Конспект к уроку литературного чтения (2 класс)
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Полякова Ирина Борисовна

Урок-обобщение знаний на тему : "« Д. Хармс, С. Маршак «Весёлые чижи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx50.94 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образование

средняя общеобразовательная школа № 585

Кировского района Санкт-Петербурга

Проект урока по чтению:

« Д. Хармс, С. Маршак «Весёлые чижи»

2 класс

Подготовила:  

Полякова Ирина Борисовна,

учитель  начальных  классов,

г. Санкт-Петербург

2019

Учебный предмет - литературное чтение, 2 класс

УМК – «Школа  России».

Тема урока « Д. Хармс, С. Маршак «Весёлые чижи»

Тип урока: изучение нового материала

Задачи урока: создать условия для ознакомления учащихся с произведением Д. Хармса и С. Маршака, совершенствования навыков осознанного и выразительного чтения, дикции, развития и обогащения речи, памяти, логического мышления, эмоциональной сферы, привитие интереса к литературному творчеству.

Ожидаемые результаты

Предметные: выразительное чтение стихотворения с использованием интонации соответствующей смыслу содержания текста, определять настроение. Построение небольшого монологического высказывания о произведении.

Метапредметные:

Регулятивные: учащиеся должны понимать и принимать, сохранять учебную задачу, осуществлять самоконтроль и самооценку.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Общеучебные: способствовать формированию умений оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
Логические: выделять существенную информацию из стихотворения, характеризуют героев.
Коммуникативные: ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения, умение слушать и понимать речь других,  вступать в диалог, сотрудничать в парах и группах.

Личностные: понимать ценностные ориентиры и значимость учебной деятельности.

Оборудование

Учебник  Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова "Литературное чтение" (I часть), 2 класс,

компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, оценочные листы.

Этапы урока и хронометраж

№п/п

Название этапа

Хронометраж

Этап мотивации.

2 минуты

Речевая разминка.

3 минуты

 Проверка домашнего задания.

5 минут

 Физкультминутка.

1 минута

 Актуализация знаний.

4 минуты

Сообщение темы и цели урока.

1 минута

Первичное целостное восприятие произведения

10 минут

Работа по теме урока.

15 минут

Рефлексия.

2 минуты

Подведение итогов урока.

2 минуты

Содержание урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Этап мотивации

(самоопределение к учебной деятельности).

I.Организационный момент.

 Прозвенел уже звонок

И мы с радостью начнём урок

Я желаю всем удачи,

За работу, в добрый час!

- С каким настроением вы пришли на урок? Давайте  в начале урока улыбнёмся друг другу. С улыбки всегда приятно начинать любое дело.

Слайд 1.

- Думаю, что сегодня мы хорошо поработаем, узнаем много интересного и наше  хорошее настроение нас не покинет.

- Чтобы урок  у нас был полезным, плодотворным, достиг цели, мы должны всегда помнить правила школьника.

На уроке будь старательным

Будь спокойным и …………….( внимательным)

Работай не отставая ,

Слушай ….( не перебивая)

Говори всё чётко , внятно ,

Чтобы было всё ……..( понятно)

Если хочешь отвечать

Надо руку ……( поднимать),

Если друг стал отвечать ,

Не спеши …………( перебивать),

А помочь захочешь другу,

Подними спокойно ……( руку ).

Знакомство и приветствие учителя.

(Дети занимают свои рабочие места.)

(Ответы детей)

II. Речевая разминка.

Слайд 2.

1. Ваня, Ваня – простота

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом наперёд

И поехал в огород.

1. Самостоятельная работа.

- Прочтите самостоятельно этот текст.

2. Чтение небылицы.

-Давайте прочитаем этот текст.

3. Определение жанра произведения.

-Определите жанр этого произведения.

Небылица – это шуточное стихотворение, в котором говорится о весёлых нелепицах, неправдоподобных историях.

4. Чтение небылицы с разной интонацией.

- Давайте прочитаем небылицу с разной интонацией.

С ворчащей интонацией.

С удивлением.

Весело.

