Поурочные разработки
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Кунгаа Аяна Аликовна

Поурочные разработки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 04.10.2019.docx17.22 КБ
Файл 05.12.19.docx2.56 МБ
Файл 06.09.2019.docx19.37 КБ
Файл 12.09.2019.docx18.18 КБ
Файл 12.12.19.pptx2.37 МБ
Файл 19.09.19.docx18.38 КБ
Файл 19.09.19.pptx668.28 КБ
Файл 20.09.19.docx22.33 КБ
Файл 26.09.2019.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

Темы уроков: Чтение: Ученье – путь к уменью. Гласный звук [у]. Буква Уу. Функция буквы У в слоге-слиянии (с.36 – 39).

Письмо: Письмо буквы Уу (с.11-13).

Целевые установки уроков.

Из планируемых результатов наиболее значимыми являются следующие:

Предметные результаты: учащийся познакомится со звуком [у] и его отражением на письме с помощью буквы Уу, с функцией буквы У в слиянии, с местом буквы У на «ленте букв»; научится характеризовать звук [у], находить его в слого-звуковых схемах, находить букву У в словах и предложениях, писать букву Уу по образцам в прописях; совершенствовать устную речь в ходе дискуссии по теме урока, подбора слов, пересказа сказки.

Метапредметные результаты: учащийся работает с учебной задачей урока по ранее разработанной методике, осваивает базовые предметные понятия (звук [у], буква У, роль буквы У в слоге-слиянии) и логические УУД анализа, синтеза, исключения лишнего при работе со схемами; формирует регулятивные УУД в ходе дискуссии и дидактической игры; работает со знаково-символическими средствами представления информации (слого-звуковыми схемами, «лентой букв»), осваивает начальные формы познавательной рефлексии.

Личностные результаты: освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности; осмысление основных моральных норм – взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности в ходе обсуждения темы урока.

Оборудование: аудиоаппаратура и запись песни «Чему учат в школе», компьютер, мультимедийный проектор с экраном или интерактивная доска, DVD-диск с электронным приложением к «Азбуке».

Ход уроков

Целеполагание: Дети вместе с учителем просматривают материал «Азбуки» на с.36-39, хорошо читающие дети прочитывают заголовки тем. Затем учитель предлагает зачитать пословицы на с.36 и выбрать из них ту, которая дает непривычный поворот темы и обсудить ее, так как тема учебы неоднократно повторялась и могла наскучить детям или вызвать отторжение излишней дидактичностью. Дети выберут пословицу «Умный – себя винит, глупый – своего товарища», а затем вместе с учителем продолжают формулировать учебную задачу урока: «Изучить звук [у] букву Уу, ее роль в слоге-слиянии, ее местоположение на «ленте букв», поработать со схемами слов, поиграть в игру».

Изучение материала уроков.

Чтение: Обсуждение темы «Умный себя винит, глупый – своего товарища» следует начать с проблемного вопроса: «Случалось ли вам слышать в свою сторону: «Это всё из-за тебя! Это ты во всем виноват!» или говорить это самим? В каких случаях такое бывало? (Ответы детей). А почему человек обвиняет не себя, а другого? Стоит ли это делать? Почему? (Ответы детей вряд ли будут позитивными из-за малого жизненного опыта и эмоциональности. Тогда учителю следует пояснить, что если у человека что-то не получилось (разбил чашку, упал, плохо выучил стихотворение) и обвинил в этом товарища, а не попытался понять причину своей неудачи, то он опять повторит свою ошибку, а не попытается все исправить. Да и стоит ли так поступать с другом? Что нам говорят пословицы о дружбе, которые мы уже изучили? (ответы детей).

В конце беседы дети формулируют вывод о том, что надо разбираться в причинах своей неудачи, а не обижать друзей. Затем дети оценивают, выполнена ли ими коллективно эта часть учебной задачи.

Чтение: Изучение звука [у] и буквы Уу.

Аналитический этап проводится примерно по той же методике, что и звуков [а], [ы]. Закрепляется материал при чтении хорошо читающими детьми стихотворения В.Берестова на с.37, а также на круговой таблице электронного приложения к «Азбуке». Роль У в слоге-слиянии прослеживается также вначале по схемам на с.37. Дети делают вывод, что звук [у] может быть изолированным (УТКИ) и в слиянии, закрепляется нахождением слов с [у] на иллюстрации к сказке «Гадкий утенок» (гусь, утка, петух).

Внимание! В слове индюк также есть звук [у], но детям, которые научились читать в дошкольном периоде, может помешать графический облик слова. В этом случае детей надо мягко поправить, попросив протяжно произнести это слово и спросить, какой звук они слышат.

Завершается этот этап урока чтением правила на с.37. Дети делают вывод о том, выполнена ли эта часть учебной задачи.

Письмо: Тренировка написания строчной буквы у проводится на с.11 по обычной методике с применением анимированных прописей в электронном приложении. Комментарий кинем: «От верхней линии рабочей строки пишем вниз короткую палочку с закруглением вправо, доводим до верхней линии и пишем длинную палочку с петлей». Не забыть спросить, почему в прописях обращено внимание на заглавную букву А. Запись слов «Ау», «Уа» позволяет перейти к следующему этапу урока.

Чтение: Закрепление употребления буквы у в словах проводится по рисункам на с.38 «Азбуки».

 По верхнему рисунку целесообразно продолжить работу над словом-предложением, начатую на предыдущих уроках. Сначала кто-то из детей, начинающих осваивать чтение, зачитывает слова «-Ау! –Ау! –Ау!», затем коллективно решается вопрос, почему эти слова написаны с заглавной буквы, а после них стоит восклицательный знак. Дети должны придти к выводу, что это не просто слова, а предложения и восклицательный знак ставится потому, что девочка эти предложения кричит, она испугалась. А слово «уа» кричат маленькие дети.

По окончании этапа делается вывод, выполнена ли эта часть учебной задачи.

Письмо: Тренировка в написании заглавной буквы У на с.12 проводится по той же методике с применением анимированных прописей в электронном приложении. Комментарий кинем: «От верхней дополнительной линии к верхней линии рабочей строки выполняем палочку с закруглениями вверху влево и внизу справа, доводим до верхней дополнительной линии и пишем длинную палочку с закруглением влево внизу».

Внимание! Правописание заглавной У достаточно сложно сформировать сразу, поэтому на последующих уроках придется продолжить выработку  навыка. Проводить еще один урок из резервных часов вряд ли целесообразно, так как материал по чтению невелик и поэтому не следует оттягивать изучение согласных.

