Урок литературного чтения по теме: И.Тургенев "Воробей" 3 класс
презентация к уроку по чтению (3 класс)

Рябева Елена Михайловна

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА В З Г КЛАССЕ.  

Учебный  предмет:  литературное чтение

Класс:  3г

Тема урока: И Тургенев  «Воробей» 

Тип урока:  общеметодологической направленности.

Цели урока:

Познакомить учащихся с рассказом И.Тургенева «Воробей»; учиться определять главную мысль рассказа и обосновывать своё мнение, наблюдать за миром чувств героев, анализируя литературное произведение, познакомиться с художественным приёмом контраст.

Развивать умение выразительного чтения.  

Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание произведения,

объяснять лексическое значение некоторых слов, используя толковый словарь  русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой,

высказывать своё мнение,

рассказывать о героях, выражая своё отношение к ним.

Оборудование:  презентация, толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, фломастеры, листы бумаги, магниты, квадраты (красные, синие), цветные карандаши (синие, красные)

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

                                                                                            1 этап. Мотивации.

Цель этапа: 

-Мотивировать к изучению темы;

  -актуализировать знания;

 - работать с  понятиями  

«любовь», «страх»

Прием «Побуждение».

- Какую тему мы изучаем на уроках литературного чтения?

Ребята, вы кого-нибудь или что-нибудь в этой жизни любите?  

- А что такое любовь?

- Давайте уточним значение слова, пользуясь толковым словарем.

 

- Вы когда-нибудь испытывали страх?

- А что такое страх?

- Давайте уточним значение слова, пользуясь толковым словарем.

- Как вы думаете, что сильнее страх или любовь?

(Презентация  «страх», «любовь»)

Высказывания  детей

 -Люби всё живое.

Любовь – чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения.

 ( толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой)

Страх – очень сильный испуг, сильная боязнь.

( толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой)

Ответы учащихся

Личностные.

-проявлять интерес к изучению темы

Коммуникативные:

- умение  слушать

- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации

Познавательные:

- умение  строить речевое высказывание.

Регулятивные:

 -предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Предметные.

-работа с толковым словарём С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой

2 этап.      Актуализации и пробного учебного действия.

Цель этапа:    

Научить:

- желание читать художественные произведения о героях, готовых ради другого жертвовать собой

-  прогнозировать содержание произведения,

- работать с толковым словарём;

- Герою произведения Ивана Тургенева, тоже знакомы эти чувства, и вот что с ним произошло.

Приём «Эмоциональное воздействие текста на читателя».

Учитель читает рассказ.

- Кто хочет поделиться своими впечатлениями?

(Повторное чтение)

- Подумайте, если бы И. Тургенев оставил рассказ без названия, как бы его можно было озаглавить?

 

- Придумайте в группе  свое название? Объясните свой выбор.

Мнения учащихся

Чтение рассказа учащимися.

Групповая работа    

На листах бумаги записать название рассказа.      

Учащиеся вывешиваются на доску результаты работ, обосновывают свои ответы.  4 группы

 Например:

«Героическая птица»,

 «Старый воробей защищает своего птенца»,

 «Старый воробей и собака»,

 «Любовь побеждает страх».

Личностные. 

-оценивать результат собственной деятельности.

Регулятивные умения:

-планировать и выполнять задания в соответствии с целью.

Коммуникативные умения:

- адекватно взаимодействовать в группе при выполнении учебного задания.

- умение договариваться, приходить к общему решению.

Предметные умения:

-работать с содержанием текста рассказа

                                                                         3 этап.  Первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель этапа:

Стимулировать:

-эмоционально ценностное отношение к героям художественного произведения;

Научить:

-определять главную мысль произведения и обосновывать своё мнение

- описывать характер героя;

Работа над текстом рассказа.

 - Назовите   героя рассказа.

Прием поиска детали, через которую формулируются вопросы  для понимания идеи произведения.  

 - Сколько моментов в рассказе уделено описанию чувства страха?

- Так может быть страх сильнее любви?

- Действительно ли любовь – это сила? Как говорит об этом автор?

- Какой эпизод в рассказе производит «сильное» впечатление? Почему?

- Как выглядел старый воробей, защищая птенца?

- Что он чувствовал в этот момент?

- А как выглядела собака именно в этот момент?

Старый воробей.

 

Ответы детей. 

Дети зачитывают 7,8,9 абзацы

Дети зачитывают 4,5,6 абзацы

(Старый воробей был «взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком, его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип».)

(Воробей испытывал ужас, страх перед собакой, но в то же время любовь к птенцу)

(Собака медленно приближалась, раскрыла зубастую пасть, казалась громадным чудовищем воробью)

Личностные.

-проявлять эмоционально - ценностное отношение к героям художественного произведения

Познавательные.   

- определять тему

текста и обосновывать своё мнение;

Регулятивные.  

- адекватно оценивать

результат выполнения

учебного задания.

Коммуникативные.

-умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации

Предметные.

- читать текст осознанно,

без ошибок;

Физкультминутка  

Приём  «Работа с несловесными средствами: мимикой, движениями, жестами».

Покажите воробья (маленькую птичку), а теперь собаку (громадное чудовище)

Учащиеся при помощи мимики, движений, жестов показывают воробья и собаку.

                        4 этап.   Включение в систему знаний и повторение.

