Урок литературного чтеня "Г.Цыферов Миниатюры"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Соколова Ольга Ивановна

Урок литературного чтения по программе "Школа 2100"  4 класс "Г. Цыферов Миниатюры" (конспект урока и презенация).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_4_klass.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения  

4 класс «Школа 2100»

Соколовой О.И.

Тема: Г. Цыферов. Миниатюры.

Цели:        

  • создать условия для формирования умения воссоздавать картины, нарисованные автором;
  • создать условия для формирования представлений о способах создания образа в произведении, о средствах художественной изобразительности и выразительности, умений находить их в тексте и воспроизводить в своей речи;
  • развитие навыков  выразительного чтения как способа передачи личного восприятия текста, своих представлений и переживаний.
  • развитие воображения и речи через рисунок по словесному образу и «защита» своего видения.
  • создать условия для организации эмоционального читательского восприятия текста;
  • создать условия для формирования творческих способностей и потребностей учащихся

Оборудование: слайды; карточки для работы в группах.

содержание

примечание

1. Орг момент. Эмоциональный настрой.

2.Актуализа-ция опорных знаний.

3.Введение в тему. Работа с текстом до чтения.

4.Работа с текстом во время чтения.

5.Работа над выразительностью речи.

Физ. мин.

6.Работа с текстом после чтения.

7.Творчес-кая работа.

7. Домашнее задание

8. Итог урока. Рефлексия.

Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Я хочу начать наш урок с известных вам строк  

Вадима Левина «Кто такие чудаки?»

Чудаки – смешной народ:

Ходят задом наперёд,

Загорают при луне,

Пирожки пекут во сне.

Распевают петухами

И беседуют стихами.

Но люблю я чудаков –

Молодых и стариков!

Чем приятен мне чудак?

Для него беда – пустяк.

Он не плачет и не хнычет,

Только песенки мурлычет.

Разыскать бы чудаков

Всех народов и веков

Да собрать бы вместе всех,

То-то был бы шум и смех.

Если рядом чудаки –

Все невзгоды – пустяки.

- Где мы побывали вместе с близнецами во время 14 путешествия? (На поэтическом концерте). 

- С какими поэтами встретились?  

Прочитать стихотворение (самооценка).

-Николай Александрович предлагает нам вместе с близнецами отправиться в другой зал и послушать прозу. А с каким писателем мы сегодня встретимся, вы попробуйте догадаться.

На экране: портрет, годы жизни, отрывки из произведений («Что такое бабочки? Цветы без запаха. Утром они расцветают. Вечером они осыпаются».

«Однажды я видел на лугу: отцвела голубая бабочка.

Её крылья лежали на траве – их гладил ветер».)

Фамилия. Геннадий Михайлович Цыферов.

- Конечно же, вы узнали, с кем нам сегодня предстоит встреча? Это Геннадий Цыферов. Что вы можете рассказать о нём?  

Этот добрый сказочник, поэт и - немного философ. Обыденное он представлял необычайным, а примелькавшееся - удивительным и прекрасным. Так он воспринимал и изображал мир.

 Писал только для маленьких: сказки, пьесы, сценарии мультфильмов.

- Какие книги Цыферова вам знакомы с детства? Какие произведения мы читали на уроках? Что особенно запомнилось?

Чем необычны его сказки? Сказки Цыферова - совершенно особые сказки: зло в них отсутствует, и никто никого не обижает. В них всегда - светлая улыбка сказочника.

 (Проявляется особая зоркость писателя, умение выражаться сжато и точно).

- Сегодня мы узнаем Цыферова с другой стороны.

 (Чтение авторского текста). С.174

- Подумайте, кто такие импровизаторы?

 Прочтите в учебнике, как там объясняется это понятие, имея ввиду творчество Геннадия Цыферова.

