Технологическая карта урока. Литературное чтение 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Антонова Наталья Александровна

Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение

Класс: 4

Тип урока: изучение нового материала.

Тема урока: рассказ Юрия Яковлева «Мама» и картина Анри Матис «Семейный портрет». Главная идея урока: Искусство-это мир чувств, впечатлений, переживаний....

Планируемые результаты:

Предметные: знать ФИО автора и название рассказа, ФИО авторов и название репродукций, как проанализировать художественное произведение, как анализировать репродукции картин, особенности творчества данного автора, как определить главную идею произведения.

Личностные: грамотно формулировать ответы на вопросы учителя, проявлять мотивацию к учебно-познавательной деятельности, уметь оценивать свою деятельность, проявлять интерес к предложенным опытам.

Метапредметные: сформулировать тему и цель занятия, рассказать все особенности творчества автора по пройденному материалу, опираясь на иллюстрации и основные слова, делать выводы, исходя из услышанного материала, оказывать помощь товарищу при ответе на сложный вопрос.

Ресурсы урока: учебник «Литературное чтение 4 класс» 2 часть. Свиридова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение

Класс: 4

Тип урока: изучение нового материала.

Тема урока: рассказ Юрия Яковлева «Мама» и картина Анри Матис «Семейный портрет». Главная идея урока: Искусство-это мир чувств, впечатлений, переживаний....

Планируемые результаты:

Предметные: знать ФИО автора и название рассказа, ФИО авторов и название репродукций, как проанализировать художественное произведение, как анализировать репродукции картин, особенности творчества данного автора, как определить главную идею произведения.

Личностные: грамотно формулировать ответы на вопросы учителя, проявлять мотивацию к учебно-познавательной деятельности, уметь оценивать свою деятельность, проявлять интерес к предложенным опытам.

Метапредметные: сформулировать тему и цель занятия, рассказать все особенности творчества автора по пройденному материалу, опираясь на иллюстрации и основные слова, делать выводы, исходя из услышанного материала, оказывать помощь товарищу при ответе на сложный вопрос.

Ресурсы урока: учебник «Литературное чтение 4 класс» 2 часть. Свиридова.

Организационная структура урока

Этапы

урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Этап 1: Включение в учебную деятельность

Здравствуйте, ребята. Подготовьтесь, пожалуйста, к уроку – на парте лежат учебники, пеналы.

Готовятся к уроку.

Этап 2: Актуализация знаний

Ребята, прежде чем мы начнем с вами урок, ответьте мне на один вопрос: кто готовит вам завтраки? Кто собирает вас в школу? Кто сидит с вами ночами, когда вы болеете? Кто читал вам сказку на ночь, когда вы были маленькими? Какое первое слово вы произнесли?

Отвечают на вопросы учителя.

Мама.

Этап 3: Формулировка темы урока

Правильно, ребята, а предположите, о чем мы сегодня с вами будем говорить?  Правильно, сегодня мы с вами будем говорить о маме, и тема нашего с вами урока: рассказ Юрия Яковлева «Мама» и репродукция картины Анри Матисса «Семейный портрет».

Формулируют тему урока самостоятельно, отвечают на вопросы учителя, отгадывают загадку.

Этап 4: Новое знание- рассказ Ю. Яковлева «Мама»

1. Слово о писателе.

Юрий Яковлевич Яковлев - писатель и создатель сценариев для кинофильмов. Он писал книги для подростков. В 1940 году его мама проводила его на военную службу. Тогда Юрий Яковлевич в последний раз увиделся со своей мамой. Началась война. А что произошло с нашим городом в годы войны?

 Во время блокады Ленинграда его мама погибла.  Но память о ней писатель хранил всю жизнь.

2. Первичное чтение рассказа учителем и проверка читательского восприятия.

Послушайте рассказ Юрия Яковлева «Мама».

Какое впечатление произвел на вас рассказ?

От чьего имени написан рассказ?

К кому обращается автор?

Почему вы так решили?

3. Повторное чтение и анализ.

Перечитайте текст еще раз про себя и разделите его на части.

Сколько частей в тексте? (4)

Прочитайте первую часть.

О чем вы прочитали?

А с каким чувством вспоминает автор о своей маме?

В каких словах выражаются эти чувства?

А теперь поработаем в группах. Напишите на листочке слово План. Поставьте на следующей строке цифру 1. Обсудите с товарищами в группе название первой части и запишите на листочке.