Чтение: Этап закрепления звука [у] и буквы У продолжается в ходе фронтального выполнения второго задания на с.38: дети называют птиц, изображенных на рисунках, находят слово, в котором нет звука [y] и меняют местами схемы. При этом учитель должен следить за точностью словоупотребления детей: «Первая схема относится не к слову голубь, а к слову ворона. Вторая схема относится к слову голубь. Третья схема относится не к слову гусь, а к слову курица. Четвертая схема относится к слову гусь» (если класс слабый, то учитель дает образец рассуждения).

Завершается этап закрепления анализом «ленты букв». Данный урок является последним уроком добукварного периода, поэтому надо анализировать не только местоположение буквы У, а особенности всех изученных гласных звуков и обозначающих их букв по вопросам: «Сколько букв мы с вами изучили? Какие звуки обозначают эти буквы? Какую особенность имеет звук [o]? Почему буквы а, о, у, ы располагаются на «верхнем этаже»? Что они обозначают в слоге-слиянии? Что обозначает в слоге-слиянии буква и? Эта беседа фактически подводит итоги подготовительного изучения букв в добукварном периоде.

Остаток урока следует посвятить игре по заданию на с.39 «Азбуки». Авторы рекомендуют проводить ее в группах, но можно провести и фронтально, если осталось мало времени.

Этап рефлексии.

Физкультминутки зависят от характера класса.

Рекомендации по работе в семье. Потренировать в написании строчной и заглавной буквы уУ, дописывая строки в «Прописях» №2 на с.11-12. Если у ребенка дома есть компьютер (ноутбук), поиграть с ним в игру «Я - учитель»: ребенок по таблицам, посвященным изученным буквам должен «объяснять» вам пройденный материал.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Предложение и слово.

Цели: познакомить учащихся с предложением, со схематичной записью предложений; развивать связную речь учащихся, память, творческие способности.

Ход урока.

I. Организационная часть урока.

II. Актуализация опорных знаний.

– Что такое речь?

– Какие виды речи вы знаете?

– Сегодня мы узнаем, из чего состоит наша речь. И научимся записывать ее при помощи схем.

III. Формирование новых знаний, умений, навыков.

– Наша речь состоит из предложений. В каждом предложении выражена определенная мысль. Например: Ученик рисует на доске домик.

!!! Приведите примеры своих предложений.

– Между предложениями делается остановка (пауза).

– Я вам прочитаю рассказ, а вы посчитайте, сколько в нём предложений.

  • У Алеши был еж. Он жил в комнате. Встал однажды утром Алеша и не нашел ежа. Пропал ёжик. (4 предложения.)

– Каждое предложение можно записать, обозначить схемой. Тогда легче определить, сколько названо предложений.

На доске учитель изображает такую схему:

– Начало предложения показано черточкой, выступающей над полоской или линией слева, а конец предложения обозначен точкой справа от полосы или линии.

Я еще раз прочитаю рассказ «Про ежа», и мы с вами попробуем записать его при помощи схем.

Учитель читает рассказ, делая паузы между предложениями, выстраивая схемы предложений:

Вывод: в этом рассказе 4 предложения.

IV. Закрепление пройденного материала.

Выполнение упражнения по определению количества предложений в тексте – на слух.

Дети пришли в школу. Они сидят в классе. Начался урок.

   Учитель повторяет рассказ, делая паузы между предложениями, а вызванный к доске ученик должен обозначить количество услышанных предложений. Для этого он последовательно выставляет заранее заготовленные карточки со схемами. Учащиеся определяют, что в этом рассказе три предложения. Соответственно выставлены три карточки.

Одновременно все ученики выполняют аналогичную работу, вычерчивая в тетрадях схемы:

Физкультминутка.

V. Работа по учебнику: стр. 6.

– Герои какой сказки изображены на странице? («Теремок».)

Чтение учителем сказки «Теремок».

Теремок.

Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

– Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

Никто не отзывается.

Вошла мышка в теремок и стала в нём жить.

Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:

– Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

– Я, мышка-норушка! А ты кто?

– А я лягушка-квакушка!

– Иди ко мне жить!

Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить.

Бежит мимо зайчик-побегайчик.

Остановился и спрашивает:

– Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

– Я, мышка-норушка!

– Я, лягушка-квакушка. А ты кто?

– А я зайчик-побегайчик.

– Иди к нам жить!

Заяц скок в теремок. Стали они втроём жить.

Идёт лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:

– Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

– Я, мышка-норушка!

– Я, лягушка-квакушка.

– Я, зайчик-побегайчик. А ты кто?

– А я лисичка-сестричка.

– Иди к нам жить!

Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

Прибежал волчок – серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:

– Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

– Я, мышка-норушка.

– Я, лягушка-квакушка.

– Я, зайчик-побегайчик.

– Я, лисичка-сестричка. А ты кто?

– А я волчок – серый бочок.

– Иди к нам жить!

Волк и влез в теремок. Стали они впятером жить.

Вот они все в теремке живут, песни поют.

Вдруг идёт мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:

– Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

– Я, мышка-норушка.

– Я, лягушка-квакушка.

– Я, зайчик-побегайчик.

– Я, лисичка-сестричка.

– Я, волчок – серый бочок. А ты кто?

– А я медведь косолапый.

– Иди к нам жить!

Медведь и полез в теремок.

Лез-лез, лез-лез – никак не мог влезть и говорит:

– Я лучше у вас на крыше буду жить.

– Да ты нас раздавишь!

– Нет, не раздавлю.

– Ну так полезай.

Влез медведь на крышу и только уселся – трах! – раздавил теремок. Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить:

мышка-норушка,

лягушка-квакушка,

зайчик-побегайчик,

лисичка-сестричка,

волчок – серый бочок.

Все целы и невредимы. Принялись они брёвна носить, доски пилить – новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!

Физкультминутка.

Логическое упражнение.

Дети называют каждый предмет, изображенный в нижней части страницы, в отдельности, а потом общим словом – «инструменты».

– Какие еще инструменты вы знаете?

VI. Итог урока. Рефлексия.

– Что нового узнали на уроке?

– Что особенно понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

– Спасибо за урок.



Предварительный просмотр:

Уроки 6 (чтение) и 7 (письмо)

Темы уроков: Чтение: Согласие крепче каменных стен. Звуки в окружающем мире (с.12-13).

Письмо: Письмо элементов букв.

Целевые установки уроков:

Из планируемых результатов наиболее значимыми для данных уроков являются следующие:

Предметные результаты: учащийся познакомится со звуками в окружающем мире, научится моделировать предложения и тексты на заданную тему, воспроизводить элементы букв по образцам в прописях; совершенствовать устную речь в ходе дискуссии по теме урока и составления рассказов по сюжетным картинкам.