– Какую работу мы выполнили?

– Оцените себя за эту деятельность. У вас на столах лежат оценочные листы. За каждую выполненную работу на уроке вы цветными карандашами в соответствующей клеточке рисуете овал желтый (красный цвет – высокий уровень, зелёный– средний уровень,  красный– низкий уровень).

Дети читают отрывок с разной интонацией

– Речевую разминку.

(Оценивают себя)

5. Работа над рифмой.

- Найдите в небылице рифмы.

-Что такое рифма?

Рифма – это звуковое совпадение, связывающее окончание двух или нескольких строк.

III. Проверка домашнего задания.

– Какое стихотворение мы изучили на прошлом уроке? Кто автор?

Слайд 3.

– Что вы можете рассказать о Д. Хармсе?

– Какой раздел литературного чтения мы начали изучать?

– Какие издавались первые детские журналы? Как звучит полное название журналов.

Слайд 4.

– Д.Хармс “Вы знаете?”

(Дети рассказывают, что запомнили из жизни и творчества поэта)

– Из детских журналов

– “Чиж” (Чрезвычайно интересный журнал издавался в Ленинграде ныне Санкт-Петербург в 1930-1940 г).

“Еж” (Ежемесячный журнал для детей издавался с 1928 г).

– Кто читал эти журналы?

– Какие детские журналы читаете вы?

– Какое домашнее задание у вас было?

– Наши прабабушки и прадедушки.

(Ответы детей)

– Найти стихи Д. Хармса и выучить их.

(Дети рассказывают наизусть или выразительно читают приготовленные дома стихи)

– Ребята, оцените свою работу в подготовке домашнего задания.

Работа в оценочном листе 

(Дети оценивают себя)

IV. Физкультминутка.

Мы сейчас все дружно встанем.

Слайд 5.

Мы сейчас все дружно встанем.
И немножко отдохнем.
Вправо, влево повернитесь,
Наклонитесь, поклонитесь!
Руки вверх и руки в бок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бегом вприпрыжку,
Молодцы вы, ребятишки!

(Дети встают)
(Потягиваются)
(Повороты)
(Наклоны)
(Движения руками)
(Прыжки на месте)
(Бег на месте)
(Занимают свои рабочие места)

V. Актуализация знаний.

– Послушайте и определите чей это звук?

Слайд 6.

Разгадайте загадку.

Я – и пташечка лесная,
Я – и песенка смешная,
И веселая игра
Для детей всего двора.

(Если дети затрудняются, учитель предлагают загадку)

Сейчас послушаем небольшое сообщение о чиже.

Слайд 7.

– Чиж

(Выступает подготовленный ученик).

– Откройте учебники на странице 170. Прочитайте название стихотворения.

– Кто авторы стихотворения?

Слайд 8.

– Что объединяет этих авторов? (Работали в соавторстве)

(Дети открывают учебники, читают название стихотворения)

– Д. Хармс, С. Маршак

– Писали стихи для детей, вместе работали в детских журналах.

VI. Сообщение темы и цели урока.

– Какая тема нашего урока?

Слайд 9.

– Д. Хармс, С. Маршак “Веселые чижи”

– Попробуем определить цели урока.

– Познакомимся со стихотворением Д. Хармса, С. Маршака “Веселые чижи”; будем развивать навыки осознанного, выразительного чтения; обогащать свою речь; пополнять свой багаж знаний стихами для детей.

– Кому посвящено это стихотворение?

Слайд 10.

– Который находился по адресу: Набережная реки Фонтанки, 36.

– 6-му Ленинградскому детдому.

– Что такое детдом?

После ВОВ во время блокады Ленинграда много было погибших, поэтому дети, оставшиеся без родителей и старших братьев и сестер, были вынуждены жить и воспитываться в детдомах.

 Детдом – детский дом; воспитательное учреждение для детей, не имеющих родителей.

VII. Первичное целостное восприятие произведения

Слайд 11-40.

