Конспект урока "Стихотворения русских поэтов о Родине"
план-конспект урока по чтению

Бондарева Светлана Николаевна

Знакомство со стихотворениями о Родине

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx26.49 КБ
Файл prezentatsiya.pptx1.34 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Богородицкая средняя школа

Смоленского района Смоленской области

Конспект урока по теме «Стихотворения русских поэтов о Родине»

Авторы-составитель:

Бондарева С.Н.

учитель начальных классов

первой категории

д. Богородицкое

2019

Тема урока: Стихотворения русских поэтов о Родине

Цели урока: расширить представления детей о Родине, как стране и как месте их рождения и жизни; создание условий для  формирования умения осознанно, грамотно, выразительно читать стихотворения.

Задачи:  

- развитие умения анализировать произведение;

- учить детей представлять в своем воображении картины природы, описанные автором в произведении;

- учить детей видеть красоту русской природы;

- развивать наблюдательность, речь учащихся;

- развитие навыков сотрудничества.        

Планируемый результат: выразительное, чувственное прочтение произведения.

Предметный результат: использование различных методов и форм работы для формирования осознанного, выразительного, грамотного чтения.

УУД, формируемые на уроке:

Личностные:

- формировать положительное отношение к уроку;

- формировать уважение к мыслям и настроениям другого человека;

- формировать проявление познавательной инициативы в оказании помощи товарищу;

- проявление самостоятельности в учебной деятельности.

Коммуникативные:

- уметь аргументировать своё мнение;

- уметь оформлять свои мысли в устной форме и понимать речь других;

- уметь взаимодействовать в малых группах (включение в беседу, умение  слушать  и слышать других).

Познавательные:

- добывать новые знания;

- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ;

- уметь использовать полученную информацию;

- использовать необходимую терминологию;

- находить и выбирать правильные пути решения проблемы.

Регулятивные:

- уметь определять и формулировать цели урока;

- уметь высказывать своё предположение;

- осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог;

- умение соотносить свои знания и определять проблему;

- уметь оценивать свою деятельность на уроке.

Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран.

Ход урока

  1. Организационный момент

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

  1. Мотивация к учебной деятельности

Матвей Е.

Родина слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котенок … и я.

- Какие чувства у вас возникли, прослушав это стихотворение?

3. Целеполагание

-О чем говорится в этом стихотворении?

- Ребята, а как вы понимаете, что такое Родина? (Ответы детей)

- Подберите синонимы к слову Родина. (Россия, Отечество, Отчизна)

- Почему так называют Родину? (Ответы учеников)

-Кто помогает нам почувствовать все эти эмоции, чувства на уроках литературного чтения? (поэты и писатели)

-Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока?

- С творчеством каких поэтов, которые посвятили свои стихотворения Родине  мы уже с вами знакомы? (пару стихов)

4. Речевая разминка (текст на экране)

Что такое Родина наша?

Солнце, лес, дыхание пашен.

Сад в цвету, где не мокнут пчёлы,

И твой дом, и огни твоей школы.

Наша Родина – труд и праздник.

Сто дорог для тебя самых разных,

И любовь твоя к папе и маме,

И ты сам – не один, а с друзьями.                   В. Крючков

  • прочитайте отрывок из стихотворения жужжащим чтением вслух;
  • прочитайте с вопросительной интонацией;
  • прочитайте с интонацией восхищения.

5. Открытие нового знания

-Ребята, мы с вами изучили стихотворения о Родине, сегодня вспомнили и послушали некоторые из них. Мы знаем, что поэтов, которые писали стихи о Родине, о родном крае, о природе много.

-Для каждого из нас Родина имеет свое значение.

Я предлагаю вашему вниманию отрывок из стихотворения Н. Рубцова, который прочитает нам Морозова Мария, а вы внимательно слушаете и следите.

Подумайте, с чего начинается родина для Н. Рубцова?

  Тихая моя родина!

       Ивы, река, соловьи…

                  Мать моя здесь похоронена

     В детские годы мои.

           Тина теперь и болотина

                Там, где купаться любил…

  Тихая моя родина,

   Я ничего не забыл.

Учитель.

 Подчеркните те слова, которые содержат ответ на вопрос: «С чего начинается родина для Рубцова?»  

 Прочитайте.

Как автор говорит о своей родине?

В каких строчках поэт признаётся в любви своей родине?

Ответ ученика.

«Тихая моя родина

Я ничего не забыл».

Учитель.

В чём проявляется любовь автора к родине?

Предполагаемый ответ.

Поэт помнит каждый уголок, всё, что радовало и вдохновляло.

Учитель.

Прочитайте ещё раз это произведение.

     Что вспоминает каждый человек, читая о «тихой родине» поэта?

     Предполагаемый ответ.

     Свои любимые уголки родины.

      Учитель.

      С каким чувством поэт говорит о своей родине?

      Предполагаемый ответ.

      С любовью.

       Учитель.

       А сейчас мы окажемся в краю поэта Сергея Есенина и узнаем, с чего начинается  его родина.

Учитель читает стихотворение наизусть.

Я люблю родину,

Я очень люблю Родину!

Хоть есть в ней грусти ивовая ржавь,

Приятны мне свиней испачканные морды

И в тишине ночной звенящий голос жаб

Я нежно болен воспоминаньем детства,

Апрельских вечеров мне снится хмарь и сырь.

Как будто бы на корточки погреться.

Присел наш клён перед костром зари.

Стихотворение написано на доске.

Подчеркните те слова, которые содержат ответ на вопрос: «С чего начинается родина для Сергея Есенина?»

Прочитайте.

Учитель.

