конспект урока по литературному чтению по теме "В. Белов. Малька провинилась", 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Яншина Лариса Васильевна

конспект урока по литературному чтению по теме "В. Белов. Малька провинилась", 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературное чтение, 3 класс

"Тема материнской верности в произведении

 В.И. Белова "Малька провинилась»

 Форма урока: урок открытия нового знания.

Цель: формирование и развитие ценностного отношения к совместной деятельности по определению и применению способов работы с художественным текстом как источником нравственного опыта.

Задачи: 

Образовательные:

  • познакомить с произведением В. И. Белова «Малька провинилась».

Развивающие:

  • развивать умение работать с текстом, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • развивать внимание, память, речь, мышление учащихся;
  •  развивать познавательные интересы.

Воспитательные:

  • воспитывать  любовь и уважение к животным, любознательность, интерес  к чтению.

УУД:

Личностные:

  • умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм;
  • развитие готовности к сотрудничеству;
  • интерес к общему делу;
  • самоконтроль, самооценка.

Регулятивные:

  • определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
  •  умение прогнозировать текст;
  • умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

  • слушание и понимание речи других;
  • умение работать в паре, умение договориться.

Познавательные:

  • ориентирование в учебнике;
  • анализ объектов с целью выделения существенных признаков, синтез;
  • определение основной и второстепенной информации;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
  • извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
  • установление причинно-следственных связей;
  • постановка и решение проблемы.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» Климановой Л. Ф., Горецкого В. Г., Головановой М. В. для 3 класса. компьютер, проектор, экран, DVD – проект «Домашние животные и их детёныши», презентация о В.И.Белове, презентация «Музыкальная физкультминутка», индивидуальные листы для работы.

Формы работы: фронтальная, работа в парах.  

  

Ход урока.

  1. Мотивация к деятельности.

Мы - умные,

      Мы - дружные,

Мы - внимательные,

Мы - старательные,

Мы отлично учимся,

И всё у нас получится!

 У вас на парте у каждого лежит индивидуальный листок, в котором вы будете работать: заполнять кластер –  снеговичок, пользоваться словарём чувств, составлять синквейн, давать оценку своей работе.

  1. Самоопределение к деятельности.

- Ребята, как называется раздел, который вы начали изучать? («Люби живое»).

- Что означает слово любовь?

- Между кем может возникнуть любовь?

- Любовь бывает разная:

любовь между мужчиной и женщиной;

любовь родителей к детям;

любовь детей к родителям;

любовь к своим родственникам и друзьям;

любовь к животным.

- С каким произведением из этого раздела вы познакомились?

- Кто такой Листопадничек?

- Какой вывод для себя сделал зайчонок, когда вернулся домой? (Лучше родного дома и родной мамы нет никого на свете).

 - О какой любви говорилось в этой сказке? (О любви детей к родителям).

- Просмотрев его, предположите, о чём сегодня на уроке мы будем говорить? (О животных, о любви матери к своему ребёнку).

- Любовь матери к своему ребенку – это очень сильное чувство. Из-за своего ребенка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия.

- Способны ли животные любить своих детей так, как люди? 

- На этот вопрос нам надо ответить в конце урока. В нашем учебнике есть замечательный рассказ, который поможет нам дать правильный ответ.

- Сегодня мы познакомимся с рассказом, который написал Василий Иванович Белов «Малька провинилась».

- Скажите, вы читали раньше произведения Василия Ивановича Белова?

 - Давайте определим задачи нашего урока.  Помогут нам в этом опорные слова (на доске).

* Узнать о жизни … … (В.И.Белова).

* Познакомиться с произведением … … “… …” («Малька провинилась»).

* Учиться ??? … “… …” (Выразительно читать и анализировать текст).

  1. Изучение новой темы.

а) Знакомство с писателем (презентация).

     В.И.Белов родился 23 октября 1932 г. в Вологодской области в крестьянской семье. Его отец погиб в 1943 г. на войне, когда мальчику было 11 лет. Еще мальчишкой, Белов начал работать в колхозе, помогая матери поднимать четверых младших детей. Ещё до школы он научился читать. В.И.Белов прочитал множество книг, и очень много написал произведений для детей. Российский писатель, публицист и сценарист Василий Белов скончался 4 декабря 2012 года на 81- м году жизни.

В.И.Белов оставил нам много произведений. Одно из них «Малька провинилась».

- Как вы думаете, кто такая Малька?

- Почему ей дали такую кличку?

- В чём она могла провиниться?

- Мы можем проверить правильность наших предположений, когда прочитаем текст.

Б) Работа над текстом.

Чтение учителем рассказа. (слушание аудиозаписи)

- Как вы думаете, кого ругала хозяйка?

 - За что ругала хозяйка Мальку?

- Как, вы думаете, что сделала Лидия со щенятами?

- Что же увидел он?