  • Послушаем и посмотрим  стихотворениея.
  • Какое настроение у вас после прослушивания?
  • Что узнали о чижах?
  • Как будем читать стихотворение?
  • Почему?
  • Что значит читать выразительно?                                                                                              

Слушают.
Анализируют
Смотрят презентацию.

VIII. Работа по теме урока.

Самостоятельная работа 
-  Прочитаем  в парах  по очереди, обращая внимание на знаки препинания,  и отметьте карандашом непонятные слова, попробуйте их объяснить, может, найдёте на картинках.

Читают стихотворение.

Словарная работа.

Слайд 11-40.

– Все ли слова вам понятны?

– Как вы понимаете…

Судомойка – женщина, которая моет посуду.

Кухарка – от слова “кухня”, повар.

На посылках – тот, кто подносит необходимые вещи, общий помощник

– Прочитаем содержание следующей части.

– Какие слова необходимо объяснить?

Кочережка – кочерга.

Коромысло – деревянная дуга, на которой носили ведра с водой от колодца или реки.

Тетерка – тетерев.

– Прочитываем следующий отрывок.

Цимбалы – музыкальный инструмент в виде ящика со струнами, по которым ударяют деревянным молоточком.

– Читаем дальше

Таратайка – двухколесная повозка.

Запятки – место для слуги позади экипажа, кареты.

Мотор – автомобиль

Оглобля – длинная деревянная жердь (брус), которая крепится одним концом к оси колеса, а другим – к дуге и хомуту лошади.

– Читаем последний отрывок

Работа с текстом.

– Кто главные герои в стихотворении?

- Сколько было чижей?

- В какой квартире они жили?

- Кому посвятили это стихотворение поэты?

- Почему они сравнивали детей и чижей?

Знаете, это стихотворение написано было 72 года назад. Маршак работал консультантом в известном нам журнале «Чиж» и попросил Хармса к первому номеру этого журнала написать стих. о чиже. Получилось в результате 44 чижа вместо одного.  

  • Кто главные герои?

Внимательно слушают учителя

44 чижа

  • Какова тема стихотворения?

труд детей

  • Чему учит оно?

Что дети “чижи” трудолюбивые, дружные

  • Как читалось стихотворение?

Легко, ритмично, интересно

  • Что выразили авторы ритмом?

Занятия (действия) чижей в течение целого дня

Ответим на вопросы учебника.

  • Как жилось ребятам в детском доме?
    Как они боролись с трудностями?

Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

Работа в группах:
- 1 группа - составить схему: чем же занимались целый день чижи ,

2 группа – характеристика чижей (запись на листах). Отчёт у доски.
- Как вы думаете, эти чижи часто болели? Почему вы так решили?

Выборочное чтение. Работа в парах.

- Найдите  в стихотворении,  какие чижи жили в квартире?

- Подтвердите словами из стихотворения, кончив работу,  чижи шли на охоту?

- После охоты чижи дружно играли на чём?

- Когда  захотели спать, на чём чижи спали?

- Найдите и прочитайте слова, которые помогают услышать чижей?

  • За работу в паре оцените свою деятельность.
  • Интересно получилось?  
  • Какое у вас настроение?
    За работу по стихотворению оцените свою деятельность.

Отвечают на вопросы учителя.

Разбирают стихотворение.

(Оценивают себя)

  • Вы заметили, что на фото самой первой книжки есть ноты.
  • Зачем они?
  •  Оказывается, это  не просто стихотворение, а стихотворение-песня и на эти стихи написаны ноты. С момента издания в журнале эту песню  пели повсюду.
  • Давайте попробуем вместе спеть эту весёлую песенку. Пропущенные куплеты прочтём по учебнику. 

Слайд 41-42.

  • (Оценивание)

Отвечают на вопросы учителя.

Исполнение стихотворения под музыкальное сопровождение

(Оценивают себя)

IX. Рефлексия.

  • Вы сегодня на уроке почувствовали себя чижами – богатырями?
  • Вам понравился урок?
  • Поставьте себе общую отметку.
  • Что тронуло в вашей душе?
  • Рядом  нарисуйте смайлик своего настроения на уроке.
  • Покажите,  с каким настроением вы уйдёте сегодня с урока? ( На листах оценивания дети выставляют себе общую отметку за работу на уроке,  показывают свои оценочные листы)
  • Что помогло создать нам такое настроение? Подведём итог  

Думают над вопросом учителя.

