Совершенствование навыков чтения младших школьников.
опыты и эксперименты по чтению (1 класс)

Смирнова Татьяна Михайловна

Работу по обучению грамоте учащихся провожу по трем направлениям: читающие дети работают по книгам "Читаем сами", по карточкам, где напечатан текст; дети, читающие по слогам, - по "Русской азбуке" и текстам, записанным на доске; ученики, которые медленно осваивают изучение букв, ежедневно повторяют слоги. У слабо читающих детей работа с книгой вызвала умственную перегрузку, а это приводило к нежеланию читать и в конечном счете - к отставанию в учебе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«СОШ № 4» гп Пойковский

Нефтеюганского района, ХМАО- Югра

     

       Совершенствование

            навыков чтения

     младших школьников.

         Учитель начальных классов

                    Смирнова

              Татьяна Михайловна

      "Уметь читать в широком смысле этого слова - значит, извлечь из мертвой буквы живой смысл, - говорил великий педагог К.Д.Ушинский.

Перед начальной школой поставлены следующие задачи:

а) развивать интерес к чтению, расширять круг чтения младшего школьника, его начитанность;

б) воспитать средствами чтения у ребенка гражданские чувства и активное отношение к читаемому;

в) сформировать у всех учащихся навык чтения на уровне, позволяющем осваивать систематические курсы в следующем (среднем) звене школы;

г)  обеспечить полноценное восприятие художественных и научно-познавательных текстов в их специфике;

д) научить работать с учебной и детской книгой.

Первого сентября семилетний человек впервые переступит порог школы, с которого он простится лишь в юности. Как важно, чтобы годы учебы для каждого ребенка были годами радости независимо оттого, какими способностями и индивидуальными возможностями он обладает. Источником такой радости может и должна стать книга. Но прежде, чем работать с книгой, первоклассников надо обучить грамоте.

Обучение грамоте - первая необходимая ступенька. В этот период необходимо обогатить речь учащихся не только количественно, но и качественно.

При обучении детей чтению встречается много трудностей: ребенок пришел в школу, но не умеет читать, знает только буквы, знает не все буквы, слабо владеет русской речью.

Как начинаю обучение всех детей класса?

Используя свой опыт, нашла выход из такой ситуации. В первые же дни  учебы проверяю способности детей. Умеющих читать 3-4 человека. Причины незнания букв у всех разные, но основная: ребенка не готовили к школе.

Работу по обучению грамоте учащихся провожу по трем направлениям: читающие дети работают по книгам "Читаем сами", по карточкам, где напечатан текст; дети, читающие по слогам, - по "Русской азбуке" и текстам, записанным на доске; ученики, которые медленно осваивают изучение букв, ежедневно повторяют слоги. У слабо читающих детей работа с книгой вызвала умственную перегрузку, а это приводило к нежеланию читать и в конечном счете - к отставанию в учебе.

В добукварный период должны практически освоить деление речи на предложения и предложений на слова. Работа над речью и предложением приобретает по мере овладения детьми навыков чтения: синтетическо-аналитический характер - учащиеся конструировали предложения по опорным словам, вопросам, схемам, выделяли из прочитанного текста, а затем анализировали их. Уже в подготовительный период применяла графические модели слов, воспроизводящие их слоговую структуру:

лиса - два прямоугольника, курица - три прямоугольника, жук - один прямоугольник.

При обучении чтению звуковым аналитико-синтетическим методом знакомлю учащихся с буквами как знаками звуков речи и веду их к осмыслению акта чтения, а именно: чтобы научиться читать и писать, надо понять, что речь распадается на слова, а слова можно разложить на слоги и звуки, что из слогов и звуков слова можно получить слова. Звуковой аналитико-синтетический метод предлагает изучение звуков и букв не изолированно от слова, а только в слове, в тесной связи со смысловым значением слова. При обучении чтению дети овладевают упреждающим синтезом: понимают, что нельзя прочитать слово, лишь называя одну букву за другой, необходимо, забегая вперед, обязательно видеть как минимум две буквы, осмысливая, обозначением гласного или согласного звука является каждая из них, а также фиксируя их соположение, отражающее последовательность звуков.

Показывая правильные приемы чтения начинающим, внимательно слежу за тем, чтобы в самостоятельном чтении дети пользовались этими приемами.

На текстах разной трудности постепенно все учащиеся стали читать и понимать прочитанное.

В качестве самостоятельного задания учащиеся получали слова для их преобразования:

  1. заменить одну букву и получить новое слово (сон, сын, сыр);
  2. дополнить одну букву и получить другое слово (кот - скот,
    вол - волк, рот - крот).

Эффективность моего обучения зависит от трех факторов: чему обучаю, как обучаю и кого обучаю.

Учитель и ученик должны иметь общие цели.

Исходя из познавательных целей обучения, я определила для себя основные заповеди этого процесса.

1. Важно понять, что в обучении главное не только то, чего желаю я (учитель), но и то, чего хочет ученик.

  1. Не пытаюсь его (ученика) ломать и переделывать.
  2. Учитываю интересы и склонности ребенка.
  3. Больше хвалю, избегаю придирок к мелочам.

5.Стараюсь сделать процесс обучения радостным, творческим, интересным, который обеспечивает глубокое усвоение учебного материала.

Я стремлюсь к тому, чтобы уроки чтения оставляли заметный след в создании каждого ученика, были нацелены на умственное, эмоциональное, эстетическое и речевое развитие, навыки и умения, полезные для жизни и дальнейшей учебы.

Для улучшения качественных показателей чтения учащихся использую упражнения:

1)упражнения, направленные на развитие четкости произношения;

2)упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного
чтения;

3)упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память;

4)упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий
текст.

