Конспект урока литературного чтения. Е.Благинина "Посидим в тишине". УМК "Школа России" 2 класс
презентация к уроку по чтению (2 класс)

Гомелевская Валентина Владиславовна

Цель урока: пробудить у учащихся добрые и нежные чувства к близким на основе анализа стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине»

Задачи урока:

Образовательные: познакомить учащихся с автобиографией поэтессы Е. А. Благининой,  с её стихотворением «Посидим в тишине»

Развивающие: совершенствовать беглость, правильность, выразительность чтения

создать условия для развития произвольного внимания, памяти, речи;

Воспитывающие: способствовать формированию познавательного интереса к предмету, воспитанию уважительного отношения к ближним, чувства ответственности за свои поступки.

 

Планируемые результаты

Предметные:

продолжить знакомство учащихся с произведениями о маме;

- формировать у младших школьников ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения

Метапредметные:

Познавательные УУД: Ученики учились: - читать пословицы, скороговорки, стихотворения, понимать и объяснять их фактическое содержание;

- обобщать и классифицировать учебный материал;

- формулировать несложные выводы, обосновывать свои суждения;

- находить в произведении ответ на заданный вопрос, работать с разными источниками информации;

- на первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты

Коммуникативные УУД: Ученики учились: -уметь слушать собеседника, правильно доносить свою мысль до слушателей,

- вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками,

- оказывать взаимопомощь, проявлять доброжелательное отношение

Регулятивные УУД:  Ученики учились: - определять цели урока;

- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

 

Личностные:

- показать важность соблюдения нравственных правил общения в семье, способность создания атмосферы доверия;        

- содействовать воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки, умение и желание прощать;

- воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям;

- учить оценивать собственное поведение и поведение других людей.

 

 

Оборудование:

- учебник «Литературное чтение» часть 2, составители: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. Ф. Голованова,

- портрет Е. А. Благининой,

- презентация, выполненная в программе Microsoft PowerPoint,

- Песенка Мамонтёнка - https://www.youtube.com

-на доске карточки с предложениями: «Самое прекрасное слово на земле – мама. Мама спит. Я играю спокойно.»

 

Ход урока

 

 

1. Организационный этап. Мотивация к работе.

Повторяем правила чтения.

(Хором)

 

Говорим всегда красиво,

 Смело и неторопливо,

 Ясно, четко, говорим,

 Потому что не спешим.

 Паузы мы соблюдаем,

 Звук ударный выделяем,

 Хорошо мы говорим,

 Потому что не спешим

 

Здравствуйте, садитесь. Сейчас у нас урок чтения.

                                                                                                Слайд 1.

Речевая разминка.

читаем “глазами”, следуя за указкой учителя;

говорим, но беззвучно (шевеля губами);

шепотом;

вполголоса;

медленно, выделяя каждый слог;

в полный голос

 

 

 - Что такое тишина?                                                                                                                                                                       2. Актуализация полученных ранее знаний.

 

 

 Посмотрите на доску, вам нужно разгадать кроссворд, и вы узнаете, о ком мы будем говорить на уроке                                                                

image

 

 

                                                                                                                                     Слайд 2.

 1. Кто написал стихотворение «Снег теперь уже не тот»?

 2. Как звали подругу Кати, которая навестила ее в больнице?

 3. Назовите кличку собаки из произведения «Почему».

 4. Произведение, какого времени года мы изучаем в этом разделе?

 

3. Постановка учебной задачи. Формулирование целей урока детьми.

 

Сегодня мы продолжим чтение произведений о маме.

 Мама! Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое - в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным.

 И сколько бы ни было тебе лет - пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мать, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.

 Давайте поучимся читать красивое предложение о маме. (На доске)

Самое прекрасное слово на земле – мама.                                                    Слайд 3.

 

Чтобы узнать со стихотворением какого автора мы познакомимся,

вам нужно читать слоги через один (сначала в треугольниках,

затем в прямоугольниках). (При проверке дети составляют слова, работая стилусом)       

 

 

- Произведение какого автора мы будем сегодня читать?

- Сегодня мы познакомимся с замечательной поэтессой 20 века!

Еленой Александровной Благининой (Показ портрета поэтессы).

- Что вы знаете о Е. Благининой:

4. Изучение нового материала

 

  1. Знакомство с биографией и творчеством Е.Благининой                    Слайд 4.

Годы жизни 1903-1989

image

У Елены Благининой было 8 братьев и сестер, жили они с родителями и бабушкой, которая рассказывала очень много сказок, читала наизусть стихи А.С. Пушкина. С 8 лет Елена Благинина начала сочинять стихи и сказки.

