Разработка урока по русскому языку
план-конспект урока по чтению (3 класс)

ТЕМА.     Имя  существительное.  Закрепление  изученного. 

Цели.    Закреплять  знания, умения, навыки  учащихся  по  данной  теме;  активизировать  познавательную  деятельность  учащихся;  пробуждать  интерес  к  языку, используя  занимательные  задания, интересные  сведения  о  словах;  развивать  мышление;  закреплять  представления  детей  о назначении светофора;  повторять  правила  поведения  на  улице  при  переходе  дороги;  воспитывать  желание  стать  грамотным  пешеходом,  интерес  к  изучению  дорожной  азбуки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_puteshestvie.docx27.45 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА.     Имя  существительное.  Закрепление  изученного.  

Цели.    Закреплять  знания, умения, навыки  учащихся  по  данной  теме;  активизировать  познавательную  деятельность  учащихся;  пробуждать  интерес  к  языку, используя  занимательные  задания, интересные  сведения  о  словах;  развивать  мышление;  закреплять  представления  детей  о назначении светофора;  повторять  правила  поведения  на  улице  при  переходе  дороги;  воспитывать  желание  стать  грамотным  пешеходом,  интерес  к  изучению  дорожной  азбуки.

Оборудование.   Кроссворд;  карточки  с  текстами;  рисунок  светофора;  Светофорчик;  плакат  с  текстом  стихотворения:

Ход  урока

  1. Организационный  момент.

(Настрой  на  работу)               (Дети  хором)

Мы  пришли  сюда  учиться,  

Не  лениться,  а  трудиться

Работаем  старательно,

Слушаем  внимательно.

Если  хочешь  отвечать,

Руку  не  забудь  поднять.

Если  спросят, надо  встать,

Чётко,  громко  отвечать.

  1. Сообщение темы  урока.

Учитель:   Назовите  тему  последних  уроков  русского  языка.

Дети:   Имя  существительное.

Учитель:  Сегодня  мы  проведём  урок,  посвящённый  знанию  Азбуки  города,  и  продолжим  работать  с  именами  существительными.

Азбуку  города

Помни  всегда,

Чтоб  не  случилась

С  тобой  беда.

Давайте  отгадаем,  кто  поможет  нам  провести  урок.

Я  глазищами  моргаю  

Неустанно  день  и  ночь.

И  машинам  помогаю,

И  тебе  хочу  помочь.

Дети:  Это  светофор.

  1.   Минутка  чистописания.

На  доске:  светофор

Учитель:  К  какой  части  речи  относится  это  слово?

Дети:   К  имени  существительному.

  1.  Повторение  ранее  изученного  материала.

Учитель:  Что  такое  имя  существительное?

Дети:  Имя  существительное – это  часть  речи,  которая  отвечает  на  вопросы  кто? ,  что?   И  обозначает  предмет

Учитель:   Как  изменяется  имя  существительное?

Дети:  По  числам  и  падежам.

Учитель:  Что  вы  ещё  знаете  об  имени  существительном?

Дети:  Имя  существительное  бывает  мужского,  среднего  и  женского  рода.

-Одушевлённое  и  неодушевлённое.

-Собственное  и  нарицательное.

5.  Знакомство  с  историей  слова.

Учитель:   Как  вы  понимаете,  что  такое  светофор?  Что  вы  о  нём  знаете?

Дети:  Он  помогает  пешеходам  правильно  переходить  проезжую  часть,  а  машинам  указывает,  когда  можно  ехать,  а  когда  нужно  остановиться.

Учитель:  Ребята,  а  вы  знаете,  почему  он  так  называется?

Дети:  Нет.

Учитель:  Это  слово  составлено  из  двух  частей «свет»  и  «фор». Первое  слово  вам  хорошо  известно.  А  «фор»  произошло  от  греческого  слова  «форос»,  что  означает  «несущий».  Вместе  «светофор»  значит  «носитель  света».  Он  и  несёт  свет  трёх  разных  цветов:  красного,  жёлтого,  зелёного.  Эти  цвета  выбраны  не  случайно.  Они  очень  яркие  и  далеко  видны  в  любую  погоду.

Учитель:                    Утром  проснёшься  ты,

Выйдешь  из  дому –

На  перекрёстке  твой

Старый  знакомый.        

Он  огоньком  тебе

Красным  мигнёт,

Скажет:  «Опасно!»

Закрыт  переход.

Жёлтый  зажжётся:

«Чуть – чуть  подожди.»

Вспыхнет  зелёный:

«Спокойно  иди!»

Учитель:  Первый  светофор  появился  в  1868 году  в  Англии,  в  центре  Лондона.  Освещались  сигналы  при  помощи  газовых  светильников.  А  в  1914 году  в  Америки  появились  первые  электрические  светофоры.  Они  имели  два  сигнала:  красный  и  зелёный.  А  в  Москве  светофор  появился  в  1929 году.

