Статья "Эхо народной культуры в школе"
статья по чтению

Груздева Елена Владимировна

Статья об использовании материалов по народной культуре в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_eho_narodnoy_kultury.docx28.88 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов

 Груздева Елена Владимировна

Эхо народной культуры в школе.

 Вы когда–нибудь  кричали в лесу, слышали, как отвечает эхо. Так и народная культура через пословицы, сказки ,песни и предания передает нам духовно – нравственную  истину. «Собирайте наш фольклор, учитесь на нём, обрабатывайте его, - говорил А.М.Горький. Чем лучше мы будем знать прошлое, тем более глубоко и радостно поймём великое значение творимого нами настоящего». Сегодня наша страна особенно нуждается в людях высокого интеллекта и духовной культуры, поэтому в наше время важно возродить и укрепить культурные традиции русского народа.

Народная культура доступна всем, она легко понимается  всеми и вырастает из недр собственной культуры, народные идеи впитываются через материнскую колыбельную, бабушкину сказку, через мудрое слово поговорок и пословиц и дают нам  заботливых детей и достойных граждан страны, а также формируют духовный мир человека третьего тысячелетия.  Историческая  память народа, по словам Д. С. Лихачева,  «формирует нравственный климат, в котором живет народ. Она обогащает человека, она воспитывает эстетически. Культура - это деятельная память человечества, активно введенная в современность».

Конечно, в школе нет возможности выделить предмет «Основы народной культуры», но можно вводить фольклорно – этнографический материал на уроках русского языка, чтения, окружающего мира, ИЗО, истории, музыки. Наверное, настало время переосмысления теорий школьного детства, в своем опыте работы всегда выделяла  краеведение, но поняла, что это еще и связь с народной культурой края и страны. В последнее время воспитательные часы провожу с тематическим направлением краеведения и народной культуры, продумывая и составляя программы движения  по темам, стала привлекать родителей, специалистов  -  решила, будем дорастать с ребятами до нашего наследия.

Многогранная  работа в этом направлении возможна на уроках литературного чтения. Чтение в школьные годы Ушинский К.Д. рассматривал как способ постижения народной культуры, что видно в его  книгах «Детский мир» и «Родное слово». Большое внимание К.Д. Ушинский уделял разделу, посвященному истории России.

Сегодня учебники по литературному чтению Л.Ф Климановой, Л.А.Виноградской, В.Г. Горецкий  обогащены произведениями устного народного творчества. Дети изучают фольклорные произведения разных жанров. Считалки, дразнилки, скороговорки, загадки несут в себе нравственную идею. Они развивают мышление и память, учат анализировать предметы и явления окружающей действительности. Для себя точно определила, что на этих уроках важно соблюдать мелодичность, менять интонацию голоса, где это нужно, мимику, выдерживать паузу. Считаю самым ответственным раздел устного народного творчества и не только по содержанию, но и нравственно – духовным моментом воспитания.

Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок, былин. Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму. Сказки - своего рода нравственный кодекс народа, их героика - это хотя воображаемые, но примеры истинного поведения человека. В сказках выражено радостное приятие бытия - удел честного, умеющего постоять за своё достоинство человека. 

Работа над сказкой во многом проходит по определенному алгоритму. В зависимости от цели и задач, которые ставятся на уроке, работа может быть организована разными методами и приемами. Творческая работа является вершиной познавательной активности детей, реализовать творческие способности дети могут через чтение сказки по ролям, викторины, конкурсы рисунков, через творческие задания, например, отгадать сказочного героя по: чертам характера, репликам, описанию внешности очень нравятся детям. Собирая материал о работе со сказкой, понимаешь, что существует огромное количество методов и приемов работы со сказкой. Попробую назвать некоторые:

1.  Рассказывание. Интересным ходом является не простой пересказ текста, а воспроизведение его от первого лица. При этом можно предложить детям рассказывать от лица не главного, а второстепенного героя (или даже персонажа не этой сказки). Специфика фольклорной сказки в том, что она создавалась для рассказывания. Поэтому прозаические сказки пересказываются как можно ближе к тексту. Рассказывание должно быть выразительным.