Дочь багажного кассира на станции Курск-I, внучка священника собиралась стать учительницей. Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на верёвочной подошве (время было трудное: двадцатые годы) шла она за семь километров от дома в Курский педагогический институт. Но желание писать оказалось сильнее, и тогда же в альманахе курских поэтов появились первые лирические стихи Елены Александровны.

 В детскую литературу Елена Александровна пришла в возрасте 30 лет. Именно тогда на страницах журнала «Мурзилка», где печатались такие поэты, как Маршак, Барто, Михалков, появилось новое имя - Е. Благинина.                                              Слайд 5.

Выставка книг                                                                                              

 И все эти стихотворения

Елена Александровна писала для малышей и для тех ребят, которые только что пришли в школу. Закончив институт, она переводила на русский язык стихи украинских поэтов. Главные герои её произведений - девочки.

                                                                                          

 Елена Александровна посвятила много стихотворений маме. Ведь мама – главное слово в жизни любого человека

Девочка никогда не думала, что будет поэтессой, она всегда собиралась быть учителем.

- Посмотрите на экран, там представлены некоторые книги поэтессы.        Слайд 6.

2) Первичное восприятие

- Откройте учебники на стр. 119. Прочитайте название стихотворения. Предположите, о чём пойдёт речь в этом стихотворении?

- Послушайте это стихотворение. Следите по тексту, обращая внимание на непонятные слова.

Чтение стихотворения учителем

(Проверка первичного восприятия текста)

3) Анализ первичного восприятия

 - Какое настроение у вас вызвало это стихотворение?

 - О ком это произведение?

4) Вторичное восприятие. Самостоятельное чтение

 Откройте учебники на странице 119. Прочитайте это стихотворение в полголоса.

- Найдите слова, которые вам непонятны, отметьте их точкой.

 

5) Словарная работа                                                                                                     Слайд 7.

imageВолчок (игрушка) — юла, детская игрушка, которая вращается и не падает.

Крадётся - перемещаться, пробираться тайком, скрытно, стараясь быть незамеченным

Метнулся - резким движением броситься куда-нибудь

Скользнул - быстро и незаметно пройти, промелькнуть

 

 

5. Анализ прочитанного

 

- Как вы думаете это сказка? Почему? (нет зачина, троекратного повтора, борьбы сил,      волшебных предметов, особой концовки…)

- Что же это за произведение?  (стихотворение)

- Докажите, что это стихотворение. (есть ритм, рифма)

- Найдите рифмы.

1)  Анализ выразительных средств языка

- В стихотворных произведениях используются выразительные средства языка, такие как:

Эпитеты (Эпитет — слово или целое выражение, которое помогает слову (выражению) обрести красочность, насыщенность. это образное определение явления, предмета; это - слово, определяющее какие-либо качества, его свойства или признаки.)

употребляется как в поэзии (чаще), так и в прозе.

- Найдите красочное слово, которое можно отнести к лучу. (Золотой.)

- В каком значении употреблено слово золотой? («Ласковый, светлый, теплый, нежный» ) Это переносное значение слова.

- Изменится ли стихотворение без этого слова? (Да.)

- А что изменится? (В нем не будет теплоты, нежности.)

Метафора (греч. "перенос") - это слово или выражение, употреблённое в переносном значении на основе сходства или контраста в каком-либо отношении двух предметов или явлений. Метафора образуются по принципу олицетворения

Олицетворения – это: перенесение черт живого существа на неодушевлённые предметы и явления. (присвоение свойств одушевлённых предметов неодушевлённым)

- Какие метафоры есть в стихотворении?

- Какой неодушевлённый предмет действует в стихотворении как одушевлённый? Докажите свой выбор предложениями из текста

- Найдите глаголы, которые передают действия луча? (метнулся, скользнул, шепнул)

 

2) Анализ стихотворения, выборочное чтение

 - Понравилось ли вам стихотворение?

 - Что больше всего понравилось?

– Почему девочка не играет в игрушки? (Ее мама спит.)

- Прочитайте стихотворение теперь вы.

Дети читают.

– Что девочка сказала лучу? («Я тоже двигаться хочу»).

- Трудно ли ей сидеть в тишине? (Трудно.)

- Почему девочка всё –таки не играет? (Она любит свою маму и хочет дать ей отдохнуть.)

- Как автор стихотворения передаёт тишину? Какие звуки передают тишину?

Дети читают, выделяя звуки [с], [ш], [ч].

- Такой приём называется звукопись. Это художественный прием, благодаря которому слова подбираются таким образом, что их сочетание имитирует звуки окружающего мира.

– Как будем теперь читать стихотворение, каким голосом? (Тихим, спокойным.)

- Представьте, что вы композиторы и должны придумать мелодию к этому стихотворению. Какая она будет? (Плавная, медленная.)