Метапредметные результаты: учащийся учится формулировать вместе с учителем и одноклассниками учебную задачу урока, принимать её, сохранять и стремиться выполнить, продолжает осваивать базовые предметные понятия о звуках в природе и речи; активно использует речевые средства при составлении рассказов по заданиям учебника, учиться слушать собеседника и вести диалог по теме урока, осваивает начальные формы познавательной рефлексии.

Личностные результаты: доброжелательность, эмоциональная отзывчивость, взаимопомощь, умение договариваться.

Оборудование: аудиоаппаратура и запись первого куплета и припева песни «Когда мои друзья со мной» (из к/ф «По секрету всему свету» - муз.В.Шаинского, сл.М.Танича), текст «Сказки о мертвой царевне» А.С.Пушкина.

Ход урока

Целеполагание: дети рассматривают материалы «Азбуки» на с.12-13 и «Прописей» №1 на с.16 и формулируют вместе с учителем учебную задачу урока: «Обсудить тему «Согласие крепче каменных стен», узнать о звуках в природе, тренироваться в написании элементов букв».

Изучение материала уроков.

Чтение: Обсуждение темы «Согласие крепче каменных стен».

Актуализация имеющихся сведений:

Беседа: «Какую тему мы обсуждали вчера? Какой вывод сделали? Какими должны быть взаимоотношения в семье? Какая русская пословица отражает народную мудрость? (Если в классе есть дети другой национальности, то они приводят подобранные вместе с родителями свои национальные пословицы на родном и русском языках). Затем дети цитируют выученные со слов родителей отрывки из «Сказки о мертвой царевне…» А.С.Пушкина о появлении царевны в доме богатырей. Учитель зачитывает полностью отрывок со слов: «Дверь тихонько отворилась…» до «Так идут за днями дни…» и задает вопросы: «Кем стала царевна для богатырей? Можно ли сказать, что она вошла в семью? Какие слова характеризуют мир и лад в этой семье? («Им она не прекословит, не перечат ей они»). Первоклассникам самим трудно сделать этот вывод, поэтому учитель сам формулирует вывод о том, что семейная дружба может быть и в приемных семьях. Можно рассказать о том, что во время Великой Отечественной войны многие дети остались без родителей и их усыновили и воспитали, как своих детей, чужие люди.

Изучение новой темы лучше начать с проблемного вопроса. Звучит первый куплет и припев песни В.Шаинского о дружбе… (Если с другом вышел в путь), ученики могут хором подпевать. Затем учитель задает вопрос: «Пословица «Согласие крепче каменных стен» похожа на пословицу «Не нужен и клад, когда в семье лад», но почему же музыка и слова песни на этом уроке другие?» Дети высказывают свои предположения, затем с помощью учителя формулируют мысль, что согласие нужно не только в семье, но и среди сверстников.

Закрепляется мысль при анализе сюжетных рисунков на с.12 «Азбуки». Оба рисунка трудны для анализа их первоклассниками, поэтому детей к выводам нужно подводить системами наводящих вопросов. При анализе верхнего рисунка можно задать вопросы: «Чем занимались дети в песочнице?» Что хотел сделать мальчик, игравший в футбол?» Зачем встал один из мальчиков в песочнице? Хорошо ли поступил мальчик, игравший в футбол? Хорошо ли поступил мальчик, защитивший песочный замок? Подходит ли к этой ситуации пословица «Согласие крепче каменных стен?»? Как нужно поступать, когда друзья играют в другую игру?»

Нижний рисунок требует от детей внимательного отношения к самому заданию, так как на рисунке изображены не только девочки, но и мальчик. Кроме этого, требуется составить не рассказ, а только одно предложение всего лишь из трех слов. Это должно быть предложение: «Девочки играют в дом (семью)». И только потом следует оценить поведение мальчика, который в это время читает книгу (газету), что, к сожалению, часто бывает в семьях. В результате обсуждения дети должны сделать вывод, что если идет игра, то она должна вестись совместно и дружно. По окончании этапа дети делают вывод, выполнена ли эта часть учебной задачи.

Письмо: Тренировка мелкой моторики руки и написание прямых с закруглением вверху на с.18 на с. 18 «Прописей» №1. Перед и после работы нужно сделать пальчиковую гимнастику. Перед написанием прямых с закруглением следует в алфавите на с.3 «Прописей» найти этот элемент в букве т. Учитель показывает выполнение элемента.

Чтение: Изучение темы «Звуки в окружающем мире».

Актуализация имеющихся сведений проводится по вопросам: «Из чего состоят слова? Какую роль играет ударение в словах? Как определить место ударения?»

Изучение нового материала можно начать с проблемного вопроса: «Мы говорим, то есть издаем определенные звуки. По этим звукам мы понимаем то, что хотим сказать друг другу, то есть наши звучащие слова имеют смысл. А есть ли смысл в звуках окружающего мира?» Дети высказывают свои предположения, зачастую неверные или сказочные. Разубеждать их пока рано. Нужно только подчеркнуть, что это они узнают позднее, а пока человек не знает точно, как разговаривают животные между собой, но очень хочет понимать их язык, потому что в сказках царевич разговаривает с волком, князь Гвидон – с лебедем.

Но даже люди понимают друг друга только тогда, когда говорят на одном и том же языке. И если они говорят на разных языках, то понимать друг друга не могут. Для этого нужен переводчик, то есть человек, который знает два языка. Ещё один язык, кроме родного, английский, будет изучаться, начиная со второго класса, потому что это язык межнационального общения, как и русский язык.

Затем дети рассматривают сюжетные рисунки на с.13 и составляют рассказы по рисунку 4. По окончании этапа дети делают вывод, выполнена ли эта часть учебной задачи.

Письмо: Тренировка пишущей руки и письмо элементов буквведется по «Прописям» №1 на с.18. Перед и после работы проводится пальчиковая гимнастика. На слого-звуковую схему пока не нужно обращать внимания: с этими схемами будем работать позднее. Перед написанием длинной косой линии с закруглением вправо нужно найти этот элемент в буквах И, Й, Л, М, П, Т, Ч, Ш, Я (учитель называет эти буквы, потому что, как правило, рукописный шрифт даже «читающим» детям незнаком).

Итоги урока.

Беседа:

  1. Какую тему мы сегодня обсуждали? Какой вывод сделали? Как нужно относиться к друзьям?
  2. Какую тему по русскому языку изучили? Что узнали? Зачитайте правило (читает хорошо читающий ученик).

Этап рефлексии.

