Технологическая карта урока литературного чтения
методическая разработка по чтению (4 класс)

Голонягина Любовь Петровна

Технологическая карта урока литературного чтения во 2  классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение (УМК «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой)

Класс: 2-й класс.

Технологическая карта урока.

Тема

О братьях наших меньших. В. Бианки. Ёж-спаситель.

Цель

- познакомить с произведением о братьях наших меньших

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Задачи: создать условия для ознакомления с произведением, рассмотрения поведения героев, их чувств, выяснения причин поступков, раскрытия замысла автора; способствовать развитию навыка чтения, умений ориентироваться в тексте, пользоваться справочной литературой, работать совместно с товарищами; содействовать воспитанию интереса к чтению, доброго отношения к животным.

Планируемые результаты

Предметные : пользуются средствами речевой вырази-тельности в зависимости от содержания текста; узнают в авторских произведениях ге-роев

Метапредметные:

познавательные: осознанно воспринимают литературные произведения; формулируют ответы на вопросы; строят рассуждения; осуществляют сравнение, выделяя особенности;

регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей;

коммуникативные: взаимодействуют с окружающими

Личностные: осознают значимость чтения для развития и обучения; испы-тывают потребность в систематичес-ком чтении ; проявляют эмоциональ-ную отзывчивость на прочитанное; высказывают точку зрения и уважают мнение собеседника

Ресурсы

Основные: учебник Л.А.Ефросининой литературное чтение для

2 класса

Дополнительные: проектор,  презен-тация, выставка книг В.В.Бианки, листы для моделирования, задания для групповых работ (блоки, кластер).

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Универсальные учебные действия

I. Мотивация к учеб-ной деятельности

Цель:

– создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включе-ния в учебную дея-тельность;

          – Доброе утро!

-Доброе утро солнцу и птицам,

-Доброе утро улыбчивым лицам!

И пусть  каждый становится добрым, доверчивым...

-Всем доброе утро!

-Я рада приветствовать вас на уроке, где ждёт , как всегда, много нового и интересного.

Слушайте  внимательно,

            Поймете всё обязательно!

– Вспомним правила поведения на уроке.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

Проговаривают правила поведения на уроке.

(Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.)

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: самоопре-деление.

Коммуникативные: планиро-вание учебного сотрудни-чества с учителем и сверст-никами.

II. Актуализация знаний учащихся.

Цель:

-организовать провер-ку знаний по изучен-ным темам.

-Сегодня на уроке мы продолжим своё путешествие в мир, где живут наши братья меньшие, и вспомним произведения   о них.

-Кто это? Угадай.

1 вопрос.

-Кто говорит о своём герое так: «Серенький лобок, лапки бархатные, ушки чутки, усы длинные, шубка шелковая?»

2 вопрос.

-У неё, кумушки, зубки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая, шерсть пушистая, золотистая»

Назовите автора и определите модель.  Слайд №2

Слушание, ответы на вопросы.

-К.Д.Ушинский в рассказе «Васька»

-Рассказ К.Д.Ушинского «Лиса Патрикеевна» о хитрой лисе.

Ответы обучающихся.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: прогнозирование, целепо-лагание.

Коммуникативные:

овладение навыками офор-мления своих мыслей в уст-ной речи.

Познавательные: организовать повторение.

III. Подготовка к первичному восприятию произведения.

Цель:

-организовать постановку цели урока;

-Продолжим работу над темой «О братьях наших меньших». И какую цель поставим?

-Обратимся к произведениям лучшего знатока природы, который писал о братьях наших. Кто это?

         

- Что вы можете рассказать о В.В. Бианки?

 

-Я сейчас загадаю загадку,  вы отгадаете и  узнаете,  о ком мы с вами будем говорить.

Он о себе говорит так:

У меня торчат кругом

Тысячи иголок

У меня с любым врагом

Разговор короток. (Ежик) (Слайд №5 )

- Произведение В.Бианки, над которым мы будем работать, называется «Ёж-спаси-тель»

-Как  вы понимаете смысл слова спаситель?

(подбор однокоренных слов, словообра-зование)

 За что же ежа так могли назвать? Я думаю, ответ мы найдём в произведении.

- Прежде чем приступить к знакомству с текстом, разберем значения трудных слов.

- Где можно посмотреть значения слов?

- Если нет в конце текста, как узнать значение слова?

Зафуфукал, засеменил – в конце текста.

Плеть  ( слайд № 6 )

Прочитаем слова, которые при чтении могут вызвать затруднение ? слайд № 7  
со-рвав-шись 
о-пом-ни-лась
по-сколь-зну-лась

вскрик-ну-ла

Высказывание учащихся. Будем работать над техникой чтения, говорения и слушания, анализа.

Слайд №3(ученик читает)

Родился он в семье учёного  орнитолога (знатока птиц), который работал в Зоологическом музее Российской Академии. Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик. Родители передали сыну свою любовь  природе. Отец рано начал брать его в лес. Он каждую травинку, каждую птицу и зверюшку называл по имени. Учил сына узнавать птиц по голосу, по виду, по полёту… Окончив университет, побывал в самых разных уголках страны и везде изучал природу. Природа и стала главным героем его произведений.

Слайд № 4

 Таким человеком был писатель и учёный Виталий Валентинович Бианки

Слушание и отгадывание загадки.

Работа в паре, подбор однокорен-ных слов, ответ.

Высказывание предположений учащихся.

Ответы учащихся (посмотреть в словаре, в конце текста, найти ответ  в споре)

Одна ученица ищет ответ в словаре Ожегова.

Сообщение ребёнка.

