Конспект урока литературного чтения 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Иваненко Ольга Николаевна

Конспект урока литературного чтения по теме "Б.С.Житков "Как мальчик Женя научился говорить букву "р" составлен согласно требованиям ФГОС. Это урок открытия новых знаний. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Предмет Литературное чтение____________класс 1 _________________
Учитель_Иваненко Ольга Николаевна______________________________

школа МКОУ «Школа «№ 10 города Пласта» __________________________

Тема урока

Е. И. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

Тип урока Урок открытия новых знаний

Целевые установки урока

(для учителя)

формировать у учащихся навыки чтения; учить понимать основной смысл текста;

                       развивать речь, внимание, память.

Планируемые результаты
(для ученика)

Личностные (личностные УУД)

Метапредметные результаты

Предметные результаты

- проявлять интерес к объектам окружающего мира;

- действовать  согласно установленным учителем правилам;

- освоение планирования и организации деятельности, положительное отношение к конструктивным результатам деятельности лиц ближайшего окружения.

- понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои учебные достижения;

- овладеть логическими действиями сравнения, анализа, построения рассуждений;

- делать выводы на основании своих наблюдений.

- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;

- определять главную мысль и героев произведения;

- овладевать навыками правильного осознанного чтения по слогам и целыми словами.

Материально-техническое обеспечение урока В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкина и др. Азбука с.84-85, мультимедийная презентация, карточки для работы в парах.

Учебно-методическая литература

В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкина и др. Азбука с.84-85


ЦОР
мультимедийная презентация

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный

Приветствие. Проверка готовности.

Придумано кем-то                                        просто и мудро                                                 при встрече здороваться:                          «Доброе утро!»                                                   Всем доброе утро.

Желаю вам хорошего настроения в течение всего дня. Пусть на уроке вам будет тепло и уютно. А теперь за работу!

Проверяют готовность к уроку

2. Речевая разминка

Выполним упражнения для развития голоса и выработки чёткой дикции

Ра-ра-ра – начинается игра.                                            Ро-ро-ро – на полу стоит ведро.                                       Ры-ры-ры – у мальчика шары.                                            Ру-ру-ру – начинаем мы игру.

Читают чистоговорку сначала медленно, затем с ускорением.

Соревнуются в прочтении по рядам.

Регулятивные:

- определять и регулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

3. Актуализация знаний учащихся

1) - Отгадайте загадку:                                                  Буквы-значки, как бойцы на парад,                                     В строгом порядке построены в ряд.                     Каждый в условленном месте стоит                                   И называется строй … (алфавит).

- Сколько букв в русском алфавите?

- Сколько среди них гласных?                                         -  А согласных?

- Какие буквы не обозначают звуков?

2) Игра «Найди лишнюю букву»

- У вас на партах лежат карточки, вам необходимо найти лишнюю букву в каждой строчке и объяснить ваш выбор. Работаем в парах.

1. а, в, и, е

2. э, я, у, ы    1ряд

3. х, ш, м, ц

4. р, н, з, щ     2 ряд

5. ё, д, ь, х

6. ф, п, ю, ч     3 ряд

Отгадывают загадку, объясняют выбор отгадки.

Работают в парах

Советуются в парах, высказывают свои предположения, приходят к единому мнению.

Познавательные:                            - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Коммуникативные:

- вступать в учебный  диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Познавательные:

-  умение проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

Коммуникативные:                           - осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Личностные:                  -  действовать  согласно установленным учителем правилам;

3. Постановка целей и задач. Мотивация к учебной деятельности

- Итак, мы вспомнили, что такое алфавит,  и  по каким признакам можно группировать  буквы, а теперь посмотрим сценку, которую подготовили  ребята. Подумайте, какая буква будет сегодня главная на уроке.

1ученик:  Я теперь уже читаю,

                       Цифры знаю, буквы знаю.

2 ученик: (показывает на  букву «Р»):

                         Эту тоже?

1 ученик:  Ну, а как же?!

                       Скажет каждый во дворе:

                       Перед вами буква «рэ».

Буква Р :  Я -  не «рэ», не «рэ», не «рэ»,

                 Хоть пишусь я во «дворе»,

                   Ты найдёшь меня в «горах»,

                   «Тундре», «речке», «берегах».

                   Рокочу я громким громом

                   И реву звериным ревом

                   Вот тигриным, например.

                   Моё имя – буква «эр»!

1 ученик: Извините, я не знал.

2 ученик: Но он правильно читал!

- Какую ошибку сделал мальчик?

- Как вы думаете, какая же буква будет главная сегодня на уроке?

- Что мы знаем о букве «р»?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом о мальчике, который научился произносить эти звуки.

- Прочитайте запись на экране, и вы узнаете тему урока. Исходя из темы и слов –помощников сформулируйте учебные задачи урока.

1. Познакомиться с творчеством …

2. Учиться правильно, выразительно …

3. Отвечать на …

Смотрят сценку.

Высказывают предположения.

Дают характеристику звукам [р] и [р´].

Формулируют тему урока, учебные задачи.

Познавательные:                                 - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;                    

Коммуникативные:

- умение формулировать собственное мнение и позицию;

Познавательные:                            - умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; - умение осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

Регулятивные:

- определять и регулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Физминутка

По 1 ученику с каждого ряда выходят к доске, проводят физминутку.

4. Изучение знаний и способов деятельности

 

1. Рассказ о жизни и творчестве Е. И. Чарушина.

