Л.Толстой "Лучше всех" конспект открытого урока
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Мирошниченко Лариса Ивановна

конспект открытого урока оп  произведению Л.Н.Толстого "Лучше  всех"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolstoy_otkrytyy_urok.docx41.8 КБ

Предварительный просмотр:

Класс

2-в класс II отделение

Дата

2 марта 2018 г

Учитель

Тасина М.А.

Предмет

Литературное чтение

Тема урока

Л.Н. Толстой "Лучше всех"

Тип урока

Урок получения новых знаний.

Цель урока

Уточнять и обобщать знания о празднике 8 марта.

Развивать связную речь обучающихся и навыки плавного слогового чтения.

Задачи урока

Образовательные:

  1. Расширять и уточнять значения слов по данной теме, обогащать словарный запас обучающихся на материале урока.
  2. Формировать навык беглого, осознанного, правильного и выразительного чтения.
  3. Учить осмысливать прочитанное произведение.
  4. Уточнять знания детей о празднике 8 марта.
  5. Учить определять тему и главную мысль рассказа.
  6. Учить участвовать в речевой коммуникации, развивать навыки ведения диалогической речи.
  7. Формировать мотивационную основу читательской и литературно-творческой деятельности обучающихся.
  8. Продолжать обучать учащихся составлять самостоятельные высказывания (рассказ о маме) на основе личных впечатлений, используя опорные схемы и слова.
  9. Учить строить оценочное суждение о прочитанном рассказе.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к чтению.
  2. Воспитывать чувство сопереживания.
  3. Учить совместной деятельности.
  4. Развивать умение слушать товарища при ответе.

Коррекционные:

  1. 1. Развивать связную и разговорную речь обучающихся, внимание, фонематический слух.
  2. 2. Развивать слуховое восприятие на материале урока.
  3. 3. Исправлять ошибки в произношении обучающихся.
  4. Учить оформлять ответы фразой.

Развивающие: 

1. Развивать умение анализировать и обобщать, выделять главное, сравнивать.

2. Обогащать словарный запас обучающихся.

Здоровьесберегающие:

1. Беречь здоровье детей.

2. Использовать здоровьесберегающие технологии: проводить 2 физминутки за урок; использовать пальчиковую и зрительную гимнастики, следить за осанкой детей при чтении.

Методы обучения

Практический; словесный; наглядно – иллюстративный.

Формы организации познавательной деятельности

Фронтальная, индивидуальная.

Средства обучения

Учебник, картинки, фотографии и рисунки мам, опорные таблицы и речевые клише.

Умения

Личностные результаты:

  • личностные УУД: формировать ценностное и уважительное отношение к совместной познавательной деятельности, уважительное отношение к своей маме.

Метапредметные результаты:

  • регулятивные УУД: целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи, планирование действий в соответствии с задачей, контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
  • познавательные УУД: умение анализировать объекты с целью выделения признаков; умение находить, сравнивать, классифицировать на основе существенных признаков; подведение под понятие;
  • коммуникативные УУД: развитие устной речи, монологической и диалогической речи; умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, сотрудничество с учителем.

Предметные результаты: 

Уметь читать рассказ, отвечать на вопросы по содержанию, выполнять словарно-стилистические упражнения, составлять словесный портрет своей мамы.

Планируемый результат

Правильно, слитно, выразительно читать рассказ.

Уметь отвечать на вопросы, используя словарь.

Составлять рассказ о своей маме.

Основные понятия

Международный женский день, праздник, профессия, внешность мамы.

Метапредметные связи

Литературное чтение, изобразительное искусство, ознакомление с окружающим миром, развитие речи

Печатные пособия:

Чтение и развитие речи. О.А. Красильникова

 Учебник для 2 класса спец. корр. образоват. учр. II вида, М., Владос, 2009

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс 2 отделение

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

I Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

- Какой сейчас урок?

-Проверьте  готовность  к  уроку.

