урок по литературному чтению "Л.Н. Толстой "Детство""
методическая разработка по чтению (2 класс)

Тарасова Любовь Валентиновна

урок посвящен произведению Льва Николаевича Толстого "Детсво"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_lit._chteniyu_detstvo.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

         основная общеобразовательная школа с.Розовое

               Советского района Саратовской области

Урок литературного чтения по теме «Л.Н. Толстой. “Детство”».

4-й класс

ТАРАСОВА Л.В.


Цели урока:

Продолжить знакомство с творчеством Л.Н.Толстого.

  • Отрабатывать навыки осознанного и выразительного чтения.
  • Учить анализировать текст с целью выяснения мотивов и причин поступков героев.
  • Развивать речь, память учащихся.

Воспитывать любовь к матери, к своим близким.

Оборудование:

  • Учебник “Родная Речь”,4класс,часть 1.под редакцией Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М. В. Головановой.
  • Мультимедийная презентация к уроку.
  • Иллюстрации учеников к прочитанным произведениям Л.Н.Толстого.

Ход урока.

1. Организационный момент. 

Цель: продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого; познакомить с главой из автобиографической трилогии «Детство»,  «Отрочество», «Юность»; развивать речь учащихся; воспитывать любовь к матери.

Оборудование: учебник,  портрет Л.Н. Толстого,  картина И.Е. Репина «Л.Н. Толстой в кабинете  под сводами», усадьба «Ясная Поляна»  (иллюстрация).

Ход   урока.

1.Организация   класса.

  1. приветствие.
  2. проверка рабочего места.

 Учитель: На  столе - учебник,  дневник,  ручка.

 . У. – Ребята, давайте попробуем определить произведения по первым строчкам:

«Были брат и сестра – Вася и Катя; у них была кошка. Весной кошка пропала». ( «Котёнок» )

«Купила мать слив и хотела дать детям после обеда». ( «Косточка»)

«Сын приехал из города к отцу в деревню». ( «Учёный сын» )

«В Лондоне показывали диких зверей и за просмотр брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям». (Лев и собачка» )

«Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу.» («Филипок» )

«Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, Глаза не видели, уши не слышали, зубов не было.» («Старый дед и внучек» )

У: - Подумайте, что объединяет все эти произведения?

- Сформулируйте тему нашего урока и его задачи.

2.        Работа над темой урока.

Учитель: Сегодня мы прочитаем главу из автобиографической  трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность».

-Трилогия - это три произведения одного автора, где второе  и третье являются продолжением первого.

 .

  •   Трилогия – три произведения одного автора, объединенные общим замыслом и преемственностью сюжета. Мы прочитаем лишь одну главу из произведения Л.Н.Толстого “Детство. Отрочество. Юность.”Эта трилогия необычная. А какая? Угадайте, расставив слоги в правильном порядке: авто, графи ,био, кая, чес.
  •  Детство – это возраст от рождения до 10 лет.
  • Отрочество – это подростковый возраст от 11 до 14 лет.
  • Юность – это возраст человека от 15 до 21 года.

Добром пронизаны все произведения Л.Н.Толстого. Именно поэтому их любят и знают взрослые, дети.

Сегодня мы познакомимся с отрывком из повести “Детство”.Это произведение является трилогией.

Обратите внимание,  что описывая  свою  жизнь, Лев  Николаевич сделал героем произведения Николеньку

Иртеньева, т. е. он называет себя в произведении  Николенькой.

3.        Подготовка  к восприятию текста. Словарная работа.
Учитель: В тексте вам встретятся вот такие слова. Как вы  понимаете их значение?

Лелеять (нежить, заботливо ухаживать   за кем, чем-нибудь).

Наслаждение (высшая степень удовольствия).

Добродетели (положительное, нравственное качество, высокая нравственность).

Умиление (нежное чувство, возбуждаемое чем-нибудь трогательным).

4. Речевая разминка.

Чистоговорка.

Ра-ра-ра --------начинается игра.
Ры-ры-ры-------много в классе детворы
Ру-ру-ру---------продолжаем мы игру.
Ро-ро-ро---------дарим людям мы добро.

5. Работа по учебнику.

Работа с текстом повести “Детство”.

1.Чтение отрывка учителем.

2.Чтение нескольких абзацев из текста хорошо читающими детьми.

3.Продолжение чтения детьми по цепочке.

5.Работа по иллюстрации.

Что на ней изображено? Найдите в тексте отрывок, которому она соответствует. С чем можно сравнить мамин голос? (С журчанием ручейка, с плеском воды..) Прочитай выразительно.

Как Николенька относится к своей матери?

        6.Первичное чтение текста с постановкой проблемного вопроса.

-        Почему взрослому писателю так дороги эти детские воспоминания?

 7.Проверка восприятия по проблемному   вопросу.

  1. Повторное чтение текста по частям с анализом.

1        часть.

-Какое событие описывает Л.Н.Толстой?

-Кто являются действующими лицами?

-Как вы думаете, что здесь важнее - описание событий или переживаний мальчика?

2        часть.

  • Можем ли мы сказать, что писатель делится с нами самыми сокровенными   переживаниями?
  • Что вы можете сказать о характере Николеньки?
  • О каких двух добродетелях, присущих юному герою, с сожалением вспоминает Л.Н. Толстой?

Учитель: Николенька был таким же ребёнком, как и вы. Считал, что взрослые должны его любить, лелеять, но сам не всегда относился к ним внимательно.  Он вспоминает своего домашнего учителя Карла Иваныча, которому очень часто грубил,  не хотел   заниматься. Но потом он раскаялся и в своих   молитвах желал ему счастья.  Умейте и вы попросить прощения, если кого-то обидели.

 9.Творческая работа.        

Учитель: Вы сказали, что писатель делится с нами самыми сокровенными переживаниями. А с кем вы можете поделиться   такими тайными переживаниями? (с мамой)

-        Для каждого из нас мама - самый дорогой и любимый человек. И не зря, наверное, в народе говорят, что:

При солнышке тепло, а при матери добро.

 Нет друга лучше, чем родная матушка.

Птица рада весне, а младенец - матери.

Я очень хочу, чтобы вы любили своих мам и старались делать всё так, чтобы они всегда улыбались.  Берегите своих мам! Расул Гамзатов написал стихотворение, которое так и называется «Берегите матерей». Послушайте его

Чтение стихотворения уч-ся.

                                       Берегите матерей.

 Разбежались по воде круги...

 Слышу: через крышу, через стёкла

 Молят  капли- Маму береги!

Слышу: листья шепчут за  стеною:

-Мама, это - дерево родное!

Голосом отца твердит земля:

-        Мать— весь мир, и рощи, и поля.

Яростно  бушует непогода.

В чёрном небе не видать ни зги...

Грохот грома - голос твой, природа,

-Просит каждый час любого года!

-        Душу мира - маму береги.

  1. Итог урока.
  2. Домашнее задание.

-        Составьте рассказ о своём детстве.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)

В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сережа…» (фрагменты)".

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова).  Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сер...