рабочая программа по чтению 1 класс
рабочая программа по чтению (1 класс)

Трофимова Марина Викторовна

рабочая программа по чтению 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpchtenie_1_klass.docx235.21 КБ

Предварительный просмотр:

G:\Уч.ПЛАН 001.jpg

Пояснительная записка.

Рабочая программа предмета «Литературное чтение»  для 1 класса разработана на основе:

  1.  Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273- ФЗ (с изменениями);
  2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897 (с изменениями и дополнениями);
  3. Образовательной программы школы;
  4. Учебного плана школы;
  5. Годового календарного графика на текущий учебный год;
  6. Рабочей программы под редакцией Климанова Л.Ф., Бойкина М.В.(Концепция и программы для начальных классов  УМК « Школа России» М.: Просвещение).

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников.

Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно- нравственному и эстетическому воспитанию. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Цели:

— овладение осознанным, правильным чтением небольших текстов;  формирование умения работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге;  формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной

отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной

литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в

решении задач не только обучения, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Приоритетные формы и методы работы с классом: коллективная, групповая, работа в группах; беседа, рассказ, урок-путешествие, урок-игра.

Приоритетные формы и виды контроля: проверка техники чтения текущая и итоговая.

Планируемые предметные результаты:

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы:

  • осознание ценностных представлений о своей семье  и своей малой Родине;
  • осознание своей принадлежности к определённому народу;
  • осознание сути новой социальной роли ученика, принятие норм и правил школьной жизни
  •  простейшие формы самооценки и рефлексии на уроке;
  •  правила работы в группе, доброжелательное отношении к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
  • осознавать, что значит быть ответственным и нести ответственность за свои поступки;
  •  готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям.

Обучающийся получит возможность сформировать:

  •  стремление понимать красоту поэтического слова (вдумчивое чтение) и употреблять в собственной речи простейшие образные слова и выражения  словесном рисовании картин природы из 3 - 5 предложений.
  • проявление эмоций в процессе чтения произведений, выражать эмоции в мимике, жестах, экспрессивности высказываний.
  • простейшие морально-нравственные понятия и нормы поведения;
  •  этические суждения из 3-4 предложений о поступке того или иного героя произведения.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ 
Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • осмыслять цели изучения темы, представленные на шмуцтитулах под руководством учителя,   толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока. Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
  • планировать свои действия на отдельных этапах урока, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану). Контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем. Оценивать результаты собственных учебных действий (по алгоритму, заданному учителем или учебником).
  • Определять границы своего знания и незнания по изучаемой теме. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата.
  • Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя. Осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки).
  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении слов и предложений;
  • сопоставлять  эпизод из литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой).
  • Осознавать сущность малых фольклорных жанров УНТ и произведений (прозаических и поэтических) русских писателей (поэтов) как часть русской национальной культуры.
  • Осознавать смысл межпредметных понятий: слово, предложение, текст, план текста, вопрос к тексту, пословицы и поговорки, тему. 
  • Понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого.

Обучающийся получит возможность научиться: 

  • проявлять индивидуальные творческие способности при составлении загадок, песенок, потешек, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;
  • анализировать поведение литературного героя, его поступок по вопросу, предложенному учителем или данному в учебнике, «Рабочей тетради»;
  • сравнивать  и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (художественные и научно-познавательные тексты) под руководством учителя;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 2-4 предложений под руководством учителя.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • формулировать вопросы к собеседнику;
  •  строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 3-4 предложений;
  • строить связное высказывание из  3-4 предложений по предложенной теме. Слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник.
  • аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/ хорошо, уместно/неуместно, нравственно/ безнравственно и др.);
  • осмыслять общую цель деятельности, принимать её, обсуждать коллективно пути достижения;
  • принимать участие в коллективных беседах  по прочитанным, прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по содержанию на основе прослушанных и прочитанных самостоятельно вслух текстов;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие. Употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др., находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари. Готовить небольшую презентацию (3-4 слайда) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся научится:

  • воспринимать на слух различные виды текстов,
  • осознавать цель чтения в соответствии с содержанием  шмуцтитула (я хочу прочитать стихотворения о буквах;  мне интересно узнать, какие писатели и поэты пишут веселые произведения для детей) под руководством учителя;
  • читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения;
  • проявлять интерес к чтению различных книг на основе иллюстрации на обложке и представленной тематической выставке;
  • различать понятие  «добро» и «зло» на основе прочитанных рассказов и сказок;
  • уметь отвечать на вопросы «Почему автор дал своему произведению такое название?; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;
  • называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;
  • анализировать  с помощью учителя (о каком предмете идет речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками;
  • читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную мудрость, соотносить  содержание произведения с пословицей и поговоркой.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • ориентироваться в информационном аппарате учебной  книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной.
  • различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности под руководством учителя;
  • просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по литературному чтению».
  • осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;
  • распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма.