– Похожая на колыбельную.

- Чему учит стихотворение? (К маме нужно относиться с любовью и заботой.)

- Давайте еще раз перечитаем стихотворение, передадим голосом любовь, внимательное и заботливое отношение девочки к маме.

 - Что она заметила в комнате?

 - Найдите в тексте, что сказала девочка лучу.

 - Зачем она это сказала лучу?

 - Как отреагировал луч на слова девочки? Кто нашёл в тексте, поднимите руку.

 

3). Работа с иллюстрацией

- Посмотрите, как луч изобразил художник?

- Кого он ещё нарисовал?

- Какой он её изобразил?

 - Какие цвета выбрал?

 

Физкультминутка

 

 Вам нравится, когда вас ласково называют? Ребята, ваши мамы тоже любят слушать ласковые слова. Давайте сделаем мамам приятно. У вас на партах сердечко, давайте каждый напишет ласковые слова, которые вы хотели бы сказать своей маме.

(Учащиеся говорят и передают сердечко другому)

 Молодцы ребята, каждая мама почувствовала теплоту ваших слов.

 

6. Закрепление

1) Словесное иллюстрирование.

 - Представьте, что вы - художники. Что бы вы нарисовали к предложениям?

Мама спит.

- Пустую комнату, лежит мама - она спит, никто не мешает.

- Кто нарисовал бы по-другому?

- Какую иллюстрацию вы нарисовали бы к предложению «Я играю спокойно».

- Назовите игры, в которые можно играть спокойно (лото, кубики, шашки, можно рисовать, лепить, раскрашивать…).

2) Музыкальное иллюстрирование.

 - А теперь представьте, что вы – композиторы.

 - Какую музыку вы бы написали к этому произведению? (тихую, плавную)

 - Исполните (поют стихотворение на собственную мелодию).

 - Какая она по настроению? (спокойная)

 

3) Подготовка к выразительному чтению.

-  Чтобы прочитать стихотворение выразительно, надо читать его с разной громкостью, темпом, интонацией.

 - Подумайте, как будем читать стихотворение? (тихо, медленно, с чувством понимания, нежности, с сочувствием)

 - Где будем делать паузы? (где стоят знаки препинания)

 

7. Выразительное чтение.

 

 Ответы на вопросы на странице 120.

 

8. Итог урока. Домашнее задание.

 

 - Какие чувства вызвало у вас стихотворение Е.Благининой «Посидим в тишине»?

 - Бывает ли так, что вы огорчаете свою маму?

 - Каким нужно быть, чтобы не огорчать маму? (учащиеся отвечают на вопрос, учитель по ходу вывешивает на доску карточки с правильным ответом)

послушный

добрый

ласковый

тихий

спокойный

нежный

понимающий

заботливый

 - На какой вопрос отвечают эти слова? Какая это часть речи?

 - Как нужно относиться к маме?

- О маме слагали поэты стихи, художники рисовали картины, композиторы и поэты писали песни. Урок мы закончим прослушиванием песни о маме («Песенка мамонтёнка»).

 

9. Рефлексия

-Что понравилось в работе на уроке?

-Что узнали о авторе Благининой?

-Что было трудно?

- Захотелось ли вам познакомиться со стихотворениями Благининой?

- Оцените вашу работу за урок, показав смайлик настроения.

 

 10. Домашнее задание: выучить стихотворение так, чтобы оно понравилось маме.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon posidim_v_tishine_-_kopiya.ppt2.81 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме "Стихи Н.Матвеевой", 4 класс.

Цель урока - знакомство с творчеством Н. Матвеевой, формирование умения работать с поэтическим произведением. ( УМК "Школа 2100")...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ТЕМУ: «Грачи открыли весну» 3 класс

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТехнология формирования правильного типа читательской деятельности...

Конспект урока литературного чтения "В.Г.Сутеев "Под грибом", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока литературного чтения "В.Г.Сутеев "Под грибом", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока литературного чтения С. Козлов "Звуки и голоса" 3 класс

Технологическая карта и презентация урока литературного чтения по теме С. Козлов "Звуки и голоса" УМК Перспективная начальная школа...

Конспект урока литературного чтения С.В. Михалков «Мой щенок» 2 класс Школа России

Предмет: Литературное чтениеКласс: 2Тема урока: С.В. Михалков «Мой щенок»Цели урока:- расширять знакомство детей с творчеством СВ. Михалкова;- учить анализировать текст, подтверждать высказывания цита...

Конспект урока литературного чтения по теме: А.Куприн " Слон"(3 класс)

На данном уроке используются различные творческие задания, сочетается коллективная и индивидуальная работа, работа в группах. На уроке присутствует викторина, электронная физминутка, в конце урока пок...