Ребята,  как  вы  думаете,  важно  ли  уметь  понимать  сигналы  светофора?

Дети:  Да.  Они  помогают  перейти  дорогу.

Учитель:  Чтобы  перейти  дорогу,  нужно  помнить  значение  каждого  сигнала  светофора.  О        чём  говорит  каждый  из  них?

Дети:  Жёлтый  свет – предупреждение.

            Зелёный  свет – можно  переходить  дорогу.

            Красный  свет – путь  закрыт.

Учитель:  Зная  эти  правила,  мы  можем  избежать  аварий  и  сохраним  свою  жизнь.

  1. Словарная  работа

Учитель:  У  нас  в  гостях  Светофорчик,  который  хорошо  знает  правила  дорожного  движения.  Светофорчик  приготовил  вам  кроссворд.  Он  хочет  проверить,  помните  ли  вы  наши  беседы.

о

б

о

ч

и

н

а

о

с

т

а

н

о

в

к

а

в

е

л

о

с

и

п

е

д

п

е

ш

е

х

о

д

ш

о

с

с

е

п

е

р

е

к

р

ё

с

т

о

к

т

р

о

т

у

а

р

с

в

е

т

о

ф

о

р

д

о

р

о

г

а

                      1

                      2

                      3

                      4

                      5

                      6

                      7

                      8

                      9            

 

  1.  Как  называется  часть  загородной  дороги?
  2. Как  называется  место,  где  ожидают  транспорт?
  3. Не  похож  я  на  коня,

Но  седло  есть  у  меня.

Спицы  есть –

Они,  признаться,

Для  вязанья  не  годятся.

Не  будильник,  не  трамвай,

Но  звоню  я – так  и  знай.

  1. Как  называют  участника  дорожного  движения,  идущего  по  тротуару?
  2. Опоясал  каменный  ремень

Сотни  городов  и  деревень.

  1. Как  называется  место,  где  пересекаются  улицы  и  дороги?
  2. Как  называется  дорожка,  по  которой идут  пешеходы?
  3. На  самом  перекрёстке

Висит  колдун  трёхглазый,

Но  никогда  не  смотрит

Тремя  глазами  сразу.

  1.  Шагаешь – впереди  лежит,

Оглянешься – домой  бежит.

Учитель:  Какое  слово  получилось  в  выделенных  клетках?

Дети:  Это  слово  «инспектор».

Учитель:  Кто  такой  автоинспектор?

Дети:  Самый  главный  человек  на  улице,  регулирующий  движение  транспорта  и  пешеходов.

Посмотрите:  постовой

Встал  на  нашей  мостовой.

Быстро  руку  протянул,

Ловко  палочкой взмахнул.

Вы  видали?  Вы  видали?

Все  машины  сразу  встали,

Дружно  встали  в  три  ряда

И  не  едут  никуда.

Не  волнуется  народ,

Через  улицу  идёт.

И  стоит  на  мостовой,

Как  волшебник,  постовой.

Все  машины  одному

Подчиняются  ему.  (Я.Пишумов)

Учитель:  Инспектор – должностное  лицо,  осуществляющее  надзор  за  действиями  и  выполнением  правил  участниками  дорожного  движения.

-Рассмотрите  внимательно  свои  ответы.  К  какой  части  речи  относятся  слова

Дети:  К  имени существительному.

Учитель:  На  какие  группы  можно  разделить  слова,  записанные  по  горизонтали?

Дети:  На  одушевлённые  и  неодушевлённые.  По  родам.

Учитель:  Какое  слово  лишнее?

Дети:   Пешеход,  потому  что  все  слова  неодушевлённые,  а  слово  пешеход – одушевлённое,  отвечает  на  вопрос  кто?

7. Физминутка

Учитель  показывает  сигналы.  Дети  их  выполняют.  Красный – стоят  тихо,  жёлтый – хлопают  в  ладоши,  зелёный – топают  ногами,  как  будто  идут.

8.  Закрепление  изученного  материала.

На  доске  записать:  автомобиль,  пассажир,  траллейбус,  водитель,  колесо,  дорога,  шоссе,  город,  вагон,  машина,  шофёр,  остановка,  стоянка,  тротуар.

Учитель  делит  класс  на  3  группы.

Учитель:  Следующее  задание  вы  будете выполнять  по  группам.

Группа 1.  Спишите,  вставьте  пропущенные  буквы.

Группа 2.  Спишите,  вставьте  пропущенные  буквы  и  распределите  данные  слова  на  3  группы.  (по  родам.  м.р.,  ж. р., ср. р.)

Группа 3.  Используя  эти  слова,  составьте  предложения.

Дети  выполняют  задания.  Затем  идёт  проверка.

Группа 1.  Дети  объясняют   написанные  слова.

Группа 2.  Дети  зачитывают  слова,  распределённые  на  3  группы:  существительные  женского,  мужского  и  среднего  рода.

