План-конспект урока по чтению на тему: И.Суриков стихотворение "Детство"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Мацукатова Светлана Робертовна

Разработанный конспект соответсвует требованиям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_01.10.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:И.Суриков ,стихотворение «Детство»

Цель:познакомить учащихся с содержанием стихотворения И.Сурикова «Детство»

Задачи:

1)совершенствовать технику чтения чтению стихов;

2)развивать память,речь,мышление,воображение;

3)воспитывать любовь и интерес к предмету «литературное чтение»  на основе разнообразных форм работы.

Тип урока:комбинированный

Оборудование:учебник,презентация.

Дата проведения:01.10

Место проведения:МОУ СОШ № 22

Ход урока

Этап

Время

Деятельность учителя(студента)

Деятельность учеников

1.Орг.момент

Здравствуйте.Садитесь.Меня зовут Светлана Робертовна,сегодня я проведу у вас урок чтения.Мы познакомися с новым поэтом,а с каким вы узнаете позже.

А начнем мы наш урок с речевой разминки,а проведем мы его для того,чтобы разогреть наш речевой аппарат и хорошо читать на уроке новое произведение.

На доске написаны гласные буквы,  мы должны их прочесть на распев.Сели ровно,руки на колени,ноги поставили ровно. Делаем вдох, на выдохе произносим буквы приготовились, начали:

И – э – а – о – у- ы

Теперь произносим слоги  отрывно

Приготовились, начали:

Си- сэ -са- со – су- сы

 а теперь давайте эти же слоги прочитаем на распев:

си- сэ- са- со- сы.

 Теперь давайте прочитаем эту чистоговорку не торопясь приготовились, начали:
Са, са, са вот бежит лиса.
Со, со, со лиса катит колесо.
Су, су, су в лесу видел я лису.
Сы, сы, сы хвост красивый у лисы.

А теперь давайте попробуем прочитать с вопросительной интонацией. Кто хочет прочитать первую строчку? Ребят, а еще можно интонацию поставить на другие строчки (показываю)

2.Проверка д.з.

Ребята,недавно вы познакомились со стихотворением А.А.Фета  «Зреет рожь над жаркой нивой»,кто может ответить на вопрос «Что же изобразил поэт в этом стихотворение?»

Откроем учебники на странице 65 учебника.

Прочитаем это стихотворение выразительно.Кто будет читать?

3.Сообщение темы урока

Сегодня на уроке мы познакомимся с таким поэтом как Иван Захарович Суриков,прочтем одно из его стихотворений,которое называется «Детство».

4.Работа по теме урока

Рассказ об авторе.

Иван Захарович Суриков родился  25 марта 1841 года в небольшой деревушке Новоселово.

Отец его  работал в

Москве ,изредка навещал оставленную в деревне семью.

Детские годы,самые счастливые в своей жизни,будущий поэт провел на

 природе. Заботились  о нем бабушка и мама

В 8 лет Суриков переезжает в Москву

 к отцу. Шумная городская жизнь не понравилась мальчику поэтому он еще

 

           больше «закрылся» в себе, стал тихим

                   и запуганным.

С 10 лет обучался грамоте и пристрастился

 к чтению,но отец не поощрял занятий сына

и определил его за прилавок.

Суриков старший хотел искоренить

склонность сына к чтению.

.Вскоре его смутное влечение к поэзии выразилось в

виде стихотворения, сочиненного под сильным впечатлением от пожара, произошедшего в их жилище.

После этого он даже ушел из отцовской лавки, чтобы жить самостоятельно. Ему пришлось работать переписчиком бумаг, типографским наборщиком, торговать углем и железом. Однако вскоре он был вынужден вернуться к отцу, чтобы снова заняться торговлей.

Несмотря на житейские трудности, Суриков продолжал много писать.

До конца жизни Суриков не мог выбраться

из нищеты. Умер рано,в мае 1880 года от

чахотки.(Ему было 39 лет) Без ложного пафоса можно

утверждать, что жизнь его стала творческим подвигом. Своей заслугой поэт считал только одно: "Я честно мыслил, и песни мои были искренние".

