Литературное чтение 3 класс Соколов-Микитов "Листопадничек"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Гарлюпина Елена Петровна

Предмет: литературное чтение

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.

Тема: И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

Класс: 3

Цель:

Задачи:

  Дидактические: познакомить с отрывком  произведения И. Сокова-Миткова «Листопадничек» и ознакомить с жизнью и творчеством писателя.

  Развивающие: развивать навык осознанного выразительного чтения вслух, понимание детьми темы и основной мысли произведения.

  Воспитательные:

- воспитывать умение внимательно слушать, уважать чужое мнение;

-формировать потребность к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в паре.

Необходимый материал: учебник литературного чтения, презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этап урока. Методы и приемы

Образовательные задачи

Методы и приёмы работы

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Формы организации учебной деятельности

Дидактические средства

Формы контроля, самоконтроля, взаимоконтроля

Планируемые результаты (УУД)

Организационный момент

Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе.

Словесный: слово учителя

-Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Мы за парты тихо сели,

И друг друга  не задели.

Чтобы работа у нас ладилась, у всех было хорошее настроение, давайте улыбнемся  друг другу.

Приветствовать учителя.

Отвечать на вопросы учителя

Ф

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Постановка учебной задачи и ее решение

Выявить уровень знаний по домашнему заданию. Определить типичные недостатки и ошибки. Активизировать знания учащихся для изучения нового материала. Сформулировать познавательные мотивы.

Словесный: ответы на вопросы.

Практ.: уст. и письм. упр.

- Удивительную Зеленую страну населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе! Встречи там неожиданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу.

-У нас есть всё для путешествия в данную страну.

Ноги, чтобы идти.

Уши, чтобы слышать, Глаза, чтобы видеть. Сердце, чтобы прочувствовать.

-Как вы думаете, о какой такой Зеленой стране я говорю?

-Почему вы так думаете?  

-Вы готовы отправится в эту страну? В путь!

-А  путешествовать по этой стране мы будем при помощи нашего учебника.

У нас в семье большая радость

Пусть листья падают, летят,

В канавке тёплой,  под осинкой

Три  листопадничка  лежат.

-Кто знает, что означает слово листопадничек?

-Как вы думаете, о каком произведении сегодня будем говорить?

-Найдите в учебнике фамилию автора, который написал это произведение.

-Сформулируйте цель урока

-Сегодня мы познакомимся с замечательным писателем И. С. Соколовым - Микитовым.    

Лес, природа, что нас окружает

Листопадничек

Соколов-Микитов

Познакомиться с творчеством Соколова-Микитова

Ф

Учебник

Презентация

Контроль

Личностные:

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.

Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя; постановка учебной задачи.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание

Практ.: уст. и письм. упр.

Словесный: чтение и повторение правил

Формирование у учащихся умений ставить цели и прогнозировать результат своей деятельности.

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание

Практ.: уст. и письм. упр.

Словесный: чтение и повторение правил

-Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.

Детство он прожил в деревни. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету

Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины.

Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе.

С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях: зверях и птицах российских лесов. В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход - обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы и благоговения перед ним.

Книги И. С. Соколова-Микитова - это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки!

Помним, что наша Зеленая страна не за морями, не за горами, а совсем рядом, лишь стоит только протянуть руку и открыть учебник на с. 60.

-Перед тем, как приступить к чтению, полистайте учебник, посмотрите иллюстрации к произведению и предположите, о чем пойдет речь. Проверим свои предположения.

Перед тем, как мы начнем читать, возьмите в руки карандаш и отмечайте по ходу чтения незнакомые слова.

-Скажите, а где можно узнать о том, что слово обозначает, его лексическое значение?

ДОЛГОВЯЗЫЙ -очень высокий, худой и нескладный.

(Учитель читает отрывок до слов: « И убежал тихонько..... с. 61, чтение сопровождается видеоклипом «Осенний лес»).

Ф

И

Презентация

Учебник

Контроль

Коммуникативные: четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли.

Познавательные: высказывать предположения;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

Физ. минутка

Устали? Давайте сделаем гимнастику для глаз. Готовы? Тогда начнем!

Делать физ.

разминку

Ф

Личностные: установка на зож.

Решение частных задач

Сформировать конкретные представления по теме и содержанию урока, побуждать учащихся самим искать решение задачи.

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание

-Прочитайте про себя текст на с. 60

-Какое событие произошло в жизни старой зайчихи?

-Ребята, а кто называет зайчат листопадничками?

-Найдите и зачитайте, что видели зайчата каждое утро.

-Подумайте, почему автор начинает сказку с указания времени рождения Листопадничка

-Это осенних зайчиков так называют. А как же называют рожденных в другое время?

-Хотите узнать?

-Один из вас перед уроком получил карточку с некоторыми интересными сведениями о зайцах. Расскажите о них всему классу, пожалуйста.

*Работа над текстом произведения*

(выборочное чтение)

Делимся на 3 группы по рядам. У каждой группы есть карточки. Ответьте по вопросам.

-С какими героями вы познакомились еще кроме зайца?

-Дайте характеристику героям по плану в карточке.

-А сейчас задание группам.  Автор интересно описывает особенности поведения  животных и птиц, способы их зимовки, настроение обитателей леса.

-Я предлагаю вам, использовав  текст учебника, вставить пропущенные слова и выражения. После выполнения работы, мы прочитаем, что у вас получилось.

Рождение зайчат

Охотники

Автор хотел показать, почему у главного героя такое имя и раскрыть некоторые особенности жизни зайцев

Ф

И

Г

Учебник

Контроль

Личностные:

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

Регулятивные: удерживать цель учебной деятельности; планировать и осуществлять решение учебной задачи.

Коммуникативные: отрабатывать умение анализировать и исправлять деформированное высказывание.

Познавательные: учить воспринимать, анализировать, проверять, высказывать предположения.

Домашнее задание

Дать информацию  инструктаж д/з

-Откройте длневник и запишите домашнее задание. Перечитать сказку и выполнить рисунок к любому эпизоду.

Ф

Итог урока.

Анализ успешности усвоения нового материала и деятельности учащихся.

Словесный: отвечают на вопросы

-Ребята, зачитайте мне, пожалуйста, что сказал Листопадничек своим братьям?

-Что бы вы посоветовали зайчонку?

-А то, что случилось с зайчонком по замыслу автора дальше, вы узнаете, прочитав сказку дома до конца.  

Подводить итог урока, анализировать собственную деятельность

Ф

Контроль

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Рефлексия

Анализ успешности усвоения нового материала и деятельности учащихся.

Закончи предложения                  

                                            Я узнал…..

                                        Мне было интересно…

Оценивать свои достижения

Ф

Самооценка

Регулятивные: анализировать собственную и нашу работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

Иван Сергеевич Соколов-Микитов Книги И. С. Соколова-Микитова - это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки!

Слайд 6

1 вар. Пришла поздняя осень, стало в лесу … и ... . Стали собираться птицы к … в теплые … . Кружат … болотом …, прощаются на всю … с … родиной. Слышится … , будто это с ними … журавли… 2 вар. Улетели в далекие страны … журавли. Залегли в … берлогах …-медведи; свернувшись в … … ежи; спрятались в … норы змеи. Стало еще … в лесу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.

Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...