Конспект урока В.Осеева "Почему?"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Галина Сергеевна Дунаева

Конспект урока В.Осеева "Почему?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oseeva_pochemu.docx70.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. В. Осеева «Почему?».

Цель: формирование правильной читательской деятельности через  знакомство с рассказом В.Осеевой “Почему?”

Задачи:

 -познакомить детей с произведением В.Осеевой «Почему»;

 - научить детей отыскивать в произведении глубинный смысл – подтекст;

- развивать связную речь, логическое и критическое мышление, способствовать к вдумчивому чтению литературного произведения;

- воспитывать у детей положительные качества характера: честность, справедливость.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • воспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться на художественное произведение

Регулятивные:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; саморегуляция;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

Познавательные:

  • использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

Коммуникативные:

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Оборудование для учителя: мультимедийная презентация, видеоролик проектор, экран, карточки с заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент

В добрый день и в добрый час,

Очень рада видеть вас!

Все мы знаем, был звонок, начинаем наш урок!

Желаем успеха и добра

Всем детям с самого утра.

II. Мотивация к учебной деятельности

К нам пришло письмо из прошлого.

–Попробуйте догадаться? Кто прислал нам письмо?      

«Дорогие ребята!

Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

— Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

— Не знаю. Я о нём не думала.

Мама очень огорчилась:

— Мало уметь читать, надо уметь думать, — сказала она.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать.»

– Верно. Это письмо прислала Валентина Александровна Осеева.(слайд1)

III. Актуализация знаний

- Что интересного из жизни писательницы вы знаете?

(слайд2) Здесь  зашифровано  название произведения,  над  которым мы будем работать на уроке.

C:\Users\User\Desktop\Рисунок11.png

IV. Постановка учебной задачи

(слайд3 )Пользуясь опорными словами, поставьте  задачи.

Познакомиться … (с новым произведением)

Учиться …(находить главную мысль текста, выразительно читать)

Проанализировать …(поступки героев)

А ещё сегодня обсудим проблемы, которые В.Осеева поднимает в своём произведении, и подумаем, как надо вести себя в подобных ситуациях.

V. Открытие нового знания. Первичное знакомство с текстом, анализ

1. Знакомство с текстом

А)Создание проблемной ситуации

- В каких случаях задают вопрос «Почему»?

(когда хотят выяснить причину)                                                                            

–  Как вы думаете, о чем спрашивает нас автор? (Предположения учащихся.)

- Ребята, сядьте  удобнее. Постарайтесь не только услышать, но и увидеть, и почувствовать.

Б)Просмотр диафильма  до первого вопроса (с 96 – 97.)

- Предположите  теперь,  о  чём  спрашивает  автор?

- Почему  мальчик повёл  себя  именно  так? (Мальчик сильно испугался, это была папина чашка.)

- Почему  так  сильно  расстроилась  мама?

В)  Читаем текст до второго вопроса (с. 97 – 99.)  (Читают дети цепочкой)

– Как вы считаете, мама догадалась, кто разбил чашку? Ведь она была на кухне и ничего не видела. (Да, взрослые всегда могут догадаться, что их обманывают.)

– А в произведении есть слова, по которым мы можем понять, что мама догадалась? (Лицо у мамы  потемнело. Когда она сидела за столом, то о чем-то думала. А когда ее сын снова говорит, что чашку разбил не он, а Бум, ее лицо, шея и уши стали розовыми.)

– А пыталась ли она помочь сыну сказать правду? Найдите в тексте. (Она повторяла два раза: "Ты очень испугался?" А потом: " Если ты нечаянно...")

– Вы, наверное, заметили, что мама не ругает сына, не кричит. Но она принимает решение, которым ставит сына перед выбором. Что это за решение? Найдите в тексте. (Она сказала сыну, что Бум больше не придет в комнату, что он будет жить в будке.)

– Легко ли было маме принять такое решение? (Нелегко, ведь и она любит Бума!)