Творческая деятельность

Обучающийся научится:

  • читать, соблюдая  орфоэпические и интонационные нормы чтения;
  • пересказывать текст  подробно на основе картинного плана под руководством учителя;
  • восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под руководством учителя;
  • составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения (это произведение о животных, о детях; главными героями являются…).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя;
  • составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и ценности семейных отношений под руководством учителя; соотносить смысл своего высказывания  со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем;
  • сочинять  свои загадки в соответствии с представленными тематическими  группами.

Литературоведческая пропедевтика:

Обучающийся научится:

  • различать произведения по жанру: загадка, песенка,  потешка (малые фольклорные формы), сказка (большие фольклорные формы);
  • отличать прозаический текст от поэтического;
  • называть героев произведения, давать их простейшую характеристику.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • отгадывать загадки на основе выделения существенных признаков предметов, осознавать особенности русских загадок, соотносить их с народными ремёслами, распределять загадки по тематическим группам, составлять свои загадки в соответствии с тематическими группами;
  • отличать художественный от научно-популярного; находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом.
  • находить в текстах народных и литературных сказок факты, связанные с историей России, её культурой (исторические события, традиции, костюмы, быт, праздники, верования и пр.);
  • использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.

Содержание учебного предмета.

 Жили-были буквы (8 ч)

.В.Данько «Загадочные буквы»,И.Токмакова «Ася, Кляксич и буква А». С.Черный «Живая буква, Ф.Кривин «Почему «А» поется, а «Б» нет». Г.Сапгир «Про медведя», М.Бородицкая «Разговор с пчелой», И.Гамазкова «Кто как кричит?». С.Маршак «Автобус номер двадцать шесть». Из старинных книг.

Сказки, загадки, небылицы (7ч).

Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка». Загадки, песенки. Русские народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни». Александр Сергеевич Пушкин. Русская народная сказка «Петух и собака». Из старинных книг.

Апрель, апрель, звенит капель! (5 ч).

А.Майков «Ласточка примчалась…», «Весна». А.Плещеев «Сельская песенка». Т.Белозеров «Подснежники», С.Маршак «Апрель». Стихи-загадки писателей И.Токмаковой, Л.Ульяницкой, Л.Яхнина, Е.Трутневой. Стихотворения В.Берестова, Р.Сефа. Произведения из старинных книг.

И в шутку и всерьёз (7ч).

И Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я.Тайц «Волк». Г.Кружков «РРРЫ!» Н.Артюхова «Саша-дразнилка». К.Чуковский «Федотка», О.Дриз «Привет», О.Григорьев «Стук». И.Токмакова «Разговор Лютика и Жучка», И.Пивоварова «Кулинаки-пулинаки», К.Чуковский «Телефон». М.Пляцковский «Помощник». Из старинных книг.

Я и мои друзья (7ч).

Ю.Ермолаев «Лучший друг», Е.Благинина «Подарок». В.Орлов «Кто первый?», С.Михалков «Бараны». Р.Сеф «Совет», В.Берестов «В магазине игрушек», В.Орлов «Если дружбой дорожить…», И.Пивоварова «Вежливый ослик», Я.Аким «Моя родня». С.Маршак «Хороший день». М.Пляцковский «Сердитый дог Буль», Ю.Энтин «Про дружбу». Из старинных книг. Д.Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка».

О братьях наших меньших (6ч)

С.Михалков «Трезор», Р.Сеф «Кто любит собак…».В.Осеева «Собака яростно лаяла», И.Токмакова «Купите собаку». М.Пляцковский «Цап Царапыч», Г.Сапгир «Кошка». В.Берестов «Лягушата», В.Лунин «Никого не обижай», С.Михалков «Важный совет». Д.Хармс «Храбрый еж», Н.Сладков «Лисица и Еж», С.Аксаков «Гнездо».

Основные виды учебной деятельности

Тема раздела.

Часы

Характеристика учебной деятельности

Жили-были буквы

Отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Читать вслух плавно по слогам и целыми словами.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Проверять и оценивать свои достижения с помощью учителя.  Прогнозировать содержание раздела.

Расставлять книги в соответствии с темой раздела, сравнивать, рассказывать о книге.

Сказки, загадки, небылицы

Пересказывать сказки; отгадывать  загадки, заучивать наизусть небольшие по объему произведения. Высказывать свою точку зрения, выражать отношение к прочитанному

Апрель, апрель, звенит капель!

5 ч

Воспринимать на слух стихотворные произведения, выразительно читать Высказывать свою точку зрения, выражать отношение к прочитанному

И в шутку и всерьёз

Отвечать на вопросы по содержанию, читать вслух; пересказывать прочитанное; называть действующих лиц Прогнозировать содержание раздела, произведения; высказывать свое отношение к произведению, слушать мнения других.

Я и мои друзья

Отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Читать вслух плавно по слогам и целыми словами.

Воспринимать на слух художественное произведение Проверять и оценивать свои достижения с помощью учителя

О братьях наших меньших

Отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Читать вслух плавно по слогам и целыми словами

Высказывать свое отношение к произведению, слушать мнения других.