Группа 3.  Дети  зачитывают  составленные  предложения.

Дети:  По  улицам  города  едут  автомобили,  троллейбусы,  автобусы,  трамваи.  И  дорога  для  пешеходов  бывает  опасной.  Когда  человек  бежит,  ему  трудно  наблюдать.  При  переходе  дороги  главное – внимательно  посмотреть  по  сторонам,  потому  что  дорога  обманчива.

Учитель:   Светофорчик  предлогает  вам  следующее  задание:  найдите  ошибки  и  прочитайте  с  интонацией.  

Учитель  раздаёт  карточки  с  текстом,  нужно  списать  исправляя  ошибки.

Карточка №1.       Эй,  мошыны,  полный  ход!

Я  премерный  пишиход:

Торапиться  нелюблю,

Вам  дарогу  уступлю.

После  выполнения  задания – проверка.  На  доске  правильный  текст  и  предлагает   детям  объяснить  написание  слов .

 .На  доске:            Эй, машины,  полный  ход!

Я  примерный  пешеход:

Торопиться  не  люблю,

Вам  дорогу  уступлю.

Учитель:  Что  вы  поняли  из  этого  стихотворения?

Дети:   Когда  я  буду  переходить  дорогу,  я  не  буду  торопиться.

9.Самостоятельная  работа.

Учитель:  Сегодня  нам  пришло  любопытное  письмо  от  инспектора.

Учитель  раздаёт  детям  карточки  с  текстом  (из  конверта).

- В  нём  говориться  о  правилах  поведения  на  дороге.  Но  некоторые  существительные  пропущены.  Вставьте  их  и  укажите  падеж.

Дети  работают  самостоятельно.  Проверка:  «цепочкой»  читают  вслух  по  одному  предложению

Карточка №2.

Широкая_________  словно  разделена  пополам.  На  каждой  её  половине  машины  бегут  в  одну  сторону.  Тебе  нужно  перейти________ .  На  перекрёстке  нет  ни  светофора,  ни  регулировщика.  Прежде  чем  ступить  на _______   ,  выбери  самое  безопасное  место,  где  ______  хорошо  просматривается  в  обе  стороны.  Обязательно  остановись  на  краю ______.  Прислушайся,  внимательно  осмотри _______  .  Не  появилась  ли  откуда  машина,  не  мчится  ли  мотоцикл?  Если  поблизости  нет  транспорта,  начинай  переход.  Переходи  по  прямой.  Постоянно  следи  за ______ .

                                                                 Твой  друг  инспектор.

Учитель:  Какие  советы  инспектора  вы  возьмёте  себе  на  вооружение?

  (Выслушиваются  ответы  детей)

10.Итог  урока.

На  плакате:  Азбука  города

Город,  в  котором  с  тобой  мы  живём,

Можно  по  праву  сравнить  с  букварём.

Вот  она,  азбука, - над  головой,

Знаки  навешаны  над  мостовой.

Азбукой  улиц,  проспектов,  дорог

Город  даёт  нам  всё  время  урок.

Азбуку  города  помни  всегда,

Чтоб  не  случилась  с  тобою  беда.

                                  (Я.Пишумов)

Учитель:  Прочитайте  текст  про  себя.  Выберите  главные  строчки.

Дети:  Я  думаю,  в  этом  стихотворении  главные  две  последние  строчки.  Город  постоянно  требует  от  нас  знаний  правил  дорожного  движения.  Учитель:  Как  вы  понимаете,  что  обозначает слово  мостовая?

Дети:  Мостовая – это  дорога,  по  которой  едут  машины.

Учитель:  Первоначально  слово  «мостовая»  обозначало  мощённую  улицу  (то  есть  крытую  деревянными  мостками),  затем  стало  обозначать  проезжую  часть  улицы.

-Правила  существуют  везде.  И  на  дорогах  тоже.  Им  нужно  подчиняться,  чтобы  не  случилась  беда.

- Что  вам  понравилось  на  уроке?  Чему  он  вас  научил?

-Я  желаю  вам  быть  внимательными  не  только  на  уроках,  но  и  на  улицах,  всегда  помнить  о  правилах  дорожного  движения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку "Буквы русского языка. Алфавит.»

Проект урока по русскому языку в 1 классе по программе УМК "Гармония"...

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе"Русский язык как знаковая система"

Вводное занятие поможет ученикам дать определение термину "русский язык", выделить основные функции языка и выявить место русского языка в системе знаков...

Методическая разработка урока по русскому языку "КВН "Знатоки русского языка"

Тема: КВН «Знатоки русского языка»Учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиЦуканова Е.АЦели: прививать интерес к предмету; развивать логическое мышление.Оборудование: карточки, словари, пла...

Методическая разработка урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или азбука"

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской области Технологическая карта урока по русскому языкуТема: Русский алфавит, или азбукаЦели Познакомить детей с алф...