Технологическая карта урока по Литературному чтению по теме: В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение с народной сказкой «Морозко». Сравнение героев".
методическая разработка по чтению (3 класс)

Щербакова Ксения Игоревна

Технологическая карта урока по Литературному чтению по теме: В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение с народной сказкой «Морозко». Сравнение героев". 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta_literaturnoe_chtenie_moroz_ivanovich.docx37.47 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. Щербакова Ксения Игоревна

Предмет: литературное чтение

Класс:        3                                

Тема: В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение с народной сказкой «Морозко». Сравнение героев.

Тип урока: открытия новых знаний

Цель: создание условий для восприятия и осмысления художественного произведения В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»

Планируемые результаты

Предметные

Знать:  ФИО автора, название произведения,

Понимать: прочитанный текст

Применять: читать выразительно и правильно, анализировать поступки героев, отвечать на вопросы учителя.

Анализ: прочитанного текста, поступков героев

Синтез: формулировка проблемы х/п

Оценка: полученных знаний для дальнейшего изучения данного произведения и литературы в целом.

Метапредметные:

Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

- проговаривать последовательность действий на уроке.

- учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

- учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: 

- преобразовывать информацию из одной формы в другую.

- делать выводы в результате совместной работы

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные:

- развитие умения слушать и понимать речь других.

- выразительно читать и пересказывать текст.

- оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные

- развитие умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

- оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

- формирование мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Межпредметные связи: музыка

Основные понятия: В. Ф. Одоевский, русская народная сказка, авторская сказка

Технологии: совместного целеполагания

Ресурсы урока:

Для учителя: учебник «Литературное чтение» 3 кл ч2 Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А, презентация, музыкальное произведение

Для учащихся: учебник «Литературное чтение» 3 кл ч2 Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1.  Мотивация познавательной деятельности

– Добрый день, ребята! Проверим готовность к уроку. На парте должен лежать учебник по литературному чтению и карточки с текстом.

– Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки.  Помните, что на уроке нельзя выкрикивать с места, чтобы ответить, необходимо,

поднять руку. Успехов вам и удач!

– Тихонько сели девочки. Тихонько сели мальчики.

Здороваются, проверяют рабочее место.

2. Актуализация  необходимых знаний

Упражнение, направленное на развитие правильности восприятия и понимания текста. 

(Отрывок из русской народной сказки «Морозко»).

- Перед вами лежит текст (отдельные буквы, окончания, части слов закрашены белым цветом).

- Прочитайте текст глазами (у учащихся на столах карточки с текстом, который им нужно восстановить).

(Поехал старик в лес, доезжает до того места, — под большою елью сидит его дочь, веселая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около — короб с богатыми подарками.

Старик обрадовался, положил все добро в сани, посадил дочь, повез домой).

- Ваша задачей будет восстановить текст.

Поехал старик … лес, доезжа.. до того места, — … большою ел…ю сидит его дочь, весел…, румян…, в собольей шубе, вся в золоте, .. серебре, и около — коро… с богатыми п…дарками.

Ст..рик обрадова…, положил все добро в сани, посадил дочь, пове.. домой.

-Посмотрите на слайд, сверьте так ли у вас?

- Кто догадался, из какого произведения этот отрывок? (Из русской народной сказки «Морозко»).

- Объясните, почему сказка называется народной? (Сочинил народ, передавал из уст в уста).

- Какие виды сказок вы знаете? Дополните схему.

(На слайде появляется схема):

СКАЗКИ

                                                        НАРОДНЫЕ

ВОЛШЕБНЫЕ                БЫТОВЫЕ                О ЖИВОТНЫХ

- К какому виду сказок относится сказка «Морозко»? (волшебная сказка)

- Давайте вспомним, что характерно для волшебных сказок?

  • Присказка  

-Ребята, что такое присказка?

