АДАПТИРОВАННАЯ (ИНДИВИДУАЛЬНАЯ) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ для 4 класса
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Попова Екатерина Александровна

Рабочая программа по  живому миру  для 4 класса составлена на основе образовательной  программы для учащихся 0 и 1 – 4 классов специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида (для детей с нарушением интеллекта) под редакцией И.М. Бгажноковой (2007 год) и  в соответствии с учебником Н.Б.Матвеевой, М.А.Поповой, Т.О.Куртовой «Живой мир. 4 класс» М., Просвещение, 2014.

Четвёртый год обучения завершает работу по программе «Живой мир».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_8_vid_okruzhmir_4_klass_gotovaya.docx33.66 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗДЕЛ I

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по  живому миру  для 4 класса составлена на основе образовательной  программы для учащихся 0 и 1 – 4 классов специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида (для детей с нарушением интеллекта) под редакцией И.М. Бгажноковой (2007 год) и  в соответствии с учебником Н.Б.Матвеевой, М.А.Поповой, Т.О.Куртовой «Живой мир. 4 класс» М., Просвещение, 2014.

Четвёртый год обучения завершает работу по программе «Живой мир».

Главной целью работы 4 года  по программе «Живой мир» является обучения предметам естествоведческого цикла.

  Основные задачи:

 - закрепление представлений о Солнце как источник света и тепла на Земле;

 - уяснение роли Солнца, как причины, обуславливающей смену времён года, его значения в жизни живой природы;

Изучение доступных учащимся сведений о воздухе, формирование представлений о роли и участие воздуха (кислорода) в жизни растений, животных и человека;

 - воспитание интереса к природе, бережного  к ней отношения. Формирование понимания взаимосвязи человека и природы.

  Ученики должны принимать участие в беседе, пользоваться вопросно-ответной, диалогической речью, спорить, высказываться, строить короткие связные высказывания на доступные темы.

В 4 классе необходимо  проводить ежедневно наблюдения за погодой, систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных, иметь представления о взаимосвязи живой и неживой природы, представление о роли и участие воды в жизни природы и человека. С этой целью организуются экскурсии в природу 2 раза в сезон. Обязательно ведение календаря природы. Предполагается проведение экскурсии по школьному двору, в парк, лес для наблюдения за природными изменениями и явлениями.

Программа предусматривает проведение практических занятий по уходу за одеждой, комнатными растениями, сбор семян для подкормки птиц, обработка почвы для посадки цветов в цветочную клумбу. В процессе обучения необходимо использовать игровые ситуации, занимательные вопросы и задания.

На уроках используется учебник «Живой мир» (4 класс) для СКОУ VIII вида; авторы-составители: Н.Б. Матвеева,  М.А.Попова, Т.О Куртова.   «Просвещение», 2014 год.

          Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год.

РАЗДЕЛ II

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны иметь представления:

- о мире живой и неживой природы;

- о человеке, работе его органов чувств;

- о погоде и её явлениях;

- о смене времён года;

- о простейших свойствах воды, её значении для жизни растений, животных, человека;

- о растениях сада и огорода, их отличии;

- о разнообразии животного мира, образе жизни и повадках диких и домашних животных;

- о роли питания в жизни человека;

- о гигиенических правилах;

- о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека;

- о значении воды, тепла, света в жизни растений и животных;

- о простейших свойствах воздуха, его значении в жизни, растений, животных, человека;

- о растениях сада, леса;

- об образе жизни и повадках домашних и диких животных, птиц;

- о роли человека в жизни домашних животных;

- о сезонных изменениях в неживой и живой природе;

- о дыхании человека, о профилактике простудных заболеваний;

- о земле, её составе, свойствах, значении для жизни растений;

- о растениях поля, сада (цветковых растениях), их строении, использовании человеком;

- о домашних животных и птицах, их повадках, образе жизни, роли человека в жизни домашних животных;

- о насекомых, их роли в жизни природы;

- о взаимодействии человека и природы, значении состояния природы для жизнедеятельности человека;

- о взаимосвязях сезонных изменений в неживой и жиров природе.