Рекомендации для занятий в семье.

Потренировать руку по с.20 «Прописей», обсудить тему дружбы, положить в ранец набор цветных ручек.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

С какой проблемой столкнулись наши герои? ЛОС СОЛ ЕЛ ПЕН

Слайд 14

ЛОС СОЛ ЕЛ ПЕН Ь Ь Ь Ь

Слайд 16

Рефлексия Мне на уроке понравилось и было всё понятно Я затруднялся Мне ещё надо поработать



Предварительный просмотр:

Темы уроков: Чтение: Край родной, навек любимый. Гласные и согласные звуки (с.14-16).

Письмо: Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий (с.21-23).

Целевые установки урока:

Из планируемых результатов наиболее значимыми для данных уроков являются следующие:

Предметные результаты: учащийся познакомится со звуками речи, гласными и согласными звуками и их различием; со слогом-слиянием, обозначением звуков в слого-звуковых схемах; научится соотносить слова со схемами, моделировать предложения по схемам, воспроизводить овалы и наклонные линии по образцам в прописях; совершенствовать устную речь в ходе дискуссии по теме урока, при составлении вопросов и рассказов по иллюстрациям в «Азбуке».

Метапредметные результаты: учащийся учится формулировать вместе с учителем и одноклассниками учебную задачу урока, принимать её, сохранять и стремиться выполнить, овладевает базовыми предметными понятиями о гласных и согласных звуках, овладевает логическими УУД сравнения, обобщения, подведения под понятие при знакомстве с различием гласных и согласных звуков; использует знаково-символические средства представления информации (слого-звуковые схемы), осваивает начальные формы познавательной рефлексии.

Личностные результаты: осмысление ценности родной природы, понимание ее значимости для человека и необходимости бережного отношения к ней.

Оборудование. У учителя: аудиоаппаратура и запись первого куплета песни «Наш край» («То березка, то рябина…», муз. Д.Б.Кабалевского, сл. А.Пришельца); у детей: запасные красные фломастеры.  

6

Ход уроков

Целеполагание: дети вместе с учителем, рассматривая материалы «Азбуки» на с.14-15 и «Прописей» №1 на с.21-23 формулируют учебную задачу уроков: «Обсудить тему «Край родной, навек любимый», изучить тему «Гласные и согласные звуки», писать элементы букв».

Изучение материала уроков.

Чтение: Обсуждение темы «Край родной, навек любимый».

Звучит первый куплет песни «Наш край» (муз. Д.Кабалевского, сл. А.Пришельца), дети тут же узнают слова из заголовка темы. Учитель обращает внимание детей на рисунок на развороте  с.14-15 и спрашивает, что нарисовано на этом рисунке, зачитывает задание и обращает внимание на значок на полях. Этот значок новый в работе детей, и поэтому нужно с ними повторить условное обозначение на с.2. Это важно для выработки у первоклассников умения работать с учебниками системы «Школа России», в которых приняты единые обозначения.

Затем учащиеся работают в парах. Учитель обращает внимание на то, что нужно вырабатывать вопросы шепотом, чтобы не мешать другим. По окончании работы 3-4 пары задают друг другу подготовленные вопросы.

В заключение обсуждения темы зачитывается хорошо читающим учеником начало предложения под рисунком, дети дополняют его словами «домашними животными», перечисляют домашних животных, изображенных на рисунке. Можно дать задание перелистать уже проработанные с.4-13 «Азбуки» и назвать, какие еще домашние животные изображены на рисунках. По окончании этапа дети делают вывод, выполнена ли эта часть учебной задачи.

Письмо: Тренировка пишущей руки и письмо элементов букв проводится по с.21 «Прописей» №1. Перед работой и после неё проводится пальчиковая гимнастика. Переходом к этому этапу урока может быть задание: «Лето кончилось. Пора и за работу. Тренируем руку, рисуем и пишем элементы букв».

Чтение: Изучение темы «Гласные и согласные звуки».

Актуализация имеющихся сведений.

Учитель задает вопросы, на которых дети отвечают хором:

- Как жужжат пчелы, осы, шмели? (ж-ж-ж)

- Как звенят комары? (з-з-з)

- Как шипят шины по асфальту (ш-ш-ш)

- Как рычит собака? (р-р-р)

- Как мычит корова? (м-м-м)

Изучение нового материала.

Аналитический этап нужно начинать с проблемного вопроса: «А как воет ветер? Сравните, как рычит собака: р-р-р. Одинаково ли мы образуем эти звуки?» Это трудный для первоклассников вопрос, т.к. вибранты «тянутся» так же, как и гласные, и в то же время достаточно легкий, так как ребенку достаточно легко проследить артикуляцию [р]. Дети хором «тянут» сначала [у], затем [р] и высказывают предположение, что при произнесении [у] язык не двигается, а при произнесении [р] – дрожит. Обобщая их ответы учитель поясняет, что и при произнесении [ж], [с], [з] кончик языка тоже приближается к небу и создается шум, а некоторые звуки вообще без усилия невозможно произнести, будто приходится преодолевать преграду, например [б], [г]. Дети хором произносят эти звуки, прослеживая трудность для прохождения воздуха. Таким образом, дети не получают знания в готовом виде, а устанавливают различия между гласными и согласными звуками в ходе лингвистического эксперимента, который завершается позвуковым анализом слова голос: дети произносят звуки этого слова и говорят, есть преграда или нет. В заключение учитель формулирует правило: звуки, которые произносятся без преграды, называются гласными, а с преградой в виде языка, губ и зубов – согласными. Закрепляется материал определением детьми типа звуков [о], [т], [э], [ц].

Пропедевтически даётся понятие о твёрдых и мягких согласных звуках. Учитель предлагает детям сравнить звучание слов мыл и мил, был и бил и, специально утрируя артикуляцию [м] и [м'] и [б] и [б'], спрашивает детей, одинаково ли произносятся эти звуки. Затем сообщает, что звуки [м] и [б] называются твёрдыми, а [м'] и [б'] – мягкими.

Понятие о слоге-слиянии также выводится детьми под руководством учителя в ходе лингвистического эксперимента. Дети по слогам произносят слово голос. Учитель спрашивает, отделяется ли в слоге произношение согласного от гласного. Закрепляется материал вначале при анализе  схем на с.14: дети, выполняя задание, протяжно, по слогам произносят слова куры и гуси. Учитель на доске мелками или на интерактивной доске цветными специальными фломастерами рисует схему, комментируя: слоги отделяются друг от друга черточкой, проводимой сверху вниз с выступами сверху и снизу. Если слог представляет собой слияние, то клеточка делится косой линией из левого верхнего угла в правый нижний, и гласный звук обозначается красным цветом. Затем дети отвечают на вопрос учебника: схемы одинаковы, потому что строение слогов одинаково (согласный + гласный, ударный слог первый), хотя  звучание и значение разные.