Цель этапа:  

Научить:

-ориентироваться в разных способах выполнения задания;

-использовать

приобретённые знания и умения

при выполнении задания;

-выполнять учебное

действие в соответствии  с учебным заданием;

-представлять результат

своей деятельности. 

Приём  «Поиск средств художественной выразительности».

- В этом произведении автор использует художественный прием   контраст – представление противоположностей.

- Прочитайте, как старый воробей защищал птенца.

- Что значит жертвовать?

- Что почувствовала собака, когда увидела, как ведет себя черногрудый воробей?

- А что значит смущение?

- А как автор относиться к воробью?

- А что написано в тексте?

- Как вы понимаете «Любовь… сильнее смерти и страха смерти»

- И. Тургенев назвал рассказ «Воробей», так как птица знала, что такое любовь и что такое страх и сумела победить даже страх смерти.

Приём соотнесения содержания с прогнозом.

- Какая группа ребят в своем названии более точно передала идею произведения? Объясните почему?

- А кого можно назвать героем?

-Давайте уточним значение слова герой, пользуясь толковым словарем.

- А что такое чувство самоотверженной и глубокой привязанности?

(Он ринулся спасать, заслонил собой, он замирал, он жертвовал собой.)

(Жертвовать – приносить в дар.)

толковый словарь

(Собака почувствовала силу духа воробья, пес был смущен.)

(Смущение – это стыд.)

толковый словарь

(Автор уважал воробья за его смелость.)

(Автор «благоговел – глубоко уважал», называл воробья «героической птицей».)

толковый словарь

 (Глубокая привязанность сильнее смерти)

Учащиеся выбирают название и объясняют

(Герой – это храбрый человек. Он совершает подвиги.)

(Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей  храбрости, самоотверженности.) толковый словарь

(Самоотверженность – жертвовать собой ради других)

толковый словарь

Это любовь

Личностные.

- интерес и творческое отношение к созданию правил Познавательные.  

- определять   главную мысль текста и обосновывать своё мнение;

Регулятивные.    

- принятие и сохранение учебной задачи.

Коммуникативные.

-умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации

Предметные.

-познакомиться с приёмом «контраст»

-работа с толковым словарём

 С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой

5 этап. Рефлексивная деятельность  

Цель этапа: 

Научить:

-соотносить

 полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат

своей деятельности;

- оценивать результат

учебной деятельности.

-Так что же значит любить?

-У вас на парте 2 квадрата красный и синий (один обозначает  любовь, а другой – страх)

-Что же сильнее страх или любовь?

Приём «Опрос – итог»

- Что нового вы  открыли для себя на уроке? 

 

- Кто помог вам прийти к этому открытию?

 

- Что-то вам захотелось узнать?

 

- Оцените свою работу на уроке.  

Домашнее задание  

1 уровень  - выразительное чтение рассказа

2 уровень  - подробный  пересказ текста

(Любить - это еще и жертвовать собой.)

Приём Светофор

Ребята поднимают квадраты.

Любовь побеждает страх, потому,  что любить – значит жертвовать собой.

Автор.

Ребята и наши рассуждения.

Учитель.

Толковый словарь Ожегова.

Ответы детей.

Знаки +, -

Личностные умения:

— оценивать результат собственной деятельности.

Познавательные умения:

-определять языковые особенности произведения, передающие настроение,   и обосновывать своё мнение;

Регулятивные умения:

— соотносить поставленную цель и полученный  результат деятельности.

Коммуникативные умения:

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения по теме: И. Тургенев «Воробей» 2 класс

Слайд 2

Чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения Любовь Страх Очень сильный испуг, сильная боязнь

Слайд 3

Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883)

Слайд 4

Художественный приём Контраст - резкая противоположность

Слайд 5

Приносить в дар Жертвовать Смущение Замешательство, стыд Благоговеть Глубоко уважать

Слайд 6

Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, самоотверженности Герой

Слайд 7

Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883) Рассказ «Воробей»

Слайд 8

СТРАХ ЛЮБОВЬ СТРАХ

Слайд 9

Домашнее задание: 1 уровень – выразительное чтение рассказа 2 уровень – подробный пересказ текста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок литературного чтения по теме "Басни" 3 класс

Интересная, нестандартная форма проведения обобщающего урока литературного чтения в 3 классе с использованием метода ученического проекта "Эзопов язык" Дети готовились к этому уроку на протяжении двух...

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме "Знакомство с учебником "Литературное чтение" 2 класс. Входной контроль.

Данная технологическая карта разработана к первому уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России"....

Конспект урока литературного чтения по теме "Чебурашка". 2 класс.

Урок содержит элементы мнемотехники: составление мнемического плана....

Урок литературного чтения по теме "В. Чаплина "Мушка"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 2 класс.

Урок литературного чтения по теме "В. Чаплина "Мушка"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 2 класс....

Урок литературного чтения по теме "Г.-Х. Андерсен "Принцесса на горошине"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 1 класс.

Урок литературного чтения по теме "Г.-Х. Андерсен "Принцесса на горошине"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 1 класс....

Презентация урока литературного чтения по теме: "Заклички". 1 класс. ПНШ.

Создать условия для формирования представления об игровом характере малых жанров фольклора - закличках....

Урок литературного чтения по теме "Загадки" 1 класс

История возникновения загадки,анализ построения загадки,правила составления загадок....