АДАПТИРОВАННАЯ (ИНДИВИДУАЛЬНАЯ) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗО для 4 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Попова Екатерина Александровна

Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса составлена на основе «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы  VIII вида» под редакцией Воронковой В.В. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 4-е издание, 2008 год).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_8_vid_izo_4klass_gotovaya.docx26.77 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗДЕЛ I

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса составлена на основе «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы  VIII вида» под редакцией Воронковой В.В. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 4-е издание, 2008 год).

Программа рассчитана на 34 часа.

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Обучение изобразительному искусству носит элементарно-практический характер. В процессе изобразительного искусства осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения,  пространственной ориентации, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности учащихся при выполнении  заданий.

Цель программы обучения: 

использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, на формирование личности обучающегося, воспитание у него положительных навыков и привычек, на развитие наблюдательности, воображения, пространственной ориентации и мелкой моторики рук.

Задачи курса:

  • способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития  у них правильного восприятия формы, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
  • находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
  • содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать и обобщать;
  • ориентироваться в здании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
  • исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию;
  • дать учащимся элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
  • знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
  • развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес к изобразительной деятельности.

РАЗДЕЛ II

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 Учащиеся  должны  уметь:

  • правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
  • передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических   предметов в несложном пространственном положении;
  • использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;
  • передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь    различной штриховкой (косой, по форме);  
  • подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);
  • пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);
  • анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя);  
  • употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов     
  • рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.

РАЗДЕЛ III

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

На основании программы по изобразительному искусству 4 класса коррекционных

образовательных учреждений VIII вида (автор И. А. Грошенков) включены следующие

виды занятий:

- декоративное рисование;

- рисование с натуры;

- рисование на темы;

- беседы об изобразительном искусстве.

Декоративное рисование.

На уроках декоративного рисования обучающие знакомятся с лучшими образцами

декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров

позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В

процессе занятий обучающие получают сведения о применении узоров на коврах, тканях,

обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости,

стеклом, керамикой и другими предметами быта.

Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных

умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени

формированию у учащихся эстетического вкуса.

Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам

рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения

обучающихся.

Рисование с натуры.

Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта,

определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного

расположения. После всестороннего изучения предмета обучающие передают его в

рисунке так, как видят со своего места.

Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего

оборудования и моделей.

Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах – научить рисовать,

передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также

конструкцию предметов.

На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать потребность постоянно

сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой.

Существенное значение для этого имеет развитие у обучающих умения применять

среднюю (осевую линию), а так же пользоваться простейшими вспомогательными

(дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.

Рисование на темы.

Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей

жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.

В 4 классах перед обучающими ставятся простейшие изобразительные задачи:

правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках

видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних

предметов другими.

Ставя перед обучающими задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет

отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель

должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации

зрительных образов. После объяснения учителя обучающие рассказывают, что следует

нарисовать, как, где и в какой последовательности.

Беседы об изобразительном искусстве.

Беседы об искусстве – важное средство нравственного и художественно-эстетического

воспитания.

В 4 классе для бесед выделяются специальные уроки: на одном уроке рекомендуется

показывать не более трёх-четырёх произведений живописи, скульптуры, графики,

подобранных на одну тему, или 5 – 6 предметов декоративно-прикладного искусства.

Для подготовки обучающих к понимаю произведений изобразительного искусства

важное значение имеет систематическая работа с иллюстрированным материалом,

рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.

В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы обучающие смогли

узнать и правильно назвать изображенные предметы.

Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о

работе по обогащению словаря и развитию речи по коррекции недостатков произношения.

ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

4 КЛАСС

Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения

по плану

по факту

1

Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков(4-6 на листе бумаги).

1

05.09

2

Рисование с натуры листа дерева (раздаточный материал).

1

12.09

3

Рисование с натуры ветки рябины.

1

19.09

4

Составление узора в квадрате из растительных форм.

1

26.09

5

Беседа по картинам на тему «Мы растем на смену старшим»(А. Пахомов Василий Васильевич», Л. Кербель. «Трудовые резервы»).