2. Коллаж из сказок. Придумать сюжет новой сказки…

3. Сказки от «живых» капель и клякс. Кляксография. Дети глядя на кляксы видят образы. «На что похожа твоя или моя клякса?. «Кого или что она тебе напоминает?» - эти вопросы полезны, развивают мышление и воображение. Сюжеты в результате кляксографии, и образы от « живых» капель помогают сочинять сказки.

4. «Салат из сказок». Дробим сказки и выбираем из них героев, события, волшебство и т.д.

5. «А что было бы, если… ?». Давайте поразмышляем.

И еще множество форм из книги Д.Родари «Грамматика фантазии».

Важным, также является воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья способствуют приемы работы со сказкой:

  • найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;
  • сочинить длинное и в тоже самое время смешное слово, например, о лисе «длиннохвостая», «пушистохвостая», «хитроумная»….. т.д.

Формы работы со сказкой могут реализовываться в объеме умений, таких как:

  • умение видеть начало сказки - зачин и благополучный конец для хороших героев;
  • умение определить сказочное место и время действия; умение давать элементарную оценочную характеристику поведению персонажей; умение находить и называть волшебные предметы и волшебные существа. Ребята заводят словари зачинов, присказок, концовок  сказки: жил да был, стоит на перекрестке лесных дорог, «вот тебе сказка, а мне бубликов вязка»и т.д.

А в работе с пословицей использую следующие задания:

  • подобрать пословицы к рассказам, сказкам, чтобы выразить идею произведения;
  • подобрать близкие по значению пословицы разных народов;
  • оформить книжки - малышки с пословицами;
  • привести примеры из сказок, художественных произведений, которые можно было бы прокомментировать конкретной пословицей ;
  • собственные сочинения сказок, рассказов на заданную пословицу. 

Сказки звучат и на уроках русского языка. Особенно любимы орфографические сказки. Придумываю свои и использую материалы коллег. Например,  Сидоровой В. Е., 

Почему в названии месяца «январь» первой стоит буква Я?

Давным-давно Грамматик составлял из букв названия месяцев. Но его затруднил месяц ЯНВАРЬ. Грамматик не знал, какую букву поставить первой. У него было два варианта — либо эта буква будет Е, либо — И. Но тут из алфавита выпрыгнула буква Я и звонким голосом попросила у Грамматика разрешения стоять в этом месяце первой. Ведь он начинает каждый новый год. Грамматик сначала удивился, а потом ему идея понравилась, и он поставил букву Я первой. С тех пор в месяце «ЯНВАРЬ» первая буква Я.

Любят ребята и сами придумывать сказки. Сказка (отрывок), которую придумала  моя третьеклассница на уроке  русского языка.

Давно ли - недавно ли  мама Азбука учила дочек Ж и Ш:

-Ж и Ш вы должны быть твердыми, хоть и малыши. Но чтобы никто не догадался, что вы сильные и твердые всегда идите с буквой И, но говорите только твердо, тогда и жизнь жить широкою живинкой будете.

На уроках русского языка можно использовать тексты для списывания, для письма под диктовку о традициях и обычаях русского народа. Это развивает познавательный интерес учащихся, мышление, формирует учебные умения, связанные с развитием правильной и образной речи. . .

«По давно заведенному обычаю с Наума детей начинали учить грамоте. Более удобного времени для овладения азами чтения и счета крестьянину не найти, к тому же сам покровитель этого дня народными «языковедами» напрямую связан с учением: Наум от слов ум. Батюшка Наум, наведи меня на ум».(14 декабря).

Можно выписывать из текста слова с уменьшительно ласкательными суффиксами и продолжать ряд этих слов, слушая народных исполнителей.

Иди, котик, на торжок,

Купи, котик, пирожок.

Да сладенький,

Да румяненький.

Надо Оленьке отдать.

Оля съест и будет спать

Можно открыть  странички этимологического словаря, которые обязательно окунут нас в атмосферу жизни наших предков.

Например, берём слова с корнем -ЛАД-: ладиться, уладить, налаживать, ладошка, ладонь. Корень этих слов –имя славянской богини Лады -богини семьи, брака, плодородия.