Начнем как всегда с разминки:

Боря Ире дал ириску,

Ира Боре барбариску.

- Какой жанр использовали в разминке?

- Назовите рифмованные слова.

- произнесите эту скороговорку медленно, быстро, тихо, громко, грустно, радостно, взволнованно.

Подготовка класса к работе.

На уроке надо внимательно слушать учителя и товарищей, исправлять ошибки товарища, правильно говорить

Личностные: самоопределение.

Создание ситуации успеха.

II Актуализация знаний.

А) Обобщение  изученного  материала

Б) Мотивация к деятельности.

-Какой большой раздел мы закончили?

-К нам пришла Мудрая сова, которая принесла нам новое интересное задание. Отгадав его, мы узнаем название нового раздела. Отвечаем на вопросы, берем из ответа одну букву.

- Какой жанр входил в данный раздел?

- Как звали в сказках Лиса?

- На какую букву заканчиваются имена мышат в сказке «Колосок»?

- Какое отчество у героя сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка, который жил в воде?

- На какое дерево залез поросёнок, испугавшись волка?

- Какое слово можно составить из полученных букв? СЕМЬЯ

-Какая цифра и буква спрятались в это слово?

 (Слайд 3)

сказки  С

Миккель М 

Круть, Верть Ь

Ершович Е 

яблоня Я 

СЕМЬЯ

7 Я 

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные:         постановка вопросов.

III Постановка учебной задачи.

А) Беседа по содержанию

Б) Работа  в  парах

Урок литературного чтения во 2 классе 

УМК «Начальная школа 21 века» 

Тема урока: Л.Н. Толстой «Лучше всех» (быль) 

Цель: создать условия  

- Что означают эти удивительные семь Я?

-Что  такое  семья?

В словаре С.И. Ожегова семья - это группа родственников, живущих вместе. (Слайд 2)

-Что  общего  у  людей,  которые  живут  вместе?

- Какие  традиции  есть  в  вашей  семье?

– О чём мы будем говорить на уроке?
– Верно. Мы будем говорит о семье. 

-Откройте  учебники  и  скажите,  какой  раздел  мы  будем  изучать?
– Тема нашего раздела: 
«Семья и я»

 Семья играет большую роль в жизни каждого из нас. Русский народ сложил много пословиц о семье, о семейной жизни, сказок, рассказов и стихотворений.

–Какие  произведения  будем  читать  в  этом  разделе?

 Сейчас мы поработаем в парах. Каждая парта из предложенных пословиц выберет только те, которые относятся к теме «Семья».

(Последняя пословица «На что и клад коли в семье лад»)

Словарная работа:

- Все ли слова вам понятны в этой пословице?

(Лад – согласие)

Объяснить значение данных слов.

Семья  это группа  людей,  у  которых  общие  интересы,  традиции.

Традиции,  интересы, общее ведение  хозяйства.

О  семье.

Раздел  о  семье.

Читают  название произведений.

Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Л.Н. Толстого «Лучше всех».

стр.123

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные:         постановка вопросов.

Общеучебные:            самостоятельное формулирование темы урока.

Познавательные УУД (логические): анализ объектов с целью выделения существенных признаков.

Б) Чтение трудных слов

- Будем читать рассказ, но сначала прочитаем трудные слова.

- Будем читать трудные слова из рассказа.

На доске:

за-блу-ди-лась      заблу-дилась   заблудилась

маленькая девочка

народ

сквозь слёзы

лучше всех

Ученики читают слова

Познавательные УУД

( работа с опорными таблицами).

IV Изучение нового материала.

А) Знакомство с  автором  произведения

Б) Чтение рассказа учителем

В) Составление  модели  обложки

Г) Чтение  рассказа  по  цепочке. Словарная работа

-Что вы можете сказать о Л.Н.Толстом?

