АДАПТИРОВАННАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету письмо и развитие речи индивидуального обучения с умеренной умственной отсталостью 3 класс (2 год обучения)
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс) на тему

Пахомова Елена Евгеньевна

Рабочая программа по письму и развитию речи для 3 класса разработана на основании авторской программы по письму для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классов под редакцией В. В. Воронковой, М.: Просвещение, 2013 г., допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, федерального базисного учебного плана (приказ №29/2065-п от 10.04.2002 г.), в соответствии с образовательной программой МКОУ ПОШ №2

Срок реализации - 1 год (2 часа в неделю, 68 часов в год).

 

Цели и задачи предмета

Изучение письма и развития речи в 3 классе направлено на достижение следующих целей:

   - развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и « чувства языка»;

    -освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

     -овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

     - формирование навыков построения связных устных и письменных высказываний;

     -воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности  и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Задачи обучения русскому языку:

- научить  правильно и осмысленно читать доступный для понимания текст;

- выработать элементарные навыки грамотного письма;

- повысить уровень общего и речевого развития обучающихся;

- научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- формировать нравственные качества.

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие осмысленного отношения к основным элементам языка;
  • совершенствование элементарных знаний по грамматике, необходимых для приобретения практических навыков устной и письменной речи;
  • формирование умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать элементарный языковой материал;
  • развитие познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krp_po_pismu_2017-2018.docx40.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение Павловская основная общеобразовательная школа № 2

РАССМОТРЕНО                                      СОГЛАСОВАНО                                          УТВЕРЖДАЮ

и принято

на ШМО учителей нач. кл                  Заместитель директора по УВР                         Директор МОУ ПООШ №2

___________Пахомова  Е.Е                         _____________Э.И.Шабакаева                            ___________ О.Г.Малова

Протокол №1от30.09.17                      «_____» _______________2017                         Приказ от _________________

АДАПТИРОВАННАЯ  ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по предмету  письмо  и развитие речи

индивидуального обучения

с умеренной умственной отсталостью

3 класс (2 год обучения)

Предмет: письмо и развитие речи

Вид программы: адаптированная индивидуальная рабочая программа

Продолжительность: 1 год обучения, 2017-2018

Уровень усвоения:3 класс (2 год обучения),  с умеренной   умственной отсталостью.

Форма организации образовательного процесса: индивидуальное обучение

Учитель :Пахомова Елена Евгеньевна

Количество часов -68, в неделю 2 часа

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под редакцией В.В. Воронковой. ( Москва « Просвещение, 2013г.»)

Рабочую программу составила :_____________/ Пахомова Е.Е./

Рабочая программа по письму и развитию речи для 3 класса разработана на основании авторской программы по письму для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классов под редакцией В. В. Воронковой, М.: Просвещение, 2013 г., допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, федерального базисного учебного плана (приказ №29/2065-п от 10.04.2002 г.), в соответствии с образовательной программой МКОУ ПОШ №2

Срок реализации - 1 год (2 часа в неделю, 68 часов в год).

Цели и задачи предмета

Изучение письма и развития речи в 3 классе направлено на достижение следующих целей:

   - развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и « чувства языка»;

    -освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

     -овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

     - формирование навыков построения связных устных и письменных высказываний;

     -воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности  и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Задачи обучения русскому языку:

- научить  правильно и осмысленно читать доступный для понимания текст;

- выработать элементарные навыки грамотного письма;

- повысить уровень общего и речевого развития обучающихся;

- научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- формировать нравственные качества.

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие осмысленного отношения к основным элементам языка;
  • совершенствование элементарных знаний по грамматике, необходимых для приобретения практических навыков устной и письменной речи;
  • формирование умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать элементарный языковой материал;
  • развитие познавательной деятельности.

Роль учебного предмета

Письмо как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения зависит успешность всего школьного обучения. Все знания обучающихсяявляются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности школьников с ограниченными возможностями здоровья обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития.