Календарно-тематическое планирование

Дата проведения

Тема

Кол-во часов

по плану

по факту

Жили-были буквы (8ч)

1

10.03

 Вводный урок. В.Данько «Загадочные буквы»

1

2

11.03

В.Данько «Загадочные буквы»

1

3

12.03

И.Токмакова «Ася, Кляксич и буква А»

1

4

13.03

С.Черный «Живая буква, Ф.Кривин «Почему «А» поется, а «Б» нет».

1

5

16.03

Г.Сапгир «Про медведя», М.Бородицкая «Разговор с пчелой», И.Гамазкова «Кто как кричит?».

1

6

17.03

С.Маршак «Автобус номер двадцать шесть».

1

7

18.03

Из старинных книг.

1

8

19.03

Повторение и обобщение по теме «Жили-были буквы»

1

Сказки, загадки, небылицы (7ч).

9

30.03

Е.Чарушин «Теремок».

1

10

31.03

Русская народная сказка «Рукавичка»

1

11

1.04

Загадки, песенки (хакасские загадки, поговорки)

1

12

2.04

Русские народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни».

1

13

3.04

Александр Сергеевич Пушкин.

1

14

6.04

Русская народная сказка «Петух и собака».

1

15

7.04

Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «Узнай сказку»

1

Апрель, апрель, звенит капель! (5 ч).

16

8.04

А.Майков «Ласточка примчалась…», «Весна». А.Плещеев «Сельская песенка».

1

17

9.04

Т.Белозеров «Подснежники». С.Маршак «Апрель».

1

18

13.04

Стихи-загадки писателей И.Токмаковой, Л.Ульяницкой, Л.Яхнина, Е.Трутневой.

1

19

14.04

 Стихотворения В.Берестова, Р.Сефа.

1

20

15.04

Обобщение по разделу «Апрель! Апрель! Звенит капель».

1

И в шутку и всерьёз (7ч).

21

16.04

И Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я.Тайц «Волк». Г.Кружков «РРРЫ!»

1

22

20.04

Н.Артюхова «Саша-дразнилка».

1

23

21.04

К.Чуковский «Федотка», О.Дриз «Привет», О.Григорьев «Стук».

1

24

22.04

И.Токмакова «Разговор Лютика и Жучка», И.Пивоварова «Кулинаки-пулинаки», К.Чуковский «Телефон».

1

25

23.04

М.Пляцковский «Помощник».

1

26

27.04

Произведения из старинных книг.

1

27

28.04

Повторение и обобщение по теме «И в шутку и всерьез»

1

Я и мои друзья (7ч).

28

29.04

Ю.Ермолаев «Лучший друг», Е.Благинина «Подарок».

1

29

30.04

В.Орлов «Кто первый?», С.Михалков «Бараны».

1

30

4.05

Р.Сеф «Совет», В.Берестов «В магазине игрушек», В.Орлов «Если дружбой дорожить…», И.Пивоварова «Вежливый ослик», Я.Аким «Моя родня».

1

31

5.05

С.Маршак «Хороший день».

1

32

6.05

М.Пляцковский «Сердитый дог Буль», Ю.Энтин «Про дружбу».

1

33

7.05

Из старинных книг. Д.Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка».

1

34

12.05

Повторение и обобщение по теме «Я и мои друзья»

1

О братьях наших меньших (6ч)

35

13.05

С.Михалков «Трезор», Р.Сеф «Кто любит собак…».

1

36

14.05

В.Осеева «Собака яростно лаяла», И.Токмакова «Купите собаку».

1

37

18.05

М.Пляцковский «Цап Царапыч», Г.Сапгир «Кошка».

1

38

19.05

В.Берестов «Лягушата», В.Лунин «Никого не обижай», С.Михалков «Важный совет».

1

39

20.05

Д.Хармс «Храбрый еж», Н.Сладков «Лисица и Еж», С.Аксаков «Гнездо».

1

40

21.05

Повторение и обобщение по теме «О братьях наших меньших»

1

Приложение №1

Средства контроля

№ п/п

Дата

Тема

Кол-во часов

1

19.03

Урок-обобщение по разделу «Жили-были буквы». Сравнение художественных произведений, объединенных общей тематикой.

1

2

09.04

Обобщение по разделу «Узнай сказку».

1

3

20.04

Обобщение по разделу «Апрель! Апрель! Звенит капель».

1

4

30.04

Обобщение по разделу «И в шутку и всерьёз».

1

5

14.05

Обобщение по теме «Я и мои друзья».

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа для 2 класса по программе ПНШ литературное чтение

Программа разработана на основе авторской программы по литературному чтению Н.А.Чураковой, О.В.Мпалаховский "Программы по учебным предметам".Программа составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение» • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2018 год;

Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;   приобщение ребенка к лите...

Рабочая программа по: чтению. Класс: 3

Рабочая программа по: чтению. Класс: 3...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...