Литературное чтение 3 класс. К.Г.Паустовский "Теплый хлеб"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Шморгун Татьяна Владимировна

К.Г.Паустовский «Теплый хлеб». Литературное чтение 3 класс. УМК «Планета знаний» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение 3 класс

Тема урока: К.Г. Паустовский «Теплый хлеб».

 

Цели урока:

  1. начать знакомство со сказкой К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»,
  2. формировать умения определять главную мысль произведения, объяснять поведение персонажей, определять их внутреннее состояние,
  3. формировать представления о нравственных и безнравственных поступках,
  4. побуждать учащихся к самоанализу.

Характеристика учебной деятельности учащихся: определять внутреннее состояние персонажей, отношение автора к ним, обосновывать своё отношение к герою, работать с аппаратом книги, участвовать в диалоге, создавать письменные ответы на вопрос.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя. Определение цели урока.

1) Актуализация знаний.

Слайд 1. Портрет К.Г.Паустовского.

- Вам знаком этот человек?

- Какие произведения этого автора вы читали? О чем они? («Заячьи лапы», «Барсучий нос», «Первый снег», «Кот-ворюга).

Константин Георгиевич Паустовский (1892 – 1968) – человек, который любил природу, знал ее; писатель, который очень серьезно относился к творчеству.  «Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги»,- говорил Паустовский.

Слайд 2. Цитата

2) Размышления над цитатой Паустовского.

- Что значит уметь читать? (Понимать прочитанное, читать внимательно.)

- Кого можно назвать умным, добрым и верным другом? (Того, кто поможет, подскажет, не оставит в беде.)

- Для кого книга может стать другом? (Только для того, кто внимательно читает, задумывается над прочитанным).

 3) Обобщение учителя. Определение цели урока. (Слайд 3)

Чтобы книга стала хорошим другом, необходим труд и писателя, и читателя. Мы с вами как читатели должны быть чуткими и внимательными к слову писателя, только тогда книга сможет подсказать и дать добрый совет. Сегодня мы начинаем знакомство со сказкой К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Сказка была написана в 1954 году и впервые напечатана в детском журнале «Мурзилка». Знакомясь со сказкой «Теплый хлеб», будем читать внимательно, задумываясь над каждым словом, чтобы понять советы автора.

2. Словарная разминка.

   1) Каким бывает хлеб? Продолжите список слов:

Хлеб – ароматный, горячий, …

  1. Подберите синонимы к словам: ПОСМОТРЕТЬ, РАССМОТРЕТЬ, ВЫСМАТРИВАТЬ, ЭНЕРГИЧНО, КОРМИТЬ, ВЫКОРМИТЬ.

 (В случае затруднения дети обращаются к словарику в конце книги) (Спрашиваю прочитать тех, кому трудно самому подобрать синоним)

3. Комментированное чтение сказки.

   1) Чтение вслух первого абзаца.

- Когда происходят события? (В годы войны).

- Где происходят события? ( В деревне Бережки).

   2) Первое знакомство с героями. Работа в парах.

  Чтение вслух до слов «да ну тебя надоела» (С.17-18)

- Назовите героев сказки. (Конь, Панкрат, Филька).

- Что автор говорит о каждом герое? Расскажите, используя слова и выражения из прочитанного текста. (Дети выбирают карточку с именем героя и в паре готовят рассказ о герое)

1. Конь был ранен во время войны, труженик, терпеливо выполнял тяжелую работу, помогал мельнику Панкрату, все жители деревни считали своим долгом заботиться о нем.

 2. Панкрат – мельник, живет в стороне от людей (мельница обычно находилась на краю деревни или в стороне от нее), умный и проницательный («быстрые глаза»), из-за этого, наверно, его и считали колдуном. Мало разговаривает, много работает. Видит человека насквозь.

2. Филька – молчаливый, недоверчивый мальчик, был неласковым, даже свою бабушку называл бабка, ни с кем не дружил, ему дали прозвище «Ну Тебя».

- Как это прозвище характеризует героя? (Фильке наплевать на сверстников, на старших, он думает прежде всего о себе). 

3. Физкультминутка.

4. Работа с текстом.

1) Чтение вслух 1 части.

- Дальше мы с вами узнаем, какие удивительные дела случились в Бережках.

2) Анализ прочитанного.

- Как Филька обидел коня?

 (Наотмашь ударил коня по губам, то есть сильно размахнувшись, обозвал дьяволом и христарадником.)

- На Руси христарадниками называли людей, которые просили милостыню: «Подайте Христа ради». Оскорбительным это слово не считалось, подавали кто сколько мог, проявляя жалость и доброту.

- Почему Филька так поступил? (Потому, что конь помешал ему есть хлеб, а Филька не привык думать ни о ком кроме себя).

- Как бабушка объяснила, отчего же стрясся мороз? Найдите в тексте.  (От злобы людской. Завёлся дурной человек, обидчик и сотворил злое дело)

5. Работа в тетради. (С 11, №3)

- Напишите, как вы понимаете слова Филькиной бабушки, сказавшей, что злой мужик «умер от охлаждения сердца». Почему она не сказала просто, что он замёрз?

(Мужик был злой, он обидел старого солдата, сердце у него было жестокое.

Мужик совершил плохой поступок.

Бабушка хотела, чтобы Филька исправил свою ошибку)

6. Работа с иллюстрацией (с.19)

- Рассмотрите иллюстрацию. Какие слова из текста могли бы стать подписью к ней?

(Ревела, обезумев метель, и сквозь её рёв Филька слышал тонкий и короткий свист, - так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьёт им себе по бокам.

 Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег.)

5. Подведение итогов урока.

- К чему привёл Филькин необдуманный поступок?

(Обидел раненого коня.

Мело и хлестало, ревела, обезумев, метель, а потом ударил сильный мороз)

Замерзли колодцы, мельница не могла работать, люди остались без хлеба.)

- Понял ли Филька свою ошибку? (Да. Он спросил у бабушки совета, что же теперь делать, значит, он задумался)

- Какой совет дала бабушка Фильке? (Надеяться надо, поправит дурной человек своё злодейство)

- Ребята, запомните, что каждый человек несёт ответственность за свои поступки и слова. Иногда ваши слова и поступки могут повлиять на окружающих людей, могут обидеть их и навредить им. Поэтому, прежде, чем что-то сделать, подумайте о том, что будет потом.

 6. Домашнее задание.

  1. Дочитать сказку.
  2. Озаглавить части (с.11, № 4)

   3) Задания по выбору и желанию учащихся.

а) Подготовить пересказ, близкий к тексту «Рассказ бабки о древней истории».

б) Найти реальные и сказочные события в произведении.

7. Выставление оценок.

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.

Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...

Методическая разработка урока по литературному чтению по произведению Паустовского "Теплый хлеб".

Тема:Слушание и работа с книгами К.Г.Паустовского. Дополнительное чтение «Теплый хлеб» Тип урока:Урок изучения нового материала...