Рабочая программа по чтению 2 класс
рабочая программа по чтению (2 класс)

Степанова Нина Серафимовна

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 2 класса составлена на основе Федерального компонента стандарта начального общего образования по литературному чтению, программы начального общего образования к УМК Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М.В. Головановой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura.doc175 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 2 класса составлена на основе Федерального компонента стандарта начального общего образования по литературному чтению, программы начального общего образования к УМК Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М.В. Головановой.

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Цели изучения курса:

— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется:

-владением техникой чтения;

-приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

-знанием книг и умением их выбирать;

- сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Во 2 классе на изучение курса отводится 102ч (3 ч в неделю, 34 учебные недели).

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Реализация программы обеспечивает достижение  следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;

- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

- знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;

- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;

- эмоциональная отзывчивость на прочитанное;

- высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Метапредметные результаты:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

- формирование необходимого уровня читательской компетентности;

- овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

- овладение элементарными приёмами интерпретации, анализа, преобразования художественных, научно-познавательных и учебных текстов;

- умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу;

- умение пользоваться словарями и справочной литературой;

- осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;

- умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану;

- умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.

Текущий контроль проводится, в основном, в устной форме на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа.  Возможны и небольшие по объёму письменные работы (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.

Тематический контроль проводится после изучения определённой темы и может походить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учётом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Для проверки понимания прочитанного учитель после чтения задаёт вопросы.

Критерии сформированности навыка чтения второклассников:

- умение читать целыми словами и словосочетаниями;

-осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 50-60 слов в минуту (на конец года);

-умение использовать паузы, соответствующие знаки препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;

-безошибочность чтения.

К итоговому контролю относятся и комплексные работы. Структура контрольно-измерительных материалов соответствует структуре ЕГЭ, что позволит начать подготовку к тестовым заданиям уже со второго класса. На выполнение работы отводится 10-25 минут (в зависимости от уровня подготовленности класса). На контрольную работу отводится весь урок.

При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу:

«3» - если выполнено не менее 50% объёма работы;

«4» - если выполнено не менее 75% объёма работы;

«5» - если работа не содержит ошибок.

Содержание учебного предмета

Вводный урок (1 ч)

Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём.

Самое великое чудо на свете (4 ч)

Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя. Талант читателя.

Устное народное творчество (14 часов)

Произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, сказки.  Русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», « У страха глаза велики»,  «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди».

Люблю природу русскую. Осень (8ч)

Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А. Плещеева, А. Фета, А. Толстого, С. Есенина.

Русские писатели (12ч)

А. С. Пушкин. Лирические стихотворения, «Сказка о рыбаке и рыбке». И.А.Крылов. Басни. Л.Н.Толстой. Басни. Рассказы.

О братьях наших меньших (6 ч)

Весёлые стихи о животных А. Шибаева, Б. Заходера, И. Пивоваровой, В. Берестова. Научно-популярный текст Н. Сладкова. Рассказы о животных М. Пришвина, Е. Чарушина, Б. Житкова, В. Бианки.

Из детских журналов (3 ч)

Произведения из детских журналов. Д. Хармс, Ю. Владимиров, А. Введенский.

Люблю природу русскую. Зима ( 5 ч)

Лирические стихотворения И. Бунина, К. Бальмонта, Я. Акима, Ф. Тютчева, С.Есенина, С. Дрожжина.

Русская народная сказка «Два Мороза». С.Михалков «Новогодняя быль», весёлые стихи о зиме А. Барто, А. Прокофьева.

Писатели детям (16 ч)

К. И. Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С.Маршак «Кот и лодыри». Стихотворения С. В. Михалкова, А. Л. Барто. Юмористические рассказы Н. Н. Носова.

Я и мои друзья (9 ч)

Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова, Э. Мошковской, В. Лунина. Рассказы Н. Булгакова, Ю. Ермолаева, В. Осеевой.

Люблю природу русскую. Весна (11 ч)

Весенние загадки. Лирические стихотворения Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Блока, И. Бунина, С. Маршака, Е. Благининой, Э. Мошковской.

И в шутку и всерьёз (7 ч)

Весёлые стихи Б. Заходера, Э. Успенского, И. Токмаковой. Герой авторских стихотворений. Ритм стихотворения.

Литература зарубежных стран (6 ч)

Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С. Маршака, В. Викторова, Л. Яхнина.

Ш. Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка».

Календарно-тематическое планирование учебного предмета

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

план

факт

Введение (1 ч)

1

Введение. Знакомство с учебником.

1

Самое великое чудо на свете (4 ч)

2

Игра «Крестики-нолики»

1

3

Самое великое чудо на свете.

Вводная диагностическая работа.

1

4-

5

Библиотеки. Книги.

2

Устное народное творчество (14 ч)

6

Устное народное творчество.

1

7

Русские народные песни.

1

8

Русские народные потешки и прибаутки.

1

9

Скороговорки, считалки, небылицы.

1

10

Загадки, пословицы, поговорки.

1

11

Народные сказки. Ю. Мориц «Сказка по лесу идёт…».

1

12

Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».

1

13

Сказка «У страха глаза велики».

1

14

Сказка «Лиса и тетерев».

1

15

Сказка «Лиса и журавль»

1

16

Сказка «Каша из топора».

1

17

Сказка «Гуси-лебеди».

1

18

А. А. Шибаев «Вспомни сказку».