Архаичные слова "ладуванье" ( гадание о женихах), "ладины" (свадебный сговор) помогут  рассказать о старинных обычаях, коснуться уклада жизни предков. В этом эпизоде урока можно вспомнить "Ладушки".

По крупицам собираю материал о народной культуре ,который  можно применять на уроках окружающего мира .

Большой помощник – народный календарь. Народный календарь  учит понимать природу, он  легко воспринимаются школьниками, радует их, заставляет вспоминать какие – то разговоры с бабушками, заставляет думать . На материале текстов из народного календаря провожу календарные  уроки, мы их называем месяцесловами. Оформляется  выставка книг о «текущем» месяце, стенды со стихами, иллюстрациями. Дети собирали материал у родителей, знакомых, подбирали литературу по этой теме, составляли месяцеслов.

К месяцеслову учим заклички, фрагменты календарных песен. Хотя заклички давно стали именно детским фольклором, но и сегодня в новогоднюю ночь кто - то распахивает дверь настежь и бросает за порог угощение – обычно кутью. При этом еще и зазывают мороз к себе в гости: «Мороз Васильевич, ходи кутью есть! Кутья  стоит на покути, а узвар пошел на базар!» Узнаем почему Мороз Васильевич. А отчество «Васильевич» мороз получил в этих закличках недаром – ведь «кормили» его накануне Васильева дня (1 января).Считалось, что такое «кормление» Мороза благотворно скажется на урожае следующего года. Мороз «погостит» ровно столько, сколько ему положено и «уйдет» восвояси. А весна будет ранняя, дружная.

 В календарных песнях человек обращался с призывом, просьбами, надеждами, задавал ей вопросы. Разговоры эти  были ласковыми и приветливыми: крестьянин называл весну красивой веснушкой, лето - тёплым летечком, траву - шёлковой, птиц - пташечками, жавороночками. 

И опять на уроках  возвращаемся к фольклорным жанрам. Играем в скороговорки «Дятел лечит древний дуб. Добрый дятел дубу люб»; собираем пословицы и поговорки и размышляем над ними: почему «Весенний день целый год кормит»; загадываем загадки. Великий русский педагог К.Д. Ушинский сказал о загадках, что они доставляют уму ребенка полезное упражнение, но загадки –это еще и эмоциональное воспитание чувств, и интерес к уроку, поэтому использую загадки при изучении каждого предмета.

 Вот, например, загадка к теме:    

 Без него человек не сможет дышать,

А деревья помогают его очищать.   (Воздух).

Или о зверьке-еже:

Лесом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами.

На уроках окружающего мира говорим о приметах, хотя о них упоминаем и на уроках литературы при изучении фольклорных жанров: поговорок, загадок, пословиц — последние очень близки к приметам.

Рассказываю ребятам эпизод об ученом : Однажды к великому датскому физику, нобелевскому лауреату Нильсу Бору пришел сосед, и застал его за странным занятием – Бор к своей двери прибивал подкову.

-«Неужели вы, ученный с мировым именем, верите в такую ерунду?» – спросил изумленный сосед.

-«Понимаете, – ответил Нильс, – подкова приносит счастье вне зависимости от того, верите вы в это или нет».

Затем мы размышляем: верил ли ученый, а верим ли мы в Деда Мороза? Потом ищем правду в приметах.

  • Деревья в инее — небо будет синее.
  • Сух январь — крестьянин будет богат.
  • Увидеть паука — к письму.
  • Просыпать соль — к ссоре.
  • Кошка лезет в печку греться — к холоду.
  • Месяц на "копытцах" — к холоду.
  • Звёзды зимой блестят ярко — к стуже.
  • Вороны и галки садятся на верхушки деревьев — к морозу.
  • Дрова в печи горят с треском — к морозу.
  • Зайцы держатся около жилья — к морозам.

К сожалению, немало того, что накапливалось веками, постепенно забывается, утрачивается. Так происходит и с народными приметами, которые, в отличие от других фольклорных жанров практически не исследованы, не описаны и даже, если не считать примет о погоде, не собраны. Ещё совсем недавно, во времена атеизма, вера в приметы считалась признаком отсталости, суеверия, неграмотности. Поэтому огромный эстетический потенциал народных примет до сих пор не изучен. Но приметы действуют и сегодня, удивляя своей глубиной и поэтичностью. Не говорю уже о пользе.