Ведущие принципы обучения письму в 3 классе –органичное сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой материала по письму придается учету возрастных и индивидуальных особенностей, реализации дифференцированного подхода в обучении, коррекционно-развивающая работа на уроке.

        

Формы организации учебного процесса

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Основные методы обучения:

  • наблюдение;
  • беседа;
  • объяснение;
  • повторение;
  • сравнение;
  • работа с учебником;
  • дидактические игры.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

В  3 классе умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.

      Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.

      Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.

      Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».

            Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения умственно отсталых школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого самое серьезное внимание уделяется звуко-буквенному анализу.  Звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.

      Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др.

      Умственно отсталые школьники овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.

      Слово. В процессе практических грамматических упражнений изучаются различные разряды слов  — названия предметов, действий, признаков.

      Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к жизни, к общению.

      Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.

      В 3 классе дети учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков.

            Связная речь. Особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.

      Проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.

      Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю.
      
Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 3 класса

      Учащиеся должны уметь

     составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;

      анализировать слова по звуковому составу;

      различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;

      определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;

      списывать текст целыми словами;

      писать под диктовку текст (20—25 слов), включающий изученные орфограммы.

      Учащиеся должны знать:

      алфавит.

Слова для усвоения в 3 классе:

арбуз, валенки, воскресенье, вторник, вчера, газета, город, дневник, дорога,  жёлтый, завод,  завтра, картина,          картофель, класс, комната, корзина,  костёр, мебель, медведь, месяц, неделя, овощи, огород, одежда,            песок, погода, понедельник, портфель, посуда, праздник , пятница, ранец,  рассказ, рисовать, родина, сапоги             сегодня, среда, суббота, тарелка, товарищ, четверг, чёрный, шёл, яблоко, язык.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 3 КЛАСС

ПОВТОРЕНИЕ

      Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.

ЗВУКИ И БУКВЫ

      Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.

      Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме.
      Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные.

      Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.

      Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь.

      Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.

      Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.

      Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб — грибы).

СЛОВО

      Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.).

      Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.

      Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.

      Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.

      Слова, обозначающие признаки (качества) предметов:

      называние признака (качества) данного предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?;

      нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы;

      подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств), сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая);

      согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.
      Предлог. Умение находить предлоги
к, от,под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя).

      Разделительный ъ.

      Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

      Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком?о чем?), творительного падежа (кем? чем?).

      Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.

      Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.

      Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска).
      Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.

СВЯЗНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

      Умение восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам.

      Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу (в более легких случаях — самостоятельно).

      Коллективное составление текстов изложений с последовательной записью предложений, сформулированных под руководством учителя.

      Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем.

ПИСЬМО И ЧИСТОПИСАНИЕ

      Выработка навыка правильного письма и списывания с постепенным ускорением темпа письма.

      Четкое и графически правильное написание строчных букв и их соединений:

      1-я группа — и, й, ш, п, т, н, г, р, у;

      2-я группа — л, м, ц, щ, ь, ы;

      3-я группа — о, а, ю, ф, б, в, д, з;

      4-я группа — с, е, ё, ч, ъ, я;

      5-я группа — э, х, ж, к;

      письмо заглавных букв:

      1-я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;

      2-я группа — О, С, 3, X, Е, Ж, Э, Я;

      3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В;

      4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.

      Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.

      Списывание сплошного и печатного текста целыми словами и словосочетаниями.

      Списывание слов и предложений со вставкой в них пропущенных букв или слов.

      Выборочное списывание по указанию учителя.

      Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания.

      Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

УСТНАЯ РЕЧЬ

      Правильное составление простых распространенных предложений и сложных с союзом и.

      Связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных предложений, по картинному плану (серии картинок).  Повторение пройденного за год материала.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 класс (2 часа в неделю)

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

план.

Дата проведения

факт.

I.