Как озаглавили часть?

Очень хорошо, что вы использовали цитаты – дословные выражения из текста. Их нужно заключить в кавычки.

Молодцы, у всех получилось.

А теперь прочитайте вторую часть.

Какова главная мысль этой части?

Озаглавьте эту часть и запишите название второй части на лист.

Что у вас получилось?

Прочитайте третью часть.

Какие чудеса открыла мама?

А что такое багульник? (Нужна картинка).

А кто видел багульник в природе?

Озаглавьте третью часть рассказа. Кто готов? Как озаглавили эту часть?

Ребята, а с какого слова начинаются первые три части?

А почему автор так пишет?

Ребята, запомните такую особенность построения текста, она вам пригодится в работе над сочинением.

Почитайте последнюю часть.

Какие мысли об отношении к маме хочет донести до нас автор?

В каких словах звучит боль потери матери?

Почему мы должны беречь маму, стараться не причинять ей страдания?

С каким еще важным и дорогим понятием связано понятие «мама»?

Неслучайно народная мудрость слово «мать» поставила рядом

с другим словом «Родина». «Родина – мать» - говорят люди и этим определяют са-мое священное, что есть на земле.

Озаглавьте эту часть.

Ребята, о чьей маме рассказал автор: о своей или о вашей?

А почему автор, вспоминая о маме, говорил и о вас: «ты услышишь мамин голос», «ты, маленький, ещё не умел говорить»?

Молодцы, все хорошо поняли авторскую мысль. Действительно, автор, обращаясь к нам, к читателям, стремился найти отклик в нашем сердце и в нашей душе, заставить каждого из нас задуматься об отношении к своей маме, чтобы дети любили и берегли, жалели своих мам, чтобы, когда они станут взрослыми, им не пришлось сожалеть о том, что в их отношении к маме что-то было не так: когда-то её огорчили или были недостаточно к ней внимательны.

А теперь ответьте мне на вопрос: этот рассказ о маме или о чувствах к ней?

Ребята, вот мы с вами и познакомились с рассказом Юрия Яковлевича Яковлева

«Мама», мы узнали о его отношении к маме, о чувствах к ней.

Активно случают учителя, отвечают на вопросы, с помощью вопросов учителя, практических примеров ,иллюстраций сами познают материал. Читают рассказ.

Запоминают особенности творчества Юрия Яковлева.

Закрепляют знания посредствам контрольных вопросов.

(Оказался в кольце блокады).

(о том, как автор вспоминает свою маму, ее образ: мамин голос, мамины руки, глаза.)

 (От имени сына).

(К каждому человеку, ведь у всех есть мама).

(Закрой, ты услышишь, ты еще не умел говорить…)

(С чувством нежности, лаской, с любовью, с волнением.)

(автор говорит о мамином голосе и что его можно услышать, мамин голос живет в каждом человеке, он «такой знакомый и родной».   Голос мамы живет в каждом человеке: его не спутаешь ни с одним другим).

(Здесь повторы нужны, автор в каждое слово вложил свои чувства: нежность, любовь. Он усиливает эти чувства многократным повтором. Это такой авторский секрет, когда необходимо на это особо обратить внимание.)

(Получилось просто перечисление слов «голос», «руки», «глаза». Потерялись авторские чувства и отношение к маме.)

(«Дорогой образ матери», «Родные мамины черты», «Мамин голос».)

Ученики делят текст на части и озаглавливают каждую часть, отвечают на вопросы учителя.

( во второй части говорится о том, что мама- это человек, который больше, чем другой, понимает детей и заботится о них.)

( «Мама всегда рядом», «Мама научит и поможет», , «С мамой по жизни».)

( Она показала, как цветет багульник и о снежинке. О том, как мама помогла увидеть первую снежинку, мама научила увидеть в обычной снежинке красивую звездочку, то, что снег в тепле превращается в воду.)

(Это растение с сиренево-розовыми цветочками и с сильным запахом. Если его веточку поставить в воду, то она зацветает и приятно пахнет.)

(«Мама открывает мир», «Мама вводит в жизнь»).

(Со слова мама)

(Это его авторский замысел, чтобы привлечь внимание к главному слову «мама», к главной мысли, к главным чувствам.)

