Конспект урока литературного чтения. И.С.Никитин "Полно степь моя..."
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Конспект урока по литературному чтению.

УМК: Школа России

Учебный предмет: Литературное чтение
Класс 3
Тема урока: И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…»
Цель урока: познакомиться со стихотворениями И. С. Никитина
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация к конспекту 1.07 МБ
Файл конспект урока 29.24 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Полно - значит хватит Мурава - сочная , густая травка

Слайд 3

Караван - стая, друг за другом

Слайд 4

Ковыль - степная трава

Слайд 5

В угоду косцам- удовлетворить косцов, сделать им приятное хорошей травой

Слайд 6

Копна - небольшой, округлый стог сена

Слайд 7

Художественные приёмы: Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных Сравнение - способ описания, то есть с чем-то сравнивают Например: « белоснежные тучки толпами » Эпитеты – определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения . Например: «дорожки безлюдной» Метафора - переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству Например: « зима – матушка »



Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению.

УМК: Школа России

Учебный предмет: Литературное чтение
Класс 3
Тема урока: И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…»
Цель урока: познакомиться со стихотворениями И. С. Никитина
Планируемые достижения:
Предметные: 
Знания: формировать сведения о поэте; формировать теоретические понятия: жанр, род, выразительные средства.
Умения: читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
Познавательные УУД:
1.Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; текст- иллюстрация); строить рассуждения.
2. Ориентироваться на развороте учебника
3. Находить ответы на вопросы в учебнике.
Коммуникативные УУД:
1.Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3.Оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные УУД:
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Ресурсы:

-для учителя: конспект урока, учебник, проектор, презентация

-для ученика: учебник.


1.Орг.мом.

Проверьте свою готовность к уроку. На парте у вас должен лежать учебник по чтению, тетрадь, дневник, пенал.

2. Проверка дз

Какое было домашнее задание?( слушаем стихотворения)

3.Речевая разминка

Выразительно прочитаем стихотворение, которое вы учили дома, на стр.64.

4.Актуализация

Сегодня мы с вами познакомимся с новым поэтом и его стихотворением.

Оно без названия. Подумаем с вами как его озаглавить.

5.Биография

Никитин Иван Саввич - известный поэт.

Посмотрите на его портрет.(Слайд 1)

Родился он в Воронеже, отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в училище, но не закончил его, т. к. помогал отцу в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлебушек. Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показать их другим. И первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средств. впоследствии он открыл книжный магазин и библиотеку.

6.Первичное восприятие

Откройте учебники на стр.66.

-Послушайте внимательно стихотворение и подумайте, к кому обращается поэт Никитин?

7.Словарная работа

Рассмотрим значение непонятных, трудных слов.

Полно- значит хватит(Слайд 2)

Муравою- зелень, сочная, густая травка

Караван- стая, друг за другом(Слайд 3)

Ковыль- степная трава(Слайд 4)

В угоду косцам- удовлетворить косцов, сделать им приятное хорошей травой(Слайд 5)

Копна- небольшой, округлый стог сена(Слайд 6)

8.Анализ стихотворения

-Какое впечатление произвело на вас это произведение?

-К кому обращается поэт ?(к степи)

-Как называет автор траву?(муравой)

-Опишите, какая весна в этом стихотворении? Зачитайте.

- Первая картина о том, как степь должна пробудится и умыться росою. Как она принакроется травой, нарядится в цветы, как невеста. Т. е. Первая картина о том, как степь расцветёт.

Вторая картина о наступлении весны. Летят журавли, ручьи по оврагам шумят.

-Какая картина изображена вслед за весной?

Третья картина — картина неба, по которому плывут тучки

-О какой поре лета говорит Никитин?

Рассмотрите иллюстрацию. Что изображено? Подберите строчки к стихотворению.

-Есть ли в стихотворении картина осени? Зачитайте.

-Что такое рифма?( созвучие в окончании)

-Где расположена рифма?(в конце строчки)

-Найдите рифмы в стихотворении.

- Какие художественные приёмы использует автор в стихотворении?

(Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, то есть когда неживое описывают как живое)(Слайд 7)

поэт изображает степь как живую. Он обращается к ней:

Степь моя, полно спать беспробудно,

Пробудись и умойся росою,

В ненаглядной красе покажись.

Принакрой, нарядись,

полюбуйся...

Сравнение – «белоснежные тучки толпами», «скатерть дорожки безлюдной»;

Что такое эпитеты?(Слайд 7)

 «дорожки безлюдной», «ненаглядной красе»

Метафора – «зима – матушка»)(Слайд 7)

- Как вы себе представляете степь? Опишите картину, которую вы представили.

- Какие бы краски вы выбрали для своей картины? Почему?

- Что бы вы изобразили в центре? Почему? Что было бы еще на вашей картине? Почему именно это вы хотели бы поместить?

- Какими строчками из стихотворения вы бы подписали свою картину? Зачитайте их.

-Посмотрите на иллюстрацию. Такой вы представляли себе степь? Подпишите эту иллюстрацию строчками из стихотворения.

9.Подготовка к выразительному чтению

- Подумайте, в каком темпе вы будете читать стихотворения: в быстром,чётко, громко произнося слова, или напевно, медленно. (Будем читать медленно,напевно.) - Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

10.Вторичное восприятие

-Сейчас мы с вами еще раз послушаем внимательно аудиозапись стихотворения, вы следите по учебнику и готовьтесь выразительно читать.

-Ребята, самостоятельно прочитайте это стихотворение.

11.Выразительное чтение

Хорошо читающие ученики читают стихотворение.

12.Итог

-С каким поэтом мы сегодня познакомились?

-С каким его стихотворением познакомились?

-С какими художественными приёмами познакомились?

13.Домашнее зад.

Стр.66-67 выразительно читать стихотворение.

Тема: стихотворение Ивана Саввича Никитина «Полно, степь моя, спать беспробудно…»

Цель: познакомить учащихся со стихотворением и биографией поэта И.С. Никитина

Задачи:

Образовательные:

-познакомить с художественными приёмами

- обогащать словарный запас

-формировать навык словесного рисования

Воспитательные: 

-воспитывать любовь к Родине, умение видеть прекрасное  в поэзии.

Развивающие:

-развивать образное мышление, творчество, воображение, навыки наблюдения, сравнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...