Евгений Иванович  Чарушин родился 29 октября  1901 года г. Вятке (нынче Киров). Отец его, Иван Аполлонович Чарушин, известный русский архитектор, дал сыну первые навыки рисования. Отец мальчика привил ему любовь к природе и охоте. Мать, Евгения Чарушина  -  садовод.   Она любила все живое и эту любовь передала сыну.                                                                Евгений Чарушин рисовать начал очень  рано. Он слушал сказки с карандашом и рисовал во время рассказа зверей и  птиц.

      С детства маленький мальчик Женя очень любил животных. В их доме водились кошки, собаки, кролики, козлята, певчие птицы. И эта любовь к животным помогла уже взрослому  Чарушину определиться в дальнейшей жизни. Вначале известность к нему пришла как к художнику – иллюстратору. Он иллюстрировал книги М. Пришвина, В. Бианки. Позже  Е. И. Чарушин сам написал рассказы о детях, о родной природе, о животных.

    Рассказ, который мы сегодня будем читать – это его воспоминание из детства.

2. Рассмотрите иллюстрацию на с.85. Предположите, кто главные герои рассказа. Что они делают?

 3. Первичное восприятие текста.

(Включает аудиозапись рассказа)

Внимательно послушайте рассказ «Как мальчик Женя научился говорить букву «р», чтобы ответить на вопросы и спросить значение слов, которые вам незнакомы.

4. Беседа по тексту.

- О ком этот рассказ? Верно ли было наше предположение?

- Что Женя не умел делать?                                    - Чему  же научился мальчик: говорить букву «р» или произносить звук, который этой буквой обозначается?

-Кто из вас заметил ошибку в заголовке?

- Значение каких слов в рассказе  вы не поняли?

 5. Подготовка к чтению (чтение трудных для прочтения слов). Слайд

    - Подготовимся к чтению рассказа и прочитаем  трудные слова.

не-пра-виль-но               вы-го-ва-ри-вать

не-вы-со-кий                  по-лу-ча-ет-ся

при-ле-те-ла                   рас-ка-ты-ва-ет-ся

по-лу-чи-лось                об-ра-до-вал-ся

по-смот-ре-ла                то-ро-пит-ся

на-кло-ни-ла                  ра-ду-ет-ся             при-щёлк-ну-ла            вы-го-ва-ри-ва-ет-ся 

Слушают рассказ учителя.

Рассматривают иллюстрацию, высказывают свои предположения.

Слушают аудиозапись, выделяют слова, значение которых не знают.

Отвечают на вопросы учителя.

Выясняют значение непонятных слов.

Читают слова.

Познавательные:                    - перерабатывать полученную информацию: делать выводы  в результате совместной работы всего класса.

Регулятивные:

- учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;

Познавательные:                    - перерабатывать полученную информацию: делать выводы  в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

- вступать в учебный  диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Познавательные:

- умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

Гимнастика для глаз

Выполняют гимнастику для глаз

5. Первичная проверка понимания изученного

   Повторное чтение учащимися и анализ текста.

-Почему мальчик Женя обиделся на ребят?

– Какие слова ребята предлагали  сказать Жене ? Найдите их в тексте?

-Можно ли смеяться над детьми, которые не могут ещё произносить    правильно некоторые звуки?

-А трудно ли  Жене  было научиться произносить звук  [р]? Как об этом сказано  в тексте?

-А какое настроение было у Жени, когда он

научился, произносить звук [р]?   Найдите в тексте эти слова.

- Какие черты характера мальчика помогли научиться произносить звук [р]?

( Упорность, настойчивость, целеустремленность,  терпеливость).

 -Как бы вы озаглавили этот текст по-другому ? («Трудная буква», «Обида»,           «Упорный Женя»)

- Чему же учит этот рассказ?

В жизни вам придётся и выигрывать и проигрывать. Но главное, чтобы вы не теряли надежду и веру в свои силы, в победу.

Теряйте на дороге мешки и утюги.

Когда устанут ноги, теряйте башмаки.

Теряйте  и роняйте, не велика беда.

Но только не теряйте надежды никогда!

Читают текст самостоятельно.

Осуществляют выборочное чтение.

Высказывают своё мнение, придумывают свой  заголовок к рассказу, комментируют выбор заголовка.

Определяют главную мысль текста.

Познавательные:

- умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

Коммуникативные:

- вступать в учебный  диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

- умение формулировать собственное мнение и позицию;

6.Закрепление изученного

Обсудите в парах и выберите пословицу, которая больше всего подходит к прочитанному   рассказу.

1.Терпение и труд всё перетрут.

2.Кто не работает, тот не ест.

3.Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Работают в парах: объясняют смысл пословиц, выбирают ту, которая отражает главную мысль текста.

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Коммуникативные:                          - осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

7. Обобщение и систематизация знаний

- С творчеством какого писателя познакомились на уроке?

- Как называется произведение Е. И. Чарушина, с которым мы познакомились?

-Кто главный герой рассказа?

- Давайте составим синквейн про мальчика Женю.

Женя

Терпеливый, настойчивый

Обиделся, выговаривал, обрадовался

Терпение и труд всё перетрут

Радость

Отвечают на вопросы учителя, комментируют правильность выполнения заданий.

Составляют синквейн.

Познавательные:                              - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

 - умение осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

8.Рефлексия

Закончите предложения:

На уроке мне понравилось …

Мне было трудно …

Я извлёк для себя урок…

 - Оцените свою работу с помощью смайликов

Оценивают свою деятельность на уроке, результаты этой деятельности.

Регулятивные:                          - учиться технологии оценивания учебных достижений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...