«Мама всегда рядом с тобой». Всё начинается с мамы. «Любовь к матери проходит через всю жизнь». «Нет больше горя, чем потерять родную мать» «Не причиняй ей страданий». «Береги ее».  

(Нельзя причинять боль любимым людям потому, что мы их любим и они любят нас).

«Родина для каждого из нас начинается с мамы».

(О своей, о воспоминаниях.)

(Автор хотел, чтобы его чувство передалось и нам. А рассказывая о своей маме, он имел в виду и нашу маму, потому что все мамы похожи друг на друга в любви к своим детям. Он хотел, чтобы все дети относились к своим мамам так же, как и они к нам.)

(О маме и о чувствах к ней).

Физминутка

«Мама»

Маму я свою люблю,

(изображают руками сердце и подносят его к груди)

Я всегда ей помогу:

Я стираю, полоскаю,

(далее движения по тексту)

Воду с ручек отряхаю,

Пол я чисто подмету

И дрова ей наколю.

Маме надо отдыхать,

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу,

И ни разу,

И ни разу ни словечка

Не скажу.

С. Агранович

Ребята, это стихотворение написал замечательный филолог Софья Залмановна Агранович.

Этап 6: Новое знание-  анализ картин Павла Филонова «Семья крестьянина».

А теперь откройте учебник на странице ….. . Рассмотрите картину Анри Матисса «Семейный портрет».

Кто изображен на картине?

Чем занимаются дети?

А что делает мама?

Ребята, где происходит действие?

А кого не хватает на картине?

Почему? Как вы думаете?

Ребята, правильно, уборка, приготовление еды и уход за детьми всегда занятия мамы.

Ребята, что вы можете сказать о квартире? Об остановке в доме? О том, как мама справляется со своими обязанностями?

Ребята, что вы можете сказать о состоянии героев картины?

А о маме?

Правильно, мама что-то вышивает, тем самым выполняя свою домашнюю работу.

Ребята, Анри Матисс передал в этой картине обычную, бытовую жизнь каждой семьи. Ребята, как мы уже с вами заметили, что и в рассказе, и в картине, и в стихотворении авторы описывают маму, как милую и заботящую о своих детях женщину, у неё, как ни у кого другого, много обязанностей, но главное для каждой мамы-это её дети, забота о них. Поэтому мы с вами должны заботиться и помогать своим самым близким людям - матерям.

(Мама, дочка, два сына.)

(сыновья играют, дочь куда- то продвигается с книгой в руках)

(вышивает)

(действие происходит в обычной квартире)

(На картине нет отца)

(Отец как правило всегда на работе, а дом и дети всегда на плечах матери.)

(Квартира чистая, ухоженная, дети чистенькие, мама справляется со своими домашними делами.)

(Мальчики беззаботно играют в шахматы, дочка чем-то недовольна, чем -то озабочена, может, мальчики мешают ей читать, шумят.)

(Мама уставшая, тихо вышивает что-то.)

Этап 8: Подведение итогов урока, рефлексия

Ну, что ж, ребята, вот и подошло к концу наш урок. Ребята, с каким писателем мы сегодня с вами познакомились? Какой рассказ он написал? А с каким художником мы познакомились? А как называется его картина, которую мы сегодня посмотрели?

О ком сегодня был наш урок?

Ребята, в своих произведениях авторы выразили своё отношение, эмоции и свои чувства к маме. Ребята, тогда какой вывод мы можем сделать? Что такое искусство? Искусство-это мир....

Правильно, ребята, мы сделаем вывод, что искусство-это мир эмоций, впечатлений и чувств.

А теперь, ребята, оцените свою работу на уроке, на листочках, которые я вам раздала.  

А пока вы это выполняете, я включу вам прекрасную песню о главном герое нашего урока и нашей жизни -  о маме.....

Ребята, вашим домашним заданием будет подумать о том, как вы относитесь к своей маме, достаточно ли вы о ней заботитесь и бережете её.

Спасибо вам за урок. Хочу отметить работу на уроке … Готовьтесь к следующему уроку, до свидания!

Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу на уроке, прощаются с учителем.

(С Юрием Яковлевичем Яковлевым)

(«Мама»)

(Анри Матисс)

(«Семейный портрет»)

(эмоций и чувств.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...

Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" 3 класс

Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" по ФГОС...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе "Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»"

laquo;Школа России», Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г. Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» прием повтора как основа изменения сюжет...