(Чтение текста до слова «миниатюра»)

- Знакомо ли вам понятие «миниатюра». (Маленькое произведение). Первоначально миниатюрами назывались выполненные гуашью, акварелью и др. красками иллюстрации, инициалы, заставки и т. п. в рукописных книгах. Название "миниатюра" перешло и на живопись (главным образом портретную) малого формата, исполняемую на кости, пергаменте, картоне, бумаге, металле, фарфоре, нередко на бытовых предметах - табакерках, часах, перстнях.  В литературе, театре, музыке, цирке, на эстраде - жанр "малых форм", небольшое по размеру произведение 

- Прочитайте в учебнике, что называет миниатюрами Геннадий Цыферов.

Сможете ли вы сформулировать тему урока.

Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке, чему научиться?

Составить план урока.

1.познакомиться с миниатюрами

2.узнать новое о писателе

3.самим написать миниатюрю.

?

Как вы думаете, легко ли писать миниатюры?  Что для этого нужно? Точнее ответить на эти вопросы мы постараемся в конце урока.

- Прочитайте миниатюры самостоятельно, попробуйте представить картину, нарисованную автором, подумайте, какая из миниатюр показалась вам самой волшебной? Самой нежной? Самой неожиданной? Почему?

Наблюдение над рождением образа.

За счёт чего миниатюры получаются такими яркими, образными, выразительными?

Какие приёмы использует автор для создания образа?

(звукопись, олицетворение, сравнение)

- Поработайте над выразительным чтением миниатюр, подумайте, какое место нужно выделить голосом, какой темп чтения выбрать, чтобы как можно точнее воссоздать образ, нарисованный автором.

Читают в группах по одной миниатюре, лучший читает перед классом.

- Оцените работу группы, выразите своё мнение с помощью жетонов.

- Выскажите своё мнение по поводу услышанного. Выступление какой группы вам понравилось больше всего? Почему?

- Сумели ли вы для себя открыть новые грани в творчестве Цыферова? Какими качествами должен обладать человек, чтобы раскрыть себя в этом жанре?

 

Создание собственных миниатюр.

 - Попробуйте сами выступить в роли писателей – импровизаторов и создать свою миниатюру на заданную тему. О чём нужно помнить, прежде всего? (Короткая, точная). Каждой группе предложена тема и способ словесного рисования. Если вы не сможете справиться, воспользуйтесь подсказкой.  В конвертах вы найдёте фразы, которые помогут в создании миниатюры по вашей теме .Выберите ту, которая соответствует заданному способу создания образа. Используя её, создайте свой образ.  Предложенные иллюстрации и спокойная приятная музыка помогут вам в работе

Я всё могу, у меня всё получится, я ничего не боюсь.

- Как вы считаете, смогли ли ваши товарищи выступить в роли писателей? Получилось ли у них создать точный и яркий образ в нескольких строчках? Выразите своё мнение с помощью жетонов.

- Кто хочет выразить мнение группы об услышанных миниатюрах? Какая из миниатюр вам понравилась больше других? Почему?

Дома вы сможете сами создать миниатюру на заданную тему.

В рабочей тетради на стр. 86 предложены темы, и расписаны этапы работы. Проанализируйте  образец и выполните задание в тетради. Из получившихся миниатюр мы сделаем книжку – самоделку и подарим её нашей школьной библиотеке, как уже делали не раз. Думаю, что ребятам будет интересно познакомиться с вашим творчеством.

- Как по-вашему, легко ли писать миниатюры? Оцените работу своей группы: смогли ли вы выступить в роли писателей - импровизаторов, удалось ли создать образ, подобрать меткие слова и выражения? Пользовались ли вы подсказкой? Совпала ли ваша оценка с оценкой ваших товарищей?

- Чему нужно научиться в первую очередь, чтобы с помощью нескольких строчек создать неповторимый образ?

Птичье пение, шум листвы

И реки разливы –

Всё, что замечаешь ты –

Необычно и красиво.

Учитесь наблюдать и любоваться.

