Урок обучения грамоте «Буквы Ш,ш звук [ ш],
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Коротаева Анастасия Леонидовна

·      Создание условий для проведения обучающимися анализа действий или результатов (определение места и причины затруднения)

·      Фиксация задачи урока на личностно-значимом уровне;

 

Учитель выполняет роль организатора коммуникации (правильно выбран метод: подводящий или побуждающий диалог)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_i_bukva_sh.doc113.5 КБ
Office presentation icon zvuk_i_bukva_sh.ppt1.27 МБ

Предварительный просмотр:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Мотивация  (самоопределение к деятельности)

  • Ребята, девизом нашего занятия я выбрала следующее стихотворение:

Затруднение в ученье –

К новым знаниям ведет.

Кто дорогу сам осилит,

Непременно их найдет!

  • Как вы думаете, почему я выбрала именно такие слова для нашего урока?
  • Ребята, а что нужно сделать, чтобы работа на уроке была плодотворной?
  • Вот по этому принципу мы и начнем работать, но сначала договоримся о том, как будем учитывать результат своей работы:

  • Вы будете использовать фишки, если даете правильный ответ, то одну фишку берете и кладете в свою  накопительную карточку.

Мы будем открывать новые знания…

Если мы будем испытывать трудности в учении и сами будем их преодолевать, то эти знания запомнятся нам надолго.

  1. Этап актуализации и фиксации индивидуального затруднения в пробном действии
  • Содержание заданий для повторения содержат развивающие компоненты;
  • Предложенные задания актуализируют необходимые знания и умения для изучения нового материала;
  • Наличие индивидуального задания для постановки проблемы;
  • Организация фиксации затруднения в выполнении пробного действия.

  • Ребята, вспомните, а на сегодняшний день, что вы уже знаете? (цепочка)
  • А чем отличается устная речь от письменной?
  • Какое правило про слоги знаете?
  • На какие 2 группы делятся все звуки?
  • А как отличить гласный звук от согласного?
  • А согласные звуки в свою очередь, на какие группы делятся?
  • А вспомните способ различения согласных по звонкости – глухости.
  • А ещё, на какие группы делятся согласные звуки?
  • А как отличить твердый звук от мягкого?
  • А ещё, что мы уже заем? (З-Б)

  • Ребята, посмотрите, буквы рассыпались. Подумайте, по какому признаку их можно сгруппировать? (город букв)

  • Ребята, а сейчас, работая в парах, вы заселите жильцов в домики.
  • Кто желает работать у доски?  Ты… - находишь буквы, обозначающие гласные звуки, а ты… - согласные звуки.
  • Проверяем.
  • Оцените себя.

Р – П – С – Сл – З – Б

  • Мы знаем…, что речь бывает устная и письменная
  • Мы знаем…, что речь состоит из предложений
  • Мы знаем…, что предложения состоят из слов
  • Мы знаем…, что слова состоят из слогов
  • Мы знаем…, что слоги состоят из звуков
  • Мы знаем…, что звуки на письме обозначаются буквами

  1. Постановка проблемы.
  • Создание условий для проведения обучающимися анализа действий или результатов (определение места и причины затруднения)
  • Фиксация задачи урока на личностно-значимом уровне;
  • Учитель выполняет роль организатора коммуникации (правильно выбран метод: подводящий или побуждающий диалог)

Ребята, посмотрите, а все ли домики в городе букв у вас заселены?

  • Значит, что нам предстоит сегодня открыть на уроке? (звуковичок)
  • А вот этот новый звук спрятан в имени сказочного персонажа, а вот какого вы отгадаете сами, если внимательно будете смотреть отрывок из мультфильма.

  • Кто догадался, о каком сказочном герое идет речь в отрывке?
  • Какой первый звук вы слышите в имени старухи?

  • Значит, какая же цель нашего урока?
  • познакомиться …                с звуком ш;

  • Какие учебные задачи вы поставите пред собой?