Предлагаются упражнения следующего вида:

а)        разминка (артикуляционная гимнастика)

  • вдох носом, выдох через рот;
  • вдох, задержка дыхания, выдох;
  • вдох, выдох по порциям.

б)        упражнения для развития четкости произношения:

Самолеты  взлетают: у-у-у.

Машины едут: ж-ж-ж.

Лошадки поскакали: цок-цок-цок. Рядом ползет змея: ш-ш-ш.

Муха бьется в стекло: з-з-з-з.

в) чтение шепотом и медленно:

ра-ра-ра - начинается игра,

ры-ры-ры - у нас в руках шары,

ру-ру-ру - бью рукою по шару.

г)        чтение тихо и умерено:

арка арца

арта арда

        

Любимый у учащихся вид чтения - ролевое чтение, вызывает массу чувств, эмоций. Весьма полезны и принимаемы детьми еще и такие виды чтения, как "игра в прятки" и "мнимое слово".

"Игра в прятки"; ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.

"Мнимое слово": учитель в ходе чтения произносит неправильно слово, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет и придает уверенность в своих силах. Слабо читающему ученику больше помогает такой вид работы, как "чтение за диктором". Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик, можно использовать и грамзапись произведения.

Большую пользу приносит и хоровое чтение. Здесь уже на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно.

Для детей создала книжечку «Читалочка», в котором даны тренировочные упражнения, представленные в виде различных таблиц. В пособие использованы приемы, которые направленные на предупреждение и коррекцию специфических нарушений чтения и письма.

В своей работе использую методику профессора И.П. Федоренко, которая способствует достижению результативности в обучении чтению. Она гласит, что при работе над книгой (при чтении) важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Потому, если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные по времени; мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой.

Что же зачастую наблюдается во многих семьях? Папа или мама усаживают своего сынишку -первоклассника, который плохо читает, у которого чтение вызывает затруднение, и говорит следующее: "Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи". При той низкой технике чтения, которой обладает первоклассник, ему необходимо час - полтора, чтобы прочитать эту коротенькую сказку. Это час - полтора очень трудной работы. Папа и мама допускают здесь очень серьезную педагогическую ошибку, подавляя у ребенка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребенок прочитывает и пересказывает его содержание. Через час-два еще одна порция. Перед сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировки в течение часа - полутора за один прием. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Ему трудно читать, поэтому он и не любит читать. Режим щадящего чтения - это такой режим, когда ребенок прочитывает одну - две строчки и после этого получит кратковременный отдых.

Эффективным является хоровое чтение (жужжащее), когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, кто-то медленнее. Целесообразно проводить ежеурочные пятиминутки чтения. Наиболее эффективными из системы И. Т. Федоренко оказались упражнения:

  1. многократное чтение;
  2. чтение в темпе скороговорки;
  3. выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Все три упражнения проводятся коллективно, то есть читают одновременно все ученики (каждый в своем темпе), вполголоса. Проводится это практически таким образом. После того как начало нового рассказа прочитано и осознано, осмыслено детьми учитель предлагает начать чтение всем одновременно, продолжать в течении 1 минуты. По истечении 1 минуты каждый из учеников замечает, до какого слова он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста, при этом ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, сравнивает результаты. Естественно, что во второй раз он прочитал больше. Это вызывает у детей положительные эмоции и им хочется читать еще раз.

Большая роль в правильном руководстве детским чтением принадлежит семье. Поэтому родителям предлагаю следующие рекомендации:

1.Занятия чтением должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребенка.
2.При выборе книг опирайтесь на желания ребенка.

З.Начинать самостоятельное чтение книг надо с книг с большими рисунками.

4.Литература для чтения должна быть разнообразной: сказки, научно-фантастическая, рассказы, стихотворения, басни, фольклор.

5. Время, выбранное для чтения, не должно ущемлять других интересов ребенка.

6.Надо организовать семейное чтение книг. Это сближает родителей и детей, помогает лучше узнать ребят,

понять их увлечения и интересы.

7.Для совместного чтения выбирайте интересную и занимательную книгу, чтобы дети с удовольствием ждали

вечера.

8.Читать вслух следует по очереди. Чтение вслух - полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, четко.

9.Продолжительность домашнего чтения не должна превышать 45 минут, чтобы не утомлять детей, не

притуплять интереса к чтению.

10. После чтения важно завоевать доверие у ребенка, чтобы он захотел поделиться своими впечатлениями, ни в коем случае не навязывать ему свои мысли о прочитанном.

11.Всячески поддерживайте, одобряйте и хвалите, особенно неуверенного в себе ребенка.

12.И конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Надо приучать ребенка любить книгу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы

Решение диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается уровня сформ...

Организация досуговой деятельности как фактор профилактики агрессивности у младших школьников школьников

Организация досуговой деятельности одним из факторов профилактики агрессивности младших школьников.Формы организации в педагогическом процессе....

« Неуспешность в обучении школьника и пути её коррекции в учебной деятельности школьника» (из опыта работы)

В последнее время   отмечается  неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения.Проблемы неуспешного в учебной деятельности младшего школьника требуют специал...

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

ДОКЛАД: Система мер по оптимизации процесса обучения с целью предупреждения неуспеваемости школьников. Общешкольные меры предупреждения неуспеваемости школьников. Пути преодоления неуспеваемости школьников.

На самом деле причин неуспеваемости очень много. Если попробовать предложить, что основной причиной неуспеваемости следует признать неграмотные действия самого учителя, то многое может поменять...