1

19

Проверим и оценим свои достижения.

Тест №1

1

Люблю природу русскую. Осень. (8 ч)

20.

Люблю природу русскую. Осень.

1

21.

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

1

22

К. Бальмонт «Поспевает брусника…», А. Плещеев «Осень наступила…»

1

23.

А. Фет «Ласточки пропали…»

1

24.

«Осенние листья» - тема для поэтов.

1

25.

В. Берестов «Хитрые грибы»

1

26

М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом…»

1

27

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень»

Проверочная работа №1

1

Русские писатели (12 ч)

28

А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»

1

29

Стихи А. С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…», «Зима! Крестьянин торжествуя…»

1

30-31

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

2

32

Обобщение по теме «Сказки А. С. Пушкина

1

33

И. А. Крылов «Лебедь, Рак и Щука»

1

34

И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей»

1

35

Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек»

1

36

Л. Н. Толстой «Филипок»

1

37

Л. Н. Толстой «Котёнок», «Правда всего дороже»

1

38

И. Токмакова, Ю. Могутин Стихи

1

39

Обобщение по разделу «Русские писатели»

Контрольная работа №1

1

О братьях наших меньших (6 ч)

40

О братьях наших меньших

1

41

Б. Заходер «Плачет киска в коридоре…», И. Пивоварова «Жила-была собака…»

1

42

В. Берестов «Кошкин щенок»

1

43

М. Пришвин «Ребята и утята»

1

44

Б. Житков «Храбрый утенок». Е. Чарушин «Страшный рассказ »

1

45

В. Бианки «Музыкант», «Сова»

1

Из детских журналов (3 ч)

46

Д. Хармс «Игра», «Вы знаете?...»

1

47

Д.Хармс, С.Маршак «Весёлы е чижи» Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог»

1

48

Ю.Владимиров« Чудаки» «А.Введенский «Учёный Петя», «Лошадка»

1

Люблю природу русскую. Зима (5ч)

49

Стихотворения о первом снеге. И. Бунин, К. Бальмонт

1

50

Русская народная сказка «Два Мороза»

1

51

С.В.Михалков «Новогодняя быль»

1

52

А. Л. Барто «Дело было в январе…», С.Д.Дрожжин «Улицей гуляет…»

1

53

Разноцветные страницы. Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Зима».

Контрольная работа

1

Писатели детям (16 ч)

54

Писатели - детям

1

55-56

К. И. Чуковский «Путаница», «Радость»

2

57

К. И. Чуковский «Федорино горе»

1

58

С. Я. Маршак «Кот и лодыри»

1

59-60

С. В. Михалков «Мой секрет», «Сила воли»

2

61

С. В. Михалков «Мой щенок»

1

62-63

А. Л. Барто «Верёвочка» «Мы не заметили жука…»,

2

64-65

А. Л. Барто «В школу». «Вовка – добрая душа»

2

66

Н. Н. Носов «Затейники»

1

67

Н. Н. Носов «Живая шляпа»

1

68

Н. Н. Носов «На горке»

1

69

Обобщение по разделу «Писатели – детям»

Контрольная работа №4

1

Я и мои друзья (9 ч)

70

Я и мои друзья

1

71

Стихи о дружбе и обидах

1

72

Н. Булгаков «Анна, не грусти!»

1

73

Ю. Ермолаев «Два пирожных»

1

74

В. Осеева «Волшебное слово»

1

75

В. Осеева «Хорошее»

1

76

В. Осеева «Почему?»

1

77-78

Обобщение по разделу «Я и мои друзья»

Проверочная работа №2

2

Люблю природу русскую. Весна (11 ч)

79

Люблю природу русскую. Весна

1

80-81

Стихи Ф. И. Тютчева о весне

2

82

Стихи А. Н. Плещеева о весне

1

83-84

А. А. Блок «На лугу», С. Я. Маршак «Снег теперь уже не тот…»

2

85-86

И. А. Бунин «Матери» А. Н. Плещеев «В бурю»

2

87-88

Е. А. Благинина «Посидим в тишине», Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел»

2

89

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую! Весна» Проверочная работа №3

1

И в шутку и всерьёз (7 ч)

90

И в шутку и всерьёз Б. В. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?»

1

91

Б. В. Заходер «Песенки Винни-Пуха»

1

92

Э. Н. Успенский «Чебурашка»

1

93

Стихи Э. Н. Успенского, В. Д. Берестова, И. П. Токмаковой

1

94-95

Г. Б. Остёр «Будем знакомы», В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным»

2

96

Обобщение по разделу «И в шутку и всерьёз»

1

Литература зарубежных стран (6 ч)

97

Литература зарубежных стран Американская и английская народные песенки.

1

98

«Сюзон и мотылек». «Знают мамы, знают дети»

1

99

Ш. Перро «Кот в сапогах», «Красная шапочка»

1

100-101

Г. Х. Андерсон «Принцесса на горошине» Э. Хогарт «Мафин и паук»

2

102

Итоговая диагностическая работа.

Повторение пройденного.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа для 2 класса по программе ПНШ литературное чтение

Программа разработана на основе авторской программы по литературному чтению Н.А.Чураковой, О.В.Мпалаховский "Программы по учебным предметам".Программа составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение» • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2018 год;

Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;   приобщение ребенка к лите...

Рабочая программа по: чтению. Класс: 3

Рабочая программа по: чтению. Класс: 3...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...