  • Наличие чудес, волшебства
  • Троекратное повторение (Это один из отличительных признаков волшебной сказки, т. е. герои задаются загадки, проходят испытания, а также встречают персонажей (жителей иного мира, например Бабу Ягу) в количестве три + бывает три героя в сказке ( три богатыря, три поросёнка, три брата, три царевны...)

  • Конец: Добро побеждает зло.

- Какие черты волшебной сказки можно обнаружить в этом фрагменте?

(чудо: падчерица сидела под большою елью вся в золоте, в серебре и около короб с богатыми подарками).

Восстанавливают текст, затем читают получившийся текст.

(Родовые окончания имен прилагательных, проверяемая безударная гласная в корне слова, мягкий знак для обозначения мягкости согласных, разделительный мягкий знак, парные согласные.)

(Из русской народной сказки «Морозко»).

(Сочинил народ, передавал из уст в уста).

Присказка — шутливое вступление или концовка сказки, рассказа, иногда в виде прибаутки, поговорки.

Начиная рассказывать длинную сказку, сказочник приговаривает: «это присказка, а сказка ещё впереди»; «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».

Сказка — ложь, да в ней намёк,

Добрым молодцам урок, —

заканчивает свою «Сказку о золотом петушке» А. С. Пушкин.

(чудо: падчерица сидела под большою елью вся в золоте, в серебре и около короб с богатыми подарками).

3. Организация познавательной деятельности

III. Сообщение темы и цели урока.

- Ребята, как вы думаете, чем отличается литературная сказка от народной? (Литературными сказки называются так, потому что они написаны писателями. Иногда писатели обрабатывают народные сказки, и они становятся литературными).

-Так произошло и со сказкой, название которой вы мне скажете после просмотра видео фрагмента. Показываю отрывок из советского мультфильма «Мороз Иванович)

-Ребята, из какой сказки этот отрывок?

- Верно отрывок из сказки «Мороз Иванович», которую написал Владимир Фёдорович Одоевский на основе русской народной сказки «Морозко».

- Как вы думаете какая будет цель нашего сегодняшнего урока?  

Цель урока: вот сегодня, ребята, мы начнем читать сказку «Мороз Иванович» и попробуем ее сравнить с русской народной сказкой «Морозко»: что общего? Чем они отличаются? Что нового открыла сказка, обработанная В.Ф. Одоевским?

- Прежде чем начать работать со сказкой, я хочу вам рассказал о Владимире Федоровиче Одоевском.  

Одоевский Владимир Федорович – русский писатель, философ и музыкальный критик.

Владимир Федорович родился в Москве 13 августа в 1803 году. Владимир Федорович стал последним представителем славного рода Одоевских, одних из предков знаменитых Рюриковичей. Интерес к литературе проявился у Владимира Федоровича еще в раннем детстве. Уже тогда мальчик твердо знал, что его истинное призвание – писать. У Владимира Федоровича было несколько произведений для детей: «Городок в табакерке», «Сказка о четырёх глухих» и «Мороз Иванович».

Очень много своего времени Одоевский посвящал благотворительности. Благодаря его стараниями было отремонтировано множество детских домов, создано несколько больниц (в том числе и детских), а также организовано Общество посещения бедных.

Владимир Федорович Одоевский является одним из основоположников русского музыкознания. Он же изобрел отечественную музыкальную критику. Владимир Федорович сам создал несколько интересных сочинений для фортепиано. Давайте, послушает одно из них под названием «Вальс соль минор».

1. Выявление главного настроения.

Ребята, как вы думаете какое настроение хотел передать в своем музыкальном произведении Владимир Федорович Одоевский?

Какая мелодия (темп, характер ее)? Быстрая, отрывистая, но и плавная.

Какое настроение у вас вызвала эта музыка? Что бы хотели делать под эту музыку? Танцевать

ФИЗМИНУТКА (под произведение Одоевского)

IV. Работа над новым материалом.

1.

- Откройте учебник на странице 76.

- Можно ли сразу определить вид сказки?

