урок литературного чтения
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Калинина Елена Павловна

урок литературного чтения по теме "Сова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_lit_cht._sova.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: В.В. Бианки «Сова»

Цели:

 продолжить знакомство учащихся с творчеством В. Бианки; дать понятие о новом литературном жанре «познавательная сказка»; развивать навыки выразительного, осознанного чтения; обогащать их словарный запас; развивать умение анализировать поступки героев и текст; воспитывать бережное отношение к природе.

Ожидаемый результат:

учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию и по  началу текста, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; определять последовательность событий, пересказывать и отвечать на вопросы.

Оборудование:

портрет и книги В. Бианки; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:        

1. Продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки: познакомить с содержанием текста «Сова»; дать понятие о новом литературном жанре «сказки-несказки – познавательная сказка», закрепить знания об особенностях сказок.

2. Развивать речь учащихся, мышление, навыки выразительного и осознанного чтения; обогащать их словарный запас, умение анализировать поступки героев и текст.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, желание жить в содружестве с природой.

Оборудование:

  • выставка книг В.Бианки;
  • презентация  
  • карточки для построения «Цепочки взаимосвязи» (иллюстрации с изображением совы, коровы, мыши, клевера);
  • карточки с деформированным планом;
  • аудиозапись «Крик совы»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методические комментарии

Орг. момент.

Общая готовность к уроку.

Создание психологической обстановки.

- Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись мне. Подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь  все собрались вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.

Глубоко вдохните и выдохните…

Выдохните вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них.  Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

Речевая разминка

Для чего проводим? С какой целью? 

Повсюду: в лесу, на полянке,

В реке, на болоте, в полях-

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтешь

И лучше знакомых зверушек

Узнаешь, дружок, и поймешь.

Прочитайте стихотворение медленно.

Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

Прочитайте весело (с удивлением, восхищением, сожалением)

Прочитайте выразительно.

Развивают речевой аппарат.

Работают со стихотворением

Проверка домашнего задания

- С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

- Пересказ рассказа В.Бианки «Музыкант» по вопросам учебника стр. 145

Актуализация знаний

Что объединяет все произведения В.В.Бианки?

- Эту взаимосвязь природы и человека показал в следующем своем произведении В.В.Бианки.

Как называется это произведение, вы узнаете, отгадав загадку.

У неё глаза большие,

Хищный клюв – всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днём.

Бианки пишет о природе, изучает её, раскрывает читателям её тайны. Нужно вчитываться в его сказки и рассказы так же, как всматриваешься в природу, чтобы в обычном увидеть необычное. В природе все взаимосвязано, никто не имеет права нарушать это равновесие.

 

 Сообщение темы и цели урока

Итак, какое произведение вы будете сегодня читать? Кто автор?

 - Тема нашего урока «В.В.Бианки «Сова». Какая нам предстоит работа?

-Что вы знаете о сове?

 Девочки приготовила нам небольшие сообщения. Сова — ночная хищная птица. Живет чаще в смешанных и хвойных лесах. Охотится  ночами, преимущественно на мышевидных грызунов. Гнездится в брошенных гнёздах других птиц, например, ворон. Осенью совы улетают на запад, а их место занимают северные гости.

- Будем читать произведение, отвечать на вопросы к тексту, будем учиться анализировать текст, высказывать своё отношение к прочитанному, работать над вдумчивым и осознанным чтением вслух и про себя, пересказывать.

Подготовка к восприятию нового материала.

Чтение слов (запись на доске):

от-ча-ян-ная – отчаянная;

хо-ро-нишь-ся – хоронишься (прячешься, таишься);

сто-ро-нишь-ся – сторонишься;

рас-сер-ди-лась – рассердилась;

пе-ре-кли-ка-ют-ся – перекликаются;

за-гля-ды-ва-ют – заглядывают;

стар – старик – стариковом.

«Словарная работа»

Как можно заменить слова и выражения?

Утекает

 

убегает.

Кормовистый

 

клевер, предназначенный для корма скоту.