Прочитайте третью строчку.

Каким временем года пахнет?

Предполагаемый ответ.

Осенью.

Учитель.

Какая это осень: ранняя, «золотая»,  поздняя?

Подтвердите словами из произведения.

Ответы учеников.

Учитель.

представьте эту картину, поделитесь, что вы чувствуете?

Предполагаемые ответы.

На душе грустно, тоскливо…

Учитель.

Прочитайте первую строчку.

«Я люблю родину».  Какую?

Предполагаемый ответ.

Грустную.

Учитель.

Разве можно влюбиться в ивовую ржавь?

Читаем  дальше.

Читает ученик.

«Приятны мне свиней испачканные морды»

Учитель.

Какое настроение у вас вызывает эта картина?

Предполагаемый ответ.

Весёлое.

«Я люблю родину»- весёлую.

Учитель.

Как автор говорит о своей Родине, с каким чувством?

Предполагаемый ответ.

С любовью.

Физминутка.

- Мы делаем вывод о том, что поэты в стихотворениях говорят о своей малой Родине.

Но давайте вспомним, как называется наша малая родина, наш край? (Смоленская)

-Каких поэтов Смоленской области вы знаете? (Исаковский, А.Т.Твардовский, Н. Рыленков)

-Хорошо. Давайте познакомимся с их творчеством и биографией (Леша, Юля)

-Вот такие замечательные поэты жили на нашей Смоленщине. И вы наверное знаете, что в честь них названы улицы в городе Смоленске.

-Какие стихотворения Смоленских поэтов вы знаете? (Стихи Слава, Егор, Степан)

6. Первичное закрепление

Для того, чтобы в нашей памяти остались стихи поэтов о  Родине, о любви к Родине, я предлагаю вам поработать в парах.

Вам необходимо на листочках, которые лежат у вас на столе составить кластер.

- Какое название мы поместим в середину?

- Что у вас получилось?

Создание кластера на доске.

Родина – ивы, река, соловьи, крест, обоз, купол церковный, сеновал, болото, деревянная  школа с забором, зеленый простор, изба, туча, гром, сердце.

7. Рефлексия

-Хотелось бы закончить наш урок стихотворением о Родине, которое подготовил Таранов Артем

1. Выразительное чтение стихотворения.

2. Задание по выбору: нарисовать рисунок на тему «Моя Родина».

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Стихотворения русских поэтов о Родине

Слайд 2

РОДИНА ОТЕЧЕСТВО, ОТЧИЗНА, СТРАНА, В КТОРОЙ ЧЕЛОВЕК РОДИЛСЯ; ИСТОРИЧЕСКИ ПРИНАДЛЕЖАЩАЯ ДАННОМУ НАРОДУ ТЕРРИТОРИЯ С ЕЕ ПРИРОДОЙ, НАСЕЛЕНИЕМ, ОБЩЕСТВЕННЫМ И ГОСУДАРСТВЕННЫМ СТРОЕМ, ОСОБЕННОСТЯМИ ЯЗЫКА, КУЛЬТУРЫ, ОПЫТА И НРАВОВ ЧЬЕ-ЛИБО МЕСТО РОЖДЕНИЯ МЕСТО ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ОТКРЫТИЯ ИЛИ ИЗОБРЕТЕНИЯ ЧЕГО-ЛИБО

Слайд 3

Речевая разминка Что такое Родина наша? Солнце, лес, дыхание пашен. Сад в цвету, где не мокнут пчёлы, И твой дом, и огни твоей школы. Наша Родина – труд и праздник. Сто дорог для тебя самых разных, И любовь твоя к папе и маме, И ты сам – не один, а с друзьями.

Слайд 4

Николай Михайлович Рубцов

Слайд 6

Я люблю родину, Я очень люблю Родину! Хоть есть в ней грусти ивовая ржавь, Приятны мне свиней испачканные морды И в тишине ночной звенящий голос жаб Я нежно болен воспоминаньем детства, Апрельских вечеров мне снится хмарь и сырь. Как будто бы на корточки погреться. Присел наш клён перед костром зари.

Слайд 12

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «ТИХАЯ МОЯ РОДИНА» ПО ВЫБОРУ: ВЫУЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ НАИЗУСТЬ НАРИСОВАТЬ РИСУНОК НА ТЕМУ «МОЯ РОДИНА»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный вечер на тему: «Мои любимые стихи русских поэтов о Родине".

Пояснительная записка. Форма проведения – устный журнал.Цель: формирование гражданственности, ответственности, желание быть полезным своей стране, чувство гордости за свою Родину.Задачи:1. ...

Конспект урока "Стихи русских поэтов об осени. Осенний пейзаж"

Интрегрированный урок по литературному чтению и ИЗО...

Конспект урока по литературному чтению. «Стихи русских поэтов о зиме».

Конспект урока по внеклассному чтению для учащихся 3 класса....

Конспект урока литературного чтения для 3 класса по теме: "Осень в стихах русских поэтов" УМК "Гармония"

Конспект урока литературного чтения для 3 класса на тему: "Осень в стихах русских поэтов" можно провести как обобщающий урок по любой учебной программе. Разработка урока сопровождается пошаговой навиг...

Урок по литературному чтению на тему: "Стихи русских поэтов о Родине" (4 класс)

Урок по литературному чтению на тему:"Стихи русских поэтов о Родине" адаптирован для обучающихс 4 класса специальной коррекционной школы для детей с ОВЗ с тяжёлыми нарушениями речи. Урок по ...

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Поэты о Родине, о красоте родной природы"

Урок-творческая лаборатория (В редакции классной газеты), использование проектной технологии...