Конспект урока по литературному чтению "М.Лермонтов. Утёс ", УМК "Перспектива", 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Михайленко Яна Викторовна

      Предметные:

  • формировать представление об основной идее произведения;
  • уметь: видеть скрытый смысл произведения.

     Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 07.04.2020

Школа: МБОУ "Беловская сош"

Класс: 4

Кабинет:

                                ФИО учителя: Черных Н.Н.

                                 ФИ студента: Михайленко Яна

                                      ФИО методиста: Солопова Т.В.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Тема: "М.Лермонтов. Утёс "

      Цели деятельности учителя: знакомство с новым литературным произведением "Утёс".

      Предметные:

  • формировать представление об основной идее произведения;
  • уметь: видеть скрытый смысл произведения.

     Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

      Тип урока: урок открытия нового знания.

      Оборудование: презентация Power Point 97-2003, раздаточный материал, учебник по литературному чтению 4 класс 2 часть УМК "Перспектива"

ЭТАПЫ УРОКА

Методы и приемы

Хронометраж

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ФОРМИРУЕМЫЕ

УУД


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

Психологический настрой

1 мин

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

Начинаем наш урок.

В школе ты не одинок

Сели прямо, повернулись

И друг другу улыбнулись.

-Я надеюсь, что с такой же улыбкой на лице пройдет наш урок литературного чтения.

-Хорошо. Можем начинать наш урок.

Здороваются

Садятся на места

Настраиваются на урок

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний и мотивация

Наглядный: презентация

Словесный: учебный диалог

Практический: работа со словарем

5-7 мин

-Ребята, с творчеством какого автора вы начали знакомиться?

-Правильно. Но прежде чем мы приступим к изучению нового произведения, сделаем небольшую речевую разминку.

-Перед вами стихотворение, которое нужно прочитать с различной интонацией, давайте все вместе с интонацией удивления (с утвердительной интонацией, с интонацией раздражения, с интонацией восхищения, весело, выразительно)

Прочитайте самостоятельно.

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

-Молодцы. Теперь посмотрите на картинки, представленные на экране. Что на них изображено?

-Верно. Это горы, или по- другому скалы.

-Я вам предлагаю воспользоваться словарем синонимов, где для вас оставлена подсказка, которая поможет узнать тему нашего урока. Найдите в словаре синонимы к слову "Скала"

-Вы нашли подсказку?

-Что там написано?

 -Что же такое утес? кто- то сможет мне дать ответ?

С творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова

Горы

Находят подсказку в словаре "Утес

Да

Утёс

Утес- это скала, гора

Р: формировать умение выполнять учебное задание; целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

III. Постановка учебной задачи

Словесный: учебный диалог

Наглядный: работа с экраном

4 мин

 -Кто-то догадался, как будет звучать тема нашего урока?

-Какие цели перед сбой поставим?

"Утёс"

-познакомиться с новым произведением М.Лермонтова "Утёс";

-научиться выразительно его читать.

 Р: ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания; формировать умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

IV. Открытие детьми нового знания

Словесный: учебный диалог

Практический: работа с учебником

Словесный: учебный диалог

Словесный: учебный диалог

 15 мин

-итак, давайте откроем учебники на странице 105. Верно мы определили тему урока?

-Давайте послушаем, как и с какой интонацией нужно читать данное произведение.

-Скажите, сколько строф в этом стихотворении?

-Найдите все рифмы в этом стихотворении

-О чём это стихотворение? Только ли о природе?

-Сначала попробуем разгадать все пейзажные тайны стиха. Для этого зададим вопрос "почему?" ко всем выделенным словам, и попробуем ответить на него:

  • почему тучка "золотая"? Она из золота?

  • почему "на груди утёса-великана"?

  • почему "по лазури, играя"?

  • почему остался "влажный след в морщине"?

 

  • почему "тихонько плачет он в пустыне"?

-Вы правильно ответили на все вопросы.

Поэт увидел в неживых предметах черты человека, т.е. он увидел лицо утёса, тучи, определил их характер.

Как называется данный прием?

 Какое настроение у данного произведения?

-Я вижу, что вы устали, давайте немного отдохнем

Видеофрагмент

Да

Слушают аудио- документ

2 строфы

  1. золотая
  2. великана
  3. рано
  4. играя
  5. в морщине
  6. одиноко
  7. глубоко
  8. в пустыне

Высказывания детей

это цвет тучки, она ночевала и поэтому в свете луны казалась золотой, как бы светилась

Спят малыши у мамы на руках, на груди, так уютно и спокойно; утёс-великан - это очень высокая гора, выше облаков, поэтому получается, что тучка на груди этой горы, а вершина над тучкой, как голова

Утром, когда зайдёт солнце небо очень чистое лазурное, дует ветер и тучка "убегает" (её перемещает ветер), тучка отдохнула и поэтому легко, быстро "весело играя" умчалась

По утру бывает роса, туман, тучка состоит из мельчайших капелек воды, а у гор есть складки, трещины, поэтому в этих трещинках остались капельки воды

горы, утёсы покрыты снегом, как на картине Лермонтова "Крестовая гора" , от солнца, может, этот снег подтаивает, как слёзы - течёт. В пустыне - это потому, что в горах никого нет, туда трудно добраться

Олицетворение

Грустное, задумчивое, мрачное, печальное; старик-утёс задумался о своей молодости, ему одиноко; тучка - светлое воспоминание, как беззаботна молодость и очень одинока старость

К: участвовать в обсуждениях

П: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в тестовой форме

К: участвовать в обсуждениях

Р: выполнять действия в устной и письменной форме.