1

03.10

6

Рисование геометрического орнамента (крышка для столика квадратной формы).

1

10.10

7

Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля)

1

17.10

8

Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен).

1

24.10

9

Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла (посуда).

 

1

31.10

10

Рисование на тему «Моя любимая игрушка».

1

14.11

11

Рисование с натуры игрушки – автобуса.

1

21.11

12

Рисование с натуры игрушки – грузовика (фургона).

1

28.11

13

Рисование на тему «Городской транспорт».

1

05.12

14

Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.

1

12.12

15

Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика).

1

19.12

16

Рисование на тему «Зимние забавы детей»

1

26.12

17

Декоративное рисование панно «Снежинки».

1

16.01

18

Беседа по картинам на тему «Кончил дело – гуляй смело» (В. Сигорский «Первый снег», Н. Жуков «Дай дорогу!»).

1

23.01

19

Рисование с натуры предметов симметричной формы (ваза для цветов)

1

30.01

20

Рисование с натуры раскладной пирамидки.

1

06.02

21

Рисование с натуры бумажного стаканчика (натура — раздаточный материал).

1

13.02

22

Рисование на тему: «День защитника Отечества».

1

20.02

23

Рисование с натуры  игрушки сложной конструкции (подъемный кран или экскаватор).

1

27.02

24

Декоративное рисование открытки к 8 Марта.

1

06.03

25

Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки, синичники).

1

13.03

26

Рисование на тему «Пришла весна».

Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце»)

1

20.03

27

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

1

03.04

28

Рисование на тему «Космические корабли в полете»

1

10.04

29

Рисование с натуры предметов конструктивной формы (часы настольные, напольные, настенные).

1

17.04

30

Рисование с натуры  в виде набросков(3-4 предмета на одном листе) столярных или слесарных инструментов (молоток, рубанок, гаечный ключ).

1

24.04

31

Рисование с натуры предметов симметричной формы (настольная лампа, зонт)

1

01.05

Тема за 01.05 перенесена на 08.05

32

Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев).

1

08.05

33

Рисование в квадрате узора из цветов и бабочек.

1

15.05

34

 Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика).

1

22.05

РАЗДЕЛ IV

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

  1. Грошенков  И. А. . «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида». -  М.: Академия, 2007.
  1.  «Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы».// Под ред. В.Г. Петровой. -  М., 2007.
  1. Кузин В.С. «Методика преподавания изобразительного искусства в 1 – 3 классах». – М.: Просвещение, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету чтение и развитие речи индивидуального обучения с умеренной умственной отсталостью 3 класс (2 год обучения)

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 3 классов разработана на основании авторской программы по чтению для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классов под ре...

АДАПТИРОВАННАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету письмо и развитие речи индивидуального обучения с умеренной умственной отсталостью 3 класс (2 год обучения)

Рабочая программа по письму и развитию речи для 3 класса разработана на основании авторской программы по письму для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классов под ред...

АДАПТИРОВАННАЯ (ИНДИВИДУАЛЬНАЯ) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ для 4 класса

Данная программа направлена на работу с детьми обучающихся по программе 8 вида....

АДАПТИРОВАННАЯ (ИНДИВИДУАЛЬНАЯ) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО русскому языку для 4 класса

Рабочая программа уроков письма и развития речи для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой....

АДАПТИРОВАННАЯ (ИНДИВИДУАЛЬНАЯ) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО чтению для 4 класса

Рабочая программа  по чтению и развитию речи составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0 – 4 классы», под редакцией...

АДАПТИРОВАННАЯ (ИНДИВИДУАЛЬНАЯ) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ для 4 класса

Рабочая программа по  живому миру  для 4 класса составлена на основе образовательной  программы для учащихся 0 и 1 – 4 классов специального коррекционного образовательного учрежде...

Адаптированная индивидуальная рабочая программа образования обучающихся с расстройством аутистического спектра (вариант 8.4.) «Развитие простых стереотипов продуктивной учебной деятельности и формирования навыка работы по алгоритму» на обучающегося 2 «Б»

Программа индивидуальных коррекционных занятий по развитию простых стереотипов продуктивной деятельности и умению работать по алгоритму разработана для обучающихся с расстройствами аутистического спек...