1. Плеть- кнут из перевитых ремней или верёвок.2. Стебель, ветка вьющегося, ползучего растения по земле.

(чтение по слайду хором по слогам, целыми словами) 

Тренировка в чтении (по слогам, целиком)

Регулятивные: уметь опре-делять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Личностные: мотивация к познавательной деятель-ности.

Познавательные: умение выявлять сущность, особен-ности объектов.

Коммуникативные: умение слушать и слышать, понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставлен-ными задачами.

IV. Первичное восприятие текста и анализ

Цель:

-организовать обсужде-ние рассказа, выполне-ние самопроверки.

- Слушайте, я читаю!

До кульминации сделать остановку.

-Какая опасность грозит девочке?

-Укусит ли Машу гадюка? (слайд № 8  )

Обсуждение после прочтения.

- Подтвердилось ли наше предположение?

-Какое чувство вызвало это произведение?

-Что понравилось, а что и нет?   

   
В. В.Бианки называл свои произведения       « сказки - не сказки».

-Как вы думаете, что это за произведение? Определите, работая с соседом.

В.В.Бианки

    Ёж-спаситель

Моделирование произведения (обращение к слайду № 9)

  Вывод: Этот рассказ написал В.В.Бианки. Рассказ о людях и о братьях наших меньших.

Внимательное слушание и запоминание.

Ответы  учеников , предположение.

(Чувство страха за Машу, жалость. Гадюка могла укусить, ёжик уколол).

Работа в паре, соблюдая правила ( Не шуми, не перебивай и учись слушать, и слышать других; умей высказать свое мнение; вноси свой вклад в общий результат).  

Моделирование.

Ответ учащихся. (Это рассказ, так как события происходят в реальной жизни)

Вывод: это произведение о людях и животных (прямоугольник, состоя-щий из двух частей - желтый и ко-ричневый).

Личностные: умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

Регулятивные: умение осу-ществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: овладе-ние навыками оформления своих мыслей в устной речи.

Познавательные: умение представлять информацию в виде схемы, на основе анализа делать выводы.

V. Физминутка.

-Вы, наверное, устали?

Тогда все дружно встали.

То на стену посмотрели, то в окошко. Улыбнулись!

Глазки дружно все закрыли ,

Вдруг открыли, поморгали

И на доску посмотрели.

Слушание и выполнение действий

Личностные: понимание важности проявления заботы о своём здоровье.

VI. Вторичное чтение

  Применение нового знания

Задачи:

– организовать приме-нение новых знаний;

– организовать вы-полнение самостоя-тельной работы;

– организовать фрон-тальную проверку, са-мопроверку;

– организовать само-оценку ;

– зафиксировать новое содержание урока;

-Посмотрите  и определите, правильно ли показана последовательность событий? (Определить в группах, помня правила работы ).

(На доске блоки для передачи последова-тельности событий, а на экране правильный порядок)

-Обращаем свое внимание на сюжетный треугольник.

 (Слайд № 10 с изображением сюжетного треугольника)

Повторное чтение  с использованием сюжетного треугольника: вступление, завязка, развитие событий, кульминация (самый напряженный момент), продолжение событий, развязка и заключение.

Вывод: Братья меньшие всегда могут помочь человеку в беде. Береги и люби их!

-Какой же наш спаситель?

(составление кластера в виде ромашки)

-А теперь для нас творческое задание (работа в паре и рассказ в инсценировке).

-Подумайте, о чём мог думать и сказать  ёж, глядя на плачущую девочку?

Вывод: Братья меньшие всегда могут помочь человеку в беде. Береги и люби их!

Работа в группах (каждая группа получает комплект блоков)

Высказывание мнений групп.

Поиск и чтение.

Работа в группах.

Выполнение творческого задания.

Регулятивные: построение учащимися нового знания и преодоление затруднений.

Познавательные: применение нового знания с проговарива-нием во внешней речи, уме-ние представить информацию в виде схемы.

Коммуникативные: умение слушать и понимать других, работать в группе

VII. Рефлексия учеб-ной деятельности. Домашнее задание.

Задачи:

-зафиксировать новое содержание изученного на уроке;

- оценить свою работу и работу класса на уроке;

- наметить направления будущей учебной дея-тельности;

- обсудить д/з

– Подведем итоги нашей работы.

- Какую цель мы ставили перед собой на уроке, и удалось ли достичь?

- Что ещё предстоит сделать?

 - Произведение какого автора вы читали на уроке?

- Чем вам понравился рассказ?

Я рекомендую при высказывании своих мнений использовать эти слова:

  • Меня удивило………..
  • Я почувствовал………
  • Я думаю………………

- Благодарю вас за работу (оценивание). Меня приятно удивило ваше творчество. Я почувствовала радость от результата нашего урока и думаю, что вы с интересом выполните домашнюю работу (рассказ от имени Маши о событии в лесу). Справимся с заданием?

-Благодарю за тепло и труд!

Закончить урок хочу словами «Любите природу, братьев меньших», ведь общение с ними приносит большую радость всем нам. Читайте рассказы В.В.Бианки, они несут много интересного.

Ответы учеников на поставленные вопросы.

Высказывание своих мнений.

Слайды №11,№12

Регулятивные: соотносить поставленную цель и полу-ченный результат деятель-ности.

Личностные: осознать успешность при изучении темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....

Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка

Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением   Д.Н. Мамина  –Сибиряка  «Серая шейка»Тип урока: систематиза...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...

Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" 3 класс

Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" по ФГОС...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе "Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»"

laquo;Школа России», Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г. Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» прием повтора как основа изменения сюжет...