Добро и зло в «Сказке о жабе и розе» В.М.Гаршина
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Калачина Людмила Викторовна

Тема: Добро и зло в «Сказке о жабе и розе» В.М.Гаршина

ЦЕЛЬ:

— познакомить  обучающихся с творчеством В.М.Гаршина и его произведением «Сказка о жабе и розе», подведение обучающихся к выводу о том, что дающий добро – бессмертен, что безнравственный эгоизм — обречен.

Задачи:

Образовательные:

  1. Продолжить работу над «Сказкой о жабе и розе» В.М.Гаршина.
  2. Помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания.
  3. Учить видеть прекрасное, сделать прекрасное частицей своей жизни.
  4. Формировать понятия счастья, смысл жизни, способность к самоотдаче, добро, зло, красота.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx25.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Добро и зло в «Сказке о жабе и розе» В.М.Гаршина

ЦЕЛЬ:

— познакомить  обучающихся с творчеством В.М.Гаршина и его произведением «Сказка о жабе и розе», подведение обучающихся к выводу о том, что дающий добро – бессмертен, что безнравственный эгоизм — обречен.

Задачи:

Образовательные:

  1. Продолжить работу над «Сказкой о жабе и розе» В.М.Гаршина.
  2. Помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания.
  3. Учить видеть прекрасное, сделать прекрасное частицей своей жизни.
  4. Формировать понятия счастья, смысл жизни, способность к самоотдаче, добро, зло, красота.

Развивающие:

  1. Развитие логического мышления на основе отработки логических операций: анализа (при характеристики главных героев), синтеза, обобщения (что собой олицетворяет каждый главный герой в этом произведении), сопоставления (чем похожи жизни розы и мальчика), установление причинно-следственных связей.
  2. Развивать навыки правильного выразительного чтения.
  3. Развитие самостоятельности (Работа с текстом произведения).
  4. Работать над развитием речи, развивать воображение, наблюдательность.

Воспитательные:

  1. Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, к природе.
  2. Воспитывать умение анализировать поступки других людей.
  3. Воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.

Технологии:

Проблемного обучения

ИКТ

Интерактивные формы (работа в группах, составление кластера, эвристическая беседа)

Ход урока

1.Орг.момент.

-Скажите, ребята, из какого произведения следующий отрывок:

«Когда она  в первый раз увидела цветок своими злыми глазами, что-то странное зашевелилось в ее сердце. Она не могла оторваться от нежных лепестков, все смотрела и смотрела…»

-Верно, В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе», мы уже познакомились с этой сказкой, вы ее прочитали дома.

- Назовите ее главных героев.

-О чем эта сказка, выберите один из ответов и выпишите  его  в тетрадь:

- об открытии жабой  прекрасного цветка;

-об открытии закона выживания среди живых существ;

-о вечной борьбе добра и зла.

Но пусть выбранный вами ответ станет вашим маленьким секретом, который вы раскроете в конце урока.

-А сейчас давайте поговорим о В.М. Гаршине, что вы можете нам рассказать о его жизни. творчестве…Слушаем вас…

- О каком произведении В.М.Гаршина мы с вами будем говорить на уроке?

-Какую музыку мы слышали на прошлом уроке? («Мелодия» Антона Григорьевича Рубинштейна).  Давайте послушаем мелодию и вспомним историю написания этой сказки… Кто расскажет?

 (Однажды писатель Всеволод Михайлович Гаршин был на концерте Антона Григорьевича Рубинштейна в его доме. Рубинштейн сидел и играл за роялем. Музыка была прекрасна. Прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось Гаршину, чиновный старик. Эта разница между прекрасной музыкой и неприятным на вид стариком натолкнула писателя на мысль написать сказку. Гаршин слушал прекрасную музыку и смотрел на безобразного старика. Автор хотел, поделиться со всеми, как он понимает прекрасное и безобразное, доброе и злое.)

-Писатель слушал, а в голове его уже складывались слова этой сказки.

– Прочитайте отрывок со слайда.

Мир жабы злобен;

Нам предстоит его раскрыть.

А роза, милое созданье,

Она сотворена любить.

Вот эти два противоречья

Без них никак нельзя нам быть.

Задача наша на сегодня-

Добро и зло разоблачить.

- Прочитав стихотворение, определите, какую задачу сегодня на уроке мы должны выполнить.

Обратите внимание на последнюю строку стихотворения.

- Таким образом, задача нашего урока:

Раскрыть понятия «Добро» и «Зло» через характеристику героев.

- Как вы понимаете слова «Добро» и «Зло»?

(Ответы детей: добро - это; зло - это:).

- Как эти понятия определяет толковый словарь?

Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.

Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру.