При анализе схем на с.15 нужно обратить внимание на схемы слов осы и ива: они также одинаковы, и в них имеются слоги, состоящие из одного гласного, поэтому квадратик закрашивается красным цветом целиком. Анализ проводится в ходе эвристической беседы: Кого изображает первый из рисунков? Произнесем слово голуби по слогам. Есть ли в этом слове слоги-слияния? Какой звук в этих слияниях первый, а какой – второй? Каким цветом обозначены гласные звуки? Кто изображен на втором рисунке? А на третьем? (Городские дети могут не догадаться, что это ива). Произнесем по слогам ива, осы. Как вы думаете, чем интересны первые слоги в этих словах? Как отражается это в схемах?

Письмо: Далее дети в «Прописях», работая самостоятельно в парах, моделируют схемы слов со слогами-слияниями на с.23 (левая), 17 (левая).

Заканчивается урок рисованием овалов и овальных фигурок в «Прописях» на с.22. Перед тем, как и писать, нужно найти эти элементы в алфавите на с.2: в буквах а, б, д, О, о, Ф, ф, Ю, ю, Я, я  (учитель называет сам эти буквы).

Итоги урока.  

Беседа.

  1. Какую тему мы сегодня обсуждали? Какой вывод сделали?
  2. Что нового по русскому языку мы узнали? Как отличить гласный звук от согласного? Каким цветом гласные звуки отражаются на схемах? Что называется слогом-слиянием? На каком месте стоит согласный звук в слиянии?  

Этап рефлексии.  

Физкультминутки по-прежнему носят релаксирующий характер.

Рекомендации для занятий в семье: рассказать о природе родного края, потренировать пишущую руку по прописям.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кунгаа Аяна Алик овна , Учитель начальных классов УМК «Школа России» Обучение грамоте 1 класс Тема . Гласные и согласные звуки

Слайд 2

Рассмотрите и назовите предметы. Какие звуки вы слышите, называя картинки на доске?

Слайд 3

Гласные звуки [ А ] , [ О ] , [ У ] , [ Э ] , [ Ы ] , [ И ] . Звуки гласные мои. Их не трудно перечесть Гласных звуков ровно шесть. Н.М. Бетенькова

Слайд 4

Произнесите слово урок. Разделите его на слоги. Произнесите слово школа. Разделите его на слоги. У – Р О К ШК О - Л А

Слайд 5

Произнесите слово бегемот, определите количество слогов, укажите ударение. Назовите количество звуков. Рассмотрите картинки, определите место животных в кроссворде. К какой схеме подходят картинки? Б Е -Г Е -М О Т

Слайд 6

На какие две группы делятся звуки? Вспомните стихотворение о гласных звуках. Звуки Гласные Согласные [ А ] , [ О ] , [ У ] , [ Э ] , [ Ы ] , [ И ] .

Слайд 7

Рассмотрите картинки. Назовите гласный звук в каждом слове. Сколько гласных звуков вы выделили из слов? Какие ещё есть звуки?

Слайд 8

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Уроки 10 (чтение) и 12 (письмо)

Темы уроков: Азбука – к мудрости ступенька. Звук [a]. Буква Аа. Функция буквы Аа (с.20-23). «Прописи» №2. Строчная и заглавная аА (с.3-4).

Целевые установки уроков:

Из планируемых результатов наиболее значимыми для данных уроков являются следующие:

Предметные результаты: учащийся познакомится со звуком [a] и обозначением его на письме буквой А, с ролью буквы А в слиянии (слогах типа СГ), со схемой характеристики гласных звуков, с «лентой букв», местом буквы А на «ленте букв», со звуком-предложением; научится различать звуки и буквы, характеризовать звук [a] по схеме, находить звук [a] слого-звуковых схемах, словах, предложениях, соотносить слова со слого-звуковыми схемами, моделировать предложения по данным схемам; писать строчную и заглавную букву а, А по образцам в прописях; совершенствовать устную речь в ходе дискуссии по теме урока, пересказов знакомых сказок.

Метапредметные результаты: учащийся формулирует вместе с учителем и одноклассниками, принимает, сохраняет и стремится выполнить учебную задачу урока, продолжает осваивать базовые предметные понятия фонетики и графики (звук и буква, классификация звука [a], функция буквы А в слоге-слиянии); овладевает логическими УУД анализа, подведения под понятие при работе со звуками речи; осваивает регулятивные УУД в ходе дискуссии по теме урока и при  пересказе, оперирует знаково-символическими средствами представления информации (слого-звуковыми схемами, «лентой букв»), осваивает начальные формы познавательной рефлексии.

Личностные результаты: освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Оборудование: аудиоаппаратура и запись песни «Школьный вальс» (муз. Д.Кабалевского, сл. Е.Долматовского), компьютер, мультимедийный проектор с экраном или интерактивная доска, DVD-диск с электронным приложением к «Азбуке» В.Г.Горецкого.

Ход уроков

Целеполагание. Звучит мелодия песни «Школьный вальс» (муз. Д.Кабалевского, сл. Е.Долматовского).

Учитель поздравляет детей с началом изучения букв. Затем дети рассматривают материалы «Азбуки» на с.20-23 и «Прописей» №2 на с.3-4 и вместе с учителем формулируют учебную задачу уроков: «Обсудить роль азбуки в развитии ума человека, познакомиться со звуком [a] и буквой Аа, ролью буквы А в слоге, вспомнить русские народные сказки, познакомиться с лентой букв и местом буквы А на ней, научиться писать строчную и заглавную букву аА».

Изучение материала уроков.

Чтение: Обсуждение темы «Азбука – к мудрости ступенька». Учитель настраивает детей на обсуждение темы: «Мы не в первый раз обращаемся к теме школы, учебы. К каким выводам мы пришли? (при затруднениях в ответах учитель возвращает детей к пословицам на с.4, 16, 18 «Азбуки»). Прочитаем новую пословицу об учебе (читает хорошо читающий ученик). Почему же, на взгляд русских людей, именно азбука развивает ум человека?» Обобщая ответы детей, учитель говорит о том, что не изучив грамоту, человек не сможет читать книги, изучать другие предметы в школе, его ум не будет развиваться».

Чтение: Изучение звука [a] и буквы Аа.

Актуализация имеющихся знаний.

Переходом к актуализации может служить следующая вступительная фраза: «Одним из наших выводов был такой «Повторение – мать учения». Для того чтобы всё понять, надо повторить.»  