На календарном уроке или окружающего мира можно  отправиться в путешествие по стране лекарственных растений. До сих пор хранят старые люди в своей памяти тайны о силе различных трав. И здесь нас ждут увлекательные легенды и предания, а также исторические факты, связанные с лекарственными растениями. Ребята с удовольствием готовят рассказы от лица растения, ищут легенды, рассказывают о целебных свойствах.

На уроках изобразительного искусства говорим о народных промыслах, об орнаментах, украшавших одежду, о цветовой гамме, о символическом языке, в котором наши предки стремились выразить свою духовную связь с природой, свое семейное положение.

На уроках технологии школьники знакомятся с убранством русской избы, с элементами декоративно — прикладного искусства, через вышивку, различные виды росписей и гончарные изделия. На  уроках  музыкального воспитания  дети знакомятся с народными песнями, с хороводными песнями – играми.

 Использование народного творчества на  праздниках, на уроках через разучивание народных игр, хороводов, устных жанров мы придем к высокой воспитательной силе, о которой говорили К.Д. Ушинский, Л.Н.Толстой, В.А. Сухомлинский.  Хорошо зная  народные обычаи, обряды, традиции, К.Д. Ушинский пришел к выводу, что «мудрость предков – зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, так как оно является живым образцом в процессе развития.

Мы должны знать и помнить традиции своего народа и передавать нашим детям.

Нам  нужно возвращать  народную культуру в процесс воспитания, обучения  и вообще культуры, работая над этой темой поняла ,что  народная культура  системна, то есть многогранна и непротиворечива. Мне кажется, важно, чтобы приобщение к памяти о прошлом было нравственно формирующим, чтобы «постижение вчерашнего дня активно входило в день сегодняшний». Ведь не зря сказал В. С. Шефнер:

Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.


1.
https://www.syl.ru/article/308610/zagadki-pro-ogon-vodu-i-vozduh-dlya-detok-raznyih-vozrastov

2. http://www.hrono.info/proekty/rg/rgd012009_1.html

3. https://nsportal.ru/ekaterina-soloveva

4. https://www.maam.ru/detskijsad/seminar-praktikum-dlja-vospitatelei-novyi-vzgljad-na-staruyu-skazku.html

5. https://vsyamagik.ru/bytovye-primety-na-kazhdyy-den/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа ИСТОКИ ( духовно - нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры).

Большой и сложный мир окружает наших детей в наше время. В нашей школе обучаются дети из разных уголков Владимирской области. Большинство родителей наших учащихся заняты постоянным добыванием д...

Воспитание младших школьников средствами народной культуры

Я считаю, что одним из таких средств воспитания является народная культура. Она имеет познавательную развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции, он...

Учебно-исследовательская работа «Является ли народная игрушка проводником к русской народной культуре»

Тема:«Является ли народная игрушка проводником к русской народной культуре» Цель исследования:Пробудить интерес детей к русской народной  культуре.Задачи исследования:Познакомит...

Развитие языковой культуры с использованием элементов народной культуры и краеведческого материала

Слово- истина, нерукотворное хранилище исторической памяти. Слово связывает  все поколения.  Еще в первой половине 21 века В. Гумбольдт высказал  мысль, что «язык –  живая деятельн...

Статья "ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ НА МАТЕРИАЛЕ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ РОССИИ"

Данная статья определяет ориентиры в нравственно - патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры....

Мини –исследование учителя начальных классов МБОУ «Красноярская СОШ» Мугиновой Т.А. по выявлению уровня сформированности толерантности у младших школьников. Приобщение учащихся начальной школы к истокам народной культуры.

С каждым годом в школы приходит все большее количество детей разных национальностей. Это дети из семей беженцев, вынужденных переселенцев, жертв национальных конфликтов. Учителю важно донести до...

Программа интегрированного курса обучения по народной культуре "Народный календарь - месяцеслов"

Программа расчитана на изучение истории наших предков, их обычаев и традиций....