стереотипов продуктивной деятельности и умению работать по алгоритму разработана для обучающихся с расстройствами аутистического спек...