Вспомните и восстановите перепутанные логические цепочки (работа в паре).

1.Ленивая жаба

2. Цветник

3. Болезнь.

4. Роза распустилась.

5. Разговор жабы и розы.

6. Мальчик в цветнике.

7. Уход из жизни мальчика и розы.

8. Просьба мальчика. (Слайд)

Проверка: 1.Цветник. 2.Роза распустилась. 3. Ленивая жаба. 4.Мальчик в цветнике. 5. Болезнь. 6.Разговор жабы и розы. 7.Просьба мальчика. 8. Уход из жизни мальчика и розы.

-А сейчас встаньте, потянитесь, закройте глаза и представьте все, о чем я буду говорить.

-Вы идете по запущенному саду, вас окружают заросли сорных трав, кругом тень, сырость, и вдруг — откройте глаза

(На интерактивной доске иллюстрации роз и жабы).

- вы видите кого?

-Вы согласны, что они абсолютно противоположны друг другу?

- Почему Гаршин выбрал для своего произведения таких резко противоположных героев?

- Выразите свои представления о розе и жабе (на доске)

РОЗА              

Некрасивая

Жирная

Липкая

Ленивая

Злая

ЖАБА

Красота

Радость

Любовь

Гордость

Доброта

Выборочное чтение.

- А теперь давайте прочитаемчто думает о розе автор. Стр.

Найдите в тексте описание розы и выразительно прочитайте его. (читают)

-А где росла роза? (в цветнике)

-Как она чувствовала себя в этом цветнике? (она была счастлива).

-Какие чувства испытывает роза? (плакать не от горя, а от счастья жить)

-Вдумайтесь, что хотел сказать автор «…свежий запах был её словами слезами и молитвой»?

-Разве могут розы плакать, молиться? (Эти душевные переживания присущи человеку)

-Какой литературный приём использует автор? (Олицетворение)

-Кого можно представить под образом розы? (Человека с нежной чувствительной душой)

Вывод:

Роза – это символ, под которым автор подразумевает человека, только человеку присущи душевные переживания

Задание второе. Найдите в тексте описание жабы и прочитайте его.

-Почему Жаба ничему не радовалась?

- Что причиняло ей смутное беспокойство?

-Докажите, что Жаба завистлива.

-Какого человека олицетворяет жаба? (Жаба олицетворяет отрицательные качества человека: лень, глупость, зависть, ненависть)

Мир жабы: среди корней куста, сырая земля, тень, безобразность, лень.

Отношение к жизни: ленится, объедается, отдыхает, не умеет радоваться, не умет выражать свои чувства, прохрипела, переползла, карабкалась

Мир розы: утренняя роса, прозрачные слезинки, вокруг хорошо, чисто и ясно, прекрасное утро, голубое небо ,свежий утренний ветерок, лучи солнца.

Отношение к жизни: разливала вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был ее словами, слезами и молитвой

- Как чувствует себя жаба в такой обстановке? (Хорошо, ей нравится).

А как человек может чувствовать себя там? (Неуютно, угнетённо …)

- Какой показывает нам жабу автор?

(Жаба бесчувственное и безобразное животное).

- Какой это образ – положительный или отрицательный?

- Значит, жаба – это символ чего? (Зла).

-Что главное для розы?

Отношение к жизни:

- А что описано? (утро, роса, всё вокруг)

- О чём это говорит? (о счастье)

- Какие чувства испытывает роза?

Плакать не от горя, а от счастья жить

-Когда плачут люди от счастья?

Главное для розы: СЧАСТЬЕ ЖИТЬ

- Что помогает понять счастье розы? (аромат)

ТОНКИЙ СВЕЖИЙ АРОМАТ

БЫЛ СЛОВАМИ, СЛЕЗАМИ, МОЛИТВАМИ

-Что вы поняли? (роза счастлива)

-Говорит ли автор об этом напрямую? (нет)

Вывод: В чём разные жаба и роза?

Для Розы

Счастье - жить

Для жабы

лень

 Подберите синонимы к слову «добрая», отражающие высокие качества личности.

(милосердная, отзывчивая, ласковая, нежная, милостивая, заботливая, добросердечная...).

-Обратимся к «Миру розы».

Кого можно представить под  образом розы?  (человека с нежной чувствительной душой)

-Какой вывод можно сделать? 

Вывод:

Под образами жабы и розы подразумеваются люди, их поступки.

- Кто еще является главным героем?  (Мальчик)

- Каким вы его себе представляете? (лет семи, кроткий, бледный, худой, больной, слабый)

- Найдите в тексте строки, в которых автор описывает встречу мальчика с ежом. (чтение эпизода)

- Для чего автор нам дает эту сцену?  (Его не боялись, даже маленькие звери. Они понимали. Что он не сделает им ничего плохого.)