Цветень

 

пыльца, мельчайшие жёлтые зёрнышки.

Хорониться

 

прятаться, таиться.

Раздолье

 

много места.

Как бы худа не вышло

 

как бы беды не было.

Чай белить

 

добавлять молоко в чай.

Пойло

 

питательное питьё для скота.

Первичное знакомство с текстом

- О чём, по-вашему, это произведение?  Проверим ваши предположения.

Первичное чтение.

Чтение текста учителем.

- Понравилось ли вам это произведение?  

-Что хотел сказать Бианки, написав этот рассказ? (Чтобы легче было ответить, проводится игра «Закончи предложение».  

-Старик обидел … (сову).

-Сова перестала ловить…(мышей).

-Мыши начали разорять гнезда у …(шмелей).

-Шмели перестали опылять …(клевер).

-Без клевера похудела …(корова).

-Корова стала мало давать …(молока).

-Нечем стало забеливать чай …(старику).

Получился круг.

Дети: Автор хотел сказать, что все должны жить дружно, помогать друг другу.

 

- Ребята, а почему текст назвали «Сова»?

- Можно ли ему дать другое название? Какое?

Чтобы ответить на эти вопросы, я попрошу вас еще раз прочитать это произведение самостоятельно.

Отвечают на вопросы

Знакомство с новым литературным жанром «познавательная сказка». Постановка проблемного вопроса. Выборочное чтение сказки детьми, анализ текста.

- Скажите, сказку или рассказ мы читаем?

- К какому виду сказок отнесете эту сказку? (Сказка о животных.)

- Вы знаете, что бывают народные сказки. А какая это сказка? (Литературная, авторская.)

Да, это сказка. А ещё В.Бианки называл свои истории «сказки – несказки». Как вы думаете, почему? (В ней есть сказочное и не сказочное.)

Вывод: правильно, сказки-несказки рождаются как ответ на детские «почему?». Отсюда и такие названия произведений: «Отчего у сороки такой хвост?», «Чьи это ноги?». Некоторые из них вы видите на выставке.

- Какие вы уже читали?

Все эти книги - из нашей библиотеки. На перемене посмотрите их, полистайте и, если захотите прочитать, возьмете их в библиотеке.

Давайте уточним, какие сказочные приемы использовал автор? Докажите примером из текста (выборочное чтение).

Сказочное в тексте:

Сова наделена человеческими качествами

Разговаривает

Рассердилась

Предупреждает старика

Реальное:

Совы поедают мышей – научный факт

Шмели опыляют клевер (с цветка на цветок переносят пыльцу)

Мыши разоряют гнезда шмелей

Корова питается клевером и дает молоко

Вывод: со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин, присказки, повторы, звери разговаривают, с ними происходят какие-то приключения, но они содержат также массу достоверного и правдивого, познавательного материала о природе, поэтому их называют – несказки. Ведь попутно читатели узнают о повадках животных, явлениях природы. Такой материал, из которого мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называется познавательным. Таким образом, Виталий Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку.

Физкультурная минутка «Сова».

В лесу темно,
Все спят давно. (Дети изображают спящих.)
Все птицы спят...
Одна сова не спит,
Летит, кричит. (Дети делают взмахи руками.)
Совушка-сова,
Большая головой. (Изобразить большой круг руками.)
На суку сидит, (Присесть.)
Головой вертит, (Сделать повороты головой вправо, влево.)
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит. (Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)

Закрепление усвоения содержания сказки.

Ответы найти по тексту сказки.

1. Работа по 1 части (чтение по абзацам)

- Почему сова рассердилась на старика?  

Фраза «Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься» – это сказочное или так и есть в природе? (Так и есть в природе: сова охотится ночью.)

2. Чтение 2 части по цепочке.

- Что же произошло, когда сова перестала летать на луг?

- Что стали делать мыши? («Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят».)

- Можно ли это предложение назвать сказочным? (Нет.)

- Что мы узнаем о природе из этого предложения?