Учащиеся должны уметь:

- правильно и точно называть изучаемые объекты и явления живой и неживой природы;

- называть своё имя, фамилию, возраст, пол;

- называть и показывать органы чувств человека;

- различать 2—3 вида комнатных растений, называть части растений;

- ухаживать за комнатными растениями;

-  различать наиболее распространённые овощи и фрукты;

- различать изученных диких и домашних животных, рыб;

- различать признаки времён года;

- выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи;

- сравнивать и различать растения сада, леса, огорода, поля, называть по 2—3 растения, наиболее распространённых в данной местности; различать ягоды, орехи, грибы, рассказывать об их использовании человеком;

- сравнивать домашних и диких животных, птиц; описывать их повадки;

- соблюдать правила употребления в пищу грибов и ягод;

- соблюдать правила предупреждения простудных заболеваний;

- соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений;

- соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека;

- различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, определять их значение в жизни человека;

- бережно относиться к природе и к людям;

- различать времена года, названия месяцев и их основные признаки, особенности жизни растений, животных и человека в разное время года.

 «Знать/понимать»

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме (совместно с учителем);

- искать необходимую информацию в учебных пособиях (совместно с учителем);

- о растениях поля, сада (цветковых растениях), их строении, использовании человеком;

- о домашних животных и птицах, их повадках, образе жизни, роли человека в жизни домашних животных;

- о насекомых, их роли в жизни природы;

- о взаимосвязях сезонных изменениях в живой и неживой природе;

- о взаимодействии человека и природы, значении состояния природы для здоровья и жизнедеятельности человека;

- правила ухода за растениями сада, как использует человек;

- о необходимости бережного отношения человека к себе и к природе.

«Уметь»

участвовать в разных формах работы в классе;

использовать в общении правил вежливости, адекватно реагировать на обращение педагогов;

правильно называть изученные объекты и явления (совместно с учителем);

сравнивать и различать растения сада, леса, огорода, поля (совместно с учителем);

различать диких и домашних животных, птиц, уметь описать их повадки и образ жизни, значение в жизни человека (совместно с учителем);

различать времена года, названия месяцев и их основные признаки, особенности жизни растений, животных и человека в разные времена года (совместно с учителем).

РАЗДЕЛ III

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

         

          Сезонные изменения

Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменение в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времён года. Чередование времён года, закрепление знаний о названиях месяцев.

Формирование представлений о явлениях в неживой природе:замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман.

Взаимосвязь природных изменений и изменений в жизни растений, животных, деятельности человека.

Неживая  природа. Почва

Почва. Состав почвы: песок, глина, камни, значением для жизни растений,  животных и человека.

Простейшие свойства почвы, их значения для растений .Способы обработки почвы: рыхление, полив и т.д.

Формирование первичных представлений о формах поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы.

Проведение простейших опытов: показать, как сыплется песок, ощутить вязкость глины, проникновение воды через песок, глину.

Живая природа.                          

Растения

Закрепление представлений о жизни растений. Растения сада, огорода, леса, их сравнение.  Расширить представления о растениях, выделяя группы растений, как культурные и дикорастущие, лекарственные. Показать роль человека в создании культурных растений, их значение в жизни человека. Уход за цветами в саду, за полевыми растениями. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, корень, метёлка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений. Редкие растения и их охрана. Парк (сквер). Создание человеком парков.                                                                

Животные Познакомить с работой человека по созданию новых, полезных пород домашних животных (лошадь, овца, корова, свинья).   Показать, как человек использует свои знания о природе, особенностях животных в организации ухода. Ферма.

Птицы. Разнообразие птиц. Познакомить с новой группой: водоплавающие птиц, с особенностями ихстроения, приспособление к среде обитания, забота о потомстве. Сравнение диких и домашних птиц. Взаимосвязь дикой природы с деятельностью человека.  Разведение домашних птиц, забота, польза.

Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание. Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчёл. Пасека.

Насекомые –вредители.

Человек

Формирование элементарных представлений о знании мозга человека, о правильной организации своей жизни.

Профилактика травматизма мозга. Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.

Состояние  природы и её влияние на здоровье человека. Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких  растений, исчезающих животных.                                                                        

РАЗДЕЛ IV

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 «В» класс

Тема

Количество

часов

Экскурсии

Практические работы

1.

Сезонные изменения в природе.

24 ч.

Сезонные изменения.

Сбор листьев.

Сбор семян.

Опыт со снегом.

Изготовление кормушек для птиц.

Подкормка птиц зимой.

2.

Неживая природа.

5 ч.

 

 

3.

Живая природа:

а) растения

б) животные

 в) человек

39ч.

 

Уход за комнатными цветами, посадка цветов в цветник.

Итого:

           68ч.

ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 «В» класс

Тема и тип урока

Кол-во часов

Коррекционная работа

Дата

Сезонные изменения (24 часа)    

Осень (6 часов)  

по плану

по

факту

1

Сезонные изменения в неживой природе. Осень.

1

Различать признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы.

Закреплять представления о Солнце, как источнике света и тепла на Земле, роли солнца на смену времен года

Выяснение направления солнечных лучей, количества тепла и света.

Активно участвовать в беседе, дополнять ответы товарища

Коррекция и развитие устной речи.

Наблюдения за погодой, описание дня. Правильно называть изученные объекты и явления. Коррекция и развитие устной речи.

05.09

2

Растения осенью

1

07.09

3

Сбор урожая. Овощи, фрукты.

1

12.09

4

Овощи, фрукты, ягоды. (Определение и различение).

1

14.09

5

Дикие и домашние животные осенью

1

19.09

6

Труд людей осенью.

1

21.09

Зима – 5 ч

7

Сезонные изменения в неживой природе. Зима.

1

Знакомство с календарем. Пользоваться календарем. Читать показатели времени по часам.

Коррекция и развитие устной речи.

Коррекция и развитие устной речи.

Правильно называть наблюдаемые объекты.

Внимательно слушать учителя и товарища. Читать правильно и осознанно с соблюдением интонации

Описывать предмет по картинке, по плану.

26.09

8

Растения зимой

1

28.09

9

Домашние и дикие животные зимой.

1

03.10

10

Труд людей зимой.

1

05.10

11

Погода и природа зимой

(обобщающий урок).

1

10.10

Весна -  7 ч

12

Сезонные изменения в неживой природе. Весна.

1

Соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни  домашних животных осенью.

Коррекция и развитие устной речи.

Описывать сезонные работы в саду, в огороде,  в осеннее время года

Коррекция и развитие устной речи.

Расширение и активизация пассивного и активного словаря.

Развитие связной речи.      

Коррекция логического мышления.

Коррекция умений устанавливать причинно-следственные связи.

Значение воздуха

Описывать строение термометра.

12.10

13

Растения весной

1

17.10

14

Домашние и дикие животные весной

1

19.10

15

Зимующие и перелетные птицы.

1

24.10

16

Перелетные птицы.

1

26.10

17

Труд людей весной.

1

31.10

18

Май – конец весны

(обобщающий урок)

1

02.11

Лето – 6 ч

19

Сезонные изменения в неживой природе. Лето.

1

Измерять температуру тела, воздуха, воды используя разные виды градусников.

Определять стороны горизонта.

Определять направление и виды ветра.

Классифицировать, сравнивать животных,  давать полные ответы на вопросы.

Грамотно и логически правильно излагать свои мысли, строить свой рассказ, опираясь на таблицу-опору.

14.11

20

Растения летом

1

16.11

21

Домашние и дикие животные летом.

1

21.11

22

Труд людей летом

1

23.11

23

Летние  забавы детей.

1

28.11

24

Обобщающий урок

1

30.11

Неживая природа – 5 ч

Почва -5 ч.

25

Почва. Состав почвы. (песок, глина, камни).

1

Расширение и активизация пассивного и активного словаря.

Развитие связной речи.  

   

Коррекция логического мышления.

Коррекция умений устанавливать причинно-следственные связи.

Определять стороны горизонта.

05.12

26

Простейшие свойства почвы, их значение для растений.

1

07.12

27

Способы обработки почвы.

1

12.12

28

Формы поверхности земли: равнины, овраги. холмы, горы.

1

14.12

29

Холмы, горы

1

19.12

Живая природа - 39 ч

Растения – 11 ч

Определять направление и виды ветра.

30

Растения.  Представления о жизни растений.

1

Сравнивать и различать, классифицировать: деревья, кустарники, травы.

 Устанавливать причинно-следственные связи.

Обозначь части растений.

 Сравнивать строение дерева и кустарника.

Сравнивать и различать растения сада: фруктовые деревья.

Коррекция оперативной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении.

Сравнивать и различать растения сада: ягодные кустарники.

Коррекция и развитие концентрации и объёма внимания.

21.12

31

Огород

1

26.12

32

Растения леса.

1

28.12

33

Вечнозеленые деревья. Ель. Сосна. Распознавание.

1

16.01

34

Сад. Растения сада.

(фруктовые деревья, ягодные кустарники,     цветковые растения).

1

18.01

35

Деревья, кустарники, травы.