- Для работы над сказками нам пригодится схема- план (внимание на слайд):

«Морозко»

«Мороз Иванович»

1. Главные герои

2. Какие персонажи помогают главным героям?

3. Волшебные предметы

4. Чудеса, превращения.

5. Троекратность (повторы)

6. Автор сказки

7. Твой любимый герой

2. Работа над сказкой.

2.1. Чтение первой части.

(Прослушивание 1 части сказки (читает диктор), дети глазами следят по тексту).

- Подумайте, как можно озаглавить данную часть. (Жизнь Рукодельницы и Ленивицы. В одном доме жили. Знакомство с Ленивицей и Рукодельницей).

В одном доме жили Рукодельница да Ленивица.

В одном доме жили две девочки Рукодельница да Ленивица, а при них нянюшка. Рукодельница была умная девочка: рано вставала, сама, без нянюшки, одевалась, а вставши с постели, за дело принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодец за водой ходила.

 А Ленивица меж тем в постельке лежала, потягивалась, с боку на бок переваливалась, уж разве наскучит лежать, так скажет спросонья: "Нянюшка ,надень мне чулочки, нянюшка, завяжи башмачки", а потом заговорит: "Нянюшка, нет ли булочки?" Встанет, попрыгает, да и сядет к окошку мух считать; сколько прилетело да сколько улетело; Как всех пересчитает Ленивица, так ужи не знает, за что приняться и чем бы заняться; ей бы в постельку да спать не хочется; ей бы покушать да есть не хочется; ей бы к окошку мух считать да и то надоело. Сидит, горемычная, и плачет да жалуется на всех, что ей скучно, как будто в том другие виноваты.

 Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальет; да еще какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, наложит в нее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в нее воды, а вода-то знай проходит сквозь песок да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрустальная; а потом Рукодельница примется чулки вязать или платки рубить, а не то и рубашки шить да кроить, да еще рукодельную песенку затянет; и не было никогда ей скучно, потому что и скучать-то было ей некогда: то за тем, то за другим делом, а тут, смотришь, и вечер день прошел.

- Что вы заметили в этих сказках? (в сказке «Мороз Иванович» у девочек есть имена, которые характеризуют самих девочек).

3. Класс делится на 2 группы.

1 группа. Представьте Рукодельницу, ее внешний облик. Подберите слова, характеризующие девушку. Докажите словами из текста. Найдите в тексте описание. Подготовьте чтение.

Сравнить с падчерицей.

2 группа. Представьте Ленивицу, ее внешний облик. Подберите слова, характеризующие девушку. Докажите словами из текста. Найдите в тексте описание. Подготовьте чтение.

Сравнить с родной дочерью.

4. Заполнение таблицы (работа в паре).

«Морозко»

«Мороз Иванович»

1. Главные герои

Падчерица- неродная дочь

Рукодельница- добрая, умная, внимательная, трудолюбивая, любознательная

Родная дочь

Ленивица- злая, глупая, ленивая, ничем не интересуется.

2.2. Чтение второй части.

(Читают дети по цепочке или запись).

В колодце.

Однажды с Рукодельницей беда приключилась: пошла она на колодец за водой, опустила ведро на веревке, а веревка-то и оборвись; упало ведро в колодец. Как тут быть? Расплакалась бедная Рукодельница, да и пошла к нянюшке рассказывать про свою беду и несчастье; а нянюшка Прасковья была такая строгая и сердитая, говорит:

- Сама беду сделала, сама и поправляй; сама ведерко утопила, сама и доставай.

Нечего было делать: пошла бедная Рукодельница опять к колодцу, ухватилась за веревку и спустилась по ней к самому дну. Только тут с ней чудо случилось. Едва спустилась, смотрит: перед ней печка, а в печке сидит пирожок, такой румяный, поджаристый; сидит, поглядывает да приговаривает:

- Я совсем готов, подрумянился, сахаром да изюмом обжарился; кто меня из печки возьмет, тот со мной и пойдет!

Рукодельница, нимало не мешкая, схватила лопатку, вынула пирожок и положила его за пазуху.