Повторение проводится по вопросам: На какие группы можно разделить звуки речи? Как образуются гласные звуки? Как разделить слова на слоги? Какова роль гласных звуков в образовании слога? Если в слоге один только звук, то какой он – гласный или согласный? Что мы называем слогом-слиянием? Какой звук стоит в слиянии первым – гласный или согласный? Могут ли быть согласные вне слияния? Каким цветом изображается на схемах гласный звук?

Изучение новой темы.

Аналитический этап можно начать с проблемного вопроса: «Сегодня мы изучаем звук [a] и букву А. Почему мы их разделяем? Это одно и то же или нет? Чем они отличаются?» Наиболее догадливые хорошо читающие дети про себя прочитают теоретический материал на с.20 и ответят на вопросы. Затем кто-то из читающих детей зачитывает этот теоретический материал.

Классификацию звука [a] по схеме на с.21 под заголовком темы начинаем с опоры на повторенные сведения. Дети легко опознают звук как гласный и приводят довод, что этот звук образуется без преграды во рту. А вопрос об ударности-безударности требует повторения по вопросам: «Как определить, какой слог ударный? Что такое ударение?» и работы со слого-звуковыми схемами слов астра и арбуз на с.21 «Азбуки». Анализ следует проводить по вопросам: «Какой цветок изображен на рисунке? Из скольких слогов состоит слово астра? Прочитайте по слогам. Сколько в этом слове гласных звуков? Каких именно? Как на схеме отражены эти звуки? Первый [a] находится вне слияния или в слиянии? А второй? Под ударением он или безударный? Какой вывод пока можно сделать для схемы по заголовкам темы? Если дети ответят, что [a] ударный, то дополнительно можно задать вопрос: «А в слоге  - ра – он ударный или нет?» По тем же вопросам проводится анализ схемы слова арбуз и делается общий вывод: Звук [a] – гласный, может быть ударным и безударным.

Закрепление проводится при выполнении заданий на с.21. Учитель или хорошо читающий ученик медленно читают стихотворение на с.21, учащиеся после каждого слова говорят, есть ли в слове звук [a], ударный он или безударный. Одновременно дети пальчиком ведут по строкам и видят в словах букву А или а.

Затем дети подбирают слова, в которых звук [a] в начале слова (арбуз, акация, аист), в середине слова (барабан, заяц, вагон) и в конце слова (лиса, сова, белка), можно по рисунку на с.20.

Знакомство с графическим обликом буквы А можно провести с помощью электронного приложения, которое можно продемонстрировать на экране или интерактивной доске, а если нет ни того, ни другого на с.21 «Азбуки» и на с.3-4 в «Прописях» №2. При этом нужно подчеркнуть, что графический облик букв отличается: есть строчные буквы, а есть прописные. С прописных (заглавных) начинается предложение. Сразу можно задать вопрос: «Как это отражается на схемах предложений?» и обратить внимание детей на выступ слева первого прямоугольничка в схеме на с.20. Кроме того, с заглавной буквы пишутся имена. С этим дети уже сталкивались в схеме на с.10 «Прописей» №1.

Закрепление проводится при нахождении буквы А в текстах пословиц на с.20 «Азбуки»: хорошо читающий ученик зачитывает текст, остальные дети следят за чтением и находят букву А в тексте первой пословицы. Попутно нужно задать вопрос: «Какая из пословиц имеет отношение к теме «Азбука – к мудрости ступенька»? В качестве закрепления можно выполнить задание из электронного приложения, сходное с заданием о цветах на с.22 «Азбуки», в котором в названиях цветов буква А выделена красным цветом, а потом уж выполнить задание со схемами на с.22 «Азбуки». При этом дети в парах находят ошибку в расположениях схем, а затем, работая совместно с учителем разбирают, к чему относятся схемы: к звукам или к буквам. Главное, чтобы с самого начала дети не начали путать звуки и буквы. Для этого на доске (или интерактивной доске) должны быть записаны названия цветов (можно воспользоваться и тем же электронным приложением) и дети заучивают формулировку «буква А обозначает на письме звук [a]». По окончании этого этапа дети делают вывод, выполнена ли эта часть учебной задачи.

Письмо: Освоение написания строчной буквы а в «Прописях» №2 на с.3. Перед началом работы проводится пальчиковая гимнастика, затем учитель спрашивает: «Мы прочитали пословицу: «Аккуратность человека красит». Сейчас мы будем писать строчную букву а. Имеет ли эта пословица отношение к нашей работе?» Кинемы может показать учитель, но можно воспользоваться электронным приложением с анимированными прописями. Учитель комментирует: «Между верхней и нижней линией рабочей строки пишем овал, рядом с ним справа пишем маленькую палочку с закруглением вправо». После обводки и написания элементов буквы а и самой буквы а проводится работа со вставкой буквы а в слова: хорошо читающий ученик читает слово, рассматривается схема, учитель опять подчеркивает, что эта схема звуковая и буква а обозначает на письме звук [а] и твердость предшествующего согласного [ма], [па], [ба].

Чтение: Работа над звуком (буквой) – словом и предложением вначале проводится по сюжетной картинке на с.20. Вначале дети называют, какие дикие животные изображены (сова (филин), ёжик, лиса, белка, заяц) и есть ли в названиях звук [a]. Затем составляют предложение из трех слов по этой картинке. Почти наверняка дети составят предложение типа «Сова (филин) показывает букву А» или «Зверюшки изучают букву А». В этом случае надо обратить внимание детей, слитно или раздельно пишется название буквы А в стихотворении на с.21, а раздельно пишутся слова, значит, в составленном предложении не три, а четыре слова. Идеальным были бы предложения: «Зверюшки изучают азбуку», «Хорошо изучать азбуку», «Надо изучать азбуку» и т.д.

Переход от знакомства с буквой-словом к звуку-предложению может быть следующим: «Оказывается, один звук [a], а на письме, в книгах, - буква А может быть даже целым отдельным предложением». Далее рассматриваются иллюстрации на с.22 по вопросам: «Что просит сказать доктор Айболит, чтобы проверить, не болит ли горло? Как плачет Аленушка, увидев, что Иванушка превратился в козленочка? Обратите внимание, что А в сказке написана с заглавной буквы. Значит, это предложение, а не просто буква».  