Надо просто очень захотеть…

И даже если строчки на бумагу не ложатся,

В сердцах они песней будут звенеть.

- Пусть сегодня в вашей душе действительно звучит музыка.

Слайд 1 - 4

Слайд 5: «Лошарик», «Паровозик из Ромашкова», «Про чудака лягушонка»

Слайд 6.

Слайд 7

Работа со словарями

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд11

Прочитав миниатюры, дети рассказывают, что представили

Слайд12 - 15

Самостоятельное чтение миниатюр по группам, чтение вслух по одному представителю от группы. Оценка работы группы в таблице.

Слайд16

Учащиеся работают в группе, на доске – тексты миниатюр. По одному представителю от группы выходят к доске, подчёркивают примеры, соединяют с нужным понятием

Слайд 17 - 20

См. приложение

Слайд21

Для успешной работы на уроке необходимо снять утомление учащихся предлагаются  простые, доступные упражнения для снятия перегрузки всех систем организма – «оживлялки». Упражнение лучше выполнять перед сложной работой.

Дети работают в группах, читают полученные миниатюры, анализ прочитанных миниатюр представителями других групп.

См. материалы в рабочей тетради.

Приложение 1.

Воздушный змей.

Способ рисования: сравнение (взмывает в небо, машет хвостом,                

                                                         парит как орёл)

Дятел на дереве.

Способ рисования: сравнение, звукопись (тук – тук – тук, неутомимый работник, словно тысячи молоточков)

Воробьишки.

Способ рисования: сравнение                                                           (словно пушистые комочки, чик - чирик, как стайка весёлых ребятишек)

Опята на пне.

Способ рисования: олицетворение, олицетворение                       (дружная семья, жмутся друг к другу, как родные братья)

Солнце.

Способ рисования: сравнение, олицетворение                                  (ласкает, заботится, творит, как хозяюшка, приветливое, нежное)

Ручеёк.

Способ рисования: олицетворение, звукопись, сравнение       (жур – жур – жур, бежит, поёт, как серебряный колокольчик)

        

Весна.

Способ рисования: сравнение, олицетворение                                  (разбудила, украсила, вдохновила, как царевна, нарядная)

Листочек.

Способ рисования: олицетворение, сравнение                               (появляется, выглядывает, любопытный, душистый, первый, как птенчик)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения Г.Цыферов "Тайна запечного сверчка" 3 класс

Данный урок является 4 уроком в разделе «Наполним музыкой сердца»» в курсе литературного чтения 3 класса по программе «Школа 2100». Тема актуальна, так как имеет огромное воспитательное значение, чере...

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ.Тема: Г. Цыферов «Тайна запечного сверчка».

Урок на  тему "Наполним музыкой сердца" посвящён творчеству великого композитора В.А. Моцарта....

Конспект урока литературного чтения в 1 классе по программе «Школа 2100». Тема урока: Г.Цыферов «Про друзей».

Конспект урока литературного чтения в 1 классе по программе «Школа 2100». Тема урока: Г.Цыферов «Про друзей»....

урок литературного чтения "Запечный сверчок" Г.Цыферов.

Урок направлен на формирование умения сравнивать литературные произведения по жанру, поведению и поступкам главных героев, содержанию. Находить общее в биграфиях писателей, композиторов, строить предп...

Урок литературного чтения в 1 классе. Цыферов «Что у нас во дворе?». В. Драгунский «Сестра моя Ксения»

Урок открытия новых знаний. Литературное чтение. 1 класс.В. Драгунский «Сестра моя Ксения»...

Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме " Г. Цыферов Маленький тигр"

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода в соответствии с ФГОС...

Урок литературного чтения ПНШ 2 класс по теме: Точка зрения.Г.Цыферов "Жил на свете слонёнок"

Разработка урока по литературному чтению Г.Цыферов " Жил на свете слонёнок" УМК " Перспективная начальная школа"...