На листах оценивания дети выставляют себе общую отметку за работу на уроке.

Рисуют смайлик.

Дети показывают свои оценочные листы.

X. Подведение итогов урока.

  • Какое стихотворение изучали на уроке?
  • Кто его написал?
  • Кому посвятили свое стихотворение Д. Хармс и С. Маршак?
  • Почему они сравнили детей с чижами?
  • Справились ли мы на уроке с поставленными целями
  • Ребята, чему мы можем поучиться у этих чижей?
  • Почему им жилось весело? Достигли мы цели урока?
  • Получился ли урок интересным, познавательным. Вы тоже молодцы. Особенно были активны …, моими помощниками были…

Ответы детей

XI. Домашнее задание.

– Откройте дневники, запишите домашнее задание.

Стр. 170-173 выразительное чтение, по желанию выучить наизусть. Вместе с родителями спеть стихотворение – песню, приготовить сообщение о зяблике.

Слайд 43-44.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневниках.

Источники

Шаблон для презентации "Детвора»  http://pedsovet.su/load/424-1-0-37785 

Ученики за партами http://borisovna.rusedu.net/gallery/4998/ucheniki_za_partoi.jpg 

Фото Хармса  http://stories-of-success.ru/files/d-harms-4.jpg 

Фото Маршака  http://www.xurma.ru/wp-content/uploads/2013/06/Foto_marshaka-228x300.jpg 

Физминутка http://m.10-bal.ru/pars_docs/refs/7/6993/6993_html_m448d4eb6.png 

Обложка – Весёлые чижи http://cv02.twirpx.net/1603/1603611.jpg 

Фото  детского  дома  http://opentextnn.ru/data/529.11_miloserdie_6.jpg 

https://i.mycdn.me/image?id=815033183072&t=0&plc=WEB&tkn=*cpsSXWda4ORASFypHfIfGGNHyfQ 

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0301/00029b10-09805702/hello_html_579a48a3.jpg 

Диафильм - http://diafilmy.su/1301-veselye-chizhi.html 

Песня «Весёлые чижи» - https://muzofond.com/search/%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BB%D1%8B%D0%B5%20%D1%87%D0%B8%D0%B6%D0%B8 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс Обобщение к разделу "Зарубежная литература".

План-конспект у уроку литературного чтения 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой Обобщение к разделу "Зарубежная литература".Презентация позволяет подвести итоги знаний  по сказкам зарубежных писат...

Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула» (система Л.Занкова)

Конспект открытого урока  литературного чтения 2 класса по теме  «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»(система Л.Занкова) К конспекту прилагаются слайды и эдоровьесберегающая физминутка-дельфи...

Конспект к уроку литературного чтения 4 класс ПНШ Владимир Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренно желаю…»

Тема урока: Владимир Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренно желаю…»Учебник:  Н. А. Чуракова «Литературное чтение», 4 класс, 1 часть (УМК «Перспективная начальная школа»)...

Конспект к уроку литературного чтения 2 класс "Что такое хорошо и что такое плохо"

Литературное чтение 2 классТема: "Что такое хорошо, и что такое плохо"Цель урока: -формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения; Предполагае...

Конспект открытого урока. Литературное чтение 2 класс. Зарубежные сказки.

Подробный конспект урока по литературному чтению во 2 классе. "Зарубежные сказки"- повторение. Урок обобщения знаний, материал позволяет  расширить читательский опыт учащихся знакомством с зарубе...

План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс С.В.Михалков "Мой щенок"

Конспект урока по литературному чтению: "Мой щенок" С.В. Михалков, 2 класс "Школа России"...

Конспект с урока литературного чтения 1 класс

Конспект урока Литературного чтения по теме: "К. Чуковский "Федотка" О. Дриз "Привет""  УМК "Школа России" 1 класс...