Письмо: Освоение написания заглавной буквы А  по «Прописям» №2 на с.4. Переход к этому виду работы может быть следующим:  «Мы уже встречались с печатной заглавной буквой А, видели эту букву в прописях, а теперь поучимся ее писать. Это очень трудная буква, надо постараться. Кинемы с комментариями учитель может показать на классной или интерактивной доске, но может воспользоваться анимированными прописями в электронном приложении. Комментарий кинем: «От верхней дополнительной строки пишем длинную палочку с закруглением влево. Потом от верхней дополнительной линии проводим длинную палочку до нижней линии рабочей строки. Затем выписываем петельку, заходящую за обе эти линии и выводим ее вправо». Перед работой и после нее не забыть сделать пальчиковую гимнастику. Во время письма следить за посадкой, положением тетради и положением пальцев руки, хвалить тех, у кого буква получается близкой к образцу, и ободрять тех, у кого пока не получается.

Чтение: Знакомство с лентой букв на с.23 и местом буквы А на ней проводит сам учитель. Детям сообщается, что эта табличка называется «лентой букв» и будет служить основой для характеристики букв. Буквы, которые располагаются на розовой части ленты, отражают гласные звуки, а буквы, расположенные на голубой, - согласные звуки. Первой изученной буквой является А. По мере изучения букв табличка будет заполняться.

Если останется время, нужно провести работу по развитию устной монологической речи по заданиям с. 22-23 (пересказ сказок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Лиса и волк»).

Итоги урока. 

Беседа.

  1. Какую тему мы обсуждали сегодня? К какому выводу пришли?
  2. Какую букву начали изучать? Какой гласный звук она обозначает? На что указывает буква А в слоге-слиянии?
  3. Может ли буква А одна составлять целое слово? Приведите примеры.
  4. Может ли одна буква (звук) А составлять целое предложение? Приведите примеры.

Этап рефлексии.

Физкультминутки  зависят от характера класса. Если дети уже научились соблюдать дисциплину, то можно провести физкультминутки активизирующего типа под музыку … «Учат в школе….). Если класс пока шумный, физкультминутки продолжать проводить релаксирующие.

Рекомендации для работы в семье. Потренировать в написании буквы аА, дописывая строки в «Прописях» №2 на с.3-4, прочитать с ребенком сказку «Лиса и волк», побеседовать по ее содержанию. В семьях детей нерусской национальности рассказать о появлении национальной письменности, показать национальный алфавит.

Примечание: Данная разработка предназначена для учителей, работающих в достаточно «продвинутом» в классе, в котором довольно много читающих детей. Целью интенсификации изучения первых гласных является поддержание высокого уровня мотивации к учебе. Если же класс слабый, в нем мало или вовсе нет читающих детей, а процессы усвоения замедлены, советуем разбить эту разработку на две части, взяв еще 2 часа из резервного времени (1 час из часов на чтение + 1 час из часов на русский язык).



Предварительный просмотр:

Уроки (чтение) и (письмо)

Темы уроков:  Чтение: Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [o]. Буква Оо. Функция буквы О в слоге-слиянии (с.24-25).

Письмо: Письмо строчной и заглавной буквы Оо (с.5-6) 2 пропись.

Целевые установки уроков.

Из планируемых результатов наиболее значимыми для данных уроков являются следующие:

Предметные результаты: учащийся познакомится со звуком [o] и его отличительными особенностями, с обозначением на письме звука [o] с помощью буквы Оо, с функцией буквы О в слиянии, местом буквы О на «ленте букв», со звуком-предложением О!; научится характеризовать звук [o] по схеме, находить звук [o] в слого-звуковых схемах и букву о в словах, предложениях, моделировать предложения в соответствии со схемами, писать строчную о и заглавную О по образцам в прописях, совершенствовать устную речь в ходе дискуссии по теме урока, подбора примеров слов, пересказа сказок.

Метапредметные результаты: учащийся учится формулировать вместе с учителем и одноклассниками учебную задачу урока, принимать её, сохранять и стремиться выполнить, продолжает осваивать базовые предметные понятия фонетики и графики (звук и буква, классификация звука [o], функция буквы О в слоге-слиянии), овладевает логическими УУД анализа, подведения под понятие; учится оперировать знаково-символическими средствами представления информации (слого-звуковыми схемами, «лентой букв»); осваивает регулятивные УУД при дискуссии по теме урока и пересказе сказки, осваивает начальные формы познавательной рефлексии.

Личностные результаты: осмысление необходимости сотрудничества и взаимопомощи, ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков других людей.

Оборудование: аудиоаппаратура и запись первого куплета и припева песни «Когда мои друзья со мной» («Если с другом вышел в путь…» - из. к/ф «По секрету всему свету», муз. В.Шаинского, сл. М.Танича), компьютер и мультимедийный проектор с экраном или интерактивная доска, DVD-диск с электронным приложением к «Азбуке» В.Г.Горецкого.

Ход уроков

Целеполагание. Дети, просматривая с 24-27 «Азбуки» и с.5-6 «Прописей» №2 вместе с учителем формулируют учебную задачу урока: «Обсудить тему «Кто скоро помог, тот дважды помог», познакомиться со звуком [o] и буквой Оо и ее ролью в слоге-слиянии, поработать со схемами и «лентой букв», писать заглавную и строчную букву Оо.

Изучение материала уроков.

Чтение: Обсуждение темы «Кто скоро помог, тот дважды помог» можно начать с проблемного вопроса: Мы не в первый раз обсуждаем вопросы дружбы, согласия, взаимопомощи. К каким выводам мы пришли? (Если дети забыли, то возвратить их к с.6 и 12 «Азбуки»), Чем отличается новая пословица от пословицы «Согласие крепче каменных стен», «Берись дружно, не будет трудно»? Обобщая ответы детей, учитель формулирует вывод: «Помогать надо сразу, когда видишь, что у друга не все получается, а не ждать, когда он попросит о помощи».

Изучение материала о звуке О и букве Оо следует начать с актуализации имеющихся сведений: «Какой звук и какую букву мы уже изучили? Гласный звук [о] или согласный? Какова его роль в слоге-слиянии?» Затем задаются вопросы эвристического характера, сходные с теми, которые ставились при изучении звука [а]: «Как записываются звуки в отличие от букв? Гласный звук [о] или согласный? Ударный или безударный? Затем на аналитическом этапе в ходе работы над предметными картинками и схемами к ним (окуни, овощи), а также схемами к изображению рыб (окунь) дети приходят к выводу, что звук [о] – только ударный. Это очень важный момент: в безударном положении [о] редуцируется и звучит как [α] или [ъ], что при растянутом произношении звучит, как [а]. Разумеется, объяснить это детям трудно, но возможно: нужно прочитать, растягивая слоги, но орфоэпически, а не орфографически, стихотворение на с.25, чтобы дети поняли, что буква О обозначает звук [а] в безударном положении.