  • учиться отличать …            звук ш от других звуков речи;
  • узнать …                              какой буквой обозначается звук ш;
  • учиться читать …               слова с новой буквой;

  • нет, есть свободные домики

  •  новый звук и узнать, какой буквой он обозначается

Шапокляк

ш

  1. Открытие нового знания
  • Рационально выбрана форма

работы по построению нового способа действия  (парная,

групповая, коллективная)

  • Чётко зафиксирован новый способ действия в языке (устно, знаково);
  • Способ действия зафиксирован в модели (схемы, таблицы и т.д.

  • Как вы думаете, с какой учебной задачи необходимо начать свою работу?

  • Правильно, нужно выяснить, что же это за звук. А для этого назовите мне предметы, изображенные на слайде.

шапка           шишка          шуба         шест  

  • Значение всех слов понятно?
  • Что объединяет все эти слова?
  • В какой части слова он стоит?
  • Какое слово лишнее? Почему?
  • А теперь каждая группа будет выполнять своё задание:

1 группа –  проанализируйте данные слова и выясните гласный этот звук или согласный;

2 группа – с помощью этих же слов и инструментов определите звук по звонкости – глухости;

3 группа – проанализируйте слова и выясните, какой это звук твердый или  мягкий.

  • Но сначала повторим правила сотрудничества:
  • Слушать друг друга;
  • Уметь уступать;
  • Уметь договариваться;
  • Распределять роли в группе.

  • Справившаяся группа показывает сигнал готовности. Оценивает себя в листе.
  • Каждая группа озвучивает свое задание и доказывает свои рассуждения.

Постепенное одевание звуковичка

  • Итак, ребята, давайте сделаем вывод, что вы узнали о звуке, работая в группах.  (Коротко все, что мы знаете про звук  Ш)
  • Можем сказать, что решили учебную задачу?

Во всех словах есть звук Ш

В начале слова

  1. Первичное закрепление
  • Показан образец комментирования выполнения задания учителем;
  • Задания для первичного

 закрепления дают возможность самостоятельного

комментирования

  • А теперь ребята, я вас проверю и вы себя сами проверите как умеете отличать звук Ш   от других звуков речи. Если слышите звук Ш – стоите, если нет звука в данном слове  - приседаете.(стихотворение)
  • Докажите.
  • А здесь чему учились, выполняя это задание?
  • Решили учебную задачу?     Включались в работу, научились - оценивать себя

Шуба, шапка, шляпа, шар,

Шли однажды на базар.

Шли пешком, неспешно шли,

И шалаш в лесу нашли,

Посмотрели на шалаш:

Был ничей, а будет наш.

  1. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
  • Выбор заданий для самостоятельной работы выполнен с учётом особенностей обучающихся (дифференциация);
  • Организована самопроверка (по образцу, эталону);
  • Рациональная форма фиксации результатов (плюс-минус, знаки, кол-во ошибок и т.д.)
  • Ребята, внимание на экран. Шапокляк перепутала звуковые модели слов, с которыми мы работаем.
  • Помогите соотнести звуковую модель и рисунок.
  • Перед вами лежат карточки, с которыми вы будете работать самостоятельно. Простым карандашом от рисунка проведите стрелочку к модели слова.
  • Проверяем по эталону.
  • Все ли модели слов нам подошли?
  • Почему нет? Докажите.
  • Чему учились на этом этапе урока?

Физминутка - здоровье

Шуба

Шапка

Шишки

  1. Включение в систему знаний и повторение.
  • Выбор заданий для включения нового способа действий в систему знаний.

  • Ребята, звуковичка одели, но до сих пор личика нет, значит, какую следующую задачу необходимо решить?
  • Может кто-то уже знает, какой буквой на письме обозначают звук Ш
  • Выберите её среди данных и правильно произнесите.