V. Первичное закрепление

Практический: работа с учебником

Словесный: учебный диалог

7мин

 -Я предлагаю вам прочитать это стихотворение по цепочке, ..., читай первую строфу

...., читай вторую строфу и тд (спросить 4-6 человек)

-Не забывайте показывать интонацией настроение стихотворения.

-Исходя из того, что мы с вами сказали, какую главную мысль несет стихотворение?

-Зачем М.Ю. Лермонтов его написал? Что он нам хотел сказать?

-Вы сейчас сразу кого вспомнили?

-Что вы для них делаете?

-Ребята, вы никогда не должны забывать своих бабушек и дедушек, должны помогать им во всем, заботиться, чтобы они не оказались в такой же ситуации, как Утес.

 Читают стихотворение по цепочке

Стихотворение об одиночестве

Чтобы мы не бросали стариков, одному плохо, человек становиться старым, когда он никому не нужен

Бабушек и дедушек

Высказывания детей

К: участвовать в обсуждениях, работая в группе; стремиться договариваться, приходить к общему решению

Р: выполнять действия в устной и письменной форме.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: учебный диалог

Практический: работа с учебником

 

5-6 мин

 -Итак, вы сейчас еще раз самостоятельно, про себя прочитаете стихотворение и ответите на вопрос "Какие чувства испытывал поэт, когда писал это стихотворение?" На работу даю 1 минуту.

-Итак, какие же чувства испытывал поэт, когда писал это стихотворение?

-Да, автор пишет это стихотворение о себе, о своих чувствах. Такие стихотворения называются лирическими.

Читают стихотворение самостоятельно

Ему было одиноко

П: ориентироваться в своей системе знаний

VII. Включение в систему знаний, повторение

Словесный: учебный диалог

Практический: работа с раздаточным материалом, работа в группах

5 мин

-Давайте выполним задание в группах.

-Вам необходимо заполнить таблицу. В первую колонку вы из стихотворения перечисляете все, что относится к утесу. Во второй столбик-все, что относится к тучке

-Делимся на группы и приступаем к работе. На работу я даю 2 минуты

-итак, проверим. Первая группа начинайте, зачитывайте все, что у вас получилось, а остальные сверяют со своей работой.

-Остальные группы, вы можете что-то дополнить?

-Если в вашей группе задание было выполнено правильно, объедините руки в замок командой.

(если останется время)

-Выделите в парах все то контрастное, что встречается в стихотворении, например "ночь- утро"

-Прочитайте то, что у вас получилось.

Работают в группах

Проверяют то, что написали

П: формировать умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

 III. Рефлексия деятельности  

Словесный: учебный диалог

 6-7мин

-Наш урок подошел к концу, вы большие молодцы, мы сделали большую работу.

-Скажите, как звучала тема нашего урока?

-Какие цели перед собой ставили?

-Достигли поставленных целей?

-На лесенке успеха нарисуйте себя на ступеньке в соответствии с вашей деятельностью на уроке.

-Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с этой работой. Спасибо за урок.

Утёс

- познакомиться с новым произведением М.Лермонтова "Утёс";

-научиться выразительно его читать.

Да

Оценивают вою деятельность.

Л: ориентация на понимание предложений и оценок учителем; понимания причин успеха в учёбе

Р: научиться осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению Чехов "Ванька" 3 класс

Конспект рассчитан на проведение двух уроков по  произведению А. П. Чехова "Ванька". На уроке проходит закрепление знания биографии автора, работа над произведением, оформление модели обложки....

Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе. А.С. Пушкин "Зимний вечер" (УМК «Школа России»)

На данном уроке происходит продолжение знакомства с произведениями А.С. Пушкина и повторение произведения Зимний вечер...

Конспект урока по литературному чтению для 3-го класса. К.Г. Паустовский "Кот-ворюга"

Данный материал разработан для учителей начальной школы, работающих  по программе "Школа XXI века"....

Конспект урока по литературному чтению во 2 «Б» классе МКС(К)ОУ II вида Тема урока: С.Я. Маршак «Где обедал воробей»

Конспект урока по литературному чтению предназначен для учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

Конспект урока по литературному чтению в 1-ом классе на тему: "В.А. Осеева "Печенье""

Цель урока познакомить с новым произведением В.А. Осеевой "Печенье"; развивать речь; отрабатывать навык выразительного чтения; воспитывать доброе, уважительное отношение к родным и близким людям....