-Как вы понимаете эти слова?

-Как поэт относился к своей поэзии?

Физ.минутка

Раз – подняться, подтянуться 
Два – нагнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка
На четыре руки шире
Пять – руками помахать,
А на шесть – тихо сесть

5.Продолжение работы по теме урока

1.Беседа

Ребята,а вы любите зимние забавы?Какие?

А сейчас мы с вами прочтем сти-ние,помещенное на странице 72 учебника и узнаем какие забавы были у детей раньше.

2.Словарная работа

Но перед тем как начать читать давайте разберем значение некоторых слов:

Как вы понимаете ?(сначала спрашиваю у детей ,затем показываю на слайде)

1)Ветхая-очень старая.

2)Святец- подставка для лучины,освещавшей избу.

           3)Лапти- в старину:крестьянская обувь,сплетенная из лыка,охватывающего только стопу.

4)Прялка- приспособление для ручного прядения,приводимое в движение ножной педалью.

3..Первичное чтение стихотворения.

Сейчас я начну читать,а вы продолжите.Следите за моим чтением.Кто-то будет продолжать.

(Оганнисян Лариса,

Фирсова Милана,

Ажнакина Алина,

Харсеева Маргарита)

4.Работа над содержанием стихотворения

Так какие забавы были у детей,когда поэт был маленьким?

-Похожи ли забавы крестьянских детей на ваши?

Подтвердите свои слова строками из стихотворения.

Прочитайте 1 и 2 строфф и скажите о чем в них  идет речь.

-А сейчас прочитайте строки как отреагировали мальчишки на то,что автор упал?

-А сейчас давайте прочтите строки,которые описывают путь автора домой.(значение слова «перезябнешь»)

-Прочитайте строки ,в которых представлена картина :семья зимним вечером.(3 чет)

-Что попросил мальчик у своей бабушки?Зачитайте эти строки

-Как мальчик относился к сказкам?

-Почему?

-Чем они ему нравились?

(спросить как понимают значение слова «смежит»)

-Перечитайте строки,где мальчик рассказывает о своих любимых сказках.

-Сейчас давайте прочитаем о том,что снится мальчику?(значение слова «стража»)

-Какая сказка снилась мальчику?

А в каких строках мы можем увидеть сожаление автора?Прочитайте.

 Сейчас взяли в руки карандаши и разделим стихотворение на части.

1 часть:1 -8 строфы

2 часть :9-14

3 часть:15-23.

Будем выразительно читать стихотворение,но для того,чтобы подготовиться для  начала прочитаем про себя:

1 часть -1 ряд,2 часть -2 ряд и 3 часть -3 ряд.

Играть в снежки,кататься на санках

«Иван –царевич и Серый волк»

6.Итог

-С каким поэтом сегодня познакомились?

-Что мы запомнили о И.З.Сурикове?

-С каким стихотворение ознакомились на уроке?

-Что понравилось в стихотворение?

Д.З. выучить наизусть первые 4 строфы.

Если будет время:

Сегодня я рассказала вам о трудной жизни Ивана Сурикова.Но до 8 лет,пока была жива его мама,ему жилось очень хорошо.И детство свое он считает счастливым.

Детства прошлого картины!

Только вы светлы:

Выступаете вы ярко

Из сердечной мглы.

Время детства золотое,

Юность без тревог!

Хоть бы день из этой жизни

Возвратить я мог!

Детство,нет тебе возврата!

Пронеслось,прошло;

Только в памяти живешь ты

Ярко и светло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока чтения по теме И.Суриков "Детство"

На уроке идёт работа над совершенствованием навыка чтения, выразительностью чтения стихотворения....

Урок литературы на тему: Иван Суриков "Детство".

Система Л.Занкова, урок литературы для 2 класса на тему: Иван Суриков "Детство"....

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

Урок чтения по теме "И. Суриков "Детство"

Урок по "ПНШ" в соотвествии с ФГОС...

Технологическая карта + план конспект к уроку чтения на тему "Детство Л.Н.Толстого"

План конспект к уроку литературного чтения в начальныхклассах...