- На кого охотятся мыши? (На шмелей.) Как? (Ищут их гнёзда.) Где у шмелей гнезда? (В земле.)

- Почему шмели нужны лугу? А что познавательного мы узнаём из фразы «Что от них толку: ни мёду, ни воску, - волдыри только»? (Что шмели не делают мед, как пчелы, и воску у них нет.) Какую пользу они приносят? (Цветень с цветка на цветок переносят.)

3.Чтение 3 части по выбору.

- Что произошло с клевером на лугу?

- Почему шмели нужны лугу?

- Шмели очень любят мед из цветков клевера. Хоботок у шмелей очень длинный и они легко берут сок (взяток) с клевера. Растения хорошо цветут и бывают сочными.

- Кому был необходим клевер? Почему?

-Что произошло с коровой?

- Что же мы с вами еще узнаем полезного, познавательного? Что нужно корове для того, чтобы ее молоко было жирным, вкусным? (Питательный клевер.) Какой приём здесь использует Бианки?(Сравнение – травы с кашей).

4. Чтение 4 части по ролям.

Что же пришлось сделать старику?

5. Чтение 5 части по цепочке.

- Простила старика сова? (Да, ей тоже плохо без его мышей.)

- Какая фраза повторяется на протяжении всей сказки? («Хо-хо-хо, Старик!»)

- Как вы думаете, почему Сова говорит именно так? (Похож на крик совы.)

Прослушивание аудиозаписи «Крик совы»

Работа над усвоением смысла прочитанного.

У вас на партах листочки. – Выделите пословицу из этих предложений.

1. Сова – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком.

2. Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

3. Была здорова, стала тощать, стала сбавлять молока.

- Объясните её значение.

- Как вы думаете, можно ли эту пословицу назвать главной мыслью текста?

- Как вы думаете, кто из героев нравится больше самому Бианки и почему: Сова или Старик? (Сова, она понимает связи в природе, понимает, что они со Стариком друзья.)

Построение «Цепочки взаимосвязи» и объяснение значения каждого звена в этой цепочке.

- Какая связь между чаем с молоком и совой? (Выслушиваются ответы учащихся.) На первый взгляд, никакой. Но это только на первый взгляд. Через сказку В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к природе зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества. Попробуем восстановить эту цепочку. Работа по карточкам в парах. Проверка по слайду.

Работа над выразительностью чтения.

Чтение по ролям. Прочитайте диалог старика и совы в начале сказки.

- С какой интонацией будете читать слова старика?

- Найдите 3 предупреждения совы. О чём предупреждает сова? Докажите словами из текста. (1. Шмели с луга летят. 2. Некому переносить Цветень с цветка на цветок. 3. Не родится клевер на лугу.)

- Как бы вы прочитали слова совы? Зачитайте, показав голосом: строго, с мольбой, с насмешкой, с угрозой, с возмущением, с досадой.

Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Подготовка к пересказу сказки по плану. Восстановление деформированного плана.

(Карточки с деформированным планом.)

Рассердилась сова.

Молока у Коровы мало.

Шмели на чужих лугах гуляют.

Простила Сова Старика и полетела на луг мышей ловить.

Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут.

Пошел Старик Сове кланяться.

Взаимопроверка.

Подведение итогов.

- Над каким произведением работали?

- Какого жанра? Какова главная мысль сказки?

- А как вы, дети, можете помочь природе?

Оценка за работу на уроке.

- Молодцы, мы многое успели сделать на уроке, вы хорошо активно работали. И наша мудрая Сова дарит вам вот эти «улыбки». Почему они улыбаются? (у них хорошее настроение)

Домашнее задание.

Выберите себе домашнее задание:

1. Подготовить пересказ сказки от имени деда или совы по выбору.

2. Чтение по ролям.

3. Попробуйте себя в роли художника: нарисуйте иллюстрацию к сказке.

Рефлексия.

Закончите предложения:

«Сегодня я узнал ….»

«Было интересно ….»

«Урок дал мне для жизни…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...