  • Пофантазируйте на что похожа буква Ша

C:\Users\Юра\Desktop\662974-8aaef2afd9bce30a.jpg

На что похожа буква ша

На зубья этого ковша.

  • Смоделируйте из фасоли маленькую печатную букву ша
  • Что узнали на этом этапе урока?

Артикуляционная гимнастика «Весёлый язычок»

  • Прочитайте слоги, записанные на слайде (про себя, хором, хорошо читающий ученик)
  • Посмотрите внимательно, среди слогов спрятались слова, найдите их и прочитайте.
  • Внимание на слайд, проверьте себя, все ли слова вы нашли?
  • Чему учились, выполняя это задание?   Кто включался в работу, оцените себя.

  • А теперь я предлагаю вам дослушать песенку Шапокляк до конца и подумать над словами этой песни.
  • Скажите, правильно ли учит нас поступать старуха Шапокляк?
  • Почему?
  • Оцените себя

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
  • Проговаривание обучающимися степени соответствия цели и результатов учебной деятельности;
  • Проговаривание нового способа действия (сущности понятия, алгоритма);
  • Проговаривание причин затруднений и способов преодоления затруднений.
  • Итак, ребята, какие же знания вы сегодня от урока приобрели?
  • Где можете применить свои знания?
  • А какой результат совместной работы вы получили?
  • На какую улицу поселите звук ш и букву ша. Заселите жильца в домик.
  • Я – знаю…
  • Я -   умею…
  • Я - научился…

  1. Здоровьесберегающий аспект.
  • Преодоление утомляемости (своевременность и объём физминуток (статическое напряжение мышц, упражнение для глаз, моторика, мозговая деятельность и т.д.), смена видов деятельности, системный контроль за осанкой);
  • Психологический климат урока (тактичность, доброжелательность и т.д.)

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок обучения грамоте в 1 классе «Знакомство с буквой ш и звуком [ ш ] .

Слайд 2

ЗАТРУДНЕНИЕ в ученье К новым знаниям ведет. Кто дорогу сам осилит, непременно их найдет!

Слайд 3

Накопительная карточка

Слайд 7

Познакомиться … со звуком ш; Учиться отличать … звук ш от других звуков речи; Узнать … какой буквой обозначается звук ш; Учиться читать … слова с новой буквой;

Слайд 9

Работа в группе Слушать друг друга; Уметь уступать; Уметь договариваться; Распределять роли в группе.

Слайд 10

1 группа – ? гласный или согласный 2 группа – ? звонкий или глухой 3 группа – ? твердый или мягкий

Слайд 14

ша мыш шор лаш сум ро ры шум маш шут мы ка ты суш ши

Слайд 15

Проверяем: машина шарики ширина шили шарили шалун шипы шутили шуршали шалили

Слайд 16

умею… Я знаю… научился…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте "Буквы Ж,ж. Звук [ж]"

Цифровой ресурс содержит разработку урока, презентацию учебного материала, рисунок-раскаску "Найди букву"....

Урок обучения грамоте " Буква Бб и звуки (б) (б\')"

На уроке применяется метод игры, задания на развитие памяти, внимания,мышления. Проводится ролевое чтение, индивидуальная работа, работа со схемами....

Урок обучения грамоте "Буква Д и звуки, которые она обозначает"

урок изучения нового материала -знакомство с новой буквой и звуками....

Открытый урок обучения грамоте «Буква Ш,ш, звук [ш].»

Тема: Буква Ш,ш, звук [ш].Цель: в игровой доступной форме познакомить детей с новой буквой и звуком, учить читать слоги, слова, предложения с этой буквой, развивать навык плавного слогового...

Урок обучения грамоте «Буква Л,л звуки [л], [л’]»

Данный урок рекомендуется по программе "Перспективная Начальная школа"...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Буквы Р,р. Звуки р, рь"

Технологическая карта составлена с учетом требований ФГОС НОО...