- Что это значит? (он был очень добрый)

- К кому из персонажей ближе мальчик? (к розе)

- Почему? Что их сближает? (оба добрые, оба любили прекрасное, оба погибают, даже внешне они похожи: оба бледные, один от болезни, другой от страха.)

Групповая работа.

4 группы.

4 ватмана и материал для изучения и создания коллажа.

             

1. Мир, в котором живёт роза. (Добро)

2. Отношение розы  к  жизни .

3. Мир, в котором живёт жаба. (Зло)

4. Отношение жабы к жизни.

Внимательно изучаете все и стараетесь исходя из представленного материала составить пример из жизни. С кем можно сравнить мир розы и мир жабы.

-работаете с материалом, приклеиваете.., составляете сообщение, потом проверяем…

Текст на слайдах о героях войны.

 - Какой УРОК мы должны извлечь из этой сказки?  (Верить в добро и делать добро) Чудеса случаются с теми, кто в них верит.

Прочитайте пословицы:

Человек с чистой душой изливает свет красоты и любви.

Жизнь дана на добрые дела.

Доброе дело питает душу и тело.

- Подходят ли они к нашему произведению?

- Какая из них наиболее подходит к нашему произведению? (Жизнь дана на добрые дела)

- Как вы понимаете ее смысл?   (Жизнь прожита не напрасно, если ты помогал людям)

- Разгадали мы очередную загадку В. Гаршина?

- Что он нам хотел сказать? (если ты делаешь добрые поступки, то о тебе будут помнить долгие годы)

- Кого из героев сказки вы представили, перечитав эпиграф? (розу)

-  Выполнила ли свою миссию роза? (да, она скрасила последние минуты жизни мальчика и была от этого счастлива)

 - А Маша была ей за это благодарна? Прочтите.

(а розу…. Это  было самым лучшим происшествием в жизни розы…)

Можно ли сказать: «Мальчик умер, роза завяла, и они навсегда ушли из жизни?»

Какова главная мысль рассказа?

Красота спасёт мир.

Добро победит зло.

 - Вернёмся к началу урока, вспомните свой маленький секрет-ответ на вопрос-о чем эта сказка, совпал он  с главной мыслью?

- О чём заставляет думать это произведение?

(Ответы детей: надо делать добрые дела, быть доброжелательным, приносить людям пользу, добро победит зло, добрые дела не забываются).

С самого раннего детства наши родители читают нам сказки. И все сказки заканчиваются одинаково: добро побеждает зло. Мы сопереживаем добрым сказочным героям и искренне хотим, чтобы они победили хитрых и коварных злодеев.

Как известно, люди не рождаются добрыми или злыми, они ими становятся. Каждый из нас сам решает, чего в его жизни будет больше. А быть добрым человеком совсем непросто. Я надеюсь, ребята, вы сделали полезные выводы… Расскажите, что важного вы для себя почерпнули из нашего урока.

Рефлексия.

Сегодня я узнал…

Я почувствовал, что…

Я смог понять…

Урок дал мне для жизни…

Было интересно…

Выставление оценок.

А вашим домашним заданием будет: составить свое завершение сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок:Сказка В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе».

Цель общеобразовательная: продолжить работу над сказкой В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе».Задачи:учить вдумчивому осознанному чтению;помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья...

Конспект урока литературного чтения по теме «Сказка В.Ф. Гаршина «Сказка о жабе и розе»

Конспект урока литературного чтения по теме «Сказка В.Ф. Гаршина «Сказка о жабе и розе» 4 класс ("Школа России")...

Открытый урок литературного чтения (групповая работа) 4 класс «Сказка о жабе и розе» В.М. Гаршин

Урок литературного чтения в 4 классе с использованием технологии критического мышления....

Поединок добра со злом в произведении В.М.Гаршина «Сказка о жабе и розе», 2 урок.

Тип урока: урок  применения полученных новых знаний.Цель: повышение уровня восприятия литературного произведения В.М.Гаршина «Сказка о жабе и розе».Планируемые результаты:Предметные:-...

"Сказка о жабе и розе" В.М.Гаршин

Всеволод Михайлович Гаршин (1855 - 1888)«Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле …»В.М.Гаршин...

Урок литературного чтения "Сказка о жабе и розе" В.М. Гаршина 4 класс

Цель урока-продолжить знакомство с произведением В.М.Гаршина "Сказка о жабе и розе", формировать умение самостоятельно находить решение поставленных проблем через активную мыслительную деяте...

Урок литературного чтения по теме "Сказка о жабе и розе" В. М. Гаршин

Знакомство с литературным жанром- сказка. Формирование образного мышления....