– Как вы думаете, почему мама выгнала Бума? (Она хотела, чтобы сын признал свою вину.)

– Как чувствовал себя мальчик?

- Предположите, как будут развиваться дальнейшие действия?

Г) Чтение  3 части  произведения учителем ( учитель ведёт диалог с автором)

– Почему мама не ложилась спать?  (Мама ждала, что сын признается, что это он разбил чашку.)

– Найдите доказательство в тексте, что мама  ждала, что сын признается.  («Она спала, сидя за столом и положив голову на согнутый локоть».)

– Герой признаётся, что чашку разбил он, а не Бум. А почему мальчик все-таки признаётся? Что не давало ему покоя? Что его так мучило? (Совесть не давала ему покоя.)

– Найдите в тексте слова, подтверждающие ваш ответ.  («На сердце тяжело", "мурашки пробегали по спине", "вина становилась все больше", "кусал ногти", "утыкался лицом в подушку", "не мог ни на что решиться".)cтр. 99,100, 101(внизу)

- Именно совесть, которая живет в сердце человека, подсказывает, как правильно жить и правильно поступать. Я думаю, что в жизни очень важно научиться прислушиваться к голосу совести.

-  А еще я хочу вам сказать, что каждый человек имеет право на ошибку. Главное, уметь вовремя найти правильное решение, исправить ее.

-  Зачем автор приводит описание природы?

(Автор с помощью описания природы перед грозой передает чувства мальчика в этот момент, его переживания.)

VI.Работа в группах

1. -Ответьте на вопросы

1 ГРУППА

О чём думал мальчик? Начните ответ со слова «Почему?»

2 ГРУППА

О чём думала мама? Начните ответ со слова «Почему?»

3 ГРУППА

О чём думал Бум? Начните ответ со слова «Почему?»

-Дочитайте рассказ

1 ГРУППА

- Попробуйте дать ответ Буму.

Ответ Буму:

- Бум, тебя выгнали во двор, потому что….

2 ГРУППА

- Попробуйте дать ответ маме от имени сына.

Ответ маме:

 - Мама, я не сказал тебе правду, потому что….

3 ГРУППА

- Попробуйте дать ответ сыну от имени мамы.

Ответ сыну:

Я очень обрадовалась тому, что…

2.1 группа

-Восстановите  последовательность  событий  в  рассказе

 Бум  один  на  крыльце.

Мальчик  и  собака.

У  каждого  своё  почему.

Чашка  разбилась.

Бум  наказан.

Мальчик  признался.

2группа

- Соберите пазл, соотнесите его с текстом, прочитайте выразительно.

3 группа

Собери пословицы

•        От человека утаишь, а от совести не утаишь.

•        Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

•        Ошибайся, да сознавайся.

•        Добрый человек добру и учит.

– Выберите из них ту, которая выражает главную мысль текста.

VII. Подведение  итогов.

- Говорит ли автор прямо, как надо себя вести? (Нет.) Осуждает ли мальчика? (Нет).

- Значит, главная мысль была скрыта от нас? Как же мы её увидели? (Внимательно вчитывались в рассказ, разбирали его).

-О  каких  человеческих  качествах  заставляет  задуматься  автор?

(у каждой группы набор карточек, нужно выбрать те, которые подходят к тексту)

Взаимопонимание                

Сострадание

Грубость

Уважение

Совесть

Честность

Доброта

Ответственность

Бесчеловечность

VIII. Рефлексия

-Оцените, насколько дружно вы сегодня работали в группах.

- Чему научил вас урок?

- Напишите СМС сообщение на телефоне.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Я почувствовал, что…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

IX.Домашнее  задание.        

1. Придумай  рассказ  на  тему  «Нет  лучшего  дружка, чем  родная  матушка».

2. Чтение рассказа родителям. Узнайте их мнение об этом произведении.

3. Нарисуй иллюстрацию к рассказу

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...