-Сегодня я хочу вам рассказать ещё один очень удивительный факт из жизни Толстого. У Льва Николаевича была очень большая и дружная семья. (Слайд 5) Однажды его спросили: что нужно для счастья? «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям». (Л.Н. Толстой). Писатель рано потерял и мать и отца. И в его сердце на протяжении всех лет жизни жила тоска по матери: «…Целый день тупое, тоскливое состояние… Хотелось, как в детстве, прильнуть к любящему, жалеющему существу и … быть утешаемым. Но кто такое существо, к которому бы я мог прильнуть так? Перебираю всех любимых мною людей – ни один не годится. К кому же прильнуть? Сделаться маленьким и к матери, как я представляю ее себе. Да, да, маменька, которую я никогда не называл еще, не умея говорить. Да, она, высшее мое представление о чистой любви, - но не холодной, божеской, а земной, теплой, материнской. К этой тянулась моя лучшая, уставшая душа. Ты, маменька, ты приласкай меня. Все это безумие, но все это правда». (Слайд 6)

- Сегодня мы будем читать  произведение, которое называется "Лучше всех".

- Как вы думаете, о чём или о ком будет это  произведение?

- О ком или о чём можно сказать лучше всех?

- Я буду читать рассказ, а вы слушайте и следите, потом будете отвечать на вопросы о ком рассказ, о чём рассказ.

Учитель читает рассказ, ученики следят.

- Как вы думаете, что за произведение по жанру?

- Что означает слово быль?

Быль – это рассказ о том, что было или бывает на самом деле.

Составим модель  обложки.

- О ком же этот рассказ?

- О чём рассказ?

- Прочитаем  рассказ  по  цепочке.

- Читай первое предложение, ...

- Что такое толпа?

- Заблудилась, как сказать по-другому?

- Читай второе предложение, ...

- Бегает, кричит, как сказать по-другому?

- Читай третье предложение, ...

- Что такое народ?

- Как сказать по-другому: Какая же твоя мама?

- Читай четвёртое предложение, ...

- Что значит: сквозь слёзы говорит?

- Разве, как сказать по-другому?

- Читай пятое предложение, ...

- Как сказать по-другому: лучше всех

Лев  Толстой – писал  произведения  для  детей,  основал  первую  школу  для  бедных,  издал  первый  букварь.

«Лучше  всех»

Этот  рассказ  будет  о  маме.

Такие  слова  можно  сказать  только  о  маме.

Быль.

Быль – это рассказ о том, что было или бывает на самом деле.

Этот рассказ о девочке и маме.

Этот рассказ о том, как маленькая девочка потерялась, заблудилась

Толпа - это большое скопление людей.

Заблудилась – потерялась.

Плачет, зовёт свою маму.

Народ - люди

Народ спрашивает - люди спрашивают

Какая же твоя мама? - Как выглядит твоя мама?

сквозь слёзы говорит - плачет и говорит  одновременно

разве - неужели

лучше всех - самая хорошая

Познавательные УУД

(информационные: поиск нужной информации, работа с опорными таблицами, умение ориентироваться в тексте).

Коммуникативные: 

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Познавательные УУД (логические): установление причинно-следственных связей.

Регулятивные: 

контроль, оценка, коррекция произношения при чтении.

Д) Словарно-стилистические упражнения

- Будем выполнять задание.

- Я буду читать предложения из рассказа, а вы скажите своими словами.

1. На улице в толпе заблудилась маленькая девочка.

2. Народ спрашивает у неё: «Какая же твоя мама?»

3. А девочка сквозь слёзы говорит: «Разве вы не знаете? Моя мама та, что лучше всех».

- Следующее задание. Послушайте предложение.

(Ходит, плачет, зовёт свою маму.)

- Найдите и прочитайте, как об этом говорится в рассказе?

Ученики отвечают своими словами, опираясь на словарь на доске:

1. На улице в толпе потерялась маленькая девочка.

2. Люди спрашивают у неё: «Как выглядит твоя мама?»