- Как вы думаете, куда бегала Малька каждый день? 

– Удалось ли нам предугадать, кто такая Малька и в чем она виновата?

 - Понравился ли рассказ?

-  Кто нам рассказывает этот текст?

- Где происходят события, описанные в рассказе?

- Как вы думаете, реальное или вымышленное событие описал автор? Почему вы так

В) Работа в парах.

- Обсудите в парах, какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения? При ответе можете пользоваться «Словарём чувств». (Испытали чувство тревоги и сопереживания. Боялись, что щенки без Мальки погибнут.  Очень переживали за Мальку и её беспомощных щенков!)

Г) Вторичное чтение текста детьми.

- При чтении вам встретятся  незнакомые слова.

Шельма - нечестный человек; мошенник, плут.

Блудня, блудный - так говорят об ушедшем из родительского дома и вернувшемся после долгих скитаний.

Батявка, батенька – старинное слово, которое до сих пор употребляется в некоторых областях: Рязанской, Тамбовской, Вологодской. Означает «родитель, отец».

Бессовестный - не имеющий совести, т.е. неправдивый, криводушный, бесстыжий, наглый.

Кутенок - щенок, собачонка.

Шаромыжник  - жулик.

Д) Чтение текста детьми по цепочке с вопросами о прочитанном.

- Какое из слов, которыми ругала Лидия Мальку, описывает внешность собаки? (кривоногая)

- Почему Лидия была недовольна рождением щенков?

- Какие чувства испытала Малька, оставшись без щенков? (тревогу, страх за щенков, огорчение)

- Какие препятствия встречались Мальке на пути в другую деревню.

-  Определите тему рассказа. (Этот рассказ о животных).

- Давайте дадим характеристику главному герою. Свои выводы мы будем заносить в кластер – снеговичок.

 - Назовите главного героя рассказа. (Малька)  пишем МАЛЬКА.

- Кто такая Малька? (Собака).  пишем СОБАКА.

- Какая Малька? Опишите её.  МАЛЕНЬКАЯ, КРИВОНОГАЯ.

- За что ее ругала Лидия? Прочитайте.   ПРИНЕСЛА ДВУХ ЩЕНЯТ.

- Как вела себя Малька, когда ее Лидия ругала?  Найдите и прочитайте это место.

- Как хозяйка поступила со щенками?

- Прочитайте, что однажды увидел автор? Чему он удивился?

- Куда и зачем каждый день бегала Малька?  БЕГАЕТ КОРМИТЬ СЫНКА.

- Как поступала с ней хозяйка?

- Какой путь приходилось Мальке преодолевать каждый день?

- Какое открытие сделал рассказчик? Докажите это открытие словами из текста.

- Как нужно читать эти строки, с каким чувством? (С восхищением).

В кластере пишем ВЕРНАЯ МАМАША.

Е) Работа в парах.

- Обсудите, в чём заключается главная мысль рассказа. Закрасьте в кластере ту часть, где заключена, по - вашему мнению, главная мысль о Мальке.

4. Рефлексия.

Составление синквейна о Мальке.

- Я вам предлагаю составить синквейн на тему «Малька» и записать его в своих листочках. (Дети читают получившиеся синквейны).

Вывод учителя.

 - Автор говорит, что Малька была кривоногой собачкой. Видимо, она была непородистая, неказистая, не очень красивая собака. Но это не мешало ей любить своего щенка, и, не взирая ни на какие преграды и трудности, заботиться о нем.

- Ребята, как же мы ответим на вопрос, поставленный нами в начале урока? Способны ли животные любить своих детей так, как люди?

- Чему люди могут  научиться у Мальки?

Подведение итогов урока. Оценивание работы.

-  Назовите имя писателя, с творчеством которого познакомились на уроке.

-  Какой рассказ прочитали? О ком он?

- Что нового для себя вы узнали на уроке?

- Что вам захотелось  узнать после  урока? (Узнать больше о жизни и характере собак).

- Оцените свою работу на уроке в своих листочках.  Напротив утверждения поставьте «+», если вы согласны с ним и  «-», если не согласны.

Выставление оценок за урок.

- дом. зад.: чит. пересказ

- Закончить наш урок я хочу синквейном о вас.

Ученики

Внимательные, активные.

Слушали, отвечали, рассуждали.

Выполнили правильно все задания.

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Волшебный барабан" 3 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Волшебный барабан" 3 класс...

Конспект урока по литературному чтению на тему: " Разноцветные страницы" 2 класс

Цель: развивать память, речь, умение подробно излагать прочитанное и услышанное, четко проговаривать скороговорки....

Конспект урока по литературному чтению по теме: «Великие путешественники» 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчест­вом писателя М.М. Зощенко; формирование умения анализировать юмори­стический текст, делить его на части; формирование навыков...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Кукушка" во 2 классе.

Конспект урока по литературному чтению по теме "Кукушка" во 2 классе....