Идет она дальше. Перед нею сад, а в саду стоит дерево, а на дереве золотые яблочки; яблочки листьями шевелят и промеж себя говорят:

- Мы, яблочки наливные, созрелые; корнем дерева питалися, студеной росой обмывалися; кто нас с дерева стрясет, тот нас себе и возьмет.

Рукодельница подошла к дереву, потрясла его за сучок, и золотые яблочки так и посыпались к ней в передник.

Рукодельница идет дальше. Смотрит: перед ней сидит старик Мороз Иванович, седой-седой; сидит он на ледяной лавочке да снежные комочки ест; тряхнет головой от волос иней сыплется, духом дохнет - валит густой пар.

- А! сказал он. Здорово, Рукодельница! Спасибо, что ты мне пирожок принесла; давным-давно уж я ничего горяченького не ел.

Тут он посадил Рукодельницу возле себя, и они вместе пирожком позавтракали, а золотыми яблочками закусили.

Знаю я, зачем ты пришла, говорит Мороз Иванович, ты ведерко в мой студенец (колодец) опустила; отдать тебе ведерко отдам, только ты мне за то три дня прослужи; будешь умна, тебе ж лучше; будешь ленива, тебе ж хуже. А теперь, прибавил Мороз Иванович, мне, старику, и отдохнуть пора; поди-ка приготовь мне постель, да смотри взбей хорошенько перину.

2.3. Работа над второй частью, анализ.

- Как можно озаглавить вторую часть? Ваши варианты.

- А теперь подумайте, какой пункт нашей таблицы мы сейчас можем заполнить?

«Морозко»

«Мороз Иванович»

1. Главные герои

Падчерица- неродная дочь

Рукодельница- добрая, умная, внимательная, трудолюбивая, любознательная

Родная дочь

Ленивица- злая, глупая, ленивая, ничем не интересуется.

2. Какие персонажи помогают главным героям?

3. Волшебные предметы

1. Морозко.

  1. Студенец.
  2. Печка.
  3. Дерево с золотыми яблоками.
  4. Мороз Иванович.

 

(Литературными сказки называются так, потому что они написаны писателями. Иногда писатели обрабатывают народные сказки, и они становятся литературными).

Предполагают цель урока.

Мороз Иванович

ВЫСТАВКА  КНИГ в презентации

Слушанье произведения для фортепиано «Вальс соль минор»

Нет

(в сказке «Мороз Иванович» у девочек есть имена, которые характеризуют самих девочек).

4. Подведение итогов

- Можно ли сейчас определить вид данной сказки?

- Что мы делали сегодня на уроке?

- Чему учились на уроке?

- Сегодня вы все хорошо потрудились.

Рефлексия

-Какие пословицы отражают основную мысль сказки? Прочитайте их. Что в них общего и чем они различны?

•        Бог терпел и нам велел.

•        Носи платье – не сметывай, терпи горе- не сказывай.

•        Терпение и труд все перетрут.

•        Пока солнце взойдет - роса очи выест.

•        Час терпеть – век жить.

VI. Домашнее задание.

Дочитать сказку и заполнить полностью таблицу сравнения двух сказок.

– Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.

– учились высказывать свои мысли,  правильно и красиво читать.

 Дополнительный материал:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку литературного чтения 3 класс В.Ф.Одоевский "Мороз Иванович". Сравнение с народной сказкой.

Презентация содержит материал к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "В.Ф.Одоевский.Мороз Иванович. Сравнение с народной сказкой"....

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...

Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Сравнение сказок "Морозко" и "Мороз Иванович" 3 класс "Перспектива".

Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Сравнение сказок "Морозко" и "Мороз Иванович"...

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе «Сказка два мороза»

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе  «Сказка два мороза»...

технологическая карта урока по литературному чтению на тему «Русская народная сказка «Журавль и цапля»»

технологическая карта урока по литературному чтению на тему «Русская народная сказка «Журавль и цапля»»...