3. А девочка плачет и говорит: «Неужели вы не знаете? Моя мама самая хорошая».

Бегает, кричит, ищет свою мать.

Познавательные УУД

(информационные: поиск нужной информации, работа с опорными таблицами, умение ориентироваться в тексте).

Коммуникативные: 

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Познавательные УУД (логические): установление причинно-следственных связей.

Г) Самостоятельная  работа.

- Прочитайте  текст  про  себя  и  разделите  его  на  части.

Сколько  частей  у  вас  получилось?

-Прочитайте  каждую  часть.

Прежде  чем  читать  выразительно, найдите  слова,  передающие  состояние  девочки.

-Передайте  при  чтении  состояние  девочки.

1часть – узнаем,  что  девочка  потерялась

2 часть – узнаем, как  ведёт  себя  девочка

3 часть – узнаем, что  говорит  девочка

Познавательные УУД (логические): анализ объектов с целью выделения существенных признаков.

Коммуникативные: 

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

умение выражать свои мысли.

Закрепление нового материала.

А) Работа  в  группах

Б) Синквейн

В) Работа  с  пословицами.

Г) Решение  проблемы.

Д) Выставка  книг  о  маме

Е) Творческая  работа

- Если бы вам пришлось описывать

маму, что бы вы описали?

-А сейчас я предлагаю вам поработать в группах.

Вам надо разбиться на 4 группы и написать на листочках ответы. 

 (По 1 человеку из группы читают у доски.)

-Поднимите  руку  те, кто считает, что это описали его маму.

-Почему так получилось?

-Если людям кто-то или что-то очень нравится,

что они делают?

-Сейчас и мы попробуем написать в честь  мам  стихи. (Слайд 10)

Синквейн (Слайд 11)

Русский  народ  в  честь  мам  создал  много  пословиц.

-Найдите  среди  данных  пословиц – пословицы  о  маме. (Слайд 12)

- У меня в запасе есть ещё пословица.

Мать высоко руку подымет,

да не больно опустит.

- Как вы понимаете её  смысл?

 (Слайд 13)

-Решите  проблему.

Мама не наказывает,

но мама наказывает.

-Если  мы  затрудняемся  объяснить  смысл  слова,  что  мы  делаем?

-  О  маме  написано  много  книг.

Я к вам обращаюсь товарищи дети.

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома.

Читайте  всю  жизнь,  набирайтесь  ума!

В  честь  мамы  можно  писать  картины.

-Чего  не  хватает  на  этой  картине?

-Свою  любовь  можно  выразить,  даря  цветы.

На  цветке  напишите  слово - самое  лучшее,  которое  вы  хотели  бы  посвятить  своей  маме.

Глаза,  взгляд,  улыбка,  волосы,  руки.

Для каждого человека

мама – самая лучшая, каждый любит свою маму

Воспевают

Мать,  наказывая  своих  детей,  никогда  не  причинит  им  боли.

Необходимо  обратиться  к  толковому  словарю

Цветов.

Самая мудрая, сказочная,  необыкновенная, мамуля,  самая нежная, прелесть, звёздочка  моя,  богиня.

Регулятивные: 

контроль, оценка, коррекция произношения при чтении.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; 

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

V Рефлексия деятельности.

Учитель организует рефлексию.

- Что мы делали сегодня на уроке?

- Что вам понравилось делать на уроке?

- Что вы делали с удовольствием?

- Что нового узнали?

- Чему научились?

- Домашнее задание - читать рассказ, отвечать на вопросы,  составить  рассказ  о  семье.

- Урок закончен.

Ученики осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; 

Личностные: самоопределение

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия

Личностные:смыслообразование.

Что нового узнали?

Что на уроке понравилось?

С какими трудностями столкнулись?

Что захотелось сделать после урока?

Оцените каждый свою работу сегодня на уроке.

- Сегодня на уроке я узнал ….

- Сегодня я сумел …..

Молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...