Закрепляется материал с помощью игры по картинке на с.24: дети подбирают слова со звуком [о]: огорóд, крот, бóчка, картóфель, óвощи, моркóвь, подсóлнух, окнó, забóр, плóшка  и убеждаются, что звук [о] только ударный. Затем дети составляют по картинке предложение из четырех слов.

Внимание! В этой работе есть трудности:

1) Дети, осваивавшие грамоту до школы с помощью родителей, могут начать путать звуки и буквы, что является весьма распространенной ошибкой среди взрослых. Это нельзя оставлять без внимания, нужно таких детей мягко поправлять: «Произнеси слово «огород». Вот видишь, ты, когда не читаешь, а просто говоришь, то произносишь [агарóт]. Если [о] без ударения, то всеми русскими он должен произноситься, как [a].»

2) Если не только дети, но и учитель являются носителями северного великорусского говора, и это произношение учитель не смог выправить, обучаясь орфоэпии в вузе, то устранить окание и показать этот теоретический материал будет затруднительно.

По окончании данного этапа дети делают вывод, выполнена ли эта часть учебной задачи.

Письмо: Освоение написания буквы Оо можно провести с помощью электронного приложения к «Азбуке». Дети должны убедиться, что печатный вариант и рукописный почти не отличаются друг от друга.

Чтение: Закрепляется этот материал нахождением буквы О в тексте пословиц на с.24 и в стихотворении на с.25: хорошо читающие ученики читают эти тексты, остальные дети следят пальчиком и отмечают наличие буквы О.

Завершается этот этап урока чтением правила на с.25. Учитель может голосом показать различие в твердости-мягкости согласных перед О на традиционных фонологических примерах: вол – вёл, роль – орёл, боль – бил  и т.д.    

Письмо: Тренировка в написании строчной буквы Оо проводится по прописям на с.5. Кинемы показывает учитель на доске или интерактивной доске или же с помощью анимированных прописей. Комментарий: «Между верхней и нижней линией рабочей строки рисуем овал. Начинаем его с правой стороны». В начале работы и после нее не забыть сделать пальчиковую гимнастику. При вставке буквы О в слова их вначале прочитывает хорошо читающий ученик, затем вставляется О во все слова и проводится работа со схемами: отмечается, что все О обозначают ударный звук [o], находятся слоги, в которых О обозначает звук вне слияния, и буквы, обозначающие согласные вне слияния, и буквы, обозначающие согласные вне слияния, обращается внимание, что в односложных словах (сом) ударение не ставится.

По окончании этапа дети делают вывод, выполнена ли эта часть учебной задачи.

Чтение: Нахождение буквы О в словах продолжается на материале предметных рисунков на с.26: дети находят ошибку в расположении схем слов арбузы и окуни, по просьбе учителя находят в «Прописи»№2 на с.5 схему к слову осы и подбирают слова, которые начинаются на А или на О. Затем продолжить тренировку можно с помощью круговой таблички в электронном приложении: дети называют слова, в которых есть О, при ошибке раздается звуковой сигнал.

Письмо: Продолжение тренировки в написании буквы Оо и повторение написания буквы Аа проводится на с.6 «Прописей» №2. Дети просматривают материал страницы и учитель спрашивает, почему, кроме буквы О они будут писать еще и букву Аа. Далее работа проводится, как обычно. В конце нее нужно обратить внимание на строчку «О-о-о», чтобы перейти к следующему этапу работы.

Чтение: Знакомство с [o] как звуком-предложением проводится по сюжетной картинке на с.26 «Азбуки». Учитель выясняет, что изображено на картинке: у крокодила болят зубы, он плачет, обезьянка его утешает. Затем учитель обращает внимание детей на то, первая буква О написана с заглавной буквы. Значит, он отражает на письме не просто звук, а предложение. Обязательно нужно продемонстрировать интонацией значение этого междометия и показать другие значения (удивление, восхищение).

В конце уроков проводится работа по развитию речи по серии сюжетных картинок на с.27: дети вспоминают сказку «Машенька и медведь», подбирают заголовки к каждой из картинок.

Заканчивается работа над материалом уроков анализом «ленты букв». Лучше, если учитель не сообщит эти сведения, а «добудет» с детьми в ходе эвристической беседы: «На каком фоне на «ленте букв» находится буква О? Что это означает? Почему она расположена рядом с буквой А на «верхнем этаже»? Прочитаем, что обозначает буква А в слоге-слиянии на с.21 «Азбуки». А что обозначает в слоге-слиянии буква О? Значит, сверху будут располагаться буквы, обозначающие в слоге-слиянии твердость предшествующего согласного звука».

Итоги урока.

Беседа:

  1. Какую тему мы с вами обсуждали? К какому выводу пришли?
  2. Какую тему изучали по русскому языку? Какой звук отражает на письме буква О? Гласный или согласный? Ударный или безударный? Какова роль буквы О в слоге-слиянии?

Этап рефлексии.

Физкультминутки по-прежнему зависят от того, научились ли дети соблюдать дисциплину.

Рекомендации по работе в семье: побеседовать с ребенком о том, были ли у родителей (или старших членов семьи) примеры взаимопомощи, потренировать в «Прописях» №2 на с.5-6 в написании буквы О и буквы А на свободных местах строчек.                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочные разработки уроков во 2 классе

Поурочное планирование уроков по неделям....

Поурочные разработки по музыке для 1-го класса Сергеева Крицкая

В помощь учителю музыки - полные поурочные разработки по программе Сергеевой Крицкой....

Поурочные разработки по музыке для 4-го класса Сергеева Крицкая

В помощь учителю музыки в 4-м классе. Поурочные разработки по программе Сергеева Крицкая...

Поурочные разработки по Информатике 14 уроков (1 часть)

Разработки занятий по Информатике 1 год обучения с 1 по 14 урок....

Поурочные разработки по Информатике 2 часть (15-30 уроки)

Конспекты уроков по Информатике 1 год обучения (2 часть с 15 по 30 урок)...

Поурочная разработка по литературному чтению по теме: Басни Крылова "Мартышка и очки"

Тема: Басни И.А. Крылова. Басня «Мартышка и очки». Цели:Познакомить детей с творчеством И.А. Крылова на примере басни «Мартышка и очки»;Совершенствовать навыки правильного, осознанного, выр...

Поурочная разработка по литературному чтению по теме: "Роль окончания и предлога в предложении"

Русский язык. Тема: роль окончания и предлога в предложении. Цели: Углубить представления детей об особенностях окончания, как части слова, которая служит для связи слов в предложении и роли...