1

2-3

4

5

6

Предложение

Предложение

Предложение состоит из слов.

Предложение- повествование.

Предложение – вопрос.

Предложение – побуждение.

6 часов

1

2

1

1

1

II.

7

8

9

10

11-12

13-14

15-16

17-18

19-22

23-25

26

27-30

31-33

Звуки и буквы.

Различение букв в русской азбуке

Порядок букв в русской азбуке

Гласные и согласные звуки и буквы

Гласные буквы Е, Ё, И, Э, Ю, Я.

Ударение в слове.

Слог как часть слова.

Перенос слов при письме.

Согласные твердые и мягкие

Мягкий знак (Ь) на конце и в середине слова.

Гласные после шипящих

Парные звонкие и глухие согласные

Звонкие и глухие согласные на конце слова

Разделительный мягкий знак (ь)

24 часа

1

1

1

1

2

2

2

2

4

3

1

4

3

III

34-36

37-41

42-46

47-51

51-54

Слово.

Названия предметов

Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сёл, деревень, улиц

Названия действий

Названия признаков

Предлоги

22 часа

3

5

5

5

4

IV.

55-57

58-60

61-63

Предложение

 Предложение- повествование.

 Предложение – вопрос.

       Предложение – побуждение

9 часов

3

3

3

V.

64-65

66

67

68

Повторение

Написание слов и предложений с изученными буквами.

Письмо под диктовку.

Списывание печатного текста

Обобщение изученного

5 часов

2

1

1

1

Итого:

68 часов

Учебно-методическое обеспечение

1)Авторская программа по письму (грамматике, правописанию) (автор В. В. Воронкова) для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классов под редакцией В. В. Воронковой, М.: Владос, 2013 г., допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации

2)  Аксёнова А.К. Русский язык. 3 класс: учеб.дляобщеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы/ А.К.Аксёнова, Э.В. Якубовская.- 12-е изд.- М.: Просвещение, 2017.-237с.

На учебник получены положительные экспертные заключения по результатам научной (заключение РАО №036-нот 29.01.2014г.), педагогической (заключения РАО №025 от 29.01.2014г., №317 от 05.02.2015г.) и общественной (заключения РКС №433 от 07.02.2014г, №987 от 01.04.2015г.) экспертиз.

3) Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Читай, думай, пиши. Рабочая тетрадь по русскому языку 3 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях..- 6-е издание. - М.: Просвещение, 2016.

4) Аксёнова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб.для студ. дефектол. фак. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме: "Развитие речи у обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) с помощью пальчиковой гимнастики"

Задача мастер-класса рассказать об актуальности использования пальчиковой гимнастики на уроках в коррекционной школе и показать некоторые примеры использования пальчиковой гимнастики на уроках....

АДАПТИРОВАННАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету чтение и развитие речи индивидуального обучения с умеренной умственной отсталостью 3 класс (2 год обучения)

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 3 классов разработана на основании авторской программы по чтению для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классов под ре...

Статья "Влияние дидактических игр на развитие речи детей с умеренной умственной отсталостью в группе продленного дня"

В статье рассказывается о влиянии дидактических игр на развитие внимания, памяти, мышления и речи ребенка...

Индивидуальная карта развития учащегося 4 класса с умеренной умственной отсталостью в условиях индивидуального обучения на дому.

В начальных классах знания учащихся  с умеренной умственной отсталостью не оцениваются отметкой. Для того, чтобы выявитть индивидуальные достижения ученика, предлагаю карту развития, в которой уч...

Конспект логопедического занятия по Развитию речи для детей с умственной отсталостью

Конспект индивидуального логопедического занятия для обучающихся 2-х классов с умственной отсталостью....

Конспект занятия кружка по развитию речи обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3 класса Тема: «Зима, приметы неживой природы»

Конспект занятия кружка по развитию речи обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3 класс. Тема: «Зима, приметы неживой природы»...