1

23.01

36

Уход за цветами в саду

1

25.01

37

Растения культурные и дикорастущие.

1

30.01

38

Семена цветковых растений

1

01.02

39

Семена овощных растений.

1

06.02

40

Лекарственные растения.

(календула, зверобой).

1

08.02

Животные – 16 ч

41

Охрана редких и исчезающих животных

1

Классифицировать, сравнивать животных,  давать полные ответы на вопросы.

Грамотно и логически правильно излагать свои мысли, строить свой рассказ, опираясь на таблицу-опору.

Грамотно и логически правильно излагать свои мысли, строить свой рассказ, опираясь на таблицу-опору.

Сравнивать и  различать диких и домашних животных.

Описание внешнего вида

Описание  внешнего  вида .

Описывать по плану и картинке птиц, объединять их по общему признаку, находить лишнее и обосновывать высказанное суждение.

 Распознавать и называть птиц по внешнему виду Различие зимующих от перелетных птиц.

Коррекция оперативной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении.

Коррекция оперативной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении.

Коррекция оперативной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении.

Описание гнезда. Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи.

Развитие познавательной деятельности.

13.02

42

Охрана редких и исчезающих растений

1

15.02

43

Парк (сквер).

Создание человеком парков.

1

20.02

44

 Растения поля (рожь, пшеница, овес, кукуруза). Строение растений поля.

1

22.02

45

 Растения поля и их использование. Уход человека за растениями поля, их значение в жизни человека.

1

27.02

46

Домашнее животное -  корова.

1

01.03

47

Домашнее животное - лошадь.

1

06.03

48

Домашнее животное -  овца.

1

08.03

Тема за 08.03 проведена 06.03

49

Домашнее животное -  свинья.

1

13.03

50

Домашние птицы: гусь.

1

15.03

51

Домашние птицы: индюк.

1

20.03

52

Домашние птицы: утка.

1

22.03

53

Домашние птицы: куры.

1

03.04

54

Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, места обитания, пища.

1

05.04

55

Насекомые вредные и полезные.

Бабочка, майский жук, пчела, муравей, муха.

1

10.04

56

Разведение и использование человеком пчёл. Пасека.

1

12.04

Человек – 12 ч

57

Голова и мозг человека. Профилактика травматизма головного мозга.

1

Дать элементарные представления о строении и работе  легких.

Описывать по плану строение градусника. Давать полные ответы на вопросы.

Описывать по плану правила профилактика простудных заболеваний.

Описывать по плану строение и работу сердца.

Строить монологическое  высказывание по схеме об окружающей среде и о здоровье человека.

Строить монологическое  высказывание по схеме об употреблении продуктов в пищу.

Описывать по плану приготовление пищи.

Описывать по плану  профилактические правила пищевых отравлений.

17.04

58

Здоровье человека. Профилактика заболеваний.

1

19.04

59

Наше питание.

1

24.04

60

Режим дня школьника. Отдых и труд.

1

26.04

61

Человек – часть природы.

1

01.05

Тема за 01.05 проведена 26.04

62

Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк

1

03.05

Тема за 03.05 проведена 08.05

63

Охрана редких растений и исчезающих животных. Заповедник.

1

08.05

64

Охрана редких растений и исчезающих животных. Лесничество

1

10.05

65

Земноводные.

1

15.05

66

Рыбы - как представители животных.

1

17.05

67

Рыбы в аквариуме.

Уход за рыбами в аквариуме.

1

22.05

68

Обобщающий урок

1

24.05

РАЗДЕЛ V

Учебно-методический комплекс.

       Матвеева Н.Б. Попова М.А. Куртова Т.О. Живой мир: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная рабочая программа по окружающему миру 1 класс

Индивидуальная рабочая программа по окружающему миру 1 класс 0,5 часа в неделю...

адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа России для детей с овз

адаптированная рабочая программа для детей с овз 3 класс Школа Росии + КТП...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа учебного предмета «Живой мир» для обучающегося 4 класса, учебный план, которой реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможност...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс вариант 7.1 УМК "Перспектива"

Адаптированная рабочая программа  составлена для обучающегося третьего класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы в соответствии с вариантом 7.1 Федерального государственного образо...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России"

Адаптированная рабочая программа предназначена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)...

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс 34 ч. адаптированная программа

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс 34 ч. адаптированная программа...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс 2019-2